Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2002

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

А.ГИНИЯТУЛЛИНА

Упражнения по отработке орфографических навыков за курс начальной школы

Упражнения, объединены в блоки, каждый из которых нацелен на отработку определенного вида программы в соответствии со следующей классификацией:

А – орфограммы, обозначающие фонемы;

А – в слабой позиции;
А – в сильной позиции;
А1 – по закону письма;
А2 – вопреки закону письма;
Б – орфограммы, не связанные с обозначением фонем;
Б1 – заглавная буква;
Б2 – пробел между словами;
Б3 – знак переноса слова;
Б4 – знаки препинания.

Такая схема обычно составляется детьми под руководством учителя в конце 2-го (по системе 1–3) или 3-го (по системе 1–4) класса и в дальнейшем используется на уроках*.

Предлагаемые упражнения могут быть особенно полезны учителям выпускных четвертых классов, вынужденных в текущем учебном году пользоваться учебниками 3-го класса для трехлетней начальной школы.

Орфограммы, не связанные с обозначением фонем

1. Запиши буквами предложения. Подчеркни орфограммы и над каждой из них укажи ее тип. (А1, А2, А, Б1, Б2, Б3, Б4).

2. Можно ли сказать, что в следующем списке по два раза повторяется одно и то же слово? Составь предложения с парой слов.

Шарик, шарик, зорька, Зорька, тюльпан, Тюльпан, мишка, Мишка, астра, Астра.

3. Спиши текст. Замени, где нужно, строчные буквы прописными.

Я живу в москве. Мой адрес: улица чехова, дом пять. Рядом большая площадь. На ней стоит памятник александру cергеевичу пушкину. Я очень люблю свой город, а особенно красную площадь.

ЛЕТОМ

витя и зоя живут в деревне липки деревня стоит на берегу озера круглое ребята встают рано витя и верный пес дружок идут на речку зое и её подруге люсе нравится гулять в лесу дети любят родные места.

ВЕЧЕР В ПРОСТОКВАШИНО

Тихо и хорошо в простоквашино за окном падают снежинки сидят за столом папа, мама, дядя федор, матроскин и почтальон печкин они играют в лото вороненок хватайка следит за игрой.

(По Э.Успенскому)

Орфограммы, связанные с обозначением фонем

Орфограммы слабых позиций в корне. Орфограммы слабых позиций в корне, пишущиеся по закону русского письма. Гласные в слабой позиции

Вставь нужную орфограмму только в корне. "Ловушки" отметь значком (л).

К_вер б_льшой, ус_дил, вр_чи, п_ра, п_ют, л_дошки, ухв_тились, звезд_чка, в_лнушки, к_лючие к_мочки, см_ла, г_л_ва, к_за, к_зался, м_лыши, под_рить, ш_рфы, п_ляны, П_лина, гр_чи, кр_ты, ст_лбы, ск_льзить, уп_лзал, р_са, Ст_нислав, дв_ры, жур_влиный к_сяк, ч_совой, хр_брец, зав_рил, р_дился.

Г_лодный, бр_дить, зам_лчала, м_ря, уг_стили, р_дная, п_роход, пол_вить, пол_скать бельё, пол_скать щенка, разн_сить, сл_ва, увид_т, др_чливый, с_виный, Т_тьяна, пок_залась, тр_ва, сч_стливый, нев_д, х_теть, х_дули, тр_вяной, уст_реть, х_лмы, п_ясок, – вчина, М_рия, н_чевать, покр_шить, зв_нить, ч_с_вой.

Ч_рвяк, р_бина, скр_пучий, р_бит, от_желели, скр_пач, пол_лись, пос_лю, выгл_нет, р_ка, вып_л, в ст_пи, в л_су, прибл_жение, ср_зать, с_няк, т_нистая, ж_лой, уд_вительно, В_ктория, по_вилось, изм_нилось, св_тает, перел_валась, подг_бают, зам_чание, пр_мая, дл_на, син_нький.

Св_стит, пров_рять, св_тлячок, Ст_пан, обл_гчить, пос_дел от горя, л_чить, зв_здолет, прив_дение, в_сенний, дов_рять, смотр_шь, прибл_жается, П_трович, зал_вал, подт_нули, пос_дел на лавке, пригр_вает, н_б_са,подз_мелье, пл_скались, разъ_ренный, зап_вал.

