Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №34/2000

Архив 1999-2004

Уважаемые коллеги!

Эта тетрадь — своеобразная мини-хрестоматия, которая поможет решить сразу несколько задач: познакомить ваших учеников с произведениями современных поэтов и поэтов ХIХ века, посвященных осени; потренировать их в написании безударных гласных в корне слова и научить некоторым приемам при рисовании орнаментов.

Тетрадь может быть использована на уроках русского языка, чтения, изобразительного искусства, на занятиях в группе продленного дня и для самостоятельной работы учащихся.

Вот некоторые примеры заданий из нее.

К. Бальмонт

Осень

Посп·вает брусника,
Стали дни х
·л·днее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц ул·тают
Прочь за синее море.
Все д·ревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже см·ётся,
Нет в цв
·тах бл·говонья,
Скоро ос
·нь проснётся
И заплачет спросонья.

  • Перепиши слова и   запомни их написание.

Блестеть _______________________

Блистать _______________________

  • Дорисуй и раскрась орнамент, начатый художником.

 

  • Выпиши из текста глаголы с безударными гласными в корне. Подбери к ним проверочные слова.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Знаешь ли ты?

Благовонье — это сложное слово, образовавшееся из сочетания «благая вонь». Слово вонь в старину означало запах, а благая вонь — приятный запах. В древности благовоньями называли пахучие масла, приготовленные из ценных растений. Ими очень дорожили. Благовонья приносили в жертву богам, умащивали (натирали) ими дорогих гостей, новобрачных, покойников. Отсюда пошло выражение «умаслить кого-то», то есть задобрить, расположить к себе.

С. Есенин

Закрутилась л·ства з·л·тая
В р
·зоватой в·де на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем л
·тит на зв·зду.

  • Выдели корень в слове л·ства.
  • Подбери к нему как можно больше однокоренных слов.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

А. Майков

Осень (отрывок)

Кроет уж лист з·л·той
Влажную землю в л
·су.
Смело т
·пчу я н·гой
Вешнюю леса красу.
С хол
·да щёки горят,
Любо в лесу мне б
·жать,
Слышать, как сучья тр
·щат,
Листья н
·гой загр·бать!

Знаешь ли ты?

Слово вешняя в современной речи почти не встречается. Оно устаревшее, означает весенняя.

Как ты думаешь, что означает выражение «топтать вешнюю красу»?

  • Выпиши из текста глаголы с безударными гласными в корне. Подбери к ним проверочные слова.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

  • Выдели корень в слове з·л·той.
    Подбери к нему как можно больше однокоренных слов.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

Н. Рубцов

В осеннем лесу (отрывок)

Я так люблю ·сенний лес.
Над ним — сияние н
·бес,
Что я х
·тел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в д
·ждевой в·сёлый свист.

Знаешь ли ты?

Слово багряный означает тёмно-красный, близкий к цвету крови. Есть даже такое выражение «обагрить кровью», то есть «окрасить кровью в тёмно-красный цвет». Слово багряный очень любили поэты девятнадцатого века. Однокоренным к слову багряный является слово багрец.

К какой части речи относится слово багряный?