Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник Института общего среднего образования МО РФ.

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам.

1-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку (написание слов не расходится с произношением) с учетом всех изученных букв, с использованием правил правописания большой буквы в начале предложения, именах людей, кличках животных.

При диктовке четко проговариваются все встретившиеся орфограммы.

Объем работы: 15–20 слов.

Вариант 1

Жук и собака

Вера и Алеша вышли на лужайку. Гудел жук. Он выбрал сухую былинку и сел. Собака Найда прыгнула. Жук скрылся.

Вариант 2

Змейка

На пне грелась змейка. В кустах зашуршал сухой лист. Змейка зло зашипела. Она раскрыла пасть. А там были острые зубы.

Слово для справки: зашипела.

Вариант 3

Муравей

Муравей нес ношу. Хлынул дождь. Он спрятался под елкой. Там сухо. Дождь стих. Надо спешить домой. Там ждут его.

Слова для справок: муравей, дождь, спешить домой, его.

Вариант 4

Во дворе

Настали теплые деньки. Кот Мурзик лежит на крыльце. К крыльцу идет козлик Тишка. Кот грозно шипит. Тишка уходит в сарай.

Слова для справок: лежит, сарай.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать с доски текст.

Объем работы: 15–20 слов.

У старой сосны

У старой сосны играли веселые белки. Они рады теплому солнышку и светлой весне. Рыжими стали у белок спинки, пышные хвостики.

* * *

Я думал, что средь бела дня
Один в лесу бродил.
Но целый мир вокруг меня
Летал, трудился, жил.

(Л.Яхнин)

Примечание. Предупредить детей о том, что в стихах каждая строка начинается с большой буквы.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цели работы – проверить умение выделять в сплошном тексте предложения, выписывать предложения, которые дают ответ на поставленный вопрос.

1. Прочитай, выдели голосом предложения.

Он будил лес

Бежал ручей по тропе он звонко журчал ручей будил лес настали теплые дни весна пришла зима уходит.
Спиши. Начало каждого предложения пиши с большой буквы, в конце предложения ставь точку.

2. Выпиши предложения, которые дают ответ на вопрос: что стало с сухой веточкой?

Первые цветы

Мама принесла домой сухую веточку. Она поставила ее в вазочку. Через неделю сухая веточка зазеленела. Вскоре она покрылась красивыми цветами.

2-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных в словах и формах слов, удвоенных согласных, разделительного мягкого знака.

Четко проговаривать неизученные орфограммы.

Объем работы: 30–37 слов.

Вариант 1

Встреча

Хорошо летом в роще! Поют птицы. Гудят шмели. С цветка на цветок перелетают пчелы. Мы сели на старый пень. Кирилл заметил темную веревочку. Она двигалась. Это была змея. Она жила под елью. Мы испугались и убежали.

Слова для справок: заметил, убежали.

Вариант 2

Рыбки

На окне стояла банка с рыбками. Рыбок подарила сестра Аннушка. Слава каждый день давал им корм. Они быстро открывали рты и хватали пищу. Друзья Славы часто любовались рыбками. Слава был рад. Хороши рыбки!

Слова для справок: подарила, открывали, любовались.

Вариант 3

Весна пришла

На крыльях ветерка в рощу влетела звонкая песня. Птицы пели гимн весне. Она быстро шагала по полям, лесам, лугам. На луг весна бросила первые цветы. В лесу задымилась первая зелень. На полях начался сев.

Слова для справок: влетела, начался.

Примечание. Предупредить о постановке запятых в третьем предложении.

Вариант 4

Кошка и котята

За деревней весело играла кошка с котятами. Хорошо грело яркое солнышко. Маленькая семья была довольна. Котята заметили пушистый цветок. Самый храбрый стукнул его лапкой. Полетел пух. Мать встала и повела своих детей домой. Дома их ждут.

Слова для справок: довольна, заметили, полетел, повела.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить, как сформированы умения, связанные с развитием орфографической зоркости.

Объем работы: 30–37 слов.

Солнце и радуга

Раз после дождя выглянуло солнышко. Оно осветило всю землю. А на небе появилась радуга. Все любовались ею. Радуга стала гордой и хвастливой. Она решила, что красивее всех.
Солнышко ушло за тучку. Тут и радуга пропала.

