Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2002

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В. ДАВЫДОВА

А.А. ГИНИЯТУЛЛИНА,
г. Сургут

Продолжение. Начало см. в № 3/2002

Упражнения по отработке орфографических навыков за курс начальной школы

Орфограммы слабых позиций в приставках

Орфограммы, пишущиеся по закону письма.

Раскрой скобки. Не забудь о " ловушках".

(До)браться, (до)машний, (до)верить, (до)брата, (с)варить, (до)брота, (по)бе-жал (по)полю, (на)ехал (на)него, (за)гадал (за)гадку, (в)ъехал (в)гору, (из)влечь (из)ящика, (с)бежал (с)ней, (от)тянул (от)обрыва, (до)плёлся (до)нас, (до)стать (до)яблока, (с)беречь, (на)кормить, (на)смешка, (на)кипь, (на)шёл.

(О)деревенеть, (со)ветовать, (по)смо-трел (по)сторонам, (подо)брался (под)них, (за)шёл (за)дом, (на)резать (на)кусочки, (за)глянул (за)сарай, (на)шёл (на)дороге, (до)шёл (до)ворот, (с)просил (с)него, (о)ловянный, (о)забоченный, (о)сел.

(Пред)видеть, (пред)сказать, (пред) мет, (в)летел (в)него, (о)чистил (от)шелухи, (на)крыл (на)стол, (в)любился (в)тебя, (по) ехал (по)побережью, (с)двинул (с)места, (до)тёр (до)дыр, (за)ехал (за)мной, (по) ставил (под)ножку, (за)рево, (за)работок, (с)ледить.

Выделите приставки в словах:

ворваться, воевать, ворох, вогнать;
добраться, домашний, доверить, доброта;
озабоченный, оловянный, одеревенеть;
предвидеть, предсказать, предмет;
подписать, порох, подправить;
сотрудник, соловей, соединение;
поездка, полоса, полеводство, полено.

ДИКТАНТЫ

Пришла зима

Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь все кругом изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки елей. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок. Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берега стояла лодка. Старик с собакой вошел в лодку и поехал смотреть рыболовные снасти.

(По Д.Мамину-Сибиряку)

Клесты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком севере.

(По Г.Скребицкому)

Орфограммы в приставках, нарушающие закон письма.

Вставь нужную орфограмму. Помни о "ловушках".

Бе_делье, и_бавитель, ра_гребать, бе_смыслица, и_бегать,_десь, ра_катать, в_дрогнуть, бе_молвие, и_парение, ра_ладить, ра_киснуть, бе_правие, ра_бро-сать, бе_честье, и_пепелять, бе_вкусица, бе_работица, ра_краска, бе_кормица, и_лучать, ра_графить, бе_стыдство, – доровье, бе_покойство, в_бежать.

Ра_гладить, ра_говор, бе_жалостный, ра_критиковать, ра_бег, – берегательный, _дравствуй, ра_лепить, ра_брыз-гать, и_ранить, ра_пахать, в_бесить, ра_крутить, и_рубцевать, бе_аварийный, и_писать, ра_думать, бе_болезненный, бе_конфликтный, бе_божник, в_бунтовать, и_жарить.

Во_полнить, и_вестие, в_визгнуть, ра_магнитить, и_нос, и_кра, бе_боязненный, в_пылить, во_ход, бе_плодный, ра_кол, и_меняемость, ни_ходить, ни_па-дать, бе_покойство, ра_везти, во_наградить, ра_ный, бе_голосый, ра_грызть, бе_козырка, в_глянуть, ра_печатать, ра_бег, бе_ветренный.

Ра_плясаться, и_мучить, во_главить, ра_путица, ра_рыхлить, ра_стрел, и_пользовать, в_плеснуть, ра_свет, бе_помощность, и_лом, ра_валина, бе_призорник, и_пуг, бе_принципный, ра_порядок, и_тория, бе_вкусица, бе_водный, ра_варивать, и_полнитель, бе_волосый, во_мужать.

