Анна КОШЕЛЕВА,
кандидат психологических наук;
Лариса АЛЕКСЕЕВА,
кандидат психологических наук
Гиперактивный ребенок
Говоря о гиперактивности, имеют в виду
не выраженную патологию или криминальное
поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в
популяционные распределения нормальных
признаков и, следовательно, в представление о
широкой вариативности форм индивидуального
поведения и развития. Практика показывает, что
большинство детей любого возраста, обозначаемых
педагогами как "трудный" ученик,
воспитанник, родителями – как "трудный"
ребенок, а социологами – как несовершеннолетний
из "группы риска", принадлежит к категории
"гиперактивных".
У гиперактивных детей отмечаются
некоторые поведенческие особенности:
беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%),
нарушения сна (46,3%), аппетита (35,9%), тики,
назойливые движения, двигательная активность и
неловкость и т.д.
В школьном обучении такие дети
обнаруживают меньшую эффективность, нарушения
чтения, правописания, письменной графики. Они
трудно адаптируются к школе, плохо входят в
детский коллектив, часто имеют разнообразные
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в
конфликты во время игр, агрессивны и т.д.
Все это осложняет положение ребенка в
коллективе сверстников и не может не сказаться
на успешности обучения и формировании
соответствующего поведения. Быстрые и
импульсивные дети не умеют сдерживать свои
желания, организовать поведение. В любой
ситуации доставляют окружающим много хлопот.
Гиперактивные крайне "неудобны" для
воспитателей, учителей и даже родителей. Данный
вариант развития ребенка становится весьма
распространенным в дошкольном учреждении и в
школе. Дезадаптирующие особенности поведения
таких детей свидетельствуют о недостаточно
сформированных регулятивных механизмах психики,
и прежде всего самоконтроля как важнейшего
условия и необходимого звена в генезисе
произвольных форм поведения.
По данным психолого-педагогической
литературы, в описании таких детей употребляются
термины: "подвижные", "импульсивные",
"шустрики". Некоторые авторы используют и
такие словосочетания, как "моторный тип
развития", "дети с повышенной
активностью", "дети с повышенной
аффективностью".
Таким образом, оценка отклоняющегося
поведения ребенка реально идет по описанию
именно поведенческих комплексов-синдромов, в
которых присутствуют одни и те же компоненты,
относящиеся, как правило, к личностным
характеристикам при сохранности
интеллектуальной сферы. Ребенок становится
"трудным" не потому, что у него снижена
интеллектуальная активность, а потому, что
нарушается структура темперамента и,
следовательно, поведения, причина которого в
особенностях его воспитания, взаимоотношениях с
родителями, и прежде всего с матерью.
Портреты детей с отклоняющимся
поведением
В процессе консультирования родителей
по поводу развития ребенка по гипер-активному
типу нами создавались "портреты" этих детей,
которые могут служить подтверждением
вышесказанного.
На консультации у психолога мальчик 6,5
лет. Пока идет беседа психолога с мамой, ребенок
немного порисовал, поиграл, покачался на стуле,
осмотрел все в комнате. Видно, что одним типом
занятий он пресыщается довольно быстро. Интерес
к деятельности восстанавливается, когда ему
разрешают работать стоя, передвигаться по
комнате, выйти в коридор. Вернувшись, мальчик
снова продолжает выполнять задание,
одновременно встревая в беседу, комментируя
высказывания, задавая вопросы психологу.
Согласившись поиграть с психологом
(игра "Да" и "Нет" не говорите"),
ребенок никак не может запомнить правила игры.
Наконец, поняв ее суть и выполнив часть заданий
правильно, вдруг начинает снова уточнять
правила. Допускает много ошибок, которых не
замечает по ходу деятельности. Получив новое
задание от взрослого – вычеркивать фигурки в
методике "Корректурная проба", выполняет
его хаотично: посмотрел первую строчку фигурок,
затем ринулся вниз, прошел нижнюю строчку справа
налево, поднялся вверх по диагонали, опять
вернулся к первой строке.
Гиперактивного ребенка (а бывает, что
их двое, трое и больше в группе) можно также
заметить, если понаблюдать, как дети приступают к
деятельности, которую им предлагает психолог в
центре. Такой ребенок начинает выполнять
задание, не дослушав инструкцию до конца, но
через некоторое время, когда другие дети обычно
уже активно включаются в работу, он не знает, что
нужно делать.
Гиперактивный ребенок либо продолжает
бесцельные действия, либо назойливо
переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в
ходе выполнения задания он меняет цель, а в
некоторых случаях может и вовсе забыть о ней. Во
время работы часто отвлекается, причем нередко
по поводам, совершенно не связанным с
выполнением деятельности. Ребенок не пытается
хоть как-то организовать свою работу, чтобы
облегчить выполнение задания, не использует
предложенные средства, поэтому допускает много
ошибок, которых не видит и не исправляет.
Гиперактивный ребенок постоянно
находится в движении, независимо от того, чем он
занимается: математикой, физкультурой или
проводит свободное время. На занятиях
физкультурой, например, он в один миг успевает
начертить мелом полосу для бросков мяча,
построить группу и стать впереди всех для
выполнения задания. Однако результативность
подобной "брызжущей" активности не всегда
имеет высокое качество, а многое начатое просто
не доводится до конца.