(По К.Ушинскому)

Одна в лесу

Ходили девушки по лесу. Славная ягодка поспела. Деревце за деревце, кустик за кустик – Аленушка и отстала от подруг.
Уже стало в лесу темно. Все подружки домой ушли. Осталась Аленушка одна. Влезла она на дерево и горько заплакала.

Примечание. Обратить внимание детей на постановку знаков препинания в третьем предложении.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цели работы – проверить умение воспроизводить текст по коллективно составленному плану; составлять текст по опорным словам.

1. Текст обучающего изложения.

У старой сосны

Всю долгую зиму жили белочки в лесу. От вьюги и стужи скрывались в теплых гнездах.
Вот и весна наступила. Обрадовались проказницы теплу и солнышку. Шумно прыгали они с сосны на сосну, с елки на елку. Градом сыпались спелые шишки.
Любили играть белочки у старой сосны. Она была высокая и густая. Там хорошо было прятаться.
Слова для справок:

  • I часть – долгую;

  • II часть – обрадовались, проказницы;

  • III часть – было, прятаться.

2. Используя эти слова, составь текст.

Первые ручьи

Сугроб, осел, потемнел, почернел;
сочилась вода, из-под;
маленькие струйки, бежали быстро;
первый ручей, звонкий, журчащий;
бежали по камушкам, тропинкам, бугоркам;
пели, о приходе, песню;
будили, лес, полянку, луг.

3. Составь и запиши три-четыре предложения о снеге.

3-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания безударных гласных в корне слова, приставках, правописание разделительного твердого знака, мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.

При диктовке четко проговариваются все неизученные орфограммы.

Объем работы: 50–60 слов.

Вариант 1

Загадка

Стоял теплый апрельский день. Мы подъехали к опушке леса. Журчали весенние ручьи. Мы медленно шли по тропинке. Прошмыгнула мышь. Наше внимание привлекли лягушки. По одной и группами они прыгали по снегу, преодолевали потоки воды. Мы двинулись за ними и заметили маленький водоем. Там кишели лягушки. Что их манило туда? Для нас это осталось загадкой?

Слова для справок: привлекли, преодолевали, за ними, водоем.

Вариант 2

Любимые места

Ранним утром я ходил на охоту с фотокамерой. Я открыл одну тайну. У многих животных и птиц есть свои любимые места. Из чащи леса вылетели сойки. На пути стоит высокая ель. Каждая птица садилась на ее верхушку. Через несколько минут она летела дальше.
Кругом тишь. Любимым местом филина были кусты около лесного озера. А любимое место для ласточек – это провода.

Слово для справки: фотокамера.

Вариант 3

Знакомый

Каждую субботу из города я приезжал в деревню Машково. Стояли первые дни весны. Весенний воздух чист и свеж. Я медленно шел к деревне. Меня у дороги всегда встречал ворон. Он сидел на суку старой липы и осматривал местность. Я подходил и оставлял ворону кусочки мяса. Он быстро съедал их и громко каркал. Я махал ему приветливо рукой.

Вариант 4

Выходной день

Я люблю выходные дни. Вся наша семья в сборе. Мы часто ходили в лес, катались на лыжах.
Мне особенно нравилось спускаться с высокой горы. Подъем был труден. Сестренка Аленка спускалась на санках. Часто она приземлялась в больших сугробах. Снежная пыль летела столбом. Шапка, шубка, варежки у нее были в снегу. Снег облепил ей и лицо. Сестренка была похожа на Снегурочку.

Слова для справок: спускаться, приземлялась, у нее.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятых.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цели работы – проверить умение без ошибок списывать текст с доски, проверять написанное.

Объем работы: 50–60 слов.

Что я люблю

Я люблю лежать в мягкой душистой траве на лугу и слушать жужжание пчел.
В выходные дни я люблю играть с папой в шахматы. Я люблю мечтать о собаке. Папа мне купит собаку. Я буду кормить ее, гулять с ней. Моя собака будет умной и забавной. Она будет ходить за мной, как преданный друг. Я много чего люблю.

