Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ТИХОМИРОВА,
г. Москва

Весна в красках и словах

Тема. "Сочинение по картине И.И. Левитана "Март".

Цель. Показать детям картины весенней природы, создаваемые словами, звуками и красками.

Оборудование. Репродукция картины И.И. Левитана "Mapт" (у учителя большая), у каждого учащегося – открытка.

И.И. Левитан "Март"

ХОД УРОКА

I. Подготовительная беседа

Учитель. Какое сейчас время года?

Дети. Весна.

У. Что вы можете сказать про весну?

Д. Весна – это необыкновенное время года, когда все в природе просыпается.

У. Мы с вами на экскурсии наблюдали за городскими улицами, лесом, воздухом, землей. Чтобы подкрепить ваши наблюдения, мы прослушаем песню на стихотворение поэта Плещеева в исполнении народного артиста Сергея Яковлевича Лемишева. Внимательно прослушайте грамзапись и скажите, с какими произведениями схожи слова этой песни.

Дети выполняют задание.

– Видите, ребята, природу можно изобразить не только словами, но и музыкальными звуками.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь.
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Какими словами рисует поэт приход весны?

Д. Тает снег, бегут ручьи, теплее солнце стало.

У. Поэт из многих тысяч слов подобрал те, что ярче всего показали приход весны, и ваше воображение сразу нарисовало картину, написанную поэтом.

II. Знакомство с картиной И.И. Левитана "Март"

У. Но оказывается, ребята, природу можно изобразить не только словами, музыкальными звуками, но и красками. Внимательно, вдумчиво рассмотрите картину хорошо известного вам художника Левитана.

Дети рассматривают репродукцию.

– Похожа ли она на то, что вы видели на экскурсии, представляли себе, когда слушали грамзапись?

Ответы детей.

У. Какое время года изображено на картине?

Д. Весна.

У. Левитану посчастливилось запечатлеть неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. Ее дыхание ощущается во всем, несмотря на то, что повсюду лежит снег – и на земле, и на крыше деревянного двухэтажного дома. Как вы догадались, что здесь изображена весна?

Д. Теплое, яркое солнце, подтаявший снег, синее, чистое небо...

У. Какой это месяц весны?

Д. Первый месяц весны, март.

III. Разбор сюжета картины

У. Всмотритесь в картину, где пробуждение природы написано уже не словами, а красками. Расскажите, что вы видите на ней, какие предметы изобразил художник на картине?

Д. Дом с крыльцом, запряженная в крестьянские сани лошадка.

– Деревья, освещенные солнцем.
– Снег, небо, скворечник.

У. Как вы думаете, зачем художник изобразил сугробы, снег, запряженную в крестьянские сани лошадку? Что он хотел этим показать?

Д. Что зима еще хозяйка природы.

У. А как же вы увидели здесь весну?

Д. Все пронизано ярким весенним солнцем, лучи веселые, улыбающиеся, подтаял снег на крыше, чистое синее небо, темные длинные тени, лес зардел (закраснел).

У. Опишите снег, лежащий на земле.

Д. Снег серый, рыхлый, зернистый, на дороге подтаял, стал грязным, на нем лежат длинные темно-фиолетовые тени от голых ветвей тополей, осинок, от темной хвои сосен, много следов!

У. Что еще говорит о весне на этой картине?

Д. Набухшие почки на тополях и осинках, березки, которые видны на заднем плане, тоже наливаются соком, на голых ветвях тополя еще сиротливо ютится пустой скворечник, который ждет своих крылатых гостей, жильцов.

У. Почему снег нам кажется розовато-синим?

Д. Снег тает.

У. Какая крыша? Почему?

Д. Мокрая.

У. Что можно будет заметить, когда подойдешь к крыльцу?

Д. C крыши капают капли – это капель, снег оседает.

У. Как вы думаете, случайно ли Левитан изобразил на своей картине открытую в дом дверь? Если эта деталь не случайна, то какую она играет роль в пейзаже?

Ответы детей.

– Открытая дверь говорит о присутствии человека. Все выглядело бы значительно бедней без такой, казалось бы несущественной подробности, мелочи. Общее настроение ожидания трогает нас в картине. И запряженная в сани лошадка смирно дожидается своего хозяина. Какое настроение испытываете вы, любуясь этой картиной? Как художник сумел нам показать прелесть ранней весны?

Ответы детей.

IV. Работа над образными средствами языка

У. Какие определения вы подберете, чтобы описать: весенний день, снег, деревья, лес, небо, солнце, капель?

Дети отвечают, учитель делает на доске запись.

На доске.

1. День теплый, солнечный.

2. Снег рыхлый, подтаявший, зернистый.

3. Деревья: мощные сосны, стражники-осинки; стройные, тонкие, молодые сестрички-осинки; семейка молодых осинок, подружки-осинки.

4. Лес плотный, побагровевший.

5. Небо чистое, голубое, высокое, лазурное.

6. Солнышко теплое, яркое, ласковое.

7. Капель звонкая, чистая, весенняя.

– Подберите действие к слову "солнце".

Д. Светит, греет, освещает, растопило снег.

У. К слову "капель".

Д. Звенит, поет, стучит, барабанит.

У. Последнее слово "снег".

Д. Оседает, тает, темнеет.

У. Составьте предложения о весне.

Дети называют предложения, учитель записывает их на доске.

На доске.

Наступила весна. Наступила ранняя весна. За холодной снежной зимой наступила ранняя весна.

– Какое предложение вам нравится? Почему? А теперь составьте предложения о солнце.

Дети выполняют задание.

На доске.

Солнце светит. Яркое, весеннее солнышко освещает дом, лес, дорогу.

V. Составление плана сочинения

У. О чем нам придется говорить в начале сочинения?

Д. Что еще зима хозяйничает в природе.

У. Полная ли она хозяйка в природе? Что напоминает о ней?

Ответы детей.

– Каким будет второй пункт плана?

Д. Зима напоминает о себе.

У. О чем будем говорить далее?

Д. О признаках весны.

У. Кто ждет весну?

Д. Природа.

У. В заключение вы говорите о своем отношении к картине.

В результате работы получается план.

На доске.

1. Зима – хозяйка природы.

2. Весна напоминает о себе.

3. Приметы (признаки) весны: весеннее солнце, деревья и лес весной, снег и тени на нем, весеннее небо, капель.

4. Природа ждет весны.

5. Мое отношение к картине.

VI. Устное составление рассказа

У. Попробуйте описать картину, используя слова и выражения, которые мы подбирали.

Дети выполняют задание.

Примерный текст.

Вокруг лежит снег, холодно. Зима – хозяйка в природе. Но в этот солнечный денек напоминает о себе весна. Теплое, яркое солнце осветило землю. Старый дом стал новым, снег потемнел и осел. Темно-синие тени легли на снегу от деревьев. Они греются на солнышке. У крыльца группа осинок тянет ветви к голубому небу. На тополе висит скворечник, ждет своих жильцов, темный лес и тот греется на солнышке. На крыше крыльца лежит подтаявший снег. Падают на землю звонкие капли.
У крыльца хозяин оставил лошадь. Она неподвижно стоит с санями, греется на солнце. Ожидание прихода настоящей, теплой, могучей и неотвратимой весны ощущается во всем: в ослепительном снеге, и в набухших почках, и в цвете теней.
Любуясь картиной, мы чувствуем, как пригревает солнышко, хотя и не видим его. Изображение весны вызывает радостное чувство: Как бы ни хмурился март, все же быть весне!

VII. Работа над сочинением

У. Всмотритесь в картину еще раз. Опишите ее самостоятельно.