Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Алла ЕЛИСЕЕВА,
школа № 42,
г. Белгород

Украшение речи

Урок русского языка

2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)

Имена прилагательные украшают нашу речь. О каком времени года нельзя говорить, не используя эту часть речи? О каждом... Но представьте себе, что пробуждение природы – цвет, запах, звуки – вы должны описать без прилагательных. От этого вы не получите большого удовольствия. Детей надо учить говорить не только правильно, но и красиво, их речь должна быть богатой. Эти задачи на своем уроке решает Алла ЕЛИСЕЕВА, педагог школы № 42 из г. Белгорода.

Тема. "Обобщение знаний об именах прилагательных", "Весна".

Цели. Обобщить теоретические знания об именах прилагательных; развивать умения употреблять их в речи; раскрыть красоту весенней природы.

Оборудование. Таблица "Имя прилагательное"; сигнальный круг с безударными гласными; перфокарты; репродукция картины И.Левитана "Март".

ХОД УРОКА

I. Чистописание

Отработка навыков безотрывного письма.

Соловьи запели – черемуха расцвела.

II. Сообщение темы и целей урока

III. Словарная работа

Учитель. Что обозначает имя прилагательное?

Дети. Имя прилагательное обозначает признаки предметов.

У. Какие признаки предметов вы знаете?

Д. Цвет, вкус, запах, размер, высота, форма, вес...

У. Составьте словосочетания сущ. + прилаг., используя слова левого столбика и признаки предметов из правого.

На доске.

м...лина, за...ц
сах...р, пом...дор
пер...ц, с...рень
м...дведь

цвет
вкус
величина
запах

Д. Сладкая малина, маленький заяц, белый сахар, красный помидор, горький перец, душистая сирень, большой медведь.

Проверка пропущенных безударных гласных с помощью сигнального круга.

У. Назовите прилагательные-антонимы.

Д. Сладкий – горький, маленький – большой...

Начало составления цепочки.

Слово – словосочетание – ...

У. Что такое словосочетание?

Ответы детей.

IV. Сообщение речевой темы "Весна"

У. Весна приготовила букет из семи цветов, на которых прикреплены задания.

Дети работают группами по четыре человека.

На доске.

1. Что такое имя прилагательное?
2. Как изменяются прилагательные? С чем связаны в предложении?
3. Расскажите о прилагательных мужского рода.
4. Расскажите о прилагательных женского рода.
5. Расскажите о прилагательных среднего рода.
6. Расскажите о прилагательных множественного числа.
7. Как еще изменяются имена прилагательные?

V. Игра "Словесный мяч"

Игра проводится по рядам.

У. Задание для ряда 1. Подберите однокоренные прилагательные разного рода и числа: весна.

Д. Весенний.

У. Солнце.

Д. Солнечная.

У. Радость.

Д. Радостные.

У. Зелень.

Д. Зеленое.

Дети записывают: солнце – солнечная.

У. К какой части речи подбирали прилагательные?

Д. К существительным.

У. Задание для ряда 2. Подберите однокоренные прилагательные и образуйте словосочетания сущ. + прилаг. разного рода и числа: светить.

Д. Светлый день.

У. Цвести.

Д. Цветочная поляна.

У. Летать.

Д. Перелетные птицы.

Дети записывают: летать – перелетные птицы.

У. К какой части речи подбирали прилагательные?

Д. К глаголам.

У. Задание для ряда 3. Подберите однокоренные прилагательные и составьте с ними предложение: тепло.

Д. Наступили теплые деньки.

У. Звонко.

Д. Журчит звонкий ручей.

У. Прекрасно.

Д. Стоит прекрасная погода.

Дети записывают: Журчит звонкий ручей.

У. К какой части речи подбирали прилагательные?

Д. К наречиям.

VI. Выборочный диктант

У. Выпишите из текста словосочетания сущ. + прилаг. Определите число имен прилагательных.

Чуть солнышко пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

(В.Рождественский)

Дети выполняют задание.

– Что такое откосы?

Д. Склоны оврагов, холмов.

Дети записывают.

Зеленые косы (мн. ч.), тонкие ветви (мн. ч.), белое платье (ед. ч.), листва кружевная (ед. ч.), горячее лето (ед. ч.), опушка лесная (е. ч.).

VII. Работа по картине И.Левитина "Март"

У. Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: "Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз".

Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину "Март". Какое настроение она вызывает?

Дети рассматривают репродукцию.

На доске.

Солнце светит. Снег тает. Березы растут.

Дети записывают.

На голубом небе светит яркое солнце. Темный снег тает. Высокие стройные березы растут на лесной опушке.

У. Подчеркните прилагательные.

Дети выполняют задание.

На голубом небе светит яркое солнце. Темный снег тает. Высокие стройные березы растут на лесной опушке.

– Для чего они служат в нашей речи?

Ответы детей.

– Продолжите цепочку, записанную на доске.

На доске.

Слово – словосочетание – предложение – ...

VIII. Работа по учебнику

У. Откройте учебник, прочитайте текст упражнения 418.

Дети выполняют задание.

– Докажите, что это текст.

Дети доказывают, затем дописывают цепочку.

На доске.

Слово – словосочетание – предложение – текст.

Далее учащиеся списывают текст упражнения и делают взаимопроверку.

IX. Самостоятельная работа по перфокартам

У. Вставьте пропущенные буквы, укажите род и число прилагательных.

Дети выполняют задание.

Х. Итог урока

У. Что мы сегодня делали?

Д. Обобщали знания о прилагательных.

– Учились употреблять их в речи.