(По В.Голявкину)

Ау

Лето. Хорошо летом в лесу. По всей окрестности рассыпалось великое множество "ау". Оно пряталось под камушки, в лесной землянке, за иглы сосновые и еловые зацеплялося. Одно "ау" попало в муравейник. Дружно принялись за работу муравьишки.
Другое "ау" в паутину угодило. Оно разбудило огромного паука. Он хотел съесть "ау", а оно улетело в чащу леса.

Примечание. Обратить внимание детей на то, что "ау" следует взять в кавычки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение воспроизводить текст по самостоятельно составленному плану.

1. Текст изложения "Находка". План учащиеся составляют самостоятельно.

Находка

Ранним утром вся семья собралась за грибами. Розовые кудрявые облачка плыли по небу. Луч солнца золотил верхушки сосен.
Вот и лес. В лесу прохладно. Витя нагнулся и слизнул холодную росинку с цветка. На глаза ему попались лисички. Они росли во мху около березы.
Вдруг он заметил на земле старое пустое гнездышко. Оно было свито из сухих листьев, мха, тонких былинок. Птицы выросли и покинули его. Витя положил его в корзину.
Дома бабушка жарила грибы. Чудный аромат разливался по комнате. А дети любовались гнездышком.

Слова для справок:

  • I часть – облачка;

  • II часть – слизнул;

  • III часть – заметил, его, положил;

  • IV часть – аромат, разливался, любовались.

2. Используя эти слова, словосочетания, составь текст.

Гроза

Медленно наплывала, стемнело, рядом, за холмом, гневно сверкала, разгулялся ветер, галки в страхе, голуби сжались, ливень, раскаты грома.

3. Составь и запиши несколько предложений на тему "Последний снег".

4-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение писать безударные падежные окончания имен прилагательных, предлоги с местоимениями, безударные гласные в корне слова.

Объем работы: 70–80 слов.

Вариант 1

Домой

Высоко в синем небе летели белые гуси. Они торопились в родные края. День подходил к концу. Солнце скатилось с неба и ушло за дальнюю рощу. Вожак осмотрел местность. Гуси спустились на ночлег. Наступила ночь. Все краски и огни на земле погасли. Только на небе блестела звездочка.
Наступило раннее утро. Яркий луч солнца скользнул по гладкой поверхности воды. Птицы тронулись в путь. Вот и родное озеро. Окончился трудный перелет. Гуси опустились на тихую воду большого озера, вытянули шеи и поплыли.

Вариант 2

Новое деревце

На краю старого леса красовалась рябина. Много крупных сладких ягод на ней. Ягодки сами в рот так и просились. Пролетал мимо снегирь, проголодался. Сел он на высокую рябину и стал спелые ягоды клевать. Наелся снегирь от души, а одну сладкую ягодку в клюве унес. Полетел он в соседнюю рощу и по дороге ее выронил. Запорошило ягоду пушистым снежком.
Пригрело весеннее солнце. Пустила ягодка корешки и листочки. Шли годы. Появилось молоденькое деревце. Будет рябинка радовать птиц вьюжной зимой.

Слово для справки: выронил.

Вариант 3

Восход солнца

Ранним утром Сергей с дедом Андреем отправились на рыбалку. Узкая дорожка петляла около ржаного поля. Первый раз в жизни Сергей увидел восход солнца. Огромный огненный шар медленно поднимался с края земли. Кудрявые облачка поравнялись с солнцем и закрыли его. Тень от них темным одеялом закрыла золотистые лучи. Подул утренний ветерок. Облака роняли кудрявые пушинки и убегали далеко за горизонт.
Засияло солнце. Искрящиеся росинки легли на зеленый ковер земли. Сергей слизнул одну росинку и быстро зашагал к деду.

Слово для справки: поднимался.

Вариант 4

Мама

Закрой глаза, послушай голос мамы. Он такой знакомый и родной. Мама рассказала тебе интересную сказку, загадала первую загадку. Ты узнал, что у птицы, цветка есть имя – синица, дятел, ромашка, василек.
На улице шел снег. Мама протянула руки, поймала легкую снежинку.
На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и увидел чудо. Снежинка была крохотным пушистым комочком. С высокого неба летели комочки и исчезали на ладошке. Земля, деревья были покрыты белым пухом зимы. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.

