ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ГУСЯТНИКОВА,
Санкт-Петербург

Турнир-викторина "Лесные тайны"

по книге В. Бианки «Лесная газета»

4-й класс

Уже несколько десятков лет школьники с удовольствием читают книги Виталия Бианки о природе и узнают из них много интересного о жизни растений и животных. Одной из таких книг является "Лесная газета".
Чтобы организовать работу с этим произведением более эффективно и занимательно, Ольга ГУСЯТНИКОВА из Санкт-Петербурга советует разделить знакомство с "Лесной газетой" на сезоны и проводить опрос детей в форме турнира-викторины.
По аналогии с предложенными материалами составляются викторины на все времена года.

ТУРНИР-ВИКТОРИНА I

Тема. "Лесные тайны. Осень".

Цель. Расширять знания ребят о природе, развивать их познавательный интерес, формировать умение работать в коллективе.

Оборудование. Рисунки с изображениями: зайчат осенью, сохи, лося с рогами, бегущего зайца, водяной крысы (ондатры), паука, муравейника; птиц: бормотушника, чечевичника, куличка-косача (самца), сойки, синицы, пищухи, поползня, птичьих гнезд; пластинки с голосами птиц и c популярными песнями о природе; призы; книги В.Бианки.

Способ проведения. Перекрестный поединок. Команды готовят несколько вопросов и задают их друг другу поочередно. Вопросы берутся на одну тему из книги В.В. Бианки "Лесная газета". Команды по очереди атакуют и обороняются.

Подготовка: 1) проводится общий сбор-старт, на котором класс делится на две команды, выбирается способ проведения турнира-викторины: перекрестный поединок – атака и оборона; 2) проводится несколько коротких совещаний (по 15–20 мин), на которых каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и выносит решение, на какую тему они хотят провести турнир-викторину (учитель подводит учеников к тому, чтобы тема была одна); 3) команды объявляют свои названия и девизы, представляют капитанов, выдвигают предложения по теме; 4) дается несколько дней для подготовки команд. Дети думают, как представить свою команду, знакомятся с литературой, советуются со старшими, продумывают те вопросы и ответы на них, которые будут задавать соперникам, готовят сценки о природе. Ведущим может быть сам учитель, но лучше вместе с кем-либо из детей; 5) учитель должен обязательно просмотреть вопросы и решить, доступны ли они.

Знакомство детей с правилами: 1) после того как задан вопрос, вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например 30 с. По определенному сигналу, например по звонку, команда выбирает человека, который дает ответ (или несколько человек); 2) если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить ей самой. (Ведущий говорит атакующей команде: "Идите на выручку!")

Оценивание ответов:

1) правильный и полный ответ – 2 балла;
2) неполный ответ – 1 балл;3) наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружная работа команды тоже оцениваются в баллах. Учитывается оформление.

Примерный план проведения турнира-викторины

1. Представление жюри и знакомство детей с правилами турнира

2. Представление команд друг другу и жюри

А. Название команды (например, "Листопадничек", "Ягодка");
Б. Девиз (например, "Охранять природу – значит охранять Родину");
В. Тема (например, "О птицах и зверях в лесу осенью", "Вести с охоты", "О лесных растениях осенью", "О зверях осенью");
Г. Оформление (эмблемы и пр.).

3. Музыкальная разминка

Ведущий. Отгадайте голос птицы.

Каждой команде предлагается узнать по три голоса птиц.

– Что за песня о природе прозвучала?

Команды должны определить название и композитора песни. (Лучше предлагать те произведения, с которыми ученики знакомились на уроках музыки.)

4. Перекрестный поединок

Команды по очереди задают друг другу по одному вопросу. Вопросы записаны на карточках, ответы на них – с обратной стороны.

Начинает атаку та команда, которая набрала больше баллов в музыкальной разминке.

Примерные вопросы и задания команде 1 – "Листопадничек"

Тема: "О зверях"

1. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)

2. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова "соха", на которую похожи рога старого лося.)

3. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)

4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)

5. Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)

6. Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.)

7. Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.)

8. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)

Примерные вопросы и задания команде 2 – "Синичка"

Тема: "О птицах"

1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? Если не все, то объясните. (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)

2. Какие птицы весной бормочут: "Куплю балахон, продам шубу"? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью.)

3. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи.)

4. Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)

5. Вот рисунок головы ушастой лесной совы. Укажите на рисунке уши совы. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.)

6. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)

7. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

8. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье? (Это значит, что в том месте в лесу находится падаль или раненое животное.)

5. Музыкальная разминка

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

6. Конкурс на лучшую сценку о природе

7. Конкурс загадок о природе

Проводится в форме перекрестного поединка.

Примерные загадки команде 1

1. Русло – повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось. (Орех.)

2. Идет-идет, а пойти не может, хоть лови не лови – не изловишь. (Река, пена на ней.)

3. Бежать-бежать – не добежать лететь – не долететь. (Горизонт.)

4. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Листва.)

Примерные загадки команде 2

1. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)

2. Тело носим, кости бросим, а голову едим. (Лен.) Докажи.

3. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба.)

4. В воде родится, а воды боится. (Соль.)

8. Подведение итогов

Жюри подводит общие итоги. Объявляет команду-победительницу. Высказывает свое мнение о детях, их работе.

ТУРНИР-ВИКТОРИНА II

Тема. "Лесные тайны. Зима".

Оборудование. Рисунки с изображениями рыси, выдры, норки, зайцев – беляка и русака, медведя, жабы, летучей мыши, барсука, тетерева, куропатки, рябчика, клеста, синицы, воробья, оляпки, грача, скворечника; сетки кроссвордов и задания к ним; пластинки с голосами птиц и песен о природе; призы; книги В.Бианки.

Примерный план проведения турнира-викторины

1. Представление жюри и знакомство детей с правилами турнира

2. Представление команд друг другу и жюри

А. Название команды;
Б. Девиз;
В. Тема: "О зверях зимой" или "Птицы зимой";
Г. Оформление (эмблемы и пр.).

3. Музыкальная разминка

4. Перекрестный поединок

Примерные вопросы и задания команде 1

Тема: "Животные (звери) зимой"

1. На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)

2. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру и норку – за то, что они истребляют рыбу.)

3. Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)

4. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)

5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)

6. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей.)

7. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)

8. Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь.)

9. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)

Примерные вопросы и задания команде 2

Тема: "Птицы зимой"

1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)

2. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)

3. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.)

5. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и множество их поедают.)

6. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова зимой и летом.)

7. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка.)

8. Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо.)

9. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон.)

5. Музыкальная разминка

Конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

6. Конкурс на лучшую сценку о природе

7. Конкурс кроссвордов о природе

Дети обмениваются кроссвордами и работают самостоятельно. Кроссворды начерчены на больших листах ватмана, к ним прилагаются задания в письменном виде.

Кроссворд "Ориентирование, план и карта"

Вопросы

По горизонтали:

4. Какая сторона находится справа от полуденной тени?
7. Как называется умение находить север, юг, запад, восток?

По вертикали:

1. Как называется число, показывающее, во сколько раз уменьшены или увеличены предметы на карте?
2. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
3. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?
5. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?
6. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы

По горизонтали: 4. Запад. 7. Ориентирование.

По вертикали: 1. Масштаб. 2. Компас. 3. Горизонт. 5. Восток. 6. Север.

Кроссворд "Погода"

Напиши словами.

Задания

Ответы: 1. Ветер. 2. Снег. 3. Туман. 4. Град. 5. Дождь. 6. Гололед.

Кроссворд "План местности"

Напиши словами.

Задания

Ответы: 1. Болото. 2. Овраг. 3. Дорога. 4. Огород. 5. Мост. 6. Озеро.

8. Конкурс загадок о природе зимой

В перекрестном поединке команды загадывают друг другу по пять загадок.

Примерные загадки первой команды

1. С какого дня начинается зима (по календарю) и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

2. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

3. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

4. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

5. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Примерные загадки второй команды

1. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

2. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

3. С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

4. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

5. В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

9. Подведение итогов

 

TopList