УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

 

Изучаем глаголы

Глагол – одна из самых сложных и интересных тем, изучаемых в начальной школе.
Как правильно использовать время, отведенноее на отработку грамотного письма этой части речи? Как построить занятия, чтобы детям было и увлекательно на уроке, и при этом закреплялись орфографические навыки? Вы можете воспользоваться идеями учителей, чьи работы представлены в рубрике.

4-й класс

Тема. "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам".

Цели. Обобщить знания о глаголе, его грамматических особенностях; формировать умения распознавать лицо и число глагола.

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях"; предметные картинки: яблоко, пес Соколко, волшебное зеркальце, корзинка с "яблоками"; ТСО: магнитофон и аудиокассета "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" (отрывки), раздаточный материал для письма по памяти.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная беседа

Учитель. С жизнью и творчеством какого русского писателя мы познакомились на уроках чтения?

Дети. С творчеством Александра Сергеевича Пушкина, а также с его "Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях".

На доске:

"Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок".

У. Объясните высказывание Пушкина.

Д. В сказках много вымысла, но тем не менее сказка учит читателей правильным поступкам.

У. Какой волшебный предмет встречается в этой сказке?

Д. Волшебное зеркальце.

У. Сегодня на уроке с помощью волшебного зеркальца мы с вами отправимся в путешествие по страницам книги.

III. Постановка темы урока

У. Мы будем вспоминать "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" и наблюдать изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Закроем глаза и перенесемся в сказку.

Дети закрывают глаза, учитель включает аудиозапись, где звучат слова из сказки:

"Свет мой зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

IV. Чистописание

Дети открывают глаза, и одновременно учитель раскрывает доску.

У. Мы попали на первую страницу книги.
С чего начинается сказка Пушкина?

Д. Царь отправился на войну, а царица села ждать его у окна.

У. Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.

Мороз рисует на окнах узоры, а мы с вами будем прописывать узоры и буквы в тетрадях. Какую букву напоминает волшебное зеркальце?

Д. Букву о.

Учитель показывает на доске соединения букв, дети прописывают в тетрадях.

V. Орфографическая минутка

У. Вспомните орфограмму и объясните написание слов.

На доске:

м...р...сит
к...р...бок
г...р...дишко

в...р...на
д...р...гой
ст...р...нка

Д. В этих словах встречается буквосочетание -оро-.

У. Мы можем отправиться в путь после того, как вы запишете слова с буквосочетанием -оро-.

Учитель диктует: заморозил, воробушки, короткий, сторожит, корова.

Дети записывают слова и подчеркивают словосочетание -оро-.

– Мы отправляемся на вторую страницу, а сопровождать в пути нас будет пес из сказки. Вспомните его кличку.

Д. Соколко.

VI. Закрепление пройденного материала

На доске иллюстрации пейзажей.

У. Что это за пейзажи? К какому этапу биографии писателя они имеют отношение?

Д. Эти картины природы Пушкин наблюдал, находясь в ссылке в имении своего отца – селе Михайловское. Пушкин бродил в тени аллей, наблюдал за течением реки, слушал шепот дубрав – и у него рождались новые стихотворения.

У. Прочитайте предложения, записанные на доске.

На доске:

Река плавно огибала луга и уходила за горизонт.
Река плавно огибала луга она уходила за горизонт.

– Запишите их к себе в тетради, поставьте, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку. Сделайте грамматический разбор предложений. Выпишите из предложений глаголы, употребив их в форме настоящего времени.

Один ученик работает у доски.

огибала – огибает (3 л., ед. ч.)
уходила – уходит (3 л., ед. ч.)

– Что вы знаете о глаголах прошедшего, настоящего и будущего времени?

Дети рассказывают правила.

– Что общего у глаголов настоящего и будущего времени?

Д. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

У. Вы хорошо справились с заданием и можете отправляться на третью страницу нашей книги. Скажите, какой эпизод сказки запечатлен на иллюстрациях?

Д. Этот эпизод рассказывает о том, что царевна нашла приют в доме семи богатырей и стала им "милой сестрицей". Братья рано утром уезжали на охоту, а царевна оставалась в доме за хозяйку.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял...