(По Ю.Яковлеву)

Слова для справок: шерстяной, исчезали, таяла.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке знаков препинания в четвертом предложении.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цели работы – проверить сформированность орфографической зоркости учащихся, навык самоконтроля.

Белокаменный дворец

Старик сказал волшебное слово, вмиг появились четыре богатыря. Они низко поклонились ему. Вдруг ветхая избушка сдвинулась с места и куда-то пропала. На ее месте появился дивный белокаменный дворец. Стены в покоях были зеркальные, посуда из чистого золота, столы, стулья из слоновой кости. Подивился старик, тихо прошелся по горенкам, все осмотрел. Вот так чудо из чудес. Улегся он на мягкую пуховую перину, а волшебный камушек в карман спрятал. Заснул старик.
Ранним утром проснулся, нет бесценного камня. Заплакал старик горькими слезами.

Малыш радуется

Заболел маленький Сережа, в доме все забеспокоились. Скучно малышу лежать в постели, кровать его подвинули к окну. За окном пушистыми хлопьями валил снег. На голых сучьях берез сидели нахохлившиеся воробьи. Бабушка вышла на улицу и у крыльца бросила горсть проса. Воробушки увидели зерна, а спуститься с березы боятся. Вдруг стережет их там кошка или собака. Отец вышел во двор. Он прикрепил к резному наличнику дощечку, насыпал корм для птиц. Слетелась вся воробьиная семейка. Сережа был счастлив.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цели работы – проверить умение составлять текст на заданную тему; воспроизводить готовый текст по самостоятельно составленному плану.

1. Составить и записать текст на тему "Ждем весну". Какие слова и выражения ты мог бы использовать из данного стихотворения.

Не знаю, почему же
Весна все не идет?
Опять замерзли лужи,
Похрустывает лед.
А мы плащи надели
Еще на той неделе.

(А.Барто)

2. Изложение "Встреча со змеей" по самостоятельно составленному плану.

Встреча со змеей

Над пестрыми цветами кружили пчелы. Я устал и лег на душистую травку. Звонко стрекотал кузнечик. Но вот он высоко прыгнул и исчез.
Я осмотрел местность. У старого пня горели фонариками красные ягоды. На пне грелась змея. Кувшин выпал из моих рук. Змея зло шипела и разворачивала свое длинное тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. Я бросился бежать. На пути был огромный муравейник. До моего слуха доносилось злобное шипение. Я обернулся и увидел, что гадюка угодила в муравейник.
Муравьи тучей облепили ее. Она перестала шевелиться, развернулась во всю длину и издохла. Я побежал домой.

Слова для справок:

  • I часть – стрекотал, исчез;

  • II часть – разворачивала, сплюснутая, увидел;

  • III часть – шевелиться.

1-й класс (1–3)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение записывать текст под диктовку с изученными орфограммами: большая буква в именах, фамилиях людей, кличек животных, в названиях рек, сел; парные звонкие и глухие согласные и проверка их при письме путем изменения формы слова; безударные гласные в двусложных словах и проверка их путем перестановки ударения.

При диктовке четко проговариваются неизученные орфограммы.

Объем диктанта: 30–35 слов.

Вариант 1

Во дворе

Ветер быстро высушил лужи во дворе. Сугроб остался только у столба. У крыльца гуляли куры. Из дома выбежал пес Том. Он стал быстро бегать за курами. Вышла бабушка Даша. Пес затих. Бабушка дала корм курам.

Слова для справок: ветер, остался, выбежал.

Вариант 2

Рыбаки

Алеша и Яша жили в деревне. Их дом был на берегу реки Дон. В реке много рыбы. Мальчики смастерили маленький плот. С плота они ловили рыбу. Хорош был улов! У Алеши лещ. Яша поймал сома.

Слова для справок: берегу, смастерили, ловили, поймал.

Вариант 3

Сон

Около старой сосны был муравейник. Весь день трудился муравей Степка. Он устал и крепко заснул. Ему снился сон. Он мчит на ракете к далекой звезде. Рядом его верный друг – Мурашка. Мурашка весело улыбался.

