ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Т.Н. КОРНИЕНКО,
школа № 41,
г. Белгород

Устаревшие слова

3, 4-й классы

Устаревшие слова (архаизмы) – это наша история. Занятия по этой теме дают возможность учителю воспитывать уважение к национальной культуре, расширять знания младших школьников об истории и традициях русского народа.
Т.Н. КОРНИЕНКО из школы № 41 г. Белгорода, разработавшая это занятие, предлагает провести его за счет факультативных часов, так как рамки урока ограничены и не позволяют раскрыть данный материал в должном объеме.

Тема. "Устаревшие слова (архаизмы). Синонимы".

Цели. Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас фразеологизмами, пословицами, учить правильно употреблять их в речи; повторить написание слов с непроверяемыми гласными; формировать умение пользоваться словарями; воспитывать желание знать историю своего края, его прошлое; бережно относиться к культурным ценностям русского языка.

Оборудование. Карточки и плакаты со словами, наборное полотно, перфокарты, карточки-рисунки по рефлексии; магнитофон, аудиозапись для физкультминутки и для стихотворения об устаревших словах; плакат с фразеологизмами, индивидуальный раздаточный материал для логического упражнения, конверты разного цвета для дифференцированного домашнего задания; выставка книг для урока: Варатаньян Э.А. Словарь крылатых выражений. М.: Астрель – АСТ, 2001; Волина В.В. Фразеологический словарь. М.: АСТ-Пресс, 1997; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1–4. М.: Русский язык, 1989; Ставская Г.М. Учусь понимать образные выражения. М.: Дрофа, 2002.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Учитель. Ребята! Хотите совершить путешествие в прошлое, вернуться на сто-двести лет назад?

Дети. Да!

У. У меня нет машины времени, но сегодня на нашем занятии я предложу вам работу, которая позволит вам узнать, какие слова были в обиходе людей много-много лет назад.

II. Повторение изученного материала

У. Вспомните предыдущий урок русского языка. Какие слова мы писали на чистописании?

Д. Пушкарное, Стрелецкое, Кошары.

У. Что означают эти слова? Откуда произошли эти названия?

Выслушиваются ответы детей.

– В словаре Даля читаем: "Кошары – большой загон, стойбище для овец, овчарня". Сейчас мы не употребляем это слово, оно осталось только в названии населенного пункта. Такие слова мы называем устаревшими.

Стрелецкое – здесь располагались поселения стрельцов.

Пушкарный – к пушечному делу и пушкарям (артиллеристам, воинам) относящийся, артиллерийский, литейный. В этих местах жили люди, которые занимались изготовлением пушек, и сами пушкари.

Сегодня мы продолжим знакомство с такими словами, уточним их значение.

III. Дифференцированная словарно-орфографическая работа

Задания даны с учетом уровня подготовки детей.

У. Заполните перфокарты со словарными словами, и вы узнаете тему нашего урока.

– Проверка. Прочитайте, что у вас получилось.

IV. Сообщение темы и целей занятия

У. Итак, тема нашего занятия – "Устаревшие слова, или архаизмы". Цель нашего урока – познакомиться с некоторыми устаревшими словами, которые встречаются в современном русском языке.
Наша задача – научиться понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение и употреблять их, подбирать к ним синонимы и грамотно писать их, умело пользоваться словарями.
Что такое синонимы?

Д. Синонимы – это слова, близкие по значению.

У. В работе нам встретятся и антонимы. Что такое антонимы?

Д. Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

V. Выведение девиза урока

Работа идет в парах постоянного состава.

У. Вам предлагается задание "Найди пару!". На каждой парте лежит карточка со словами. Возьмите ее в руки.

изгородь
челядь
войска
замарашка
чужеземец
кушанье
физкультурник
хата
шлюпка
благоухание

город
забор
народ
воевать
армия
аккуратный
неряха
иностранец
Родина
еда
кушать
спортсмен
изба
лодка
вонь
запах
аромат

У. Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вам непонятны?

