ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ЗВЕРЕВА,
учитель начальных классов школы № 1724
г. Москва

Поет зима – аукает...

Стихотворные тексты часто вызывают затруднения в работе педагога. Как познакомить детей с поэзией, чтобы это знакомство стало запоминающимся? Какие виды работ помогут в этом процессе?
Ответить на эти вопросы помогает Елена ЗВЕРЕВА, учитель начальных классов школы № 1724 г. Москвы.

3-й класс

Тема. "С.Есенин: "Поет зима – аукает...", "Пороша"".

Цели. Познакомить с творчеством С.Есенина; развивать понимание содержания лирических произведений, вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.

Оборудование. Учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, маршрутные листы, грамзапись музыкального произведения М.Минкова "Танец снежинок", проигрыватель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Разделимся на 4 группы, и каждая группа сядет полукругом, чтобы удобнее было работать.

II. Постановка темы урока

У. Сегодня нас ждет много интересного, но прежде чем мы начнем работать, догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке.

Учитель открывает на доске запись.

На доске:

Поет зима – аукает?

Дети высказывают свои предположения.

– Правильно вы предположили. Речь пойдет о зиме. Перед вами записана строчка из стихотворения Сергея Есенина "Поет зима – аукает...". Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя стихотворениями этого поэта о зиме.

III. Эмоциональная подготовка к восприятию текста

Гаснет свет, звучит "Танец снежинок" композитора М. Минкова, крутится блестящий шар.

У. Что вы представляете, слушая зимнюю зарисовку композитора Минкова?

Дети. Вьюгу, тихо падающий снег, танец снежинок...

У. Кто смог почувствовать зиму?

Дети поднимают руки.

– С помощью чего композитор помог нам почувствовать зиму?

Д. С помощью звуков.

У. Теперь каждая группа получает маршрутный лист, который поможет вам работать на уроке. Найдите в своих маршрутных листах вопрос, который обозначен символом (?). Ответьте на него.

После каждого этапа работы учитель подводит итоги. Перед каждым новым этапом читает критерии оценки ответа. (См. Приложение.)

Дети читают вопрос, обсуждают в группах и высказывают свое мнение.

– Посмотрите на иллюстрацию на доске. Так изобразила зиму ваша учительница по рисованию. Представьте себя участниками изображенного. Что вы чувствуете? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Донес художник до нас то, что хотел, с помощью кисти?

Д. Да.

IV. Работа с текстом

У. Сможем ли мы почувствовать зиму, изображенную художником слова?

Д. Не знаем.

У. Прочитайте про себя два стихотворения на с. 66–67 учебника.

Дети читают стихотворения про себя.

– Какое стихотворение вам понравилось больше?

Дети отвечают.

– Внимательное чтение поможет нам понять стихотворения, почувствовать, ответить на вопросы. Начнем читать и анализировать первое стихотворение С.Есенина "Поет зима – аукает...".

Дети читают вслух законченными смысловыми частями.

Ученик 1.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка...

У. Что вы представили?

Д. Сосняк, укрытый снегом.

У. Что такое сосняк?

Д. Сосновый лес.

У. В тексте встретилось слово "стозвоном". Поэт сам придумал его. Догадайтесь, как оно образовано?

Д. Сто звонов.

У. Что автор хотел выразить этим словосочетанием?

Д. Слышится много различных звуков, производимых раскачиванием сосен.

У. А как это зима "аукает" этими звуками?

Д. Как будто деревья перекликаются друг с другом.

У. Почему этими звуками можно убаюкать лес?

Д. Они негромкие, приглушенные...

У. Давайте читать дальше!

Ученик 2.

Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака...

У. Как плывут облака?

Д. Медленно, лениво, видимо, небольшой ветер.

У. Почему автор назвал облака седыми?

Д. Так как они сероватые, пушистые.

У. Почему они уплывают в далекую страну?

Д. Зима им не нравится.

У. Что же дальше?

Ученик 3.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна...

У. Что такое метелица?

Д. Сильный ветер со снегом, вьюга.

У. Как это – "стелется ковром"?

Д. Намела снегу, что ковер расстелила.

Ученик 4.

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна...

У. Какую картину вы представили?

Д. Сиротливые – некому их защитить, обогреть, греются друг от друга.

Ученик 5.

...Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...

У. Как мы прочитаем эти строчки?

Д. С жалостью, с болью...

Ученик 6.

...А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней...

У. Тут уже началась настоящая буря с воем. Читаем дальше.

Ученик 7.

...И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

У. Почему пташки не спят, а дремлют?

Д. Вьюга не дает им уснуть.

У. Какой эпитет к слову "пташки" помогает нам представить, как они беззащитны перед разбушевавшейся стихией?

Д. Нежные.

V. Физкультминутка

VI. Работа с текстом (продолжение)

У. Какая зима в этом стихотворении?

Д. Недобрая, безжалостная...

У. Много ли в стихотворении красок?

Д. Нет.

У. Почему же мы почувствовали зиму?

Д. В стихотворении много звуков!

У. Сейчас я проверю, как вы смогли их услышать! Найдите в маршрутном листе задание с театральной маской. Прочитайте его.

Дети работают в группах и изображают звуки, которые они смогли "услышать".

– Зачем мы выполняли эту работу?

Д. Чтобы лучше почувствовать текст и прочитать его выразительно.

У. Думаю, теперь вы сможете это сделать!

Выслушивается выразительное чтение стихотворения представителем каждой группы.

– Теперь самое сложное задание, требующее от вас самостоятельности суждений. У каждой группы задание свое, но критерии оценки у всех одинаковые. Найдите в маршрутном листе задание со звездочкой. Прочитайте его.

