Где красота – там доброта

Воспитание экологической культуры на уроках природоведения

Воспитание экологической культуры школьника – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Здесь важным является развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умения бережно относиться ко всем природным компонентам.
Для этого на уроках природоведения используются стихотворения, которые учат научному видению природы, раскрывают сложные взаимосвязи окружающей среды. Поэтическое произведение воспевает красоту, хрупкость и величие русской природы, способствует формированию чувства любви к природе.
Задания к стихотворениям помогают ученикам самостоятельно сделать выводы о взаимоотношениях человека и природы. Творческие задания позволяют выразить свое нравственное отношение к природе.
Александр АНДРИЯНОВ, зам. директора по УВК Тихменевской общеобразовательной школы Кузнецкого района Пензенской области, предлагает несколько стихотворений, которые могут быть использованы на уроках природоведения, экологии и внеклассных занятиях.

Тема. “Природа-чудесница”
Цели. Учить ценить красоту природы, вызвать у ребят чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе.

Наша планета – Земля

Наша планета – Земля –
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хорошо, приглядись,–
Клены, березы и елки!..
Пенью у птицы учись,
А трудолюбью – у пчелки.
                              (Л.Савчук)

* * *

Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою...
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы –
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями –
Уже ручей звенит струной!
Уже гроза гремит громами!
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода!
Ты слышишь: дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым,
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!
                         (В.Суслов)

Вопросы

1. Какой вы представили себе нашу планету?
2. Какую ценность для человека представляет природа?
3. Почему природа требует к себе доброго отношения?
4. Какие бы рисунки вы сделали к стихотворению?

Тема. “Берегите воду”
Цели. Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество окружающей среды.

* * *

Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла
Негромкая...
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез...
Как будто люди целью задались
Убить ее
И своего добились.
                     (С.Викулов)

* * *

Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка...
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
                              (В.Орлов)

* * *

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх –
Стала тонкой-тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.
Дунет ветер – и в минутку
След ее песком затрет.
Муравей – на что малютка –
Вброд речонку перейдет.
                         (Пер. с болгарского В.Викторова)

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему речка стала такой грязной?
2. Объясните строки стихотворения: “Если высохнут малые речки,/ Обмелеет большая река”.
3. Чем школьники могут помочь речке?
4. Составьте правила поведения у реки и нарисуйте к ним условные знаки.

Тема. “Растение – Земли украшение”
Цели. Показать детям многообразие растительного мира, учить школьников уважительному отношению к живым организмам.

* * *

Неподалеку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке.
И вот круглой головой
Над первой, робкою травой –
Следит широким глазом
За всем на свете разом!
За ветерками на реке,
И облаками вдалеке,
И за шмелем в пижаме,
И – с ужасом – за нами...
                        (И.Мазин)

Вопросы

1. Каким вы представили цветок?
2. Почему цветок с “ужасом” следит за нами?

* * *

Он долго рос,
Он ждал весны,
И наконец расцвел!..
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел.
Сорвал цветок с лица Земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
А под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одинокие листа
На землю льют росу.
                        (А.Новик)

* * *

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит;
Мне кажется, его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат лес,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем: а вдруг
Услышим я и ты.
        (Е.Серова)

Вопросы

1. Что вы представили, когда слушали стихотворение?
2. Почему ландыш стал редким растением?
3. К какому отношению к редким растениям призывает автор?

* * *

Я нашла в лесу фиалку,
А срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу –
Лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела,
Пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу –
Одуванчик принесу.
               (Н.Найденова)

* * *

Цветы полевые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени леса густой
Найдем колокольчик лиловый.
В просторных лугах наберем
Охапки росистых ромашек.
С цветами домой мы пойдем,
Поставим их в комнате нашей.
                (В.Донникова)

Вопросы и задание

1. Почему автору стихотворения жалко цветы?
2. Какие меры следует предпринимать для сохранения красиво цветущих растений?
3. Какие ошибки в поведении детей описал автор?
4. Нарисуйте условные знаки об охране редких растений.

* * *

Средь хвойного бора,
Дремучего бора,
Нельзя не заметить
Меня, мухомора.
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен,
Лечу я оленей,
Для них я прекрасен.
А вот для детишек
Я очень опасен.
               (Е.Трутнева)

Вопрос и задание

1. Почему ядовитые грибы тоже нужно беречь?
2. Нарисуйте условный знак об охране мухомора, объясните его.

Тема. “Доктора леса”
Цели. Углубить знания учеников о роли животных в природе, учить доброжелательному отношению к живым существам, учить видеть взаимосвязи в природе.

* * *

Муравьишки-торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за дружкой по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай.
              (А.Бободжан)

Вопросы и задание

1. Чем питаются муравьи?
2. Можно ли их назвать хищниками? Почему?
3. Почему муравьев называют “санитарами леса”?
4. Нарисуйте эскиз плаката об охране муравейников.

* * *

У совы
Глаза, как плошки,
А не видят днем
Ни крошки.
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом:
И ежонка на дорожке,
И зайчонка под кустом,
И травинку на пригорке,
И хвоинку на земле,
Даже мышку в темной норке,
Даже белочку в дупле.
                      (И.Мазин)

Вопрос и задания

1. Какова роль совы в природе?
2. Составьте пищевую цепочку по стихотворению, дополните недостающие звенья.
3. Сделайте рисунок совы с добычей.

* * *

По лесу шел я.
Кругом ни звука.
Утреннее затишье.
И вдруг
Дятел вдали равномерно затукал:
Тук-тук, тук-тук.
Сколько забот у тебя, непоседа,
Только работать да поспевать!
Ну, берегись, жуки-короеды,
Всем вам сегодня не сдобровать!
                     (Н.Старшинов)

Вопросы и задание

1. Какова роль птиц в природе?
2. Почему дятла называют “доктором леса”?
3. Каким вы представили дятла? Нарисуйте его.

Тема. “Как вести себя в природе?”
Цели. Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, чутко ощущать трагизм, жестокость, будить сострадание, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях, закрепить знания о культуре поведения в природе.

Белая черемуха

Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветвями шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья...
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь.
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
                 (З.Александрова)

Дикарь в лесу

Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
                 (Г.Ладонщиков)

Вопрос и задание

1. Что вы представили, когда читали стихотворение?
2. Придумайте условные знаки о правилах поведения в природе.

Мертвый лес

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей.
                                   (Г.Горбовский)

Вопросы и задание

1. Что вас особенно взволновало в стихотворении?
2. Какое влияние оказывает пожар на экосистему леса?
3. Предложите основные мероприятия по охране леса от пожаров.

* * *

Все так изрезано в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах,
Как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы...
                        (П.Бровко)

Вопросы и задание

1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
2. Как человек поступает по отношению к природе?
3. Нарисуйте эскизы плакатов об охране леса.

Будь человеком

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ты с палкой по лесу гулял,
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню,
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь человеком, человек,
Ты на земле своей!
                        (С.Михалков)

Вопросы

1. Почему автор осуждает поведение вашего ровесника в лесу?
2. Как можно объяснить последние строки стихотворения?

Таким образом, через стихотворения школьники получают новые знания, закрепляют и обобщают имеющиеся. Стихотворения используются не как фон, не как вспомогательное средство, а как предмет анализа, диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания. Их можно применять на любом дидактическом этапе урока. Исходя из этого, на уроке они выполняют воспитательные, развивающиеся и познавательные функции, придают уроку нетрадиционный характер, способствуют развитию гуманного, экологически целесообразного отношения к природе.

TopList