У. Я буду зачитывать отрывки из сказки, а вы должны выписать глаголы, указать над ними время, лицо и число.

...и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору...

Пес ей под ноги – и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей...

И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.

Два ученика выполняют задание на индивидуальных досках для дальнейшей проверки работ всего класса.

Учитель вывешивает на доску иллюстрации "Соколко" и "яблоко".

– Что случилось с верным другом?

Д. Братья, вернувшись домой, увидели мертвую царевну, а Соколко:

...на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох...

У. Чтобы не допустить смерти нашего героя, мы должны правильно выполнить следующее задание: найти "начинку" предложенных "яблочек".

Для проведения данной дидактической игры используется небольшая корзинка, круглые красные и желтые коробочки из-под "Киндер-сюрприза", в которых спрятаны листочки с написанными на них глаголами в неопределенной форме: везти, вести, лететь, читать, бегать, гулять.

– Что за "начинка" в ваших "яблоках"?

Д. Глаголы в неопределенной форме.

У. Измените глаголы по лицам и числам.

Дети работают в тетради самостоятельно.

– И с этим заданием вы справились, можем отправляться на четвертую страницу нашей книги.

Учитель обращает внимание детей на доску.

– В какой эпизод сказки мы попали?

Д. Королевич Елисей по свету скачет в поисках невесты, и только Ветер подсказал Елисею, где найти царевну:

"Там, за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней – глубокая нора.
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный..."

У. Чтобы помочь Елисею разбить хрустальный гроб, мы должны указать связь слов в словосочетаниях, записанных на доске, определить лицо, число и время глаголов.

На доске:

мечтаешь (...) о любви, верим (...) в сказку, встречаем (...) богатырей, ездите (...) на лошади, наблюдаю (...) за псом, прибирает (...) в доме

Дети по одному выходят к доске и комментируют свою работу.

– Сделайте вывод: как определить лицо и число глагола?

Д. Для этого нужно подобрать личное местоимение или посмотреть на окончание глагола.

VII. Итог урока

Детям раздаются карточки с материалом для письма по памяти.

"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе".

Дети записывают отрывок по памяти, выделяют окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

У. Как заканчиваются все русские сказки?

Д. Добро побеждает зло.

– В сказке Пушкина злая царица была наказана за свое тщеславие и грозный нрав.

У. Давайте вспомним, что произошло с положительными героями: царевной и Елисеем.

Учитель включает аудиозапись со слов: "И трубит уже молва: дочка царская жива!" Дети прослушивают окончание сказки.

– Мы с вами пролистали все страницы нашей книги. Урок окончен.

Надежда СЕРГЕЕВА,
ННОУ "Школа "Феникс",
г. Москва

Тема. "Личные окончания глаголов I и II спряжений".

Цель. Закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжений; формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжений; прививать интерес к русским традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.

Оборудование. Рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карточки с заданиями для детей, таблица "Личные окончания глаголов".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над определением спряжений глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси. А какое чаепитие без... отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

Дети. Это самовар.

У. Правильно, это русский самовар.

Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением самовара.

III. Чистописание

У. (обращаясь к самовару):

Самовар свистит, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

На минутке чистописания мы постараемся изобразить петлеобразными элементами, начиная с маленьких, как самовар пускает пар. Попробуем выполнить это задание на доске.

К доске выходят два-три ученика и на линиях изображают кольца, выпущенные самоваром. Затем весь класс выполняет задание в тетрадях.

– Назовите окончания глаголов 3-го лица множественного числа I и II спряжений.

Д. ут, ют, ат, ят.

У. Записывая их, мы гласный выделим круговым элементом, подобно выходящему пару.

Учитель показывает образец записи на доске.

ут, ют, ат, ят

IV. Подготовительная беседа

У. Во всем мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. Первый самовар был изготовлен в 1778 г. Назаром Лисицыным. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. Тула – единственный город в стране, который с 1956 г. выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары. Были даже такие самовары, которые вмещали в себя до пяти ведер воды.

Учитель прикрепляет на доску иллюстрации с изображениями самоваров.