Дети читают задания на маршрутных листах.

– С какими произведениями Есенина вам предстоит работать?

Д. Со стихотворениями "Поет зима, аукает..." и "Пороша".

У. Прочитайте стихотворение "Пороша" на с. 67 учебника и выполняйте работу.

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

1914

В группах идет обсуждение, затем дети представляют задания.

VII. Итог урока

У. Пришло время вернуться к главному вопросу урока. Найдите в своих маршрутных листах задание с мишенью. Прочитайте его.

Дети читают.

– Какой знак вы поставили в конце предложения?

Дети отвечают.

– Давайте прочитаем это предложение с нужной смысловой интонацией!

Дети зачитывают предложение.

– Я очень рада, что вы услышали голос зимы!

Учитель подводит итоги работы по маршрутным листам в баллах, баллы переводятся в отметки.

VIII. Домашнее задание

У. Выучите наизусть наиболее понравившееся стихотворение.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Маршрут для группы I

Композитор или художник больше поможет нам почувствовать зиму?

а) Композитор, потому что...
б) Художник, потому что...

Без слов покажите, из каких звуков складывается зимняя картинка стихотворения С.Есенина "Поет зима – аукает...":

– звуки начала стихотворения;
– в середине стихотворения;
– в конце стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

1) Определите авторскую идею стихотворения С.Есенина "Поет зима – аукает...".
2) Какое, по вашему мнению, стихотворение ближе к изобразительному искусству?

а) "Поет зима – аукает ...", потому что...
б) "Пороша", потому что...

Поставьте нужный знак в конце предложения после проделанной работы: "Поет зима – аукает ":

а) • (Если вы услышали ее голос.)
б) ? (Вы не услышали голос зимы.)
в) !!! (Вы услышали голос зимы очень отчетливо.)

 

Маршрут для группы II

Композитор или художник больше поможет нам почувствовать зиму?

а) Композитор, потому что...
б) Художник, потому что...

Без слов покажите, из каких звуков складывается зимняя картинка стихотворения С.Есенина "Пороша":

– звуки начала стихотворения;
– в середине стихотворения;
– в конце стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

1) Определите авторскую идею стихотворения С.Есенина "Пороша".
2) Какое, по вашему мнению, стихотворение ближе к музыке?

а) "Поет зима – аукает...", потому что...
б) "Пороша", потому что...

Поставьте нужный знак в конце предложения после проделанной работы: "Поет зима – аукает ":

а) • (Если вы услышали ее голос.)
б) ? (Вы не услышали голос зимы.)
в) !!! (Вы услышали голос зимы очень отчетливо.)

 

Маршрут для группы III

Композитор или художник больше поможет нам почувствовать зиму?

а) Композитор, потому что...
б) Художник, потому что...

Без слов покажите, из каких звуков складывается зимняя картинка стихотворения С.Есенина "Поет зима – аукает...":

– звуки начала стихотворения;
– в середине стихотворения;
– в конце стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

1) Найдите в тексте стихотворения "Поет зима – аукает..." средства художественной выразительности, которые передают звуки зимы.
2) После чтения этих стихотворений можно ли определить:

а) С.Есенин любит зиму. (Почему?)
б) С.Есенин не любит зиму. (Почему?)
в) Настроение стихотворения зависит от настроения поэта.

Поставьте нужный знак в конце предложения после проделанной работы: "Поет зима – аукает ".

а) • (Если вы услышали ее голос.)
б) ? (Вы не услышали голос зимы.)
в) !!! (Вы услышали голос зимы очень отчетливо.)

 

Маршрут для группы IV

Композитор или художник больше поможет нам почувствовать зиму?

а) Композитор, потому что...
б) Художник, потому что...

Без слов покажите, из каких звуков складывается зимняя картинка стихотворения С.Есенина "Поет зима – аукает...":

– звуки начала стихотворения;
– в середине стихотворения;
– в конце стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

1) Найдите в стихотворении "Пороша" средства художественной выразительности, рисующие зимнюю картинку.
2) Какое стихотворение нравится больше теперь? (Мнения в группе могут быть разными.)

а) Теперь нравится больше стихотворение ... , потому что почувствовал, как точно описана зима.
б) Мое мнение не изменилось, потому что не почувствовал красоту стихотворения ...
в) Нравятся оба стихотворения, потому что...
г) Мое мнение изменилось по другой причине. (По какой?)
д) Мое мнение не изменилось по другой причине. (По какой?)

Поставьте нужный знак в конце предложения после проделанной работы: "Поет зима – аукает ".

а) • (Если вы услышали ее голос.)
б) ? (Вы не услышали голос зимы.)
в) !!! (Вы услышали голос зимы очень отчетливо.)

 

Задание

Критерии оценки

1 гр.

2 гр.

3 гр.

4 гр.

Мнения могут быть разными, но здесь учитывается:

1) умение выразить свои мысли;
2) полнота ответа;
3) умение подтвердить свои мысли;
4) умение работать дружно;
5) умение быть слушателем;

 

 

 

 

1) актерское мастерство;
2) правильное понимание текста;
3) оригинальность исполнения;
4) дружная работа;
5) умение быть слушателем и зрителем;

 

 

 

 

1) техника чтения;
2) выразительность чтения;
3) умение выбрать нужную смысловую интонацию;
4) старание;
5) умение быть слушателем;

 

 

 

 

1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) умение высказать свои мысли;
4) умение подтвердить свои суждения;
5) умение быть слушателем;

 

 

 

 

1) умение высказывать свои мысли;
2) убедительность ответа;
3) доказательность суждений;
4) умение работать дружно;
5) умение быть слушателем.

 

 

 

 

Общее количество баллов

 

 

 

 

 

TopList