коррекционно-развивающее обучение

Геометрия в начальных классах

Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития слабоуспевающих школьников.

О том, как можно изучать геометрию в начальной школе в классах коррекционно-развивающего обучения рассказывает Галина КАПУСТИНА, с.н.с. ИКП РАО г. Москвы.

Место геометрического материала в программе по математике и задачи его изучения

Геометрический материал в начальных классах является составной частью курса математики. Учащиеся в процессе его изучения:

Геометрический материал в программе начальной школы не выделяется в самостоятельный раздел, он включается в программу каждого года обучения. Надо отметить его тесную связь с другими разделами математики, и прежде всего с арифметикой. В основе этой связи лежит возможность установления отношений между числом и геометрической фигурой, что позволяет использовать фигуры при формировании понятий числа, свойств чисел и операций над ними. И, наоборот, использовать числа для изучения свойств геометрических фигур. На первом году обучения геометрические фигуры и тела применяются в качестве объектов для пересчитывания (как счетный материал). Позже такими объектами должны стать элементы фигур (стороны, углы, вершины многоугольников). В первом классе учащиеся знакомятся с измерением отрезков, что позволяет установить связь между отрезком и числом. Знакомство с измерением отрезков позволяет наглядно иллюстрировать представления о натуральном числе, десятичной системе счисления (сантиметр – единица, дециметр – сотня, километр – тысяча), об операциях над числами (масштабная линейка как числовой луч, как счетный прибор). Геометрические фигуры используются также при изучении долей единицы.

Как отмечается в методических руководствах для учителей, введение элементов геометрии в начальной школе носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой систематического курса геометрии, где основное внимание уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними. Наглядная геометрия представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций подвижных моделей отрезков, углов, треугольников и других разных фигур, систему упражнений в черчении и моделировании геометрических форм из различных материалов. Эти упражнения сопровождаются вычислениями, связанными с изучением свойств геометрических фигур: сторон, углов, периметров, площадей. Все это способствует выработке у детей умений
конструировать, преобразовывать фигуры, формирует у них интерес к различным построениям.

Изучение элементов геометрии в 1–4-м классах должно подготовить учащихся к систематическому усвоению курса на основной ступени обучения.

В начальных классах геометрический материал изучается в основном на уровне знания-знакомства. Здесь никакие правила и определения не заучиваются, ученики практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге и т.д.

Попытки преодолеть недостатки традиционного курса геометрии предпринимались в различных направлениях, главным образом в плане усовершенствования содержания пропедевтического курса и методики его изложения. Некоторые педагоги, отмечая бедность геометрического материала на страницах учебников математики, расширяют его содержание, включая дополнительные задания геометрического характера, увеличивая количество изучаемых понятий и терминов. Одни методисты уже с первого класса отводят на изучение геометрии отдельный урок, другие включают элементы геометрической пропедевтики в каждый урок математики (до 10 мин), при этом проводят целенаправленную работу по развитию пространственного воображения и логического мышления учащихся, а также увеличивают количество заданий, связанных с деятельностью самих детей.

В настоящее время существует много параллельных и альтернативных программ по курсу математики в начальной школе. В них изучению геометрического материала уделяется значительно больше внимания, чем в традиционной. Учитель может преподавать по любой из этих программ, а может создать и свою собственную. Интегрированный курс “Математика и конструирование” (Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ, начальные классы. – М.: Просвещение, 1992, с. 86) предусматривает усиление геометрической линии начального курса математики с целью формирования начальных элементов конструкторского мышления, развития логического мышления, воображения и пространственных представлений. Изучение геометрического материала идет на уровне представлений, а за основу изложения учебного материала берется наглядная и практическая деятельность учащихся. Курс “Математика и конструирование” дает возможность дополнить учебный предмет “Математика” практической конструкторской деятельностью учащихся.

Для начальных классов КРО разработаны вариативные учебные планы и программы, позволяющие осуществлять дифференцированный подход к слабоуспевающим детям с учетом особенностей их развития. В них наряду с одинаковым по объему математическим материалом и требованиями к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих начальную школу, имеется третий вариант учебного плана – “Математика и конструирование”, – разработанный с учетом аналогичного курса общеобразовательной школы для детей, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. Он рассчитан на два года начального коррекционно-развивающего обучения с целью не только обеспечить математическую грамотность слабоподготовленных учащихся, но и расширить их пространственные и геометрические представления на доступном для них материале – на начальных элементах конструирования, для коррекции индивидуальных недостатков мыслительной деятельности и речи детей.

Одним из основных положений этого курса является усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие пространственных представлений и воображения и включающей в себя на уровне практических действий изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой основе базы и элементов конструкторского мышления и умений, усиление графической линии действующего курса трудового обучения.

Конструкторские умения включают:

– умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах;
– умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей (деталей);
– умение видоизменить (трансформировать) объект;
– умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;
– умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.

Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним рекомендуется выполнять задания конструкторского характера, которые постепенно усложняются. На основе предметно-практической деятельности у детей формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания. Доступная детям практическая деятельность помогает также снизить умственное переутомление, которое часто возникает у детей с ослабленным здоровьем. С этой же целью материал, особенно на первоначальном этапе обучения, целесообразно предъявлять в занимательной форме, с максимальным использованием дидактических игр и упражнений.

В течение первого года обучения рекомендуется элементы конструирования включать в каждый урок математики (приблизительно на 10 мин), в зависимости от цели и вида каждого конкретного урока. На втором году обучения предлагается проводить уроки математики с элементами конструирования (5 ч в нед.) и уроки конструирования с элементами математики (1 ч в нед.). Один час, по учебному плану, берется из предмета “Технология”. Таким образом, программа третьего варианта, сохраняя основное содержание и объем общеобразовательной начальной школы, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения детей с ослабленной нервной системой.

Продолжение следует

TopList