Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2001

Я иду на урок

Ирина Прокофьева

Небесные тела

4-й класс

Тема. "Небесные тела: планеты, звезды, форма и размер Земли".

Цели. Ознакомить учащихся с наукой астрономией; сформировать представления о Солнечной системе, Земле как планете Солнечной системы; познакомить учащихся с размером и формой Земли.

Оборудование. Слайды "Астрономия для детей" (Е.П. Левитан); таблица "Структура и масштаб Солнечной системы; движущаяся модель Солнечной системы; рисунки планет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. У вас было задание: понаблюдать вечером небо. Главным условием было отсутствие облаков. Что вы увидели?

Дети. Звезды, луну.

Учитель показывает слайд звездного неба.

У. "Открылась бездна, звезд полна;/ Звездам числа нет, бездне дна", – так сказал Михаил Васильевич Ломоносов о звездном небе. Действительно сосчитать звезды невозможно, их огромное количество. Скажите, а какого они размера на ваш взгляд?

Д. Звезды видятся нам маленькими.

У. Где они расположены?

Д. Звезды расположены высоко в небе.

У. А что такое звезда? Что такое Луна? А к чему мы отнесем Солнце и нашу Землю? Чем отличаются планеты от звезд?

Дети или дают приблизительные ответы, или затрудняются дать ответы на поставленные вопросы.

III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

У. Сегодня у нас необычный урок, а урок-исследование. Вам предстоит найти самим ответы на поставленные вопросы. Проделать огромную работу: исследовать космическое пространство и дать отчет о своих исследованиях.

Как и у любого исследователя, у вас будет план работы, который поможет четко следовать поставленной цели. Сначала мы познакомимся с астрономией, потом исследование пойдет по трем направлениям. Вы узнаете что такое космические тела, познакомитесь с Солнечной системой и с Землей.

Учитель обращает внимание детей на схему, вывешенную на доске.

На доске.

IV. Изучение нового материала

У. Итак, астрономия. Люди с давних пор наблюдали за небесными светилами и многое о них узнали. Еще в древности возникла наука – астрономия. Это наука, занимающаяся изучением строения и развития космических тел и их систем. Ученый, наблюдающий за движением небесных тел, фиксирующий появление новых звезд, делающий открытия в области астрономии, называется – астроном. С помощью чего ведутся наблюдения?

Д. С помощью телескопов.

У. Да. И не только. Для изучения космического пространства люди строят обсерватории, оснащенные современной техникой. Посылают автоматические станции, организуют полеты космонавтов. И все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Именно благодаря достижениям современной науки мы можем познакомиться с космическим пространством и телами, которые в нем находятся.

Учитель раздает карточки для каждой группы.

К а р т о ч к а   1

Небо – это видимая часть огромного пространства. Также его называют космическим пространством или космосом. В космосе, как и на Земле, существуют тела. Их называют космическими телами. Это звезды, планеты, спутники планет.

Звезды – это космические тела, все вещества которых находятся в раскаленном состоянии, благодаря чему они излучают в космическое пространство тепло и свет. Звезд в космическом пространстве огромное множество. Нам с Земли звезды кажутся маленькими, но на самом деле это не так. Все дело в огромном расстоянии, на котором находятся от нас звезды.

Планета – это крупный объект, движущийся в космическом пространстве вокруг Солнца. Планеты не излучают ни света, ни тепла. Кажется, что планета светит, но на самом деле она отражает свет Солнца.

Спутник – это объект в космическом пространстве, движущийся вокруг планеты.

Огромное семейство звезд, планет и других объектов в космическом пространстве называется галактикой.

К а р т о ч к а   2

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Огромное раскаленное тело, которое постоянно излучает тепло и свет. С Земли Солнце кажется небольшим. На самом деле оно так велико, что по сравнению с ним наша планета совсем маленькая. Ученые-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса в 330 000 раз больше массы Земли.

Почему же оно кажется небольшим? Все дело в огромном расстоянии между Солнцем и нашей планетой. Это расстояние составляет 150 миллионов километров.

Температура в центре Солнца может достигать 15 миллионов градусов. Солнце – источник жизни на Земле. Жизнь без энергии солнечных лучей невозможна.

Солнце значительно больше любой из планет Солнечной системы, поэтому сила притяжения Солнца удерживает планеты, словно невидимые нити, заставляя их вращаться вокруг.

Вокруг Солнца движутся девять планет. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы. Самая маленькая планета – Плутон. У большинства планет есть естественные спутники. У Сатурна их – 18! Кроме того, у Сатурна имеются хорошо заметные в телескоп кольца.