Д. Челядь.

У. Кто из вас знает, что обозначает это слово?

Д. Раньше мы не встречали этого слова в речи.

У. Челядь – это определенная категория людей: домочадцы, прислуга, работники, дворовые люди, наемные слуги.
Прочитайте слова второго столбика. В чем отличие слов первого столбика от слов второго столбика?

Д. В первом столбике – слова устаревшие, а во втором – современные.

У. Вам необходимо подобрать к каждому слову из первого столбика синоним из предложенного ряда слов второго столбика. Обратите внимание на то, что во втором столбике, кроме синонимов, можно встретить антонимы и однокоренные слова – будьте внимательны. Кроме того, вам надо соединить эти слова линией, обвести первую букву нужного слова второго столбика и прочитать девиз нашего урока.

Дети выполняют задание.

Образец выполнения работы учащимися:

изгородь
челядь
войска
замарашка
чужеземец
кушанье
физкультурник
хата
шлюпка
благоухание

город
забор
народ
воевать
армия
аккуратно
неряха
иностранец
Родина
еда
кушать
спортсмен
изба
лодка
вонь
запах
аромат

– Какому слову из первого столбика трудно было найти пару?

Д. К слову челядь.

У. Почему?

Д. Потому что мы не знали раньше значения этого слова, не произносили его, а не произносили потому, что это слово сейчас мы не употребляем в речи.

У. Почему это слово мы сейчас не употребляем?

Д. Вероятно, этому слову нашлась замена или это явление или предмет перестали существовать в наше время.

У. Хором прочитайте, что у вас получилось.

Д. Знание – сила.

У. Эти слова будут девизом нашего занятия.

На доске открывается плакат со словами: "Знание – сила".

VI. Знакомство с новым материалом

У. Прочитайте слова, написанные на плакате.

На доске:

перст
перстень
перчатки
наперсток

– Каково общее лексическое значение этих слов?

Д. Палец и то, что надевается на палец.

У. Являются ли эти слова родственными?

Д. Не все слова родственные.

У. Какое слово не является родственным?

Д. Палец.

У. Почему слово палец не входит в эту группу?

Д. Потому что слова перст и палец – синонимы.

У. Составьте предложение с предложенными словами.

На доске:

I ряд: перстень
II ряд: наперсток
III ряд: перчатки

Дети выполняют задание.

У. Прочитайте полученные предложения.

Д. В ювелирном магазине мама купила красивый перстень.
– Бабушка связала мне новые перчатки.
– При шитье портные надевают на палец наперсток, чтобы не уколоться.

У. Каково значение слов перстень, перчатки и наперсток в ваших предложениях?

Дети разъясняют значения слов.

VII. Физкультминутка

У. Вспомните строки из "Сказки о мертвой царевне...".

Звучит аудиозапись фрагмента из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина.

...И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И пощелкивать перстами...

Во время физкультминутки дети вместе с учителем имитируют смех, пожимают плечами, подмигивают глазами, пощелкивают пальцами рук согласно тексту.

VIII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Мы немного отдохнули, не забыли про здоровье. В народе говорят: "Здоровье надо беречь, как зеницу ока". Какие слова из этого выражения вам непонятны?

Д. Зеница, око.

У. Зеница – это глаз, зрачок. Как вы понимаете это выражение – беречь, как зеницу ока?

Д. Беречь, как зеницу ока, – это значит тщательно, заботливо относиться к чему-либо.

У. Что же такое зеница, око?

Д. Зеница, око – глаз.

Вывешивается табличка со словами.

На доске:

Око
Глаз
Очки
Окно

У. Внимательно прочитайте слова, которые записаны на табличке.

Д. Око, глаз, очки, окно.

У. Какое из этих слов мы еще не произносили?

Д. Окно.