Внешне создается впечатление, что
ребенок очень быстро выполняет задание, и,
действительно, быстрым и активным является
каждый элемент движения, но в целом у него много
лишних, побочных, ненужных и даже каких-то
навязчивых движений.
Дефицит внимания, контроля и
самоконтроля подтверждается и другими
особенностями поведения: перескакиванием с
одного дела на другое, недостаточно четкой
пространственной координацией движений
(заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе
за углы). Тело ребенка как бы не
"вписывается" в пространство, задевая
предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы.
Несмотря на то, что нередко у таких детей
"живая" мимика, быстрая речь, подвижные
глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации:
застывают, выключаются, "выпадают" из
деятельности и из всей ситуации, то есть
"уходят" из нее, а затем, спустя некоторое
время, снова в нее "возвращаются".
Нарушения в эмоциональной сфере
Однако вышеописанные особенности
поведения все же не дают полной характеристики
этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в
виде повышенной двигательной активности и
недостаточно сформированных действий
самоконтроля. Может быть, не столь ярко
выступающими, но имеющими чрезвычайно важное
значение и для понимания природы гипер-активного
поведения детей, и для коррекции отдельных ее
проявлений являются разнообразные симптомы и
нарушения эмоциональной сферы.
Во-первых, дети этого типа часто или
возбудимы, или внутренне напряжены. Для них
характерны смена настроений, переживание,
чувства страха, проявления тревожности,
негативизма.
Во-вторых, обследования подтверждают,
что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у
них не выразительны в цветовом отношении
рисунки, стереотипны и поверхностны образы;
беден эмоциональный отклик на музыкальные,
художественные произведения; неглубоки
эмоциональные проявления по отношению к другим
людям.
В-третьих, чему следует уделить особое
внимание, подобная картина эмоционального
поведения дошкольника может быть существенно
дополнена изучением эмоциональной взаимосвязи
между ребенком и близким взрослым, в первую
очередь между ребенком и матерью.
Роль семьи
Характерно, что и как гиперактивные
дети передают в рисунке своей семьи. Понимая, что
такое семья, перечислив всех ее членов, в том
числе и себя, они прежде всего рисуют предметы,
дома, деревья, облака, траву, лишь постепенно
переходя к людям. А изобразив членов семьи: папу,
маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают"
найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос
психолога: "Почему же тебя нет на рисунке?" –
ребенок обычно отвечает: "А я на кухне", "А
я в детском саду", "А я на улице". То есть
через рисунок семьи передается отсутствие
теплого, тесного контакта ребенка с близкими
взрослыми, чувства других и себя среди этих
других, проявляется отдаленность и отделенность
от них, и прежде всего от матери.
И действительно, услышав предложение
психолога сесть рядом с ребенком, некоторые мамы
удивляются: "Как это рядом? Мы так никогда не
сидим!". Другими словами, они всегда "над"
ребенком, "напротив" – в положении судьи и
контролера. А вот рядом, вместе, чтобы было тепло
и удобно обоим, – это трудно и непривычно.
Итак, роль семьи, и прежде всего
эмоциональной связи ребенка с матерью, в
закреплении, а иногда и в возникновении
гиперактивности как определенного способа
взаимодействия ребенка с миром чрезвычайно
высока. Именно неудовлетворенность ребенка
общением с близкими взрослыми часто является
причиной такого поведения, ибо взрослый для
дошкольника – центр его эмоциональной жизни:
отношений, контактов с другими людьми,
привязанностей.
Итак, мамы гиперактивных детей очень
часто не выдерживают бурного темперамента,
чувствительности и эмоциональности своих детей
и прибегают к угрозам "лишения любви",
воздействуя таким образом на неокрепшие чувства
ребенка, манипулируя ими и создавая основу для
возникновения тревоги, беспокойства и страха.
Можно дополнить картину
взаимоотношений гиперактивного ребенка с
близким взрослым еще некоторыми особенностями.
Во многих семьях гиперактивные дети находятся
под неослабным контролем матери, но именно
поэтому у них плохо развиваются чувства
независимости и самостоятельности. Матери,
контролируя, дают больше указаний, но менее
ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.
Результатом же этого становятся чаще
всего неумеренное ужесточение режима
воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения
безысходности или, наоборот, чувство вины за
неправильное воспитание. Создается ситуация,
когда в процессе воспитания ребенок получает
значительно больше негативных, чем позитивных,
воздействий. Его часто наказывают, начинают
сомневаться в его способностях, постоянно
указывают на ошибки, а иногда начинают считать
неполноценным.
В некоторых случаях дети с
гиперактивностью могут провоцировать родителей
к резко агрессивным реакциям, особенно если сами
родители неуравновешены и неопытны. То есть, с
одной стороны, гиперактивность у детей может
быть сильно выражена из-за недостаточного или
неадекватного воспитания, а с другой стороны,
ребенок с гиперактивностью сам создает условия,
которые становятся причиной трудностей
взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.
Гиперактивные дети имеют огромный
дефицит физического и эмоционального контакта с
матерью. В силу своей повышенной активности они
как бы сами "уходят", отстраняются от таких
контактов с матерью, но на самом деле глубоко
нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных
контактов чаще всего и возникают нарушения в
эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность,
возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь,
отражаются на умении ребенка контролировать
себя, сдерживаться, быть внимательным,
переключаться на другое.
В следующей статье мы расскажем о
диагностике и коррекции поведения
гиперактивного ребенка.
Продолжение следует
|