Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2002

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Ирина АРТЮХОВА,
к.п.н., ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования,
г. Москва

Устойчивость внимания

Самым тесным образом с концентрированностью внимания связано еще такое его свойство, как устойчивость.

Представим себе: ученик умеет так сконцентрировать свое внимание, что все мельчайшие детали того или иного дела становятся ему ясны, его трудно отвлечь от выполнения этого дела. Более того, этот ученик может в таком состоянии находиться длительное время. Да, таких идеальных детей, наверное, немного. Но они есть, и именно о них можно сказать, что они обладают устойчивым вниманием.

Их противоположность – дети рассеянные. Они с трудом сосредотачиваются на чем-либо, а уж удержать свое внимание на этом хоть некоторое время – для них задача почти непосильная. Милые непосредственные детишки, вызывающие в обычной жизни умиление своей неуемной любознательностью, становятся для учителя настоящим наказанием.

На самом деле, учителям приходится иметь дело с неким промежуточным вариантом: с обычными детьми, в большинстве своем желающими хорошо учиться, радовать родителей отличными оценками. Но, к сожалению, иногда недоразвитие свойств внимания затрудняет им процесс обучения. Наша задача – им помочь.

Поэтому остановимся на некоторых как серьезных, так и не очень методах повышения устойчивости и сосредоточенности внимания у малышей.

Комментированное письмо

Этот метод, конечно, относится к числу серьезных. Его часто используют на уроках русского языка. Называется он "словарный диктант с комментированием" (С.С. Левитина, 1980).

Суть его заключается в следующем.

Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ваши ученики еще незнакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных букв, сколько согласных, сколько звуков и т.п.
После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:

– учитель читает каждое слово только один раз;
– учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
– учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

В целях соблюдения двух последних условий рекомендуется привлекать ассистентов. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке.
Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо – вид работы, известный учащимся с 1-го класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.
Комментированное письмо – достаточно сложная деятельность. Анализируя ее, психолог С.Н. Калинникова выделила 7 основных стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

1) первичное восприятие произносимого слова;
2) самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;
3) прослушивание комментариев;
4) представление орфографии слова в соответствии с комментированием;
5) уточнение первичного анализа правописания с комментированием;
7) проверка написанного слова в соответствии с комментированием.

Анализ количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллективного внимания учащихся.

Сказочное королевство

Этот методический прием оформляется для детей как игра.

Учитель. Представьте себе, что сегодня во дворце у короля состоится бал. Все это происходит в наше время, поэтому во дворце будут современные развлечения: дискотека, игры в кегельбане. На бал обещали прилететь Покемоны. Но чтобы попасть на бал, надо пройти строгий контроль. Для начала прочитайте внимательно текст.

Учащимся дается время для чтения.

Учитель. Теперь выберем двух стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражника по учебному тексту.

Происходит выбор стражников.

Учитель.Сейчас еще раз внимательно прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Начали!

Детям дается время на повторное чтение текста.

Учитель. Ну, вот, теперь вы вооружились знаниями, можно по очереди подходить к стражникам – вдруг пропустят? Интересно, какие вопросы они зададут? Итак, стражники, пожалуйста, задавайте вопросы по тексту.

Учителю нужно сориентировать детей на выполнение игровых заданий в быстром темпе. Иначе игра затянется, и может произойти нарушение дисциплины. Если в классе много учащихся, можно выбрать две пары стражников.
Дети, которым не удалось в первый раз пройти во дворец, могут подойти к стражникам повторно, чтобы те им задали новый вопрос.

Учитель. Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли въедливы были наши стражники? Если кто-нибудь может задать еще вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула стражников.
Всех ли пропустили на бал? Если есть еще несчастные, не сумевшие ответить на вопросы, давайте еще раз быстро посмотрим текст. Если таких нет, то начинаем бал! Всем спасибо. Игра окончена.

Комментарии для учителя

Игру надо проводить динамично, чтобы она не наскучила детям. Стражниками нужно выбирать детей, имеющих проблемы с устойчивостью внимания, но интеллектуально достаточно сильных.

Зеркало

Эту игру лучше проводить в свободное от уроков время. Хотя учитель может ее использовать и на уроке, если детям нужно сменить деятельность и немного отдохнуть от серьезных заданий. Тем более можно сделать так, что на одном уроке в один день выступит одна пара учащихся, а на другой день – вторая и т.д. Игра развивает внимание учащихся.

Учитель. Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее – сымитировать их выполнение. Заданий всего 4: пришить пуговицу, собраться в дорогу, испечь пирог, выступить в цирке.
Каждое из этих заданий нужно выполнять в паре. Напарники встанут друг против друга, и один из них возьмет на себя функции зеркала, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.
Сначала давайте разобьемся на пары.

Учащиеся с помощью учителя каким-либо способом разбиваются на пары.

Учитель. Все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из учеников – исполнитель, а другой – его зеркальное отражение.
Остальные учащиеся на это время становятся зрителями. Вы будете наблюдать за игрой пары и выставлять партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм.
Затем партнеры в паре поменяются ролями.
Пары также будут меняться по очереди, таким образом перед классом выступят все ученики.
Вы будете оценивать актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной шкале. Затем оценки всех учеников суммируются, и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала.
Итак, начинаем представление.

Участники выполняют задания.

В заключение игры учитель помогает подсчитать суммарную групповую оценку для каждого ученика, полученную им в роли зеркала.

Древо мудрости

Этот методический прием также оформляется для детей как игра. Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к одежде учителя, не повредив ее.

Учитель. Сегодня мы с вами нашими же руками создадим древо мудрости. Сначала быстро, но внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

Учащимся дается время на чтение текста.

Учитель. Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.

Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.

Учитель. Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к "дереву".

Роль дерева может выполнять учитель. Можно придумать еще что-либо интересное, лишь бы получилось похоже на дерево.

Учитель. Теперь по очереди каждый подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается вслух дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.

Дети подходят к "дереву", срывают записки, отвечают на вопрос.

В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.

ЛИТЕРАТУРА

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.
Игры – обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.