Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2000

Архив 1999-2004

Решаем задачи на движение

3-й класс (1–3),
4-й класс (1–4)

Тема. "Решение задач на движение (составлением числовых выражений, уравнений)"

Цели. Выработать умение самостоятельно и в комплексе применять знания, умения, навыки; осуществлять их перенос в новые условия.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение

Учитель. Вычислите устно примеры, записанные на доске.

На доске.

Дети решают, называют ответы. В тех примерах, где допущена ошибка, предлагается сделать проверку в обратном порядке (от ответа).

 Найдите значение выражений, применив сочетательный или распределительный закон. Соедините стрелкой примеры из двух столбиков.

– Следующие задания.

Учитель показывает числа вразнобой, учащиеся должны умножить их на 15 и записать результаты в тетрадь.

– Теперь вы должны решить примеры, записанные на доске.

На доске.

Оба задания учитель проверяет позже.

III. Тема урока

У. Какие величины участвуют в задачах на движение?

Дети. Скорость, время, расстояние.

У. Как найти скорость, время, расстояние?

Д. Скорость равна расстоянию, деленному на время. Записывается формулой v = s : t.

Время находим, если расстояние разделим на скорость. Вычисляется с помощью формулы t = s : v.

Расстояние найдем, если скорость умножим на время. Формула s = v x t.

У. Предлагаю задачи-разминки. Решать их будем устно.

Голубь улетел на расстояние 420 км. Через сколько часов он вернется, если его скорость равна 60 км/ч?

Д. Через 7 часов.

У. Из двух городов вышли навстречу друг другу два поезда. Один вышел в 8 часов, а другой – в 10 часов. Встретились они в 12 часов. Сколько часов был в пути каждый поезд до встречи?

Д. Один – 4 часа, другой – 2 часа.

У. Когда автомобиль движется точно со скоростью поезда?

Д. Когда погружен на платформу.

У. От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 часов. Катер шел со скоростью 19 км/ч. С какой скоростью шла моторная лодка?

Учитель записывает условие задачи на доске.

Еще раз внимательно вчитайтесь в задачу. О каких величинах идет в ней речь?

Д. О скорости, времени и расстоянии.

У. Что известно?

Д. Расстояние – 510 км, катер шел со скоростью 19 км/ч. Встреча произошла через 15 часов. Известно, что они отплыли одновременно.

У. Что надо узнать?

Д. С какой скоростью шла моторная лодка.

У. Что надо знать, чтобы найти скорость?

Д. Зная расстояние и время, найдем скорость сближения, а затем и скорость моторной лодки.

Дети проговаривают, а затем один ученик записывает на доске.

510 : 15 – 19 = 15 (км/ч) – скорость моторной лодки.

У. Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и расскажите устно.

Дети выполняют задания. Один-два ученика рассказывают задачи.

Варианты записей решения.

Решение: 510 : 15 – 15 = 19 (км/ч) – скорость катера.

Решение: 510 : (19 + 15) = 15 (км/ч) – время, через которое встретятся катер и моторная лодка.

Решение: (19 + 15) x 15 = 510 (км) – расстояние между пристанями.

У. А теперь с этими же данными составим задачу на движение в противоположном направлении.

Решение: 510 : (15 + 19) = 15 часов – время, через которое расстояние между моторной лодкой и катером будет 510 км.

 Сравним ­ задачи! Почему выражения, составленные по задачам, получились одинаковые?

Д. Скорость сближения и удаления находим сложением.

У. Сравните схемы двух задач и скажите, чем они отличаются друг от друга.

Дети записывают схемы.

Д. Первая схема подходит к задачам на движение навстречу и в противоположном направлениях, а вторая – к задачам на движение вдогонку.

У. А сейчас у нас самостоятельная работа на решение задач на движение при помощи уравнений.

IV. Самостоятельная работа

У. Рассмотрите таблицу, записанную на доске.

На доске.

Дети выполняют задание.

– Найдите скорости акулы, кита и дельфина, составив уравнения, но прежде назовите, кто из этих животных млекопитающие, а кто рыбы.

Д. Акула – рыба, а кит и дельфин – млекопитающие.