У. Рядом со словом око я пишу слово окно, потому что в Толковом словаре я читаю: "Очко, окно – отверстие для воздуха и света в стене". Но, как свидетельствуют археологи, первоначально оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. То есть оно уподоблялось оку, глазу, было небольшим по размеру. Где мы расположим слово окно?

Д. Рядом со словами око, очки, окно.

У. Почему?

Д. Эти слова можно назвать однокоренными.

IХ. Минутка отдыха

У. "Волшебный сон". Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнем.

Звучит аудиозапись легкой музыки со звуками природы: журчанием воды, шелестом листьев, пением птиц, шумом дождя – и словами для расслабления на фоне музыки.

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Вы спокойно отдыхаете... (2 раза)
Сном волшебным засыпаете...
Ваши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают... (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на...
Дышится легко...
Свободно... глубоко...
(Длительная пауза.)
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!..
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте...
Потянуться!.. Улыбнуться!..
Всем открыть глаза и встать!

Дети встают и хором говорят слова:

– Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!

У. Всем можно сесть.

Х. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Прочитайте слова, записанные на карточках.

На партах у детей лежат карточки со словами; такие же карточки, но боRльших размеров стоят на наборном полотне у доски.


Лоб
 


чело
 


губы
 


уста
 


чёлка
 


устный
 

– Скажите, что обозначают эти слова?

Выслушиваются ответы детей.

– На какие две группы можно разделить эти слова? Докажите.

Идет работа в парах постоянного состава. Выслушиваются ответы детей.

Д. Лоб, чело, чёлка.
– Губы, уста, устный.

У. Следующее задание вы будете выполнять по вариантам.

На доске:

Вариант 1.

Назовите синонимы.

 

Вариант 2.

Назовите родственные слова.

Два человека работают у доски.
Осуществляется сверка выполненного задания с работой учеников у доски.

Д. Вариант 1. Лоб – чело, губы – уста – это пары синонимов.
– Вариант 2. Чело – челка, уста – устный – это пары родственных слов.

Дети доказывают правильность своего выбора.
На столе у детей лежат карточки с определением устаревших слов.

Карточка

Слова, которые мы не употребляем сейчас в речи, называются устаревшими, архаизмами.
Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Вместо ланиты мы говорим щеки, вместо челолоб, вместо око глаз, вместо зерцалозеркало и т.д.

У. Прочитайте определении на карточках.

Дети самостоятельно изучают определение устаревших слов.

– Обратите внимание на тему нашего урока, записанную на плакате:

Устаревшие слова. Архаизмы.

– Многие слова нам уже знакомы. Какое новое слово здесь употреблено?

Д. Ланиты.

У. Что такое ланиты?

Выслушиваются ответы детей.

– Ланиты – это щеки.
У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.
Многие слова ушли из языка после изменения устройства нашего государства. Названия прежних сословий, чинов, в том числе и воинских, ушли из жизни. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Используются эти слова в художественном тексте для придания торжественности. Вот как пишет о таких словах поэт Р. Заславский.

Звучит аудиозапись стихотворения.

Они пришли издалека,
И ты созвучью их доверься
И знай: ланиты, око, перси –
Не груди, глаз или щека.
Слеза стекает по щеке,
А слезы льются по ланитам...
Повторов нет им в языке,
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть,
Свое особое значенье.
Мы лишь в высокие мгновенья
На них дерзаем посягнуть...

У. О каких старых словах здесь идет речь?

Д. Ланиты, око, перси.

У. Что означают эти слова?

Д. Ланиты – это щеки, очи – глаза.

У. Какое слово вам не совсем понятно?

Д. Перси.

У. Перси – это груди. А как называется лоб? Губы?

Д. Губы – уста, лоб – чело.

У. Вот эти старые слова мы применяем лишь в высокие мгновенья. То есть когда?

Д. В стихах, песнях, былинах.

У. Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово "баян". Что оно обозначает в нашем языке?

Выслушиваются ответы детей.