Г_л_вной, б_лить, приб_жать, б_лье, приб_дняться, б_лезнь, г_лубок, гр_циозность, г_ристый, гр_бник, приг_рюнился, ог_рчаться, ог_рчение, г_стиница, уг_стить, погр_ничный, безгр_ничный, гр_зить, обогр_ватель, гр_зовая, гр_мыхать, угр_жающий, гр_да, гр_дущий, загр_знять, гр_за, загр_знение, изд_лека, обв_сти, дв_рцовый, уд_лять, г_л_сище, пр_шел.

Зел_нь, з_мной, з_млистый, з_вок, зач_тать, нач_таться, з_рновой, з_ма, з_мовье, зм_я, зн_чок, зн_чение, зн_мена, з_млица, прид_ржать, д_ковинный, изм_нить, з_л_новатый, кол_с, позн_вать, узн_вание, з_ходить, изв_стить, изв_сть, гр_нёный, к_сить, к_чнуть, гр_знить, перед_ржать, уд_ржать, изм_нять, ж_лтизна, изм_ниться, к_знить, к_титься, раск_тать.

Р_зьба, р_чной, ор_беть, – круга, м_тательный, подп_лить, св_нья, – строта, зам_стить, м_льба, р_бой, оп_рение, нап_вать, р_дня, р_зговор, м_тание, п_нёчек, р_скошно, п_сьмо, с_лёдочный, зап_кать, пом_щение, п_сатель, пл_стина, ум_сти, распл_стать, обм_л_тить, н_члег, по_снить, ш_ловливость, к_л_сок, руб_шонка.

Парные согласные в слабой позиции

Вставь только парную согласную по звонкости/глухости. Не забудь о "ловушках".

Оши_ка, на ла_ках, цара_ка, ре_ка, сер_, хле_, зу_ки, Гле_, прору_ь, ще_ка, улы_ка, ло_ки, ли_ка, пена_, клу_, гep_, скри_ка, голу_ь, оха_ка, голу_ка, про_ка, пя_ница.

Высокий поро_, дру_, плу_, ко_, бо_, зву_, вокру_, тан_, – делать, продро_, сто_, сто_, ю_, кула_, – вонок, Map_, виз_, Минс_, Челябинс_, утю_, четвер_.

Медве_ь, поча_ки, блю_це, поса_ка, закла_ка, медве_ка, паке_, чу_кие, пушистый ко_, фло_, хо_ьба, пулеме_чик, нахо_ка, чис_ка, моне_ка, ве_хая, полу_ка, яго_ка, жи_кий, боро_ка, горо_ки, по_ъём.

Ши_ка, лягу_ка, сне_ки, луко_ки, чи_, руба_ка, экипа_, се_рет, кни_ка, ро_ки, кор_, кро_ки, эта_, сапо_ки, Серё_ка, пля_, бага_, рома_ка, гармо_ка, стру_ка, у_ки, гребе_ком, Ко_кин, коври_ка.

Па_тух, Ру_ь, про_ьба, покра_ка, но_, сколь_кий, па_тбище, реди_ка, не_ти, пол_ти, сала_ки, ре_ьба, Белару_ь, ве_ки, развя_ка, наве_, подно_, со_ка, ки_ка, ми_ка, исче_, до_ки, голо_,товари_, гру_чик, перепи_чик, вя_кий, зама_ка.

Камы_, каранда_, карли_, квадра_, кис_ь, ла_, помо_ь, скла_, кри_, коло_, комна_ка, широкий лу_, компо_, ве_, ко_ьба, поко_, космо_, кра_ка, кре_ко, крова_ь, крова_ка, кро_, кро_кий, кру_, кус_, ла_ка, ла_ка, ласти_, лебе_ь, лебё_ка, ле_кий, ле_ко, ле_кость, кре_кий, лё_, поле_, перелё_, ло_, слё_, зале_ь.