– Ребята, вы видите только два самовара – разных по форме и внешнему виду. Посетив краеведческий музей, мы увидели бы коллекцию русских самоваров. Как вы понимаете слово коллекция?

Д. Собрание каких-то вещей.

У. Какое это слово?

Д. Словарное.

У. Как оно пишется?

Д. В первом слоге – безударный гласный о, затем удвоенный согласный л, после ц пишется и.

У. О самоваре сложено много пословиц и стихов, один из которых мы прочтем.

На доске:

САМОВАР

Давно на белом свете
Живет, годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Сиянье излучает
Морозным зимним днем,
Он сердце согревает
Особенным теплом.

V. Закрепление пройденного материала

У. Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо.

Д. Живет, излучает, согревает.

У. Да, ребята, в старину самовар являлся неодушевленным членом семьи, и его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иванович". Спишите стихотворение. Выделите окончания глаголов.

Один ученик, после того как выполнит задание в тетради, выделяет окончания глаголов у доски.

– Какой можно сделать вывод, глядя на окончания этих глаголов?

Д. Это глаголы I спряжения.

У. Укажите спряжение глаголов.

Дети выполняют задание.

– А теперь прочитайте пословицы, записанные на карточках, лежащих у вас на партах.

Карточка 1

1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.
2. Самовар кипит, уходить не велит.

Дети объясняют смысл пословицы.

– И нам наш самовар велит продолжать работу.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Скажите, а из чего пьют чай? Разные народы пьют чай из своей национальной посуды.

Д. Из чашек, стаканов, пиал.

У. У нас тоже есть чашки.

Учитель прикрепляет на доску изображения двух больших чашек.

– В левой мы будем записывать глаголы I спряжения, в правой – глаголы II спряжения.

О чае говорят так: "Кто чай пьет, сто лет проживет". А почему так говорят, мы узнаем из упражнения на карточке 2.

Карточка 2

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: "Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела".

– Вспомните, какие окончания глаголов относятся к I спряжению?

Д. Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

У. Найдите в тексте глаголы.

Дети выполняют задание.

– Назовите только глаголы I спряжения.

Д. Признают, очищает, регулирует, снимает, оживляет.

У. В каком предложении они встречаются? Запишем это предложение в левой чашке.

Дети выполняют задание.

– Выделите только окончания глаголов.

У. Из какого произведения этот отрывок?

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
"Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю".

Д. "Федорино горе".

У. Правильно. А теперь встанем, я еще раз прочитаю отрывок, а вы повторяйте за мной движения.

VII. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Первую чашку мы заполнили, переходим к работе над второй. Работаем над упражнением на карточке 3.

Карточка 3

Чай вам жажду ... ,
... , ... ,
Он ... все болезни.
Нет напитка нам полезней.

Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.

– Прочитайте стихотворение, дополняя его подходящими по смыслу глаголами.

Дети выполняют задание.

– Что можно сказать о глаголах, которые вы употребили?

Д. Это глаголы II спряжения.

У. Назовите слова, в которых встречаются орфограммы.

Д. Ободрит, болезни, полезней.

У. В какую чашу мы запишем это стихотворение?

Д. Во вторую.

Стихотворение читается еще два раза, и дети пишут его по памяти.

У. Проверим написанное, выделим окончания глаголов.

Дети выполняют задание.

– Какие окончания глаголов относятся к I спряжению? Какие окончания глаголов относятся ко II спряжению?

Дети отвечают на вопросы. Учитель вешает таблицу с окончаниями глаголов по спряжениям.

– Посмотрите на доску. Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите в них окончания и укажите спряжение.

На доске:

Шипит, пускает, свистит, ругает, моет, украшает, согревает, лежит.

У. Чем привлекателен чай, мы узнаем, правильно составив предложения из слов. Возьмите в руки карточку 4.

Карточка 4

1) чай, женщины, Собирают, только.
2) женских рук, Аромат, не портит, чая, запах.
3) издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
4) травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

– Прочитайте слова первой строчки. Составьте предложение.

Аналогичная работа проводится со всеми предложениями.

– Прочитайте весь текст. Запишите его. Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число и спряжение, выделите окончания.

Дети выполняют задание учителя.