– Баян – большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер "Баян". Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 году на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке. А в XII веке слово Баян было именем собственным, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. (Показ рисунка.) В поэме Пушкина "Руслан и Людмила" слово употреблено в этом значении:

Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

У. Можно ли сказать, что слово баян прожило в языке три жизни?

Д. Можно.

У. Почему?

Д. Слово баян прожило три жизни, так как в разные времена это слово обозначало различные предметы: 1) древнерусского певца, поэта; 2) название крейсера; 3) название инструмента.

У. Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать, уметь определять их значение. С этой целью создаются учеными исторические словари, в которых толкуются все слова, существовавшие до нашего времени.

Учитель показывает различные фразеологические и толковые словари.

– Обратите внимание на выставку словарей. Эти словари помогут вам правильно разговаривать на современном русском языке. А язык – это наше богатство, наше наследие, которое надо беречь, потому что даже в устаревших словах прослеживается история русского народа.

Детям раздаются листочки со схематичным изображением лица.

– А теперь проверим, как вы запомнили слова, с которыми мы сегодня познакомились. Подпишите на листочках, как назывались в старину различные части лица. Не забудьте о новом слове ланиты, которое вы узнали из правила.

Образец выполнения работы детьми:

На доске:

1. Всякий Еремей дело разумей.
2. Где сшито кое-как, там жди прорехи.
3. Пословица недаром молвится.

У. Прочитайте предложения, записанные на доске.

Дети читают.

– Что вы прочитали?

Д. Пословицы.

У. Как вы их понимаете?

Выслушиваются ответы детей.

– Найдите в пословицах устаревшие слова, замените их современными словами-синонимами и назовите новые предложения с этими словами. Первый ряд будет работать с первым предложением, второй ряд – со вторым предложением, а третий ряд – с третьим предложением.

Д. Всякий Еремей дело понимай.
– Где сшито кое-как, там жди дыры.
– Пословица недаром говорится.

У. Значения слов разумей, прореха, молвится легко объяснить из контекста, можно подобрать к ним синонимы, но значения некоторых устаревших слов, таких, какие написаны на плакате, можно найти только в толковых словарях, они не употребляются в первоначальном значении, а встретить мы их можем во фразеологизмах, устойчивых выражениях. Прочитайте эти выражения, записанные на плакате.

На доске:

Бить баклуши.
Ходить гоголем.
Лезть на рожон.
Попасть впросак.
Аршин с шапкой.
Бить челом.
Ни зги не видно.

– На предыдущем занятии некоторые ребята получили задание: узнать значения трех первых фразеологизмов, записанных на плакате.
Что же вы узнали? Расскажите нам.

Дети делают сообщения.

Д. Бить баклуши – бездельничать или заниматься пустяками. Это выражение вошло в нашу речь с тех давних времен, когда простые люди ели деревянными ложками. Кто-то делал ложки с большим мастерством, кто-то хуже, а кто-то вовсе не умел. Именно тому, кто не научился еще вырезать ложки, и поручали раскалывать полено на части – рубить чурки (баклуши) для будущих ложек. Подготавливать баклуши считалось делом легким, простым, пустым по сравнению с изготовлением самих ложек. Отсюда и выражение бить баклуши – заниматься пустым делом. Теперь о лентяе говорят, что он баклуши бьет.

У. Помните, когда потерявшаяся Каштанка попала к новому хозяину, он назвал ее Тетка, дал побездельничать, отдохнуть и окрепнуть.

Чтение учителем отрывка из рассказа А.П. Чехова "Каштанка":

"А когда она совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса, однажды хозяин погладил ее и сказал: "Пора нам, Тетка, делом заниматься, довольно тебе баклуши бить. Я хочу из тебя артистку сделать".

Д. Ходить гоголем – ходить с важным, самодовольным видом. Это выражение возникло из наблюдений человека за животным. Гоголь – разновидность утки, которая ходит медленно и важно. Пример: "Мой брат ходит гоголем, он гордится своей победой на ринге: ведь соперник был очень сильный".