Ра_бежаться, и_мерять, и_тлеть, ра_се-кретить, и_править, – бор, ра_тение, ра_писание, бе_сердечный, ра_гадка, pa_метка, бе_домный, бе_звучный, в_ломщик, бе_силие, бе_снежная, и_порченный, ра_сказ, бе_граничный, и_сушить, в_хожесть, бе_сердечный, ра_веселить, бе_дельник, и_текать.

* * *

1. Заяц разглядывал Бемби, ставя торчком то одно ухо, то другое, порой вскидывая их одновременно, порой бессильно роняя.

2. Заяц все рассматривал Бемби большими крупными глазами. При этом его нос и рот с великолепными усами беспрестанно двигались. Бемби засмеялся.

3. Восхищенный и растроганный Бемби двинулся за ней на почтительном расстоянии.

(Ф.Залтен)

Задание: Вставьте пропущенные буквы. При этом вам придется решать: з или с? с или сс? При затруднении смотрите в орфографический словарь.

* * *

1. Тропинок было не_честь, и они во всех направлениях и_чертили лес.

2. Когда мощный порыв ветра, рыча, продул лес, сверкнула молния и грохнул ра_кат грома, Бемби чуть не лишился чувств: ему представилось, что мир вот-вот ра_колется на куски.

3. Бемби бежал позади матери. Каждый удар грома словно – дувал его с дороги в кусты, каждый высверк молнии возвращал назад. Каждая в_пышка молнии отражалась в тысячах капель и струй, как будто лес во_пламенился!

4. Однажды мать и вовсе исчезла. Его охватило бе_покойство, быстро перешедшее в страх, а затем лишь глубокая, бе_надежная тоска.

5. Олененок совсем обе_илел от голода, холода и лишений. Он бе_прерывно дрожал и стал ко всему бе_участен.

(Ф.Залтен)

Орфограммы слабых позиций в суффиксах

Орфограммы, пишущиеся по закону письма.

Вставь пропущенные орфограммы. Не забудь о "ловушках".

Булочн_к, горош_к, грузч_к, значим_сть, извозч_к, картофел_на, лавочн_к, лис_нька, нефтян_к, оладуш_к, плать_шко, работн_ца, родственн_к, солом_нка, писательн_ца, жи_нь, баран_на, р_внина, вел_ч_на.

Хлопу_ка, с_сулька, ванн_чка, ша-п_чка, Тан_чка, п_грузчик, солн_шко, кры-л_шко, лич_ко, яичн_ца, здравн_ца, салатн_ца, летч_к, берез_нька, лис_нька, зо-р_нька, добр_та, тепл_та, воробуш_к, ябл_чко.

Брусч_тый, надоедл_вый, больш_ватый, вод_ной, дымч_тый, син_нький, рыж_ватый, сегодн_шний, рус_кий, вин_ватый, задумч_вый, заботл_вый, берез_вый, лип_вый.

Задир_стый, отч_й, лис_й, л_пкий, бледн_ватый, дел_витый, угл_ватый, банк_вский, клет_чный, откорм_чный, спел_й, малюс_нький.

ДИКТАНТЫ

Белобокие сторожа

Каждое утро к лесной полянке прилетели тетерева. Птицы поедали семена ёлки, берёзы, осины. Недалеко от осиновой рощи кормились белобокие сороки.
Однажды ранним утром лиса возвращалась с охоты. Она почуяла запах птиц. У охотницы заблестели глаза, быстро поползла она к добыче. Но подползти к тетеревам лисица не смогла. Затрещали сороки на макушке осины. С криком стали они кружиться около хищницы. Тут тетерева сорвались с кормёжки. Белобокие сороки спасли их от лисицы.

(По Н.Никольскому)

Скворцы

Прошел сентябрь. Уже облетают листья с деревьев. Сиротливо чернеет на березке мокрый от дождя скворечник. Давно не видно его веселых жильцов. Но вдруг из скворечника высунулся клюв, блеснул темный глазок. Да это скворчиха! И скворец рядом на ветке. Тихонько поет. Они прощались с родным домиком. В эту же ночь отправляются они со своей стаей за теплые моря. Ночью лучше лететь. Меньше опасностей в пути. А видят птицы при яркой осенней луне хорошо.

Орфограммы в суффиксах, нарушающие закон письма.

