Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2001

Учителю на заметку

Мария Зиновьева

Тестовые задания
по русскому языку, математике, природоведению

Оценка результатов

Оценка предполагает ответ “да” или “нет”. 80 % правильно выполненных заданий по каждому образовательному блоку позволяют поставить школьнику оценку “зачтено”, что означает усвоение им программы обучения в начальной школе.

Целесообразно составить на каждого ученика контрольную схему, отражающую результаты выполнения им заданий. Например, она может быть такой.

Фамилия, имя, класс, школа, город
Область знаний

Характеристика результатов

Да

Нет

Язык и литература
Математика
Природа

Инструкция к проведению тестовых заданий

Работа проводится в условиях школьного урока, все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения всех заданий не более 4 уроков по 45 минут.

Перед началом работы учитель инструктирует учащихся: “Прочитай задания. Если ответы даны, прочитай каждый из них, выбери правильный и отметь его знаком “+” или подчеркиванием. Если ответ не дан, то выполни задание и запиши свой ответ”.

Если дано задание “найди и исправить допущенные ошибки”, то нужно зачеркнуть неверные ответы и записать правильные.

При проверке техники чтения каждый ученик получает лист с напечатанным текстом для чтения. В верхнем углу листа пишется фамилия школьника. Читать (про себя) дети начинают по команде учителя, через 1 минуту после начала дается команда закончить чтение и каждый ученик отмечает место, где он остановился.

После этого школьник отвечает на вопросы по тексту. Задания, проверяющие сформированность элементов учебной деятельности, оцениваются отдельно. Неправильное выполнение задания говорит о несформированности контроля и самоконтроля школьника.

В связи с тем что результаты табличных случаев сложения и вычитания, умножения и деления учащиеся должны знать наизусть, выполнение этих заданий следует строго ограничить во времени, выделив на эту работу не более 3 минут. При этом учащиеся приступают к выполнению заданий и заканчивают работу по команде учителя.

Образовательная область

“Язык и литература”

В а р и а н т 1

1. Определи части речи. Отметь знаком “+” правильный ответ.

Засеять

– имя существительное
– предлог
– глагол

Красивый

– имя существительное
– имя прилагательное
– местоимение

2. Зачеркни лишние признаки.

Имя прилагательное имеет:

время
склонение
спряжение
падеж
число
лицо
род

Глагол имеет:

время
склонение
спряжение
падеж
число
лицо
род

3. Какая часть слова подчеркнута? Отметь знаком “+” правильные ответы.

Прибежал

– приставка
– корень
– суффикс
– окончание

Весенний

– приставка
– корень
– суффикс
– окончание

Погрузка

– приставка
– корень
– суффикс
– окончание

Теснотой

– приставка
– корень
– суффикс
– окончание

4. Разбери по составу слово.

утренний

5. Прочитай два предложения. Там, где нужно, расставь знаки препинания. Отметь знаком “+” предложение с однородными членами.

– Ребята гудели свистели издавали соловьиные трели.
– Пение птиц наполнило зеленый островок леса.

Из второго предложения выпиши сначала подлежащее и сказуемое, а затем – любое словосочетание. __________________________________________

6. Зачеркни знак препинания, который нельзя поставить в предложении.

Тень от нависших деревьев падала в воду.

! ?

7. Напиши, каким членом предложения и какой частью речи является слово “нива” в предложении.

Утреннее солнце перламутровым светом озаряет убранные нивы.

Член предложения: _____________________________________________

Часть речи: ________________________________________________

8. Вставь в предложения пропущенные слова “рыжики”, “рыжик”, “Рыжик”.

_________ не растут на опушке леса. Собака __________ нашла под елкой ______________ .

9. Соедини стрелками букву “в” со словами, в которые ее нужно вставить.

чу...ство              здра...ствуй

                      в

уча...ствуют       я...ства

10. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в словах.

11. Слово с безударной гласной соедини стрелками с проверочными словами. Вставь пропущенные буквы.

веч...р веч...рний
веч...рок
веч...реет
гл...зок гл...з
гл...зной
гл...зик

12. Вставь в предложение нужное слово. Какой частью речи оно должно быть?

Березы стряхивали последние _____________________________________________.

Часть речи: __________________________________________________

13. Соедини слова стрелкой с тем знаком, который в них нужно вставить.

в...ет                   ъ                       здоров...е

об...единение   ь                       в...едливый

14. Напиши, где нужно, вместо точек твердый знак.

под...ехала, за...явление, под...коп, об...явление, у...езжает, под...езд, под...ем

15. Допиши предложение.

С деревьев опадают желтые листья. Вянет трава. Солнце прячется за серые тучи. Часто мо-

росит мелкий дождь. Наступила ______________________________________________.

16. Ответь на вопросы.

Как называют ученика, который следит за чистотой в классе?____________________________

Если вчера был четверг, а завтра будет суббота, то какой день сегодня? ____________________

Как называется лесная ягода, похожая на садовую клубнику? ____________________________

17. Придумай слова, противоположные по смыслу написанным.

