Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2001

Система Эльконина - Давыдова

Елена Баженова

Читаем Пушкина

1-й класс

Тема. А.С. Пушкин "Зимнее утро". "Гармония".

Цели. Расширить представление о творчестве поэта; продолжить знакомство с художественными средствами, используемыми поэтом, на примере сравнений; формировать умение составлять партитуру для чтения; познакомить с понятием "гармония".

Ход урока

У. 

На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на желтый глаз огромный...

Кто догадался, в какую игру будем играть?

По строчкам стихотворения, которые звучат всегда перед игрой "Неожиданное сравнение" дети без труда понимают первую задачу урока.

Д. Мы будем искать сравнения.

У. Совершенно верно. Попробуйте: гриб ...

Д. Зонтик.

– Старичок-лесовичок.

– А если разделить, то будет груша и шляпа.

– А если перевернуть – как лодка с парусом.

У. Молодцы! Следующий предмет: пчела..

Д. Муха.

– Нет, это неинтересно.

Тут же появляются ответные реплики. Поправляю, что не очень удачно, но стараемся не обижать друг друга категоричными замечаниями.

– Вертолет.

– Пижама полосатая с крылышками.

У. Спасибо! И еще один предмет: звезда на небе.

Д. Цветок.

– Бабочка.

– Фара машины ночью.

У. А теперь послушайте стихотворение Юнны Мориц, какие она нашла сравнения для этих предметов.

Читаю, дети на слух без труда находят их: гриб – зонтик, пчела – полосатая, как зебра, звезда – серебристая, как рыба.

– Оцените свою работу.

Дети на пальчиках показывают, какую оценку ставят себе, кто "5", кто "4", кто-то и "3", кто ничего не показывает – не сумел найти сравнение или понял, что неудачно.

– Я вижу, кто-то огорчился, не очень получилось сегодня. Каким стихотворением Пушкина мы могли бы их утешить, воодушевить?

Д. Можно им прочитать стихотворение-утешение "Если жизнь тебя обманет", в нем поэт утешает всех, кому грустно.

У. Давайте прочитаем его хором.

Дети хором читают стихотворение, пытаясь передать настроение сочувствия, ласки, веры в будущее.

– Спасибо! Легче стало на душе? А кто к этому стихотворению сделал свой рисунок?

На предыдущем уроке было предложено: сделать рисунок или попробовать написать свое утешение в стихах или прозе для друга или близкого человека. Просматриваем работы детей, благодарим, отмечаем, что особенно понравилось и удалось, в случае необходимости – учимся формулировать советы, пожелания.

– Ребята, а от чего зависит настроение человека?

Дети советуются в парах.

Д. Мы решили, что от людей. Сделают тебе что-то хорошее или скажут доброе – и тебе весело, радостно. Обзовут или толкнут – и тебе уже плохо.

– Мы тоже решили, что от добрых слов – хорошее настроение, а от злых – плохое.

– А мы подумали, что от дел. Вот тебе подарок сделали – и ты прыгаешь до потолка или наказали – и сразу плакать хочется.

У. Все верно. Конечно, настроение зависит от окружающих нас людей: от их слов и поступков. Но тогда сделайте вывод, мы-то ведь тоже кого-то окружаем, и от наших слов и дел зависит настроение окружающих нас людей.

Д. Надо только хорошие слова говорить.

– Надо сначала думать, а потом говорить.

– Не надо на плохие слова отвечать плохо, а надо отвечать добрыми словами, и человек изменится, и потом он тоже будет другому по-доброму говорить.

У. Молодцы! Давайте еще подумаем, что может повлиять на настроение человека?

Д. Может и погода. Когда дождь – мне грустно, если гроза и все сверкает – я боюсь... А когда солнышко светит – мне весело.

– А еще и фильмы могут влиять. Я посмотрю ужастик – потом всю ночь дрожу. А если сказку посмотрю и во сне сказка снится – мне хорошо. И когда мультики смешные смотрю – тоже смеюсь.

– А книги тоже влияют на настроение. Прочитаешь сказку – иногда радостно, а иногда страшно.

– И не только сказки. Хоть какое произведение. А иногда вначале оно бывает грустное, а кончается радостно.

У. Молодцы! Вы внимательные читатели. Вспомните, пожалуйста, в каком стихотворении Пушкина настроение сначала хмурое, затем спокойное и радостное.

Не так давно дети знакомились со стихотворением "Вот север тучи нагоняя", поэтому они его вспоминают сразу и хором интонируют.

– А теперь закройте глаза и мысленно рисуйте звучащие картины.

Читаю стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро".

– Кому понравилось? Чем? Кто какую картину себе представил?

Дети делятся своими впечатлениями.

– Как бы вы определили, о чем это стихотворение?

Д. Это стихотворение про зимнее утро...

– Это о красоте зимней природы...

У. Хорошо. Откройте учебник, посмотрите, сколько строф содержит стихотворение?

