Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зоя БАРАНОВСКАЯ,
средняя школа № 659,
г. Москва

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47 /2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4/2002

Поэзия в красках

Урок эстетики № 36

Тема. "Жизнь и творческий путь Василия Андреевича Тропинина (1776–1857 гг.) – одного из крупнейших портретистов первой половины ХIХ столетия".

Цели. Познакомить детей с творчеством художника–портретиста Василия Андреевича Тропинина; прививать любовь к искусству; расширять кругозор.

Оборудование. Репродукции картин В.А. Тропинина: "Портрет сына Арсения" (1818 г.); "Кружевница" (1823 г.); "Портрет А.С. Пушкина" (1827 г.); "За починкой белья" (1855 г.).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Друзья! На предыдущих уроках вы знакомились с крепостными художниками. Давайте вспомним их.

Дети. Орест Кипренский – сын помещика и крепостной.
– Федор Степанович Рокотов.
– Иван Петрович Аргунов.

У. Этот урок будет посвящен еще одному крепостному художнику, Василию Андреевичу Тропинину (1776–1857 гг.) (Даты учитель записывает на доске.) "...Тропинин написал такое множество портретов и грудных изображений, что полный их перечень невозможен: всех произведений этого художника приблизительно насчитано много, до трех тысяч", – так писал о нем его биограф и современник
Н. Рамазанов.

III. Знакомство с Василием Андреевичем Тропининым и его окружением

У. Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных, но сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли ему отстоять свое право – заниматься любимым делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины ХIХ столетия. (Дату учитель пишет на доске.)

С 1793 г. (запись даты на доске) семья графа Ираклия Ивановича Моркова, которому принадлежал художник, жила в Петербурге. Здесь Тропинину позволили посещать классы Академии художеств. Тогда Академия впервые допустила в свои стены "всякого звания и лет молодых людей", в том числе и крепостных. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальных классах, но в 1804 г. (запись даты на доске) его учеба внезапно прервалась – граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором: он построил церковь в селе Кухавка, где граф предполагал поселиться. Все свободное время Тропинин отдавал живописи. Первые известные работы мастера были созданы в самом начале ХIХ в. на Украине и в Москве, куда он часто ездил со своим хозяином.

Помещика его, Ираклия Ивановича Моркова, нельзя было назвать человеком крутым или жестоконравным. В конце концов, если не всегда благодаря его личным заботам, то благодаря его непротивлению или расположению, Тропинин окончил Петербургскую Академию художеств, имел заказчиков из числа высокопоставленных людей, мог работать в прекрасной мастерской. Ираклий Иванович постарался – отвел под мастерскую одну из самых больших, светлых комнат московского особняка. Но положение слуги в доме Моркова было мучительным для Тропинина. С добродушной улыбкой своей он рассказывал о случае, изменившем его положение и отношение к нему помещика. Приезжий француз-художник, побывав в мастерской Тропинина, необычайно расхвалил Моркову его работы. Приглашенный к обеду, он, увидев входящего в гостиную нарядно одетого художника, радостно вскочил ему навстречу, упрашивая сесть рядом. И Морков, и Тропинин были чрезвычайно смущены, потому что одетый в нарядную ливрею Тропинин вошел в гостиную, чтобы прислуживать за столом...
С тех пор Морков лакейские обязанности с Тропинина снял. Но для художника тягостнее было другое: он был человеком без будущего, потому что его будущим распоряжался случай, а следовательно, он был и бездомным, потому что никакие стены не могли оградить, защитить от случая его настоящее. По его внутреннему ощущению, мир души каждого человека должен быть хранимым миром его дома, всей той атмосферой, которая создается постоянством, обычаем – в отношении к вещам, к домашним, к порядкам и обыкновениям. Эта гармония внутреннего и внешнего мира, эта мечта Тропинина рождала тот свет, тот особенный настрой, который замечаем мы в его лучших живописных вещах.

"Иные обвиняют меня в том, что мои портреты почти все улыбаются, – говорил однажды художник, как бы оправдываясь. – Да ведь я не придумываю, не сочиняю этих улыбок – я их пишу с натуры. Зачем передавать полотну неприятное выражение, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека".

Если спуститься с Большого Каменного моста и пройти по набережной, то тут и попадешь на Ленивку. Эта горбатая улица до сих пор так и называется. А замечательно она тем, что в 1823 г., получив вольную от помещика своего, Ираклия Ивановича Моркова, поселился здесь в доме госпожи Писаревой живописец Василий Андреевич Тропинин, академик живописи, известный в Москве портретист. Было ему в то время уже за сорок.

Есть люди, которые и в несчастье не кажутся несчастливыми, потому что умеют терпеть, и в самых стеснительных обстоятельствах спокойны, потому что глубоко веруют, потому что принцип – все образуется – для них не принцип, а сущность их характера. Самому неудобству окружающего они умеют придать впечатление удобства, уюта, какую-то необъяснимую притягательность. Вот почему дом на Ленивке стал своего рода прибежищем, приютом для многих переступавших его порог. Стоит Василию Андреевичу и его жене Анне Ивановне отлучиться, на парадной двери появляются надписи мелом: "Был Брюллов", "Был Витали". Опять "Был Брюллов", "Был Булахов"...