Слова для справок: муравейник, муравей, ему.

Вариант 4

Ландыши

У высоких холмов раскинулось озеро Светлое. В камышах там жили птицы. Около озера была низинка. В тени скрывались нежные душистые цветы. Это были ландыши. В низинке журчал ручей. Он пел песню чудным цветам.

Слова для справок: раскинулось, около.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать с доски без ошибок.

Объем работы: 30–35 слов.

Вкусная водица

Лес. Кругом тишина. Но вот послышался хруст веток. Это лось вышел из чащи. На голове у него были красивые рога. Он шагал к реке Быстрянке. Вода там чистая, светлая. Долго пил воду могучий зверь.

Примечание. Обратить внимание детей на написание слова вышел.

Земляничка

Наступил июль. Стояли жаркие летние дни. В лесу поспела земляника. Сочные душистые ягодки усыпали всю поляну. Они манили к себе жителей леса. Прилетела птичка, клюнула красную ягодку. Как она вкусна и хороша!

Примечание. Обратить внимание детей на написание слова земляничка.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение из разрозненных слов составлять и записывать предложения, воспроизводить готовый текст по частям (свободный диктант), составлять и записывать предложения на тему.

1. Перечитай слова в каждой строке. Составь и запиши из них предложение. Озаглавь текст.

  • в, края, родные, грачи, прилетели

  • старые, они, свой, нашли, гнезда

  • грачи, сухие травинки, мох, пушинки, стали

  • носить, в, клювах

  • была, в, гнезде, перина, теплая

  • а, и, вот, первые, птенцы

  • сосна, баюкала, гнездо

  • ветер, пел, песни

  • росли, птенцы, быстро

2. Свободный диктант.

На лугу

Томка был маленьким щенком. Я часто гулял с ним.
Раз мы вышли на луг. Томка носился за бабочками и жуками.
Бегал он долго и устал. Сунул нос в кочку и заснул. Мне жалко было будить малыша.
Громко загудел шмель под ухом щенка. Томка открыл глаза и вскочил. Он испугался шмеля.

Слова для справок: щенком, с ним, носился, жалко, щенка, открыл, вскочил.

3. Составь и запиши два-три предложения о птицах.

2-й класс (1–3)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение писать под диктовку текст, в который включены орфограммы на непроизносимую согласную, разделительный твердый знак, мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода.

Объем диктанта: 50–55 слов.

Вариант 1

Дубок

В канаве рос маленький дубок. Это был кривой прутик с двумя листочками. Листики напоминали зеленые ладошки. Трудно расти дубку в канаве. Его затопчут или коза Милка съест. Мы с Пашкой решили пересадить его. Пашка вырыл глубокую ямку, чтобы корешки не повредить. У дубка оказался длинный корень. Наш дубок теперь растет. У него крепкий корень.

Слова для справок: расти, растет, чтобы.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятой перед словом чтобы.

Вариант 2

Во дворе

Льет ливень. Желтые пушистые шарики сбились в кучку. Они дрожат и пищат. Холодно утятам. Перышек у них еще нет. Один пушок торчит. Бабушка Настя позвала малышей под навес. Там сухо и тепло. Малыши не заболеют. Ливень кончился. Блеснул яркий луч солнца. Первым выглянул из-под навеса самый храбрый малыш. Вот уже вся семейка бегает по двору.

Вариант 3

В поле

Ночь. Кругом тишь. Только иногда прошуршит в кустах ветерок. Медленно из-за леса выплывает солнце. Его лучи разбудили поля. Ожила земля. Вот к полю подъезжает трактор с плугом. Пора начинать весенний сев. На машинах подвозят зерно. Первые вестники весны уже давно здесь. Грачи важно ходят по черным пластам земли.

Слово для справки: иногда.

Вариант 4

За клюквой

Наступил рассвет. Мы с бабушкой собрались за клюквой. Узкая тропка вывела нас к болоту. Яркое солнце осветило всю окрестность. Моховые кочки на болоте были словно киселем облиты. Бабушка проводила совком по кочкам. Красные ягодки блестели и переливались.
Радостные и довольные мы шли домой. Поскрипывали дужки на коромыслах. Качались полные ведра с ягодой. Бабушка улыбалась.

