Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2001

Я иду на урок

Ольга Кобзева

Природа и люди - одно целое

Вспомним слова М.М. Пришвина: "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину".
Природа – самое удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и наблюдательному природа раскрывает свои тайны.
Окружающая среда – естественный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления о природе. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением рассматривает бабочку, жука, следит за распускающейся веткой.
Наблюдения за окружающей действительностью способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Общение с природой обогащает его духовный мир.
Дети с удовольствием отправляются на экскурсии, в походы. Они любят собирать грибы, ягоды, помогают старшим рыбачить, любят игры на природе. В то же время представления учащихся о бережном отношении к природе и ее богатствам, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. Многие дети хорошо разбираются в стилях музыки, но не знают названий птиц, порхающих рядом. За любовь к природе дети ошибочно принимают потребительское к ней отношение, которое нередко провоцируется старшими. Дети вспоминают не о том, какую полезную работу проделали во время пребывания на природе, а в основном о том, что они получили от природы.
К сожалению, сегодня наблюдается экологическая безответственность. Счастлив тот, кто живет в каком-нибудь чудом сохранившемся уголке страны, где можно дышать чистым воздухом, любоваться голубым небом, зеленой травой. Но таких экологически благополучных уголков осталось совсем мало. Мы можем вспомнить много печальных картин оскверненной, бездумно истребляемой природы.
Экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать речь. Ему необходимо рассказывать о природе, брать ребенка с собой на речку, в лес, на луг, где происходит непосредственное общение с миром природы.
Но наши школьники недостаточно общаются с живыми объектами, и это делает их равнодушными и безответственными к окружающему растительному и животному миру. Необходимо развивать экологическое мышление ребят, рассматривать экологические связи в природе между живыми организмами и окружающей средой.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно в школьные годы. Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы.
Перед природоведением стоят очень серьезные задачи формирования гармонически развитой личности ребенка: сближение с природой, становление экологического сознания, развитие гуманистических начал.
Ольга КОБЗЕВА, учитель школы № 43 г. Белгорода, считает что начинать необходимо с развития интереса к природоведению. Чтобы уроки природоведения были интересными, нужно включать в них различный занимательный материал: кроссворды, загадки, пословицы; использовать дополнительный материал; просить детей готовить различные сообщения; знакомить школьников с правилами поведения на природе.

3-й класс (1–4)

Тема. "Насекомые и птицы весной".

Цели. Дать представление об изменениях в жизни насекомых и птиц весной, показать связь этих изменений с состоянием неживой и живой природы; развивать наблюдательность, мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление ее защищать.

Оборудование. Предметные картинки с изображением растений, насекомых, птиц; кроссворд (плакат), картина "Красная девица – весна", проигрыватель с пластинкой "Голоса весеннего леса", карточки с сообщениями, правила поведения на природе (графическое выражение в виде знаков охраны природы), учебник "Природоведение" (авт. З.А. Клепинина), Красная книга, выставка фотоальбомов и книг о природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

Учитель. Ребята, если вы верно разгадаете кроссворд, то узнаете, кто к нам пришел на урок.

Учитель вывешивает на доску сетку кроссворда.

У. 

Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.

Дети. Ветер.

У. 

Стоит Алена –
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

Д. Береза.

У. 

Один костер
Весь мир согревает.

Д. Солнце.

У. 

Голубая простыня
Весь свет покрывает.

Д. Небо.

У.

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

Д. Бабочка.

После каждого ответа учитель вписывает нужное слово в сетку кроссворда.

У. Посмотрите внимательно на слова-отгадки. На какие группы можно их разбить?

Д. Береза, бабочка – это живая природа.

– Ветер, солнце, небо – это неживая природа.

У. Если мы правильно разгадали кроссворд, должно получиться контрольное слово. Какое это слово?

Дети читают по кроссворду: "Весна".

Учитель вывешивает на доску картину "Красная девица – весна".

У. Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением весны?

Д. Стало теплее, растаял снег, оттаяла почва, чаще идут дожди.

У. А в живой природе произошли изменения? Какие?

Д. В начале весны зацветают некоторые деревья и кустарники, а также травянистые раннецветущие растения.

У. Как их еще называют и почему?

Д. Подснежники. Их развитие начинается ранней весной, еще под снегом.

У. На какие две группы можно разделить растения, которые вы видите на иллюстрациях, прикрепленных к доске?

Учитель показывает картинки с изображениями раннецветущих растений.

Д. Травы и деревья.

У. Давайте назовем эти растения.

Д. Мать-и-мачеха, первоцвет, пролеска, медуница, подснежник, ветреница, чистяк, береза, осина.

У. Что вы знаете об этих растениях?

Д. Подснежник занесен в Красную книгу, ветреница дубравная и ветреница лесная во многих областях нашей страны внесены в списки охраняемых растений.

Люди рвут первоцвет из-за его лекарственных свойств и красоты; пять видов березы занесены в Красную книгу.