Вставь нужную орфограмму, помни о "ловушках".

Суч_к, овраж_к, внуч_к, душ_вой, плюш_вый, ключ_вой, зайч_нок, сит-ц_вый.

ОСЛОЖНЕННОЕ СПИСЫВАНИЕ.

* * *

Мушка была маленькая облезлая собач_нка. В течение нескольких секунд пастуш_нок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу. Он неуклюж_ достал засаленную записную книж_чку.
Ключ_вая вода убегала в овраж_к, береж_к родника терялся в зарослях. Зайч_нок с медвеж_нком так подружились, что мы удивлялись их совместным играм.

Орфограммы слабых позиций в окончаниях

Орфограммы, пишущиеся по закону письма.

Вставь нужную орфограмму в падежные окончания существительных, помня о "ловушках".

К запруд_, на бальзам_, на бамбук_, на баобаб_, на вокзал_, на волк_, на барабан_, на ветр_, на барон_, на бархат_, к мельниц_, к мят_, к оград_, к застав_, к защит_, к злоб_, к измен_, к бригад_, к клетк_, из опечатк_, в горл_, к газет_, к выдр_, к пшениц_, для болтушк_, пиш_т.

Без курочк_, для зарядк_, в воск_, для маз_, от гар_, от гвоздик_, от геран_, на лимон_, на лисёнк_, на ледоход_, на лентя_, на леопард_, от гонк_, к гонк_, от гордост_, от гордын_, без барын_, в библиотек_, в бирк_, в болонк_, в болтушк_, от горстк_, без байдарк_, о насып_, о наук_, в ботаник_, от глазур_, к горяч_му.

Без акварел_, без ветв_, для матер_, для матушк_, на лепк_, на леск_, для мачех_, для мыш_, в здани_, для мебел_, к капел_, без вест_, без бандерол_, на лайк_, для ежевик_, к книжк_, для ел_, для ёлочк_, на личинк_, к ириск_, для матер_, для жест_, без власт_, на линейк_, к качалк_, на ласточк_, без лягушк_, из гир_, к зяб_, на маск_, к исповед_, к истин_, к злюк_, на лачуг_.

О масл_, до банк_, до бан_, до баранк_, вокруг катушк_, о кувшинк_, о кукушк_, по вырезк_, в бальзам_, вокруг качалк_, вокруг каш_, в корыт_, вокруг кож_, для подушк_, для поездк_, о материал_, в бамбук_, для посылк_, из-за гордост_, до басн_, до батюшк_, до бат_, в аппетит_, в аптекар_, к дяд_, к пап_, о коридор_, около ракушк_, на печк_.

До башн_, до бедняг_, для юбк_, для юнош_, на братишк_, к рощ_, вокруг линейк_, в ералаш_, вокруг лайк_, без тростинк_, без трост_, без трубк_, вокруг ласточк_, до дочк_, из линейк_, до бабушк_, в станци_, для площад_, для поганк_, из-за лайк_, к милост_, к мишен_, к модел_, до дуэл_, до дын_, до дяд_, из лепёшк_, до дырк_, к утк_, о рыс_, о рукопис_, о рощ_, к мозаик_.

Вставь нужную орфограмму в падежные окончания прилагательных.

В глубочайш_ океане, на высочайш_ горе, широкоплеч_ мужчина, недавн_ случай, в шипуч_м напитке, перед зимн_ ночью, в субботн_ газете, с польс-к_м язык_м, о важнейш_м начальнике, с настоящ_м другом.

В громоздк_м диване, в син_м цветке, на горяч_м асфальте, со свеж_м воздухом, за хорош_м поступком, о близк_м друге, по дремуч_му лесу, о смуглокож_м мальчугане, с узеньк_м ремешком.

Вставь нужную орфограмму в падежные окончания существительных и прилагательных.

За ароматн_ кушаньем, над крайн_ гнездом, в последн_ встречу, о барбарисов_ ягодах, для бедн_ человека, в беззаботн_ время, под белоснежн_ покрывалами, с бережлив_ директор_м, о берёзов_ стволах.

