Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2000

Я иду на урок

Галина Федорова

Зима в Сочиняйке

Сочинение ребенка – интересный и в то же время трудный вид работы на уроке. Почему?

Дело в том, что маленькому ученику очень нравится просто фантазировать, чаще всего он не задумывается, как логично написать текст, как создать повествование (описание). Учитель же все время следит за развитием мысли ребенка, помогая ему отрабатывать структуру разных текстов.

Для того чтобы эта серьезная работа не казалась скучной, неинтересной, можно совершить вместе с детьми "путешествие" в страну Сочиняйку прямо на уроке.

Тема. "Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания".

Цели. Учить составлять рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста; отрабатывать структуру текстов повествования и описания; совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся; развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение.

Оборудование. Грамзапись музыки П.И. Чайковского "Январь" из цикла "Времена года"; видеозапись "Снеговик"; таблички.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Приглашение в путешествие. Создание атмосферы творчества

Учитель. Вы любите путешествовать? А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

Дети. Да! Когда читаем книги, то мысленно рисуем картины, описываемые в произведении, путешествуем вместе с героями.

У. А еще можно путешествовать, воображая что-либо, сочиняя. Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. Причем чтобы попасть туда, нам не понадобятся никакие волшебные помощники: ни щука, ни старик Хоттабыч, ни ковер-самолет. Мы возьмем с собой только ручку и лист бумаги. А страна эта называется... Сочиняйка. Попасть туда может любой, кто умеет фантазировать.

III. Понятие о значении корня -чин-

У. Откуда же взялось в русском языке слово сочиняйка? Оказывается, от старинного корня -чин-, что значит "порядок". Подберите родственные слова.

Дети подбирают.

– Остановимся на следующих словах: сочинять – выстраивать мысли в определенном порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определенном порядке.

IV. Постановка целей урока

У. Темой урока и будет сочинение.

Дети записывают слово сочинение в тетради.

– Но раз уж мы задумали необычное путешествие, то припишем еще слово фантазия.

V. Работа над понятиями "текст" и "части текста"

У. Естественно, что сочинение – это текст. То есть все предложения объединены темой и выражают идею. И как любой текст, записывается по определенным правилам. Вспомним их.

Дети вспоминают.

На доске постепенно открываются карточки с названиями.

На доске.

I. Вступление.
II. Основная часть.
III. Заключение.

– Какую роль играет каждая часть?

Д. Во вступлении читателя готовят к восприятию текста.

– Основная часть раскрывает тему.

– Заключение подводит итог, выражает идею текста.

VI. Определение темы сочинения

У. Итак, в путь! И пусть нашему воображению поможет музыка.

Учитель включает грамзапись произведения П.И. Чайковского "Январь" из цикла "Времена года".

– О каком времени года "говорит" музыка?

Д. О зиме.

У. В Сочиняйке сейчас тоже зима. Подумайте, каким образом мы можем попасть туда.

Д. На санях Деда Мороза.

– На снежинке.

– С зимним ветром.

– На метле Бабы Яги...

У. А вот и первый житель Сочиняйки.

Учитель включает видеозапись "Снеговик".

– Мне он рассказал, что его зовут Сочиняйкин и еще вот что...

Звучит аудиозапись.

Я – веселый снеговик.
К зиме морозной я привык.
В Сочиняйке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
Не придет ли новый друг?
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый.

– Не нас ли с вами он высматривает? Наверное, хочет рассказать что-либо интересное, какой-нибудь секрет. Предлагаю написать сочинение "Секрет Снеговика".

Дети записывают в тетради тему сочинения.

– Каким будет тип текста?

Д. Повествование с элементами описания.

VII. Определение содержания каждой части. Составление плана

У. Что же будет главным в сочинении?

Д. Сам секрет Снеговика.

У. В какой части текста его запишем?

Д. В основной.

Под табличкой "Основная часть" вы-ставляется табличка "Секрет Снеговика".

У. Но Снеговик не будет рассказывать секрет совершенно незнакомому человеку. Значит, сначала необходимо познакомиться. В какой части опишем встречу с новым другом?

Д. Во вступлении.

Под табличкой "Вступление" появляется табличка "Встреча со снежным человечком".

У. У каждого на парте свой снеговичок, которого вы нарисовали сами на уроке ИЗО. У каждого из них свой характер, свое настроение. Опишите их! А где следует это записать?

Д. В основной части.

Под табличку "Основная часть" добавляется табличка "Как выглядит новый знакомый".

У. А итог мы подведем в какой части?

Д. В заключительной.

У. Какие же чувства вам принесло новое знакомство?

Ответы детей.

Табличка "Как хорошо иметь друга!" завершает план.

Таким образом на доске появляется план сочинения.

На доске.

План

I. Вступление.
   Встреча со снежным человечком.
II. Основная часть.
   1. Как выглядит новый знакомый.
   2. Секрет Снеговика.
III. Заключение.
   Как хорошо иметь друга!

VIII. Работа над средствами выразительности письменной речи

У. Чтобы сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средства выразительности письменной речи. Во-первых, сравнения. Именно они позволяют представить вашего Снеговичка ярче. Во-вторых, метафоры, они помогут создать волшебный мир страны фантазии*.

IX. Запись сочинения

У. Желаю вам интересного путешествия и жду ваши рассказы.

Дети пишут сочинения под музыку.

X. Обсуждение сочинений

У. Чем понравилось сочинение? Что можно посоветовать автору?

XI. Домашнее задание

Примечание. Орфографическую подготовку таких сочинений организовать трудно, так как неизвестно, в каком направлении будет развиваться фантазия ребенка. Поэтому, естественно, первым помощником должен стать учитель. Кроме того, ученики должны приучаться пользоваться орфографическим словарем.

Галина ФЕДОТОВА,
учитель школы № 1905,
г. Москва.

______________
* Эти средства выразительности дети вспоминают из материала уроков чтения, риторики. Работа над развитием речи учащихся проводится в четкой системе этих уроков. Лучше, если наиболее понравившиеся сравнения и метафоры записываются в отдельную тетрадь. Кроме того, замечательно, если материал добавляется из книг, самостоятельно прочитанных учениками. Наиболее удачные примеры разбираются на уроках внеклассного чтения.