Слово для справки: на коромыслах.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить орфографическую зоркостью учащихся.

Объем работы: 50–55 слов.

Урожай будет спасен

На наш огород напали ночные разбойники. Я беру фонарик и отправляюсь на грядки. Желтое пятнышко света ползет по капустным листьям, по редиске, по гороховым вьющимся стеблям.
Вот сидит на листе улитка. Она объела лист, одни жилки остались. Вдруг из кустов выскочила лягушка, прыгнула, и улитка исчезла. В огороде поселилась царевна-лягушка. Урожай будет спасен.

В берлоге

У медведицы родились крошечные слепые медвежата. Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молочко, карабкаются они на спину матери – огромной, сильной медведицы.
Оттепель. Частая капель пробивает снег. С деревьев белыми шариками скатывается снег. Медведице хочется узнать, не пришла ли в лес весна? Высунулась она из берлоги. Весь лес еще в снегу. Надо подождать.

(По И.Соколову-Микитову)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цели работы – проверить умение воспроизводить текст по коллективно составленному плану; составлять текст по опорным словам.

1. Текст для изложения.

Бедная

Она была очень худой, хвост волочился по земле, словно в тягость ей. Ее не любили в деревне. Мальчишки бросали в нее комья земли, камни, грозили палкой. Собака все реже и реже появлялась среди людей.
Раз я набил карман хлебом и отправился к реке на рыбалку. Там я встретил эту собаку. Я бросил ей кусок хлеба. Она жадно схватила его и скрылась в кустах. Я выгрузил из карманов весь хлеб и отдал ей. Она уносила куски в чащу. Там и съедала их.
Я стал ходить к реке каждый день. Собака меня ждала. Я оставлял ей остатки съестного с нашего стола.
Вскоре я подружился с собакой и назвал ее Альмой. Альма теперь живет у меня во дворе.

Слова для справок:

  • I часть – волочился, в тягость;

  • II часть – бросил;

  • III часть – меня, съестного;

  • IV часть – вскоре, у меня.

2. Составь текст на тему "У реки", используя опорные слова и словосочетания.

У реки

Ходить в походы, остановились у реки, ночь, шуршал камыш, луна, темень, плач какой-то птицы, пробилась луна, озарила местность, спокойно, заснул.

3. Составь и запиши несколько предложений на тему "Деревья проснулись" или "Березка проснулась".

3-й класс (1–3)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, предлогов с местоимениями, безударных гласных в корне слова (центральная тема программы в начальных классах).

Объем диктанта: 70–75 слов.

Вариант 1

Первые дни весны

В лесу кругом пышные сугробы. На деревьях тяжелые снеговые шапки. Елки стоят прямо. Сильные еловые лапы держат на них снег. На опушке леса одинокая березка согнулась под тяжестью снега. Яркая синева прорезалась в холодном небе. Резко подул ветер. С березки медленно сползал снег. Она выпрямилась и подняла головку. Луч весеннего солнца тронул тонкие веточки. Березка ожила. С каждым днем чувствовался приход весны. С деревьев полетела прозрачная капель. Украшением леса стало звонкое пение птиц.

Вариант 2

На лугу

Теплым солнечным утром мы шли по цветущему лугу. Ласковый ветерок обдувал лицо. Хорошо летом на лугу наблюдать за жизнью жужжащих пчел, шмелей.
Вот спустился на розовую головку клевера грузный шмель. Низко наклонился стебелек у клевера. Шмель повис вверх тормашками. Хоботок у него длинный. На клевере им легко доставать сладкий сок. Напился шмель вкусного сока и дальше полетел. Так с раннего утра до позднего вечера работает шмель. Наступил полдень. Стало жарко. Мы поспешили домой.

Слова для справок: вверх тормашками.