Один из учеников читает то, что у него получилось.

Собирают чай только женщины. Аромат женских рук не портит запах чая. На Руси издавна любят и умеют вкусно заваривать чай. Душистые травы придают чаю особый вкус.

IХ. Итог урока

У. Слова какой части речи помогли больше узнать о самоваре и чаепитии?

Д. Глаголы.

У. На какие две группы можно поделить глаголы в зависимости от окончаний?

Д. На глаголы I и II спряжений.

У. Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжений?

Дети отвечают на вопросы.

Х. Домашнее задание.

Оксана МАКАРЕНКО,
Возжаевский МСОШ № 1,
п. Возжаевка,
Амурская обл.

Тема. "Правописание безударных личных окончаний глаголов" (закрепление).

Цели. Отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов; прививать любовь к поэзии А.С. Пушкина, учить чувствовать музыкальность его произведений; развивать умение видеть красоту русской природы.

Оборудование. Кроссворд, карточки с текстом, цифрами, стихотворения, грамзапись музыки Г. Свиридова, Л. Бетховена.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Звучит музыка Г.Свиридова к повести А.Пушкина "Метель".

Учитель. Разгадайте кроссворд.

На доске:

– Выражаешь свое мнение, доказываешь, несмотря на неправоту.

Д. Споришь.

У. Относишься с уважением к людям.

Д. Уважаешь.

У. Обратишься к кому-либо с вопросом.

Д. Спросишь.

У. Подвергаешься опасности, риску.

Д. Рискуешь.

У. Мужественно переносишь боль.

Д. Терпишь.

У. Не забываешь о дорогих тебе людях.

Д. Помнишь.

У. К какой части речи относятся записанные слова?

Д. Это глаголы.

У. Что общего у этих глаголов?

Д. Это глаголы 2-го лица единственного числа.

У. Чем отличаются эти глаголы?

Д. У них разные окончания -ишь, -ешь.

У. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Д. О правописании безударных личных окончаний глаголов.

У. Правильно. Глаголы, которые мы будем использовать на уроке, выберем из стихотворных строк удивительного русского поэта. В высказывании о нем использованы все слова из нашего кроссворда.
"Он умел спорить и отстаивать истину; глубоко уважал близких по духу ему людей; рисковал говорить правду, терпеливо сносил жестокую цензуру; всегда любил спрашивать, узнавая что-то новое; помнил о дорогих ему людях".
Имя этого великого человека подскажет нам кроссворд. Найдите и прочитайте слово по вертикали в выделенных клетках. Кто это?

Д. Пушкин.

У. Это человек, о котором друзья говорили, что его можно слушать вечно.

III. Чистописание

Учитель обращает внимание на соединения и написание отдельных элементов.

На доске:

Пушкин

Зимние пейзажи

IV. Закрепление пройденного

У. Что такое пейзаж?

Выслушиваются ответы детей.

– А теперь послушайте, какое объяснение дает поэт Кушнер.

Если видишь – на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется...

Д. Пейзаж.

У. Почему мы говорим о пейзаже в произведениях Александра Сергеевича Пушкина? Ведь он не писал картины красками на полотнах?

Д. Он писал их словами, да так образно, что можно представить, увидеть в своем воображении ту красоту природы, которую он видел сам.

На доске:

Снежные равнины к...врами яркими л...гли.
Но вот уже тр...щ...т м...розы и с...ребрятся средь полей.
Мч...тся тучи, в...ются тучи;
Нев...димкою луна
Осв...ща...т сне... л...тучий.

У. Выберите предложения, которые считаете наиболее приемлемыми для самостоятельного разбора, спишите и разберите по членам предложения.

У доски работают три ученика для дальнейшей проверки всех предложений.

– Назовите глаголы, определите спряжение. Как определить спряжение? Для чего его определяют?

Отвечают дети, работающие у доски.

Учитель читает отрывок из романа "Евгений Онегин", дети следят по тексту, напечатанному на карточках.

У. Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

– Найдите и назовите глаголы.

Дети отвечают.

– В форме какого времени они употреблены?

Д. В основном в форме прошедшего времени.

У. Какой глагол "лишний"?