К прав_ берегу, к практичн_ предложению, между преданн_ друзьями, в пышн_ торт_, на прерывист_ линиях, на пригородн_ поезд_, в приблизительн_ ответ_, для пшеничн_ хлеба, по пыльн_ комнат_, в великолепн_ думах.

С презрительн_ молчани_, вокруг соснов_ полена, по сочн_ грушам, на старинн_ башню, между сыт_ животными, о тёпл_ гнезде, тих_ вечер_м, на ужас-н_ картинах, к узеньк_ креслу, для узор-н_ полотенца, с умел_ руководителем, за упрям_ животным, об утин_ перьях, о хитр_ задании.

Вставь нужную орфограмму в личные окончания глаголов.

Ты мечта_, мы подкорм_, ты помеша_, ты наблюда_, он рыбач_, он рыда_, они дыш_, он рыщ_, он сажа_, он посад_, он свет_, ты молот_, он светле_, ты напада_, мы кол_, мы обид_, мы скос_, ты молв_, мы куп_, мы искупа_, ты мысл_, мы куса_, мы куша_, они затян_, вы влета_, они насол_, они изреж_.

Ты развлека_, ты распиш_, ты терп_, ты рассужд_, ты реша_, ты рису_, ты разруш_, ты рыбач_, ты рыда_, ты рыщ_, он обманыва_, он окружа_, он пада_, он пачка_, он печата_, он плат_, он развлека_, мы затян_, мы дыш_, мы изреж_, мы излуча_, мы наскоч_, мы наброс_, ты посад_, мы насол_.

Он дума_, он лов_, он дежур_, он запуга_, он игра_, он обеда_, он покупа_, мы рассчита_ся, мы рассерд_ся, мы разглядыва_, мы разгора_ся, мы разраста_ся, мы разуч_, они маяч_, они меч_, они наклоня_ся.

Мы растрат_, они ненавид_, они перелеза_, они леч_, они лику_, они лов_, они пойма_, они люб_, они слома_, они поменя_, они мёрзн_, вы приколот_, они автоматизиру_, вы таска_, вы съёж_сь, вы станов_сь, вы совеща_сь, вы слоня_сь, вы расцелу_, вы расцеп_сь, мы салюту_, вы вздыха_.

Вы расчёсыва_сь, вы расшива_, вы расторгн_, вы распор_, мы расплат_ся, мы расторгн_, мы распор_, мы разъезжа_ся, мы пряч_ся, они зелене_, они сине_, они зиму_, они озябн_, они смотр_, они помасл_, они мака_, вы рассчита_сь, вы рассерд_сь, вы разглядыва_, вы пряч_сь.

Орфограммы в окончаниях, нарушающие основной закон письма.

О волнени_, по энерги_, в сопротивлени_, на верхушк_, к лодк_, на территори_, при молчани_, для молни_, по ботаник_, при терпени_, у тропинк_, к лини_, о гени_, об открыти_, по чашк_, по кавалери_, в серединк_, по астрономи_, без акаци_, к истори_, в сияни_, по былинк_, от нян_, об организаци_, без матери_, по лаборатори_, на лекци_, во внимани_, в колокольчик_, на кочк_, в соляри_, на здани_, при освобождени_, о поручени_.

О воспитани_, в воображени_, о впечатлени_, на урок_, для матери_, в соревновани_, об обман_, в планетари_, к лошадк_, о заняти_, к организаци_, об обещани_, при отступлени_, на дуб_, о поучени_, при отклонени_, о молни_, об операци_, в распоряжени_, во владени_, в сомнени_, в состояни_, по берез_, по хими_, по биологи_, к реставраци_, о ромашк_, о вознаграждени_, об ударени_.

Дмитриевич_м, матч_м, приёмыш_м, смерч_м, Григорьевич_м, Иванович_м, владельц_м, полководц_м, Никитич_м, спутниц_й, овц_й, с кож_й, рыж_му, чудовищ_м, красавц_м, счастливц_м, платьиц_, сердц_м.

Перц_м, больниц_й, пальц_м, рубеж_м, гусениц_й, корж_м, куриц_й, встреч_й, смерч_м, каракатиц_й, Алексеем Петрович_м, Иваном Савельевич_м, путаниц_й.