Пя_ка, расска_, расхо_, ре_кий, го_, ре_ка, поре_, ка_ка, разре_, ве_да, ре_кий, у_, ре_кость, рель_, ремон_, ре_ка, решё_ка, сор_, родни_, ро_ь, роман_, руба_ка, ру_ка, рука_, безрука_ка, руле_, ры_ка, руле_ка, ря_чик, салю_, сапо_, све_, сиро_ка, подска_ка, свя_ь, приска_ка, скорлу_ка, скорос_ь, скор_ь, скре_ка, ро_ной.

Обле_чение, нале_ке, ле_ковой, супру_, су_, сюже_, растя_ка, отпус_, сюрпри_, сыщи_, теле_ка, табуре_ка, троллейбу_, телегра_, тенни_ка, са_, тру_ка, терра_ка, трикота_, тормо_, тира_, термо_, тра_ка, звёздо_ка, тулу_, тря_ка, тя_ко, тя_кий, турис_, трё_ка, пунк_, у_коватый, сро_, та_, текс_, подска_ка, ря_чиковый, поса_ка, пуль_.

Непроизносимые согласные

Вставь нужную орфограмму. Помни о "ловушках".

Звез_ный, поз_ний, праз_ничный, прекрас_ный, доблес_но, сер_це, ужас_ный, грус_ный, серьёз_ный, чудес_ный, опас_ный, мес_ный, напрас_ный, ненас_но.

Вкус_ный, радос_но, интерес_ный, ярос_но, счас_ливо, трос_никовый, радос_но, капус_ный, ненас_ный, доблес_ный, прес_но, парус_ный, тес_но.

Соглас_ный, грус_ный, кос_ный, со_нце, бессловес_ный, мес_ность, напрас_но, влас_но, окрес_ность, лес_ница, свис_нул, извес_ный, ус_ный, вкус_ный, прелес_ный.

Ярос_ный, счас_ливый, прес_ный, небес_ный, чес_ный, алма_ный, поз_но, безобраз_но, любез_ный, праз_ник, вес_ник, опас_но, интерес_но, бессловес_но.

Чу_ствительный, трос_ник, радос_ный, час_ное, гиган_ский, желе_ный, колхоз_ник, облас_ной, влас_ный, крепос_ной, безобраз_но, чу_ство, здра_ствуйте, любез_но.

Чудес_но, прекрас_но, ужас_но, тес_ный, серьёз_но, безглас_ный, припо-з_ниться, ус_но, праз_новать, любез_ничать, крас_ный, наез_ник, безобраз_ничать.

ДИКТАНТЫ

ДОБРАЯ БЕРЕЗКА

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре берёзы дырочку. Он напился березового сока и улетел. Побежал ручеек по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки.
Пришли и рыжие муравьи. Всех угостила вкусным медом добрая береза.

ХОЛОДА

Славный был морозище! На земле лежал толстый снежный покров. Веточки берез звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Большие совы были веселы. Они таращили огромные желтые глаза и перекликались через весь дремучий лес. Узкая тропинка вела к долине. Пушистый ковер из снега покрыл её. По снегу потянулась цепочка следов разных птиц.

(По К.Паустовскому)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Орфограммы слабых позиций в корне, пишущиеся по закону письма и специальному правилу

.зор-зар

Зарница, заря, зоревать, зоренька, озарение, озариться, озарять, озаряться.

Орфограммы слабых позиций в корне, нарушающие закон письма.

гор-гар

Возгорание, возгореться, выгореть, гарь, горелка, горючий, догорать, догореть, загар, загорание, загорелый, нагар, нагорать, обгореть, перегорать, погорелец, погореть, подгореть, пригорать, разгар, разгореться, сгорать, угар, угорать, угорелый.

лаг-лож

Вложение, доложить, заложенный, излагать, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предположение, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, слагаемое, сложение, усложнять.

кос-кас

Касание, касательная, коснуться, неукоснительно, прикасаться, прикосновение, соприкасаться.

В следующем номере вы найдете упражнения для отработки:

– орфограмм слабых позиций в приставках;
– орфограмм слабых позиций в суффиксах;
– орфограмм слабых позиций в окончаниях;
– орфограмм сильных позиций.

Продолжение следует


* Эта схема содержится в тетради-справочнике "Русская орфография" (В.В. Репкин, Т.В. Некрасова).