ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Нина МЫЗНИКОВА,
учитель начальных классов,
п. Чернь, Тульская обл.

Учителями славится Россия...

О педагоге Серафиме Викторовне Гречкиной в поселке и родители, и учащиеся отзываются одинаково: "Хорошая учительница!" Поэтому когда начинается формирование 1-х классов, к ней постоянно обращаются с просьбой:

– Возьмите нашего...

Ведут и с ослабленным здоровьем, и хулиганистых, ведут и тех, кто в прошлом не усвоил программу. Обязательно ведут своих малышей и те, кто когда-то сам у нее учился. Уверены: она не только научит, но и воспитает. В ее классе все умны, хороши и добры. Все уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Таков закон жизни класса. И поэтому-то, наверно, в школьном списке "трудных" ее учеников не найдешь: сами оценивают свое поведение, свои поступки, свои высказывания в кругу сверстников.

Когда-то, начиная свою работу в начальной школе, Серафима Викторовна читала много статей по психологии, педагогике, воспитанию детей младшего школьного возраста. Ее интересовали психологические и физиологические особенности детей этой возрастной группы. Так возник вопросник для родителей, представивший ей обильную информацию о темпераменте и характере обучаемых учеников, а главное – сдружил с родителями, которые стали повнимательнее к поступкам детей. Они сделались сотрудниками учительницы в воспитании личности школьника, помощниками в обучении сильных и слабых ребят.

– Я давно поняла, какая это вредная вещь – двойка, – говорит Серафима Викторовна. – Необучаемых детей в школе нет. Следует искать индивидуальный подход к каждому ребенку и почаще его хвалить, чтобы у малыша не пропадало желание учиться, ходить в школу. Надо быть добрее, человечнее воспитателю.

Уроки учительницы Гречкиной своеобразны, интересны, потому что на них царят педагогический такт и опыт.

Десятилетия работы помогли ей постичь все лучшее у Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лисенковой, учителей школ Толстого. Многому научили ее и занятия в школе-лаборатории им. Л.Н. Толстого в Туле под руководством опытного методиста В.Б. Ремезова. Накопился собственный опыт, который отмел за годы работы рутинные представления о структуре урока в начальной школе, о методах обучения.

Теперь и она просто берет из кладовой памяти то, что нужно именно на этом уроке в соответствии с темой. Больше всего волнует лишь ее ученик, его глаза: живет ли в них интерес, светится ли живая мысль, удается ли ему познать новое?

А еще ей важно, чтобы нравственные и духовные понятия, толстовские представления о жизни становились нормой поведения, жизни воспитанников...

...Я не заметила, как пролетели уроки математики, чтения, письма. Все было продумано, интересно, хотя учить маленьких ох как непросто.

Строгий глаз учительницы замечал все: и как лежит учебник, и каким уголком повернута тетрадь, и где находятся на парте палочки, карандаш, ручка, линейка, резинка, конвертик. Серафима Викторовна помнила и замечала все потому, что за каждой мелочью видела привычки, цепь поступков, характер, отношения с окружающим миром. Коли, Максимы, Алены, Кристины, Светланы с удовольствием раскладывали на партах и классной доске кружочки, квадратики, треугольники, рассказывая, почему в ряду их больше или меньше и что надо сделать, чтобы их стало поровну. Звучали прямой и обратный счет, веселые загадки. Радуясь хорошим ответам учащихся, учительница постоянно их хвалила, внушая ребятам мысль, что они уже многое знают, многому научились, потому что старались, учились с желанием.

Занимательная физкультминутка не помешала ученикам вновь сосредоточиться. Времени на уроках хватало на все: и на прочное усвоение материала путем упражнений и повторений, и на чтение стихотворений и сказок, и на разгадывание шарад, и на просмотр любимых мультиков. Ребята старались, когда писали элементы букв, слова и предложения. Старались не путать буквы и звуки при произношении. Старались, чтобы их тетради были опрятными, а ответы полными, правильными, чтобы Серафима Викторовна осталась довольна их работой. Стараются и студенты Чернского педколледжа, которые дают в 1-м классе пробные уроки – делают первые шаги. Их удивляет обширная методическая копилка учительницы: в ней – и конспекты уроков, и описание различных по воспитательным целям классных часов, и игры, и книги по педагогике, психологии из опыта работы учителей России и зарубежья. Серафима Викторовна часто рассказывает им, как ездила учиться к Михаилу Петровичу Щетинину в станицу Азовскую, как была поражена щедростью таланта и его школой: поистине объял необъятное и учил мастерству неравнодушных, а главное – сам любил детей.

– Да, – обращается ко мне учительница-методист Гречкина, – Щетинин помог мне многое понять в педагогических взглядах Льва Николаевича Толстого. Согласна с ним: вера – понимание смысла человеческой жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей…

Пожелав заслуженной учительнице школы РСФСР новых успехов, любознательных учеников и студентов, я покидала школу с чувством радости, признательности за обучение и воспитание подрастающей учительской смены.

Что ж! Видимо, прав Андрей Дементьев, написавший пророческие строки:

Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей…

 

TopList