Птиц_й, Владимиром Алексеевич_м, горчиц_й, солнц_м, товарищ_м, страж_м, Игорем Васильевич_м, душ_м, марш_м, летчиц_й, платьиц_м, танц_м, пляж_м, учениц_й.

ДИКТАНТ

Колокольчики

Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
Все лето цветут, звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.

Орфограммы сильных позиций

Буквы а, е, и, у после шипящих.

Вставь только орфограммы сильных позиций.

Друж_ть, душ_стый, держ_, еж_, ж_знь, ж_раф, ж_вотные, ж_р, ж_дкий, карандаш_, крыш_, полож_, лыж_, приш_вает, ковш_к, кувш_н, леж_т, камыш_, ш_шки, приш_ть.

Ландыш_, луж_, ж_льё, ш_пучий, мыш_ный, чертеж_, жужж_т, гараж_, пляж_, дрожж_, вожж_, оруж_е, ж_лет, у Паш_, упавш_е, наж_вка, ж_лище.

Печ_ть, пощ_да, внуч_та, попро-щ_ться, щ_дить, ч_сто, тысяч_, пущ_, пищ_ть, галч_та, трещ_ть, нач_ло, обещ_ть, дач_, крич_ть, смущ_ть, ворч_ть, ч_родейка.

Рыч_ть, молч_т, кач_ют, леч_тся, у ключ_, навещ_ют, отвеч_ть, выруч_й, саранч_, коч_н, ч_бан, нет кирпич_, бахч_, удач_, алыч_, уч_сток, ч_до.

Притащ_, ворч_н, щ_пальце, щебеч_т, молч_, круч_, кольч_га, доч_рка, ч_лки, уч_ял, ч_вствовать, ч_десный, ч_мазый, ч_динка, ч_дак, ч_жбина, щ_рёнок, ч_гунок, я крич_.

Буквы о, ё после шипящих.

Щ_лочный, ж_нушка, щ_чка, ж_лчь, ж_нглёрский, ч_рный, обж_ра, подч_ркнутый, ч_лочка, щ_лкнуть, ч_ткая, ч_лка, крыж_вник, прич_сочка, ж_нглировать, ш_коладный.

Ш_ потом, щ_ки, напереч_т, чеч_точка, тяж_лый, пч_лочка, ч_рточка, тя-ж_лый, ч_ткий, деш_вка, подж_г, ш_рох, кош_лочка, ч_ткое, ш_мпол, капюш_нчик, расч_ска.

Буквы и, ы после ц.

Мельниц_, иллюминац_я, револю-ц_онный, демонстрац_я, операц_онная, ровесниц_, ц_ган, чернильниц_, сверстниц_, молодц_.

Пальц_, ц_рк, медиц_на, дефиц_т, дисц_плина, пац_ент, ц_ферблат, мотоц_кл, ц_кнул, огурц_, братц_, авиац_онный.

Беглец_, агитац_я, глупц_, ленивц_, голубц_, старц_, счастливц_, ликвидац_я, китайц_, кавказц_, рекомендац_я, ц_ганочка.

Буква ь после шипящих в конце слова.

Около рощ_, луч_ солнца, запряч_ лошадей, хитрая мыш_, пострич_ ребёнка, на месте пожарищ_, зажеч_ свечу, много Саш_, засохший корж_, назнач_ время, извлеч_ на свет, неуклюж_.

Печ_ пирожок, не плач_, много детских передач_, нет лыж_, спряч_ кирпич_, решил разжеч_, прелестный малыш_, острый меч_, сеч_ капусту, красивая доч_, мясной фарш_, спряч_ подарок.

Нужная вещ_, вовлеч_ в игру, у луж_, стереч_ двор, нет задач_, мелкая дрож_, сердитый сыч_, у дач_, леч_ на воду, подземный ключ_, обознач_ место, обеспеч_ семью, увидел мыш_.

Много училищ_, испеч_ калач_, остров сокровищ_, мягкий плюш_, прилеч_ на траву, сбереч_ честь, пять тысяч_, русская печ_.

Разделительные ь и ъ.