Вариант 3

Разгадал тайну

В голубом небе царствовало солнце. Оно щедро отдавало тепло матушке-земле. В свежем воздухе носились запахи цветущих трав и цветов. По гладкому стволу черемухи стекал живой ручеек. Это муравьи. Одна цепочка муравьев двигалась вверх, другая цепочка муравьев спускалась вниз. Зачем они карабкались на черемуху? Я заинтересовался, подошел ближе и сорвал листок. Там, где листок соединялся с веточкой, была сладкая сахарная росинка. Так вот чем лакомились муравьи! Я радовался. Я разгадал тайну похода мурашек!

Слова для справок: вверх, вниз, карабкались.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятой в четвертом от конца предложении.

Вариант 4

Родные края

Я жил в далеком селе Машково. Оно раскинулось на берегу маленького озера. Я часто вспоминаю родной край, далекое детство.
Ночь. Луна всходила над темным лесом. Горел костер. Яркие языки пламени освещали местность. Мы пекли молодую картошку, рассказывали интересные истории. Рядом бродили лошади. Они похрапывали, хлестали хвостами. Весь день лошади возили на ферму свежее сено. Ночью они паслись на лугу. У красавицы Ночки любимое место было у старой березы. Там она стояла неподвижно, спала.

Слова для справок: похрапывали, неподвижно.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыка списывания с доски с соблюдением основных норм каллиграфии.

Объем работы: 70–75 слов.

Ранней весной

Ранней весной родились эти маленькие зайчата. В лесу под деревьями лежал глубокий снег, по утрам бродили крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей на снегу держал плотный наст. Хорошо спрятались зайчата в сухой, прошлогодней траве! Здесь не найдет их разбойница-рысь, не увидит хитрая лиса.
Увидела зайчат суетливая птица. Уселась на ветку, вертится, поет.
Большими, страшными зверями кажутся ей робкие, маленькие зайчишки. А зайчата со страхом смотрят на суетливую птицу. Кто кого пугает?

(По Н.Сладкову)

Дикие гуси

...И вот появилась новая стая и стала звать домашних гусей. Молодой гусь расправил крылья и хотел было взлететь, но с непривычки упал на землю. Дикие гуси поджидали его.
Все это слышал мальчик, сидевший на ограде. Он соскочил с ограды, подбежал к гусю и обхватил его шею руками. Гусь не сумел сбросить с себя мальчика и поднялся в воздух вместе с ним. Они быстро взмыли вверх. Удержаться на шелковистой гладкой спине было нелегко, но мальчик держался.

(По сказке С.Лагерлёф)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цели работы – проверить умение в логической последовательности продолжить текст, добавив две-три части; составлять план и записывать текст по самостоятельно составленному плану, проверять написанное, составлять и записывать текст на заданную тему.

1. Прочитай начало текста.

Июль

Земля пышет жаром. Бегут по дорожкам вихри горячей пыли. Солнечные зайчики лениво переваливаются с боку на бок. Лениво плывут облака, огромные и таинственные, как снежные горы.
. . . . . . . . . .

Какая картина тебе представляется дальше? Опиши ее.

2. Изложение по самостоятельно составленному и записанному плану.

Ласточки

Прошла вьюжная зима. Пришел радостный весенний апрель. В конце апреля к нашему сараю подлетела пара острокрылых птичек. Она стала кружить вокруг старого гнезда.
Утром работа закипела. Ласточки носили глину из ближнего ручья. Они лепили свое гнездышко, которое обветшало за долгую зиму. Потом с утра до позднего вечера таскали ласточки в гнездо пух, вату, стебельки сухих трав, мох. Славное вышло гнездо!
Вскоре птицы затихли. Прошло три недели. Из гнезда выглядывали крошечные головки. Они знакомились с миром.
Я часто сидел на крыльце и наблюдал за ласточками. Заботливые родители носились в воздухе, ловили комаров, мошек. Они быстро сновали взад и вперед, носили пищу своим деткам.

(По К.Ушинскому)

Слова для справок:

  • I часть – острокрылые;

  • II часть – обветшало;

  • III часть – знакомились;

  • IV часть – сновали взад и вперед.

3. Выбери тему, на которую ты бы хотел составить текст.

  • Вот уж снег последний в поле тает.

  • Первые шаги весны.

  • Заботливые родители.

  • Весенний шум.