Д. Идет – это глагол в форме настоящего времени.

У. Попробуйте все глаголы употребить в форме будущего и настоящего времени, не нарушая рифмы и ритма стихотворения.

Д. Придет, рассыплется; клоками
Повиснет на суках дубов;
Лежит волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов...

У. Как думаете, почему Александр Сергеевич употребил глаголы именно в прошедшем времени?

Д. Пушкин видит приход зимы и описывает, как воспринимает это сам.

У. Какие из глаголов в этом тексте имеют безударные окончания?

Д. Повиснет, рассыплется.

У. Объясните их написание.

Д. Повиснет – ставим в неопределенную форму глагола – повиснуть – суффикс -у-, I спряжение, значит, пишем окончание -ет.

Аналогично объясняется написание второго глагола.

У. Сейчас я буду читать вам строки из стихотворения "Зимнее утро", а вы выпишите себе в тетрадь только глаголы.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Дети выполняют задание.

– Что скажете о глаголах, которые вы выписали?

Д. Они стоят в форме настоящего времени, 3-го лица, единственного числа.

У. Какие окончания трудно было написать?

Д. Безударные.

У. Что делали для того, чтобы правильно написать окончания?

Д. Определяли спряжение и лицо глаголов.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

Звучит "Лунная соната" Л. Бетховена. Дети слушают музыку, затем учитель под музыку читает начало стихотворения Пушкина "Зимняя дорога".

У. Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Продолжение стихотворения прочитайте на карточках, лежащих у вас на партах.

Карточка

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая ... (летит, бежит, спешит, несется),
Колокольчик однозвучный
Утомительно ... (звенит, бренчит, гремит, тренькает).

– Подберите нужный глагол, объясните, почему подобрали именно это слово.

Д. Подходят слова бежит и гремит.

У. Почему колокольчик "гремит"?

Д. Колокольчик должен греметь, чтобы в зимнюю пургу или метель было слышно, что по дороге кто-то едет.

У. Слушая стихотворение Пушкина, что могли себе представить? Какие картины, образы возникли в вашем воображении?

Выслушиваются ответы детей.

– Вот что значит художественный язык. Из сочетаний обычных слов создается образ. Таков пушкинский гений. За это и называют поэта художником слова. Давайте выделим орфограммы, встречающиеся в тексте стихотворения, и объяснм постановку знаков препинания.

Далее стихотворные строки заучиваются и записываются по памяти. Дети со слабой памятью записывают только две строчки. Работа идет под тихо звучащую музыку, затем осуществляется взаимопроверка по карточкам.

Учитель включает "Вальс" Г.Свиридова к повести А.Пушкина "Метель" и читает отрывок из повести.

"В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею":

– Какие картины предстали в вашем воображении?

Д. Бури, урагана, метели...

У. Какие стихотворные строки Пушкина вам вспомнились?

Д. Начало стихотворения "Зимний вечер".

У. Вы учили это стихотворение наизусть. Вспомните первые два четверостишия.

Один ученик у доски читает стихотворение:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

У. Назовите глаголы, встречающиеся в тексте. Определите их число, лицо, спряжение.

Д. Глаголы кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит.

У. Что общего в этих глаголах?

Д. Они 3-го лица, единственного числа.

У. Какой глагол "лишний"?

Д. Кроет, он в форме настоящего времени, а все остальные – в форме будущего.

У. Объясните, как вы рассуждали при написании безударных окончаний.

Д. Кроет – ставим в неопределенную форму крыть, суффикс -ы-, I спряжение, значит, пишем окончание -ет.

Аналогично объясняется написание остальных безударных окончаний.

У. Употребите все глаголы во 2-м лице множественного числа и запишите. Выделите окончания, определите спряжение.

Дети выполняют задание.

– А теперь предлагаю вам игру "Определи спряжение". Вам медленно и выразительно прочитают отрывок из романа "Евгений Онегин", а вы должны внимательно слушать и, определив глагол и его спряжение, показывать соответствующую карточку.

Один ученик медленно читает стихотворение:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Дети с помощью карточек показывают спряжения глаголов.

VII. Итог урока

У. Что необходимо делать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?