К а р т о ч к а  3

Людей с давних пор интересовал вопрос о форме Земли. Но они не могли даже и подумать, что Земля – шар. Ведь перед собой они постоянно видели плоскую Землю, ограниченную небосводом. Поэтому возникали разные мнения о форме Земли.

Считалось, что Земля имеет форму диска, который плавает внутри пустого шара, на стенках которого висят Солнце и звезды.

Другое представление о Земле заключалось в том, что Земля – плоский круг, который держат три слона. Слоны стоят на огромной черепахе, которая плавает в океане.

Но мы сейчас знаем, что Земля имеет форму шара, что она вращается вокруг Солнца, а не стоит на месте. То, что Земля имеет форму шара, доказывает фотография, полученная космонавтами с космического корабля.

Размеры Земли для человека огромны. Установлено, что длина самой большой окружности Земли – 40 000 км. Взрослый человек может пройти этот путь за один год и шесть месяцев не останавливаясь.

У нашей планеты есть свой естественный спутник – это Луна. Нам кажется, что Луна светит, но на самом деле она лишь отражает свет Солнца. Луна состоит из твердых горных пород и не имеет ни воздуха, ни воды. На ее поверхности есть холмы, горы, плоские равнины, кратеры. Первый человек ступил на поверхность Луны в 1969 г.

– Ваша задача при работе в группах, исследовать свой предмет, ответить на вопросы, рассказать нам о том, что узнали.

Дети выполняют задание.

V. Первичная проверка усвоения знаний

Заслушиваются сообщения детей по группам.

Учащиеся первой группы дают определения звезды, планеты, спутника. Называют их отличия.

Учащиеся второй группы рассказывают о Солнце, его размерах и особенностях строения. Выстраивают модель Солнечной системы на доске.

Учитель во время ответов детей показывает слайды.

У. Исследование нашей Солнечной системы не закончено. Недавно ученые открыли еще одну планету за Плутоном. Планета-загадка. Имя ей еще не дали. Возможно кто-то из вас увлечется астрономией, продолжит изучение космического пространства и сделает открытия.

А сейчас мы вернемся с вами в прошлое и послушаем, как раньше люди представляли себе нашу Солнечную систему и Землю.

Свое сообщение делают учащиеся третьей группы. Учитель по ходу ответов показывает слайды.

– А что же такое Луна? Среди планет ее нет.

Д. Это спутник Земли.

У. Как же на самом деле выглядит наша Земля? Каковы ее размеры?

Ответ ученика из третьей группы.

– Давайте с вами сделаем вывод о том, что исследовали на уроке.

Дети отвечают на следующие вопросы.

1. Какая наука занимается исследованием космоса?

2. Какие космические тела вы знаете?

3. Что такое Солнце?

4. Что такое Земля?

5. Какую форму имеет наша планета?

VI. Самоконтроль знаний

У. Посмотрите все ли пункты плана исследования мы выполнили?

Д. Не все.

У. Нам осталось проконтролировать себя и сделать вывод, все ли из изученного материала вам понятно. Для этого у вас в группах есть кроссворды по теме сегодняшнего урока.

Ученики решают кроссворды по группам.

К р о с с в о р д    1

1. Огромное семейство звезд в космическом пространстве.

2. Наиболее удаленная от Солнца планета, самая маленькая.

3. Громадный шар из раскаленных газов. Центр нашей системы.

4. Видимая часть огромного пространства над Землей.

5. Планета, окруженная множеством колец.

6. Прибор для наблюдения за космическими телами.

К р о с с в о р д    2

1. Четвертая планета от Солнца.

2. Ученый, изучающий планеты с помощью телескопа.

3. Газовые шары, испускающие большое количество света.

4. Планета, находящаяся между Меркурием и Землей.

5. Крупные объекты, движущиеся в космическом пространстве вокруг Солнца.

К р о с с в о р д    3

1. Планета, населенная живыми существами, находящаяся в Солнечной системе.

2. Планета, находящаяся между Ураном и Плутоном.

3. Самая ближайшая к Солнцу планета.

4. Естественный спутник Земли.

5. Самая большая планета Солнечной системы.

VII.    Подведение итогов

У. Если вы верно ответили на задания кроссворда, то у вас по вертикали в красной рамочке должны появиться слова: "Глобус – модель Земли".

Если у вас получились эти слова, то это говорит о том, что материал сегодняшнего урока усвоен. Молодцы!

А что же такое глобус и почему это модель Земли, мы узнаем с вами на следующем уроке природоведения.

VIII.    Домашнее задание

У. Дома повторите, что такое звезды и планеты, какова величина и форма Земли, умейте привести примеры. Выполните задания 78–80 из рабочей тетради.

Ирина  ПРОКОФЬЕВА,