Дверь гостям открывал обыкновенно или сам художник, или его сын. Вот Тропинин показался в дверях – среднего роста, с умным открытым лицом, в очках, в халате; добродушно улыбаясь, говорит: "Вы меня извините, что я в халате, я усвоил это платье, в нем свободнее работать, да так и принимаю свою братию – художников..."

А в гостиной заботами Анны Ивановны уже на столе самовар, румянятся свежеиспеченные крендельки, и все, даже глиняный кувшинчик со сливками, сияет добродушием и расположением к гостю. И начинаются разговоры истинно московские, откровенные, долгие, некончающиеся. Петербуржцы приезжали в Москву поговорить. Только здесь еще хранились обычаи милой старины, когда простота и добросердечие, царящие в доме, как бы открывали сердца, и беседы больше походили на задушевные излияния, исповеди, чем на обычный житейский обмен новостями. Изъездивший полсвета, избалованный славой – и какой славой! – Брюллов, когда рассказывал о Москве, прежде всего вспоминал тропининский дом, доброго Василия Андреевича и чуть не со слезами на глазах уверял: "Я бы у него жить стал, к нему бы на хлебы пошел..."

В доме на Ленивке прожил Тропинин больше тридцати лет, хотя средства давно позволяли ему снять квартиру попросторнее или зажить собственным домом. Наверное, не съехал бы он отсюда никогда, если бы хозяйка не сдала нижний этаж под лавочку гробовщику. В своих привязанностях Василий Андреевич был постоянен. Ему совсем не свойственно было то душевное беспокойство, которое толкает людей к переменам.

IV. Знакомство с картиной "Портрет сына Арсения"

У. Друзья! Я вас хочу вернуть мысленно в дом на Ленивке в тот момент, когда приходили гости, и дверь им открывал сын Василия Андреевича Арсений. Вашему вниманию предлагаю репродукцию его портрета.

Учитель показывает репродукцию.

В.А. Тропинин. Портрет сына Арсения. 1818.

В.А. Тропинин. Портрет сына Арсения. 1818.

Д. Какой приятный мальчик.
– Лицо доброе, умное.
– Прическа современная.
– Одет очень просто.

У. Портрет сына Арсения является одним из лучших портретов Тропинина. Он отмечен высоким художественным совершенством. Художник написал необычайно искренний образ, живость и непосредственность которого подчеркивается умелым освещением: правая часть фигуры, волосы пронизаны, залиты солнечным светом, искусно переданы мастером. Гамма цветов необычайно богата.

V. Знакомство с картиной "Кружевница"

Учитель показывает репродукцию картины.

В.А. Тропинин. Кружевница. 1823.

В.А. Тропинин. Кружевница. 1823.

У. Женский образ изобразил художник в картине "Кружевница". Ваши впечатления.

Д. Очень доброе, улыбающееся лицо.
– Она смотрит, как будто на нас.
– Волосы темные, собраны в пучок.
– Руками она что-то делает. Вероятно плетет кружево. Только почему-то палочками.

У. Это очень интересный и старинный способ плетения кружев.

Д. Одета она очень просто: серое платье с короткими рукавами, а на шею накинут платочек.
– Она написана на темном фоне, больше освещены лишь лицо и руки.

У. Женщина за работой олицетворяла для художника мир домашнего уюта и душевного тепла. Кружевница ласково и доверчиво смотрит на зрителя, а ее пальцы ловко плетут узор. Тишина "присутствует" в картине "Кружевница". Это не портрет конкретной девушки, а жанровая картина. Само появление такого идеализированного образа свидетельствует об интересе Тропинина к человеку из народа. Это неудивительно, ведь "Кружевница" написана художником, который был освобожден от крепостной зависимости только в 47 лет. Мягкими и деликатными мазками передано лицо девушки. Гармоничен цвет платья и кружева. Художник написал не просто портрет милой трудолюбивой кружевницы, а создал типаж, то есть собирательный образ.

Тропинин выбирал, для тех кого писал, позы естественные, непринужденные, домашние, и одеты они были с домашней небрежностью, которая извинительна была только потому, что увеличивала очарование портрета. Его так и называли – "халатный живописец", и когда приезжали заказывать портрет, почти всегда прибавляли: "Пожалуйста, в халате".

Одно из таких полотен, точнее репродукцию картины, я предлагаю вам рассмотреть.

VI. Знакомство с картиной "За починкой белья"

Учитель показывает репродукцию.

Д. Художник изобразил бабушку, которая сидит за столом, а ноги поставила на скамеечку.
– Она находится в бедной комнате.
– На столе лежит белье, которое она чинит, стоит корзинка.
– Чашка с блюдцем, стакан с водой, ножницы.
– Еще заметны очки.
– Бабушка очень грустная, чистенькая.
– На голове у нее повязан платок.
– Руки старые в морщинах.
– Лицо тоже в морщинах.
– На окне стоит самовар.
– А на стене то ли картина, то ли что-то еще: человек сидит спиной к нам на стуле.
– День художник изобразил солнечный.