Д. Поставить глагол в неопределенную форму, определить спряжение, лицо и в зависимости от этого выбрать букву окончания.

У. Что особенно понравилось на уроке? О чем дома расскажете родителям?

Выслушиваются ответы детей.

VIII. Домашнее задание

У. Выписать одно или два предложения из произведений Пушкина и разобрать по членам предложения. над глаголами указать время, лицо, спряжение.

Елена КУКСИНА,
средняя школа № 37,
г. Белгород

Тема. "Понятие о неопределенной форме глагола".

Цель. Установить, чем отличаются глаголы в неопределенной форме от остальных глаголов; обогащать словарный запас детей; повышать интерес учащихся к изучению русского языка.

Оборудование. Цветные магниты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

На доске:

Отъехал, прочитает, благоухать, чувствует, засмеется, празднует, съел.

Учитель. Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет?

Дети. Это глаголы.

У. Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

Работа в парах.

Д. К первой группе можно отнести слова отъехал, съел. Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшго времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.

Учитель отмечает слова зелеными магнитами.

– Во второй группе – слова прочитает, засмеется. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.

Учитель отмечает эти слова красными магнитами.

– В третьей группе – слова празднует, чувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.

Учитель отмечает эти слова белыми магнитами.

У. Есть другие мнения или замечания?

Д. Благоухать "лишнее" слово? Или четвертая группа?

У. Ставлю над этим словом знак вопроса, а вы обсудите в парах, что это за глагол.

Дети обсуждают в парах, затем в группах. Заслушивается мнение групп.

Д. Благоухать это глагол, у которого нельзя определить время и число.

III. Постановка темы урока

У. Кто уже догадался, какова тема нашего урока?

Д. Мы будем говорить о какой-то неизвестной нам форме глагола.

У. Верно. И сегодня на уроке мы познакомимся с неопределенной формой глагола и узнаем, чем отличаются глаголы в неопределенной форме от остальных глаголов.

IV. Чистописание

У. Чтобы красиво записать глагол благоухать в тетрадь, проведем минутку чистописания. Посмотрите внимательно на слово благоухать, назовите безударные гласные в этом слове.

Д. В этом слове – безударные гласные а, о, у.

У. Составьте свои "цепочки" из этих букв и пропишите до середины строки.

Учитель показывает один из вариантов:

– Можно ли проверить эти безударные гласные?

Дети могут отнести это слово к словарным, могут пытаться объяснить написание этих букв.

Д. Безударный гласный а можно проверить словом благо хорошо, безударный о – соединительный гласный между двумя корнями.

У. Прочитайте это слово орфографически. Запишите в тетрадь с вопросом, подчеркните безударные гласные.

В тетрадях:

(Что делать?) благоухать.

У. Почему глагол благоухать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп?

Д. Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.

На доске:

Мальчики любят (что делать?) ...

У. Продолжите первую строчку.

Д. Стрелять, воевать, драться...

У. Запишите полученное предложение.

На доске:

Девочки любят (что делать?) ...

– Продолжите вторую строчку.

Д. Танцевать, петь, рисовать...

У. Запишите полученное предложение.

Дети выполняют задание.

– Что общего у глаголов, которые мы добавили?

Д. Глаголы стоят в неопределенной форме.

У. Чем они отличаются от других глаголов?

Д. Нельзя определить время и число.

У. Прочитайте правило.

Д. Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, – это глаголы неопределенной формы.

У. Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола. Попробуем поставить в начальную форму глаголы, записанные на доске.

На доске:

отъехали, побегут, нарисовал, поет, кормят, выкопали, стрижет, идет

Д. Что делать?отъехать и т.д.

VI. Самостоятельная работа

Игра "Кто самый внимательный?"

У. Я зачитаю словы, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределенной форме.

Два ученика работают на обратной стороне доски.

– Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, скатерть, стереть, стирают, плеть, плести, когти, ногти, нести, везти, пути, кости, злость, грызть, грусть, держать, лошадь, медь, петь, стричь, стеречь.

На доске:

ходить, косить, крыть, сеять, носить, стереть, плести, нести, везти, грызть, держать, петь, стричь, стеречь

– Сверьте свою работу с работой на доске.
У кого есть вопросы или замечания?