Бездел_е, с_ёмка, грозд_я, бур_ян, коп_ё, обез_яна, оживлен_е, чут_ё, под_ём, брат_я, об_ём, жит_ё-быт_ё, мыт_ё, степ_ю, раз_ярённый, в_юн, здоров_ем, вещ_ю, об_яснил, тиш_ю, ател_е, радост_ю, буль_н, скатерт_ю, смелост_ю, вз_ерошенный, печен_е, свежест_ю, с_едобный, ненаст_е, зал_ёт, гряз_ю.

Лист_я, друз_я, об_едки, сирен_ю, прут_я, раз_яснил, дерев_я, лен_ю, под_езжать, птич_и, коз_и, под ел_ю, рыб_и, волч_и, собач_и, в_езд, ул_и, цеп_ю, об_явление, медвеж_и, медал_ю, раз_единить, стал_ю, заяч_и, рож_ю, от_ехал, ворон_и, белич_и, об_ятия, храброст_ю, гост_ей, с_язвил, дич_ю, клоч_я.

Ш_ёт, об_единение, ладон_ю, б_ёт, под_ехал, лист_ями, Мар_я, с_езжать, Соф_я, Дар_я, с_езд, суч_я, Дем_ян, Та-т_яна, с_ежились, Натал_я, руж_е, площад_ю, печ_ю, от_езд, сол_ю, ел_ю, п_ёт, Ул_яна, Аксин_я, Васил_евич, попрыгун_я, ин_екция, п_еса, сер_ёзный, Юр_евич.

Удвоенные согласные буквы.

Су(б,бб)о(т,тт)а, а(л,лл)ея, о(с,сс)ина, г(р,рр)у(п,пп)а, ко(м,мм)(п,пп) (р,рр)е(с,сс), ве(с,сс)(н,нн)а, (х,хх)о(к,кк)ей, шо(с,сс)е, бы(с,сс)тро, (в,вв)о(ж,жж)и, до(м,мм)а, г(р,рр)а(м,мм), лу(н,нн)ый.

Па(с,сс)а(ж,жж)ир, сугро(б,бб), ва(н, нн)а, лу(ж,жж)и, те(р,рр)а(с,сс)а, ба(с,сс) ейн, ре(ж,жж)и(с,сс)ёр, а(к,кк)у(р,рр)атный, ру(с,сс)кий, а(п,пп)етит, о(с,сс)ень, г(р,рр)и(п,пп), це(н,нн)ость.

По(д,дд)ержать книгу, по(д,дд)ержать друга, по(д,дд)елать что-либо, по(д,дд)еть, по(д,дд)елать по(д,дд)пись, по(д,дд)ать руку, по(д,дд)ать жару, по(д,дд)умать, по(д,дд)ельная работа, по(д,дд)ельный документ.

(С, сс)ора, (с,сс)расти, (с.сс)тоял, (с,сс)роднить, (с,сс)чёт, (с,сс)читать, (с,сс)ода, ра(с,сс)телить, ра(с,сс)вет, ра(с,сс)адить, ра(с,сс)писать, ра(с,сс)тояние, ра(з,зз)возить, ра(з,зз)любить, ра(з, зз)жечь, ра(з,зз)бить, ра(з,зз)нимать, ра(з,зз)меренный.

ДИКТАНТ

Живые фонари

Хорошо июньской ночью в лесу! Он в это время наполнен ароматом трав, цветов, свежей листвы. То тут, то там раздаются таинственные звуки, шорохи.
Вот среди травы замигали зеленоватые огоньки. Они передвигаются, они живые! Огоньки будут светить долго-долго, а на заре погаснут. Это жучки-светлячки.
Возьмешь такого светлячка в руки – он без крыльев и напоминает маленького червяка. Это самка. Самцы же имеют крылья, летают, но не светятся.
Особенно много светлячков бывает в конце июня. В народе их раньше называли "Ивановыми червячками", потому что жучки появились накануне дня Ивана Купалы – древнего земледельческого праздника.
Свет наших жучков довольно слабый, а вот в Южной Америке есть насекомые, которые дают очень яркий свет. Это жуки кукубано. Светятся они так красиво, что женщины даже украшают этими живыми фонариками свои прически.

(По Б.Ржевскому)