Д. Лезть на рожон – делать что-либо связанное с неприятностями для того, кто это делает.

Чтение учителем отрывка из рассказа В. Харитонова.

У. "Мишка всегда по любому поводу спорил, лез на рожон. Поэтому он был в сложных отношениях со всеми".
Не правда ли, интересное выражение, но не совсем понятное для многих? Дело все в слове рожон. Что оно значит? Почему лезть на рожон опасно?

Д. В прошлом слово рожон означало "заостренный кол". С рожном смельчаки-охотники ходили на медведя. Разъяренный зверь лез на рожон – заостренный кол или широкий нож, заточенный с двух сторон и укрепленный на длинной палке с перекладиной под лезвием, за которую хватался медведь. Зверь погибал.

У. Отсюда и другое образное выражение: Не лезь на рожон! Из книги "В мире слов" я узнала историю возникновения многих слов и крылатых выражений. Например: пестерь, пряслица, кудель, веретено.

Карточки со словами выставляются на наборное полотно:

пестерь
кудель

пряслица
веретено

– Послушайте, что обозначают эти слова.

  • Пестерь – большая высокая корзина, плетеная или шитая, берестяная, лубочная, для носки сена и мелкого корма скоту.

  • Пряслица (или прялица, пряшница) – самопрялка, снаряд для прядения без веретена: одна рука тянет нитку из кудели, а нога подножкой вращает колесо.

  • Кудель – вычесанный и перевязанный пучок льна, изготовленный для пряжи.

  • Веретено – простое ручное орудие для пряжи, для ручного прядения: деревянная точеная палочка, острая к верхнему концу и утолщенная книзу, с зарубкой и с круто заостренной пяткой.

XI. Итог урока

У. Очень много интересного можно прочитать о происхождении слов в книгах "Словарь крылатых выражений", "Учусь понимать образные выражения", "Учусь проникать в тайны происхождения слов". Эти и другие книги вы можете увидеть на нашей выставке. Ведь в народе недаром говорят: "Знание – сила". Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему?

Д. Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали значение некоторых фразеологизмов (устойчивых выражений в языке), узнали, как в старину назывались некоторые предметы.

У. Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода.
Слова исчезают, как пестери,
Как пряслицы и веретена.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его, не растерять
И есть ли такие средства?

Как вы думаете, почему же так важно не растерять нам это наследство, это богатство нашего языка? Как этому способствовать?

Выслушиваются ответы детей.

– Интересно ли вам было на уроке? С каким настроением вы работали на уроке? Как вы сейчас себя чувствуете?

Возьмите в руки листочки с изображением лица. Покажите ваше настроение на рисунке. Если настроение хорошее, то пусть ваш малыш улыбается, если нет – покажите это на ваших рисунках.

Дети показывают свое настроение на рисунках, изменив положение бровей и рта у малыша.

– Сегодня мне было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных, заинтересованных детей, а если у кого-то что-то не всегда получалось – не беда, ведь вы все равно стали умнее, потому что многое узнали об устаревших словах.

ХII. Домашнее задание

Дифференцированное деление класса на группы. На партах лежат конверты разного цвета с заданиями.

У. Для группы 1 – конверты зеленого цвета. Мы с вами были в музее, видели предметы старинного обихода, писали сочинения "В гостях у бабушки Арины". Задание: вспомните и запишите слова, обозначающие эти предметы.
Для группы 2 – конверты синего цвета. Задание: выписать 10 устаревших слов из сказок А.С. Пушкина и уметь их объяснить.
Для групп 3–4 – конверты красного цвета. Задание: в этимологическом словаре найти значение тех слов, которые встречаются во фразеологизмах, с которыми мы познакомились на уроке.
Группа 3 – словосочетания: попасть впросак, аршин с шапкой.
Группа 4 – словосочетания: бить челом, ни зги не видно.