Высказывания детей.

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Какие сочетания повторяются?

Д. Сочетания -ть, -ти, -чь.

У. Как вы выделяли глаголы в неопределенной форме из группы слов?

Д. Мы ставили вопросы что делать? или что сделать?.

У. Теперь вы будете не находить, а образовывать глаголы неопределенной формы. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать рядом с ними однокоренные глаголы в неопределенной форме.

На доске:

любовь, дружба, стрижка, перевод, восхищение, слух, печка, удивление

– Что у вас получилось?

Д. Любить, дружить, стричь, переводить, восхищаться, слушать, печь, удивляться.

У. Подчеркните сочетание -ть, -ти, -чь в глаголах.

Дети выполняют задание.

VIII. Итог урока

У. Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

Д. Познакомились с неопределенной формой глагола.

У. Как вы будете отличать глаголы в неопределенной форме от других глаголов?

Д. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Они могут оканчиваться на -ть, -ти, -чь.

У. Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока? У кого еще остались сомнения?

Учитель назначает консультантов слабым ученикам, оценивает работу детей на уроке.

IХ. Домашнее задание

У. Придумайте сказку или стихотворение по теме нашего урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Творческие работы по русскому языку по теме:
"Понятие о неопределенной форме глагола"

Я, глагол, могу сказать,
Что люблю я танцевать,
Прыгать, бегать, веселиться,
В эту форму облачиться.
Только вот беда одна:
Форма не определена.
В предложениях стою,
С существительным дружу.
Есть у меня другое имя:
Cказуемое – это я!
Время я не замечаю,
Чисел не определяю,
Но могу одно сказать:
Важен я как речи часть!

Вероника СМИРНЫХ,
ученица 3-го "В" класса

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

В древние времена люди употребляли глаголы только в неопределенной форме, не изменяя их ни по числам, ни по родам, ни по временам. Но это было очень неудобно.
Однажды к царю приехал гонец и доложил: "Вражеское войско идти к нашим границам..." Царь не понял: напали враги на его государство или только собираются?
И с той поры по приказу царя глаголы стали изменяться по временам и числам. А неопределенную форму, от которой произошли другие формы глаголов, стали называть начальной формой глагола.

КУЗНЕЦОВ Миша,
ученик 3-го "В" класса

Прихожу домой с занятий,
На диване полежу,
Помечтаю о приятном,
Как я время провожу:
Хорошо бы покататься
На лихом велосипеде!
Хорошо бы покупаться –
В ванне попускать торпеды!
Хорошо бы побросать
Дротик в цели на стене!
Хорошо б повоевать
На компьютерной войне!
Хорошо бы все уметь –
Космодром собрать из "Лего",
Телевизор посмотреть
Про героев и стратегов...
Погулять, держа в кармане
Два огромных пистолета,
И, укрывшись за кустами,
Перебить врагов в котлеты...
Хорошо бы прочитать
Мне про Карика и Валю!..
Хорошо бы помечтать,
Чтоб урок не задавали...
Пососать бы карамели,
Чипсы съесть соленые...
Как мечты мне надоели
НЕ-ОПРЕ-ДЕ-ЛЕННЫЕ!..
Хватит без толку лежать!
Завтра снова в школу...
Все! Подъем! Пора вставать!
И учить глаголы!

Сергей БАЛЬЦЕР,
ученик 3-го "В" класса

Надежда СЕРЕГИНА,
гимназия № 91, г. Железногорск,
Красноярский край

Тема. "Значение неопределенной формы в написании безударных личных окончаний глаголов".

Цель. Развивать умение распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и учить обосновывать по ней написание безударных личных окончаний глаголов.

Оборудование. Увеличенное изображение господина Глагола; 5 листков для учащихся, которые открываются в определенной последовательности; монетки "глаголинки".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы должны обобщить задания по изучаемой теме "Значение неопределенной формы в написании безударных окончаний глаголов".

III. Повторение пройденного материала

У. Сегодня у нас в гостях необычный гость. Догадайтесь, о ком идет речь.