У. Старушка склонилась у стола за работой. Мягкий свет заливает ее спокойное лицо, неяркое будничное платье. Отчетливо выделяются на скатерти стола ножницы, рабочая корзинка. Никаких деталей в интерьере – только самовар на подоконнике и в зеркале, висящем на стене, отражение фигуры работающего художника. Но это одно из тех полотен, в которые можно войти.

...Мирно бьют часы в соседней комнате. Постепенно меркнет день. Василий Андреевич, ощущая боль в глазах, откладывает палитру, отодвигает мольберт от окна, моет кисти. А Анна Ивановна, которая позирует ему для картины, продолжает некоторое время спокойно работать. Все тот же притягательный уют в квартире на Ленивке. Освещенные заходящими лучами солнца все так же заглядывают в окна купола кремлевских соборов, неторопливо суетится Анна Ивановна, готовя вечерний стол.

Впрочем, может быть, мы должны совсем другое домыслить и ощутить в полотне Тропинина? Ведь не случайно он дал ему такое общее название и не пометил: портрет жены художника...

Образ старой женщины, склонившейся за работой, – разве не близок он всем временам, всем эпохам? Нет, в этой картине есть свое, только ей присущее обаяние, своя атмосфера. И войти в нее можно только через ту парадную дверь, которая вела в квартиру на Ленивке.

Впрочем, в том же году, когда написана была эта картина, Тропинины покинули Ленивку. В одном из замоскворецких переулков старый художник купил дом. Сын постарался обставить его так, как будто давно уже здесь шла их налаженная семейная жизнь: на окнах висели клетки с канарейками, повсюду стояли горшки с цветами. "Как же хорошо у вас, весело!" – говорили Василию Андреевичу. "Нет, не говорите этого, вот старуха моя умерла... Да и дверей тех нет, помните, что были в доме Писаревой..."

VII. Знакомство с картиной "Портрет А.С. Пушкина"

У. Последнюю репродукцию, которую я предлагаю вашему вниманию, вы наверняка видели неоднократно и, конечно, сразу же ответите на вопрос: "Кто изображен на портрете?"

Учитель показывает репродукцию картины.

В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827.

В.А. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827.

Д. Это Александр Сергеевич Пушкин.
– С портретом Пушкина мы встречались, когда говорили о художнике Кипренском.
– У Пушкина взгляд устремлен вдаль.
– Изображен он на темном фоне.
– Белая рубашка, шарф и какая-то курточка.
– На руке, которая лежит на столе, кольца.

У. Краеугольным камнем творческого метода Тропинина был живой, непосредственный контакт с натурой. Осознавая это, художник, по словам биографа Рамазанова, "...особенно дорожил первым присестом... Он на первом же сеансе сразу схватывал всю общность и пропорциональность частей облика, улавливал всю цельность и отличительность его характера, и, не вдаваясь в кропотливую мелочность, отражал на холсте всю свежесть выражения и грацию, свойственную полу и летам изображенного лица". Поэтому становится понятным, почему не стал Тропинин поправлять знаменитый свой портрет А.С. Пушкина, обнаруженный после многих лет пропажи в лавке старьевщика-антиквара. Объясняя свой отказ, он говорил, что не может касаться созданного в молодые годы перед лицом самого Пушкина. Художник лишь промыл холст и покрыл свежим лаком.

Портрет Пушкина! Один он может увековечить имя автора. Тропинин в то время был в расцвете своего таланта. Пушкин, по свидетельству мемуариста, "стоял тогда на высшей ступени своей популярности". Возвращенный из михайловской ссылки, он привлекал в Москве "все взоры, все внимание". Незадолго перед тем Тропинин стал изображать людей на своих полотнах, одетыми в домашние халаты. Обычай этот полюбился москвичам. По условию с заказавшим портрет С.Соболевским, Пушкин также был изображен в халате. Таким поэта воспринимала тогда Москва, Россия, таким он остался для потомков.

Перед судом потомков Тропинин, создав портрет Пушкина, невольно выступил соперником гениального Кипренского. Но это поединок, в котором не было побежденного. Соперники не видели работ друг друга, хотя писали почти одновременно.

III. Заключительная часть

У. Художник создал более семисот работ, в основном портреты современников: людей известных и неизвестных, богатых и бедных – архитекторов, писателей, актеров, ученых, военных, господ и крестьян, странников, нищих и детей. Мир Тропинина тих и спокоен, в нем нет страстей и драматизма, но разлита глубокая, всеобъемлющая любовь к человеку. Полотна этого живописца излучают ее своими теплыми красками, добрыми улыбками, неторопливыми жестами и ясными взглядами персонажей.

IХ. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились на этом уроке? Портрет какого мальчика написан Тропининым? На какой картине мы могли увидеть жену художника?

Ответы детей.

Продолжение