Д. В этом стихотворении всего пять строф.

У. Давайте разберем каждую. В тетради запишите заголовок: А.С. Пушкин "Зимнее утро". Нарисуйте пять прямоугольников.

Далее идет работа по каждой строфе по следующему алгоритму.

1. Самостоятельное чтение строфы с выделением непонятных слов.
2. Уточнение слов-незнакомцев, непонятных фраз с помощью учителя или словаря.
3. Словесное рисование кадра.
4. Поиск, подчеркивание ключевых слов в учебнике.
5. Определение настроения, тона кадра, показ его в цвете (цветными карандашами) в тетради.
6. Расстановка пауз, определение темпа с помощью условных значков в тексте учебника.
7. Изменение мелодики стрелочками ­Ї в тексте учебника.

В результате работы в тетради появляются пять прямоугольников – цвето-
грамм настроения, по которым четко видно, как из общего бодро-радостно-мечтательного выпадает настроение второй строфы – хмурое, мрачное, печальное; в тексте учебника – размеченная партитура.

– Посмотрите на свою цветограмму, какой вывод можно сделать?

Д. В основном, тон стихотворения будет бодрый, веселый, радостный, в конце – мечтательный. А вторую строфу надо читать хмуро, печально.

У. Даю вам две минуты для самостоятельной работы: подготовиться к выразительному чтению вслух.

Дети самостоятельно готовятся к чтению по созданной партитуре.

У. Кто желает представить свою работу?

По желанию дети читают по одной строфе, класс оценивает, насколько удалось передать открытые в коллективной работе секреты, дают советы друг другу.

– Кому понравилась работа на уроке? Что именно понравилось? Кого порадовал результат своей работы? Какое настроение было у вас в процессе работы?

Как правило, настроение у всех энергичное, творческое.

– А что помогло создать такое настроение?

Д. Нам понравилось стихотворение и хотелось открыть его секреты.

У. Да, вы помогали друг другу, действовали дружно, пытались почувствовать ту красоту, которую увидел поэт и которую хотел открыть нам. И в стихо-творении Пушкина, и в нашей работе сегодня царила...

На доске три слова.

Гармонь, гормоны, гармония.

Выберите нужное слово, посоветуйтесь. Идите от толкования слов.

Дети обдумывают задание в группах (по четыре человека).

Д. Гармонь – это инструмент, на котором играют. Не подходит.

– Гормоны – это не знаем что, надо словарь посмотреть.

Дети выясняют, что это активные вещества, вырабатываемые нашим организмом.

– У нас царила гармония. Мы нашли в словаре, что гармония – это согласованность, стройность.

У. Да, вот какое слово пришло к нам из греческого языка. Оно обозначает связь, соразмерность, согласие, слаженность, лад. Давайте подумаем, где можно наблюдать гармонию?

Обсуждаем понятие гармонии: лад в семье, соразмерность, аккуратность – на примере записей в тетради; соразмерность, красота архитектуры – с помощью иллюстраций; красота живописных работ – также на иллюстрациях; ритм, слаженность – с помощью музыки и стиха.

У. Что объединяет все работы?

Д. Все друг другу подходит, вызывает удовольствие, эти произведения все красивы, ими любуешься и на душе тоже становится хорошо, красиво.

У. А как вы думаете, какой должна быть душа, когда человек творит такие красивые, гармоничные произведения?

Д. В душе тоже должно быть удовольствие, красота, что-то хорошее, все в ладу и согласии. Иначе ничего не получится. Когда я тороплюсь и думаю о другом, а надо уроки делать, у меня плохо получается. Я сейчас понял, почему так получается: я делаю одно, а думаю о другом, вот и нет согласия.

У. В чем же секрет красоты стиха, музыки, рисунка...?

Д. Надо чтобы в них была гармония, чтобы все сочеталось хорошо, подходило друг другу. Надо в работу вкладывать свою душу.

У. А в чем же тогда красота души человека?

Д. Я думаю, что в его доброте, любви к прекрасному. Надо самому уметь видеть красивое и другим уметь это показать.

У. Молодцы, вы решили очень трудную задачу. А теперь еще раз посмотрите в свою тетрадь и оцените работу в тетради с точки зрения гармонии.

Дети делают это на рефлексивных линеечках: чем выше крестик, тем лучше работа.

Гармония = Красота

У. У кого крестик на самом верху? Значит, вам сегодня тоже удалось создать гармоничное произведение. У кого пониже? Получится в следующий раз лучше. Какое возьмем домашнее задание? 

Д. Можно стихотворение "Зимнее утро" выучить. А можно какую-нибудь работу выполнить, чтобы все в ней было в гармонии.

У. Спасибо вам за работу и успехов в выполнении домашнего задания: выучите стихотворение по вашему выбору.

Елена БАЖЕНОВА,
учитель Кирово-Чепецкой
гимназии, Кировская обл.

TopList