На доске:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Черт...т, пиш...т иль поет,
Вышива...т, или паш...т,
Или забива...т гол,
Вар...т, жар...т, мо...т, чист...т –
Все расскажет нам ... .

– Кто у нас в гостях?

Дети. Глагол.

У. В тетрадях запишем тему урока "Глагол", а за ответы вы будете получать "глаголинки". Докажите, что речь действительно идет о глаголе. Пожалуйста, пригласите вежливо господина Глагола к нам в класс.

Д. Глагол, приходи к нам в гости.

Учитель прикрепляет на доску изображение Глагола и раздает детям индивидуальные листки для работы на уроке (см. приложение).

У. He удивляйтесь, что наш господин Глагол немного безжизненный. Нам просто нужно его расколдовать. Расколдовать – это значит выполнить ряд действий, направленных на восстановление образа Глагола. Поднимите и переверните (листки лежат рисунком и печатью вниз) листок № 1 – и вы увидите, что точно такой же господин Глагол есть и у вас.

Я прочитаю стихотворение А.Плещеева "Весна", а вы должны запомнить глаголы.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.

Давайте запишем их, укажем время, лицо, род и число, выделим окончания.

Два ученика выполняют задание на индивидуальных досках.

– Обобщим все, что знаем о глаголе. Переверните листок № 2.

Дети рассказывают все, что они знают о глаголе, опираясь на данные листка № 2 (см. приложение).

– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в две колонки. В первой колонке – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – на вопрос что сделать?.

Один ученик выполняет задание у доски.

Быть нездоровым.
Относиться с уважением к кому-либо.
Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным.
Обратиться к кому-нибудь с вопросом, с целью узнать, выяснить что-нибудь.

– Проверим, что у вас получилось.

Д. Болеть (I спр.), нарядить (II спр.).

– Уважать (I спр.), спросить (II спр.).

У. Можно ли у этих глаголов определить форму времени, лицо, число?

Д. Нет, это глагол в неопределенной форме.

У. Что вы знаете о неопределенной форме глагола? Что можно определить у глаголов в неопределенной форме?

Д. Спряжение.

У. Определите спряжение записанных глаголов.

Дети выполняют задание.

– Расколдовать цветы господина Глагола поможет такое задание: надо изменить глаголы по лицам и числам, то есть...

Д. Проспрягать.

У. Надо выделить окончания глаголов.

Двое учеников выполняют задание у доски. Первый ученик спрягает слово петь, второй – говорить.

– Заполняем цветы в руках господина Глагола окончаниями глаголов I и II спряжения (листок № 1). Переверните листок № 3 (см. приложение), найдите обобщенную информацию о глаголе.

Дети выполняют задание.

IV. Знакомство с новым материалом

У. "Неужели это все, что нужно знать о глаголе? – спросите вы. – Зачем нужны эти знания?" Вернемся к первому стихотворению. Вставим пропущенные буквы. Можно ли проверить их, если изменить слово или подобрать родственное?

Д. Нет.

У. Можно ли как-то по-другому проверить? Я вам буду задавать вопросы, а вы будете формулировать алгоритм проверки безударного окончания глагола на листке № 4 (см. приложение).

Дети выполняют задание.

V. Физкультминутка

VI. Самостоятельная работа

У. Проверим, работает ли алгоритм. Устно объясните выбор буквы в других безударных личных окончаниях глаголов. Чтобы узнать, поняли ли вы значение алгоритма, я предлагаю вам работу трех степеней сложности. Вы можете выполнять задания любого уровня, начиная с третьего и заканчивая первым (минимальная). Норма выполнения задания – 10 слов. Время работы – 5 минут.

Дети выполняют задание.

– Оценки за ваши работы вы узнаете на следующем уроке.

VII. Итог урока

У. Посмотрите, как преобразился наш господин Глагол. Расскажите, что вы узнали о нем нового? Чему научились на уроке?

С опорой на листки дети повторяют изученный материал о глаголе.

– Скрепим все листы и получится книжка "Господин Глагол", по которой легко можно будет повторить данную тему.

VIII. Домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ

Листок 1

Листок 2

Листок 3

Листок 4а

Листок 4б

Листок 5

Листок 6

 

TopList