светлый – ________________________________________________________________________

грусть – ____________________________________________

18. Прочитай предложение. Вставь пропущенные буквы.

К...рмушки для кр...л...ч...т нужно делать так, чтобы кр...л...ч...та (не) мешали дру... другу,

(не)м...гли в них (за)лезт... и (не)разбрасывали корм.

Как ты напишешь “не” с глаголом? Отметь знаком “+” правильный ответ.

– слитно

– раздельно

19. Составь и запиши словосочетания, используя нужные предлоги и приставки.

... ступить ... края        от

... бежать ... дом          в

... ехать ... города        до

20. Выпиши из текста слова, в которых гласные звуки показывают мягкость согласных. Одно из этих слов раздели на слоги.

Дома

Мама ушла. Гриша и Юра одни дома. Они играют. У Гриши кубики. У Юры конь. Мальчики

живут дружно.

______________________________________________

21. Проверь, правильно ли ты выполнил задание 8, и исправь свои ошибки, если они есть.

Рыжики не растут на опушке леса. Собака Рыжик нашла под елкой рыжик.

22. Проверь работы учеников. Если в них есть ошибки, найди и исправь их.

Город орел – родина моей мамы. Хищьная птица – Орел. У никитъы Черный карондашь.

Летом я купался в черном Море.

23. Прочитай текст.

Моржи

В северных полярных морях водится крупный морской зверь – морж. Вес его доходит до одной тонны и даже более. Питается он рыбой. Голова зверя, как у слона, вооружена двумя крепкими большими клыками-бивнями. Морж обладает необычайной силой. На льду он неуклюж и малоподвижен. В воде же трудно найти ему соперников в силе и ловкости.

Моржи держатся стадами. В летнее время их можно увидеть на льду. Они лежат тесно друг возле друга, отдыхают и греются на солнце. Моржата играют, резвятся, съезжают с высоких ледяных гор – торосов, как дети со снежной горы, или принимаются вдруг звучно хлопать передними ластами.

Места выхода зверя на берег называются лежбищами. На них собирается по несколько тысяч голов. Там так тесно, что они ложатся друг на друга в два и даже в три ряда. Порой давят друг друга насмерть.

(По М. Зингер)

Укажи знаком “+”, какой это текст:

– повествование
– описание
– рассуждение

Отметь знаком “+”, что это:

– рассказ
– сказка
– басня
– стихотворение

Напиши фамилию автора этого произведения _________________________________________

Напиши заголовок этого произведения _______________________________________________

24. Прочитай первый абзац текста из задания 23. Найди и подчеркни в нем эпитеты.

25. Прочитай последний абзац текста из задания 23. Найди в тексте и напиши, что называют лежбищем._____________________________________________

26. Отметь знаком “+”, в каком произведении могут быть такие слова: “В некотором царстве, в тридесятом государстве жил царь”.

– былина – рассказ

– песня         – сказка

27. Покажи стрелками, какому автору какое произведение принадлежит.

“Прыжок”

“Ворона и Лисица”

“Дюймовочка”

Х.К. Андерсен

Л.Н. Толстой

И.А. Крылов

28. Отметь знаком “+” скороговорку.

– Свой-то огонек ясней горит.

– Что это за дорога: кто по ней идет – тот хромает?

– Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

29. Отметь знаком “+” имя героя произведения А.С. Пушкина.

– “Царевна-лебедь”.

– “Золушка”.

– “Царевна-лягушка”.

30. Закончи стихотворение (придумай рифму).

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – _______________________________________________.

31. Напиши фамилии известных тебе зарубежных сказочников.

______________________________________

32. Напиши фамилии известных тебе авторов, которые писали о детях.

_____________________________________________

33. Соедини стрелками начало и конец пословиц.

Доброе слово сказать – случиться воды напиться.

Не плюй в колодец – да не откладывай дело.

Откладывай безделье, посошок в руку дать.

34. Отметь знаком “+” загадку.

– Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

– Колючий ежик вцепился в одежду.

– Что на уме, то и на языке.

35. Допиши предложение.

Е.И. Пермяк писал сказки и рассказы, а Н.Н. Носов – _________________________________ .

36. Отметь знаком “+” фамилии тех авторов, которые писали рассказы о животных.

– Е.Пермяк

– В.Чаплина

– П.Ершов

– А.Волков

37. Напиши название твоей любимой книги. _____________________________________________

38. Проверь работы учеников, найди и исправь ошибки.

Костя любит читать басни. Его любимый герой – Мишка из “Квартета” И.А. Крылова.

Мальчик сказал, что читал басни Л.Н. Толстого “Прыжок” и “Акула”.

39. Отметь знаком “+” фамилию автора сказки, отрывок из которой приведен ниже.

Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить

на свете!

– Ш. Перро

– В.М. Гаршин

– Н.А. Некрасов

40. Продолжи список сказочных предметов, встречающихся в сказках разных народов.

Лапотки-самоходы, шапка-невидимка ________________________________________________

Мария Зиновьева,
лицей № 3, г. Саратов