Далее несколько учеников рассказывают о первоцвете, иве, ольхе.

У. Что означает слово "натуралист"?

Д. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель.

У. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете растения. Вам предстоит ответить на семь вопросов. Если ответ правильный – у цветка открывается лепесток. Семь правильных ответов – читаем на лепестках слово.

Что означает "плач" березы весной?

Д. Сокодвижение.

У. Какая трава самая горькая?

Д. Полынь.

У. Какое дерево цветет позднее всех?

Д. Липа, она цветет летом.

У. Какое растение называют цветок-букетик и почему?

Д. Медуницу. На одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие цветки.

У. Какое дерево "переодевается", становясь то серебристым, то зеленым?

Д. Осина.

У. У какого растения два "лица" – весеннее и летнее?

Д. У мать-и-мачехи. Весеннее – желтые соцветия на недлинных стебельках, летнее – листья.

У. Какую роль играет ива для берега реки?

Д. Укрепляет корнями берег.

После правильных ответов на доске появляется цветок, на котором написано слово "молодцы".

III. Работа над новым материалом

У. Представьте себе такую ситуацию: мы пришли в лес. Стоит тишина. Видим много прекрасных растений. Кого же не хватает?

Д. Насекомых и птиц.

У. Сегодня на уроке мы будем говорить о насекомых и птицах весной. Как вы думаете, кто должен появиться вслед за растениями и почему?

Д. Насекомые. Они опыляют растения, питаются нектаром.

Учитель показывает фотографии насекомых: траурницы, дневного павлиньего глаза, лимонницы, шмеля, мухи, муравья, пчелы, божьей коровки.

– Насекомые появляются первыми потому, что многие из них зимуют во взрослом состоянии. Правда, таких бабочек стало меньше, поэтому во многих областях принято решение об охране дневных бабочек.

У. А теперь поговорим о птицах. Отгадайте загадки.

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.

Д. Грач.

У. На шесте сидит певец,
А зовут его...

Д. Скворец.

У. 

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.

Д. Жаворонок.

У. 

Он соло пел среди ветвей,
Его назвали...

Д. Соловей.

У. Какие птицы очень любят деревенское стадо?

Д. Трясогузки.

У. Кто на елке, на суку

Счет ведет: "Ку-ку... ку-ку..."?

Д. Кукушка.

У. Какая птица летает быстрее всех?

Д. Стриж.

IV. Физкультминутка "Прогулка в лес"

Дети выполняют физкультминутку под запись пения соловья.

У. Появились растения, насекомые, птицы. Давайте представим, что мы идем в лес наблюдать за природой. Но сначала мы должны повторить правила поведения в лесу.

Д. В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и насекомые.

Учитель вывешивает знак.

– He подходите близко к гнездам птиц.

– Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.

Учитель вывешивает знак.

– Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.

Учитель вывешивает знак.

– Не разоряйте птичьи гнезда.

Учитель вывешивает знак.

– Не рвите в лесу цветов! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Учитель вывешивает знак.

– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

Учитель вывешивает знак.

– Не ловите диких животных и не уноси их домой.

Учитель вывешивает знак.

У. Встали! Шагом марш! Посмотрите направо! Посмотрите налево! Оглянитесь вокруг! Как хорош лес! Сколько красивых цветов! Сколько здесь птиц, сколько гнезд на деревьях! Послушайте пение птицы – кто это поет?

Д. Соловей.

У. Присядьте, загляните под кустик. Кого вы увидели? Маленький работяга муравей тащит веточку для починки своего гнезда-дома. Не будем ему мешать!

А вон в развилке на стволе дерева кто-то виднеется. Поднимемся на носочки, чтобы лучше рассмотреть. Выше, выше! Это красавец жук-усач: стройный, зеленого цвета, с небольшими шипиками и бугорками на груди, с длинными усами. А вот на дороге завал из сучьев. Давайте его разберем. Наклоняйтесь, берите ветки и откладывайте в сторону.

Хорошо, молодцы! Теперь нам пора домой. Последний раз оглянитесь вокруг. Мы прощаемся с лесом.

Мы можем приступить к занятиям? Нет! У нас грязные руки. Помоем руки, стряхнем воду с кистей рук, вытрем полотенцем. Теперь можно работать.

V. Работа с учебником

Дети читают статьи на с.102–104 и отвечают на вопросы.

  • Почему весной к нам возвращаются перелетные птицы?
  • О какой птице говорят, что она лед хвостом ломает?
  • Для чего птицы строят гнезда?
  • Где могут птицы устроить себе гнездо?
  • Как нужно охранять птиц весной?

VI. Итог урока

У. Давайте прочитаем еще одно слово, написанное на доске.

Д. Экология.

У. Экология – наука, которая учит защищать и охранять природу. Люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведется большая работа по охране природы. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Некоторых осталось совсем мало. Их занесли в Красную книгу.

Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

VII. Домашнее задание

Рисунки М. Левиной