У. Первый ряд найдет скорость акулы. Второй – кита, а третий – дельфина.

Дети работают самостоятельно.

1-й ряд

х км/ч – скорость акулы
х x 2 = 72
х = 72 : 2
х = 36

36 км/ч – скорость акулы

2-й ряд

с км/ч – скорость кита
с x 6 = 240
с = 240 : 6
с = 40

40 км/ч – скорость кита

3-й ряд

в км/ч – скорость дельфина
в x 3 = 180
в = 180 : 3
в = 60

60 км/ч – скорость дельфина

 Проверим позже, а сейчас назовите самую большую скорость и самую маленькую.

Д. У акулы самая маленькая скорость, а у дельфина – самая большая.

У. На сколько скорость акулы меньше, чем скорости кита и дельфина? Сравните скорости дельфина и кита!

Д. Скорость акулы меньше скорости кита на 4 км/ч, а скорости дельфина – на 24 км/ч.

У. А сейчас самопроверка! Поставьте карандашом на полях "+" те, у кого ответ: 36 км/ч, 40 км/ч и 60 км/ч.

Дети выполняют задание.

 Какими правилами воспользовались при решении уравнений?

Д. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

У. Теперь работаем в парах. Задание сложное, можно друг с другом советоваться.

Учитель читает сначала уравнение для 1-го ряда, затем для 2-го и 3-го.

1-й ряд

Произведение разности 148 и с и числа 15 равно 135.

(148 – с) x 15 = 135
(148 – с) = 135 : 15
148 – с = 9
с = 148 – 9
с = 139

Проверка:

(148 – 139) x 15 = 135
135 = 135

2-й ряд

Частное числа 126 и разности чисел у и 130 равно 9.

126 : (у – 130) = 9
у – 130 = 126 : 9
у – 130 = 14
у = 144

Проверка:

126 : (144 – 130) = 9
9 = 9

3-й ряд

Частное суммы чисел х и 59 и числа 14 равно 8.

(х + 59) : 14 = 8
х + 59 = 8 x 14
х + 59 = 112
х = 112 – 59
х = 53

Проверка:

(53 + 59) : 14 = 8
8 = 8

– Проверяем! Кто решил первым, подходит к доске и решает уравнение. У кого есть ошибки? Кто решил правильно?

Ответы детей.

Учитель задает дополнительные вопросы тем, кто решал.

Что такое уравнение?

Д. Равенство, содержащее неизвестное число, называют уравнением.

У. Что значит решить уравнение?

Д. Значит найти его корень.

У. Что такое корень уравнения?

Д. Значение неизвестного, при котором получается верное числовое равенство.

V. Решение примеров на деление

У. Вспомните алгоритм деления!

Д. Чтобы одно число разделить на другое, надо найти количество цифр в частном. Для этого нахожу первое неполное делимое, ставлю дугу. В частном будет ... цифр. (Ставим точки.)

У. Что надо помнить об остатке?

Д. Он должен быть меньше, чем делитель.

Дети решают примеры.

У. Решите задачу.

Одна мастерская переплела 1920 книг, другая – 1935. Первая переплетала в день 640 книг. Вторая – 215. Какая мастерская выполнила работу скорее и во сколько раз?

Что означает выражение 1920 : 640?

Д. Сколько дней переплетали 640 книг в первой мастерской.

У. 1935 : 215.

Д. Сколько дней переплетали 215 книг во второй мастерской.

У. (1935 : 215) : (1920 : 640).

Д. Во сколько раз быстрее выполнила работу первая мастерская, чем вторая.

У. Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась так: 1935 : 215 – 1920 : 640.

Д. На сколько дней больше работала вторая мастерская?

VI. Домашнее задание

У. Дома решите № 854, 855.

VII. Дополнительные задания (цени минуту)

Если останется время можно предложить детям следующие примеры.

(5 + 8)  x  а = (9 – 4)  x  x =
в x  (7 + 6) = 8в – 4в =
n  x  6 + n  x  8 = (а + 8)  x  4 =
(n + m)  x  13 = 9  x y – 9  x z =

VIII. Подведение итога урока, выставление оценок

Тамара ПОДОРОВА,
учитель школы № 8,
г. Инта