Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2000

Архив 1999-2004

Письмо с Секретом

Всегда приятно брать в руки тетрадь ученика, в которой работа выполнена каллиграфическим почерком. Как правило, в них и орфографических ошибок меньше. Такая тетрадь всегда доставляет радость не только учителю, но и самому ученику. Тем более что первоклассники искренне верят в свой успех, в то, что когда они преодолеют все трудности, у них все получится.

Как превратить урок письма из изнурительного процесса "каракулеписания" в увлекательный, развивающий урок? Как создать ситуацию успеха? Как развивать графическую зоркость и уже в букварный период добиться хороших результатов формирования графических навыков? Обо всем этом рассказывалось на страницах нашей газеты в прошлом учебном году в серии статей "Письмо с Секретом" (№ 19, 21, 22, 24–26, 28, 29/99).

Сегодня, возвращаясь к этому разговору, мы публикуем серию уроков, которые разработаны учителями по прописям Веры Илюхиной к "Русской азбуке" и "Букварю" В.Г. Горецкого. В них на практическом материале показано, как учителя используют в работе предложенные ранее приемы формирования графического навыка. Это и диктанты написания букв по их алгоритму, и игра "Поле чудес", и дописывание букв, и нахождение графических ошибок.

Все эти приемы позволяют учителю с интересом и увлечением формировать столь сложный для 6–7-летних детей навык письма. Наряду с этим решается, на мой взгляд, и очень сложная задача – осознанное развитие графической зоркости, которое, в свою очередь, дает возможность развивать орфографическую зоркость, культуру письма, мышление, память, осознанность выполняемых действий и т.д.

Тема. "Звуки [с], [с’]. Буквы С, с" *

Цели. Познакомить с новыми согласными звуками [с] и [с’] и буквами С, с; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах, различать новые звуки по твердости и мягкости; учить писать буквы С, с, слоги и слова с буквой с; составлять предложения; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать внимание, аккуратность, любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство прекрасного.

Оборудование. Лента букв; кассы букв (классная и индивидуальные); карточки слияний; иллюстрации – лес (осенний), лось; образцы письменных букв С, с; листочки для "обрывания" и штриховки; учебник "Русская азбука" (авт. В.Г. Горецкий); тетрадь; листья деревьев.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на партах и правила посадки.

II. Повторение

Игра "Полубуковка".

На доске.

Дети определяют печатные буквы.

Учитель. Назовите эти буквы.

Дети. Это буквы а, о, ы, и, н, у.

У. Какие звуки они обозначают?

Д. Гласные и согласные.

У. Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

Д. Это а, о, ы, и, у.

У. Согласные.

Д. Это н.

У. Какие согласные звуки обозначает буква н?

Д. Звуки [н], [н’].

Чтение слогов с н (печатный и письменный шрифт).

На доске.

У. Какую ошибку в написании слогов вы заметили?

Д. Буквы неправильно соединены.

У. Отметьте эти места.

Дети выполняют задание.

На доске.

III. Новый материал

1. Выделение звуков [с] и [с’].

У. 

Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

Д. Лес.

У. Сделайте звуковой анализ слова лес.

Дети составляют схему из карточек: один учащийся у доски; остальные – индивидуально.

[с] – согл. звук, твердый.

На доске иллюстрации осеннего леса и лося.

Учитель проводит с детьми беседу о красоте леса, о его значении для человека и бережном отношении к природе.

У. 

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Кто это?

Д. Это лось.

Дети смотрят иллюстрации и сравнивают лося с оленем.

У. Сделайте звуковой анализ слова.

Дети составляют схему слова лось в тетради по печатанию.

[с] – согл. звук, мягкий.

У. Внимание, игра "Верно ли ты слышишь звук".

Я буду называть слова, если в слове есть [с] или [с’], то вы хлопаете в ладоши.

Слова для предъявления.

Лиса, лист, шишка, синица, аист, трава, зонт, сахар, синий, зима, ветер, осень.

 Рассмотрите иллюстрацию на страницах 48–49 "Русской азбуки".

Дети выполняют задание.

– Назовите предметы, в названии которых есть новый звук.

Д. Сосны, совы, месяц, сорока, осины, косынка, лес...

У. А теперь найдите буквы С, с в классе, в ленте.

Дети выполняют задание.

2. Подготовка руки к работе – "выщипывание" и штриховка.

У. Ребята, сегодня мы уже мысленно побывали в осеннем лесу. Вспомните, что происходит осенью с деревьями.

Д. Листья желтеют и опадают.

У. Сейчас у нас в классе будет много листочков. Какой формы бывают листья?

Д. Овальной, резной...

Учитель показывает листья березы, осины, клена, боярышника, рябины.

У. Мы выполним листочек осины путем обрывания бумаги.

Дети из листов цветной бумаги (желтой, оранжевой, красной) делают листочки и заштриховывают их.

IV. Физкультминутка (упражнение для пальцев "Грабли")

У. Что делают, когда образуется много листьев на земле?

Д. Их сгребают и сжигают.

У. Листья падают в саду.

Их я граблями сгребу.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

V. Новый материал (продолжение)

Дети делают анализ образцов печатной и письменной букв.

После этого учитель показывает на доске, как нужно правильно писать букву с.

 Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной линии вверх, задерживаемся на строке, по прямой наклонной линии опускаемся вниз, выполняем на месте, поднимаемся по крючку до середины.

Далее дети в тетрадях пишут эту букву (учитель заранее прописывает образцы).

У. Попробуйте догадаться, какую букву я буду сейчас писать.

Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, поднимаемся по наклонной линии вверх, задерживаемся на мнимой строке, по прямой наклонной линии опускаемся вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины.

Д. Это С прописная.

Дети пишут в в тетрадях букву.

VI. Физкультминутка

У. 

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Дети выполняют соответствующие движения.

VII. Новый материал (продолжение)

У. Какие деревья растут в лесу?

Д. Березы, сосны, ели, осины...

У. Разбейте слова сосны и осины по слогам.

о|си|на со¦с|на
о|си|ны со
¦с|ны

– Прочитайте слова в столбиках на странице 49.

Дети выполняют задание.

Далее дети списывают с доски и отмечают места соединений.

На доске.

В тетрадях заранее написаны слова сон, осина, оса.

  • Подчеркните одинаковые согласные буквы.
  • Как называется эта буква?
  • Какие звуки она обозначает?

Далее дети работают по "Русской азбуке" – читают предложение на странице 48.

На доске схемы и деформированное предложение.

Дети составляют правильное предложение и записывают его.

Повторяется правило написания предложения: большая буква в начале предложения и точка в конце; имя девочки.

VIII. Итоги урока

У. Подчеркните в предложении букву, которую учились писать сегодня. Как она называется? Какие звуки обозначает?

IX. Заключение

У. Послушайте отрывок из стихотворения Бунина.

Ученик читает стихотворение "Лес, точно терем расписной..."

– Представьте, что вы в этом лесу и ваши листочки кружатся в воздухе.

Под звуки вальса дети бросают свои листочки вверх.

Варвара ГОРЬКОВА,
учитель школы № 470,
г. Москва

_____________
* Интегрированный урок обучения грамоте и письму рассчитан на 2 часа.