Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина СОТНИКОВА,
учитель щколы № 15,
г. Воронеж

Муха-Цокотуха по-новому

2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)

Тема. "Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000"

Цели урока. Упражнять учащихся в замене крупных единиц длины мелкими, в замене мелких единиц крупными; закрепить понимание значения цифры в записи числа в зависимости от места, которое она занимает в этой записи, умение складывать и вычитать на основе знаний о нумерации; развивать умения находить доли числа, переводить одни единицы длины и времени в другие единицы длины и времени, находить значения выражений с переменными; вырабатывать навыки различных приемов устного счета; повторить знания геометрического материала; воспитывать чувство коллективизма, любви к литературе, математике.

Оборудование. Книга "Муха-Цокотуха" с портретом К. И.Чуковского; над доской русский алфавит; модели часов, баночки ("с медом"), маленькие сшитые сапожки с застежками; нарисованные и вырезанные из бумаги: самовар (разъемный), комар, муха, паук, два кренделька, две чашки, жук на блюдце, пчела у цветка, грибок с паучком, кузнечик под мухомором, бабочка, стрекоза у кувшина, божья коровка на ложке; наборное полотно с тараканами; чертежи на доске.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Встаньте ровненько, настройтесь на работу. Садитесь. Запишите в тетрадях число и слова "Классная работа".

II. Объявление темы и целей урока

У. Тема нашего урока "Закрепление знаний и умений по нумерации в пределах 1000". Вспомним также выражения с переменными, различные приемы счета, нахождение доли числа, потренируемся с единицами времени и длины, порешаем задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом.

Урок у нас сегодня нетрадиционный – математика в сказке. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский.

Учитель показывает книгу с портретом писателя.

– Он принес с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.

III. Устный счет

У. Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком и сказать ответы.

На доске.

3 х 4 + 2 =
63 : 3 =
58 – 35 =
85 : 85 =

Дети читают.

Дети. К произведению 3 и 4 прибавить 2. Это равняется 14.
– Частное 63 и 3 равно 21.
– Разность 58 и 35 равна 23.
– Делимое 85, делитель 85, частное 1.

На доске учитель записывает ответы: 14, 21, 23, 1.

У. Каждый ответ – порядковый номер буквы в русском алфавите, например, 1 – это буква А. Назовите остальные буквы, и у вас получится слово.

Дети, используя русский алфавит, помещенный над доской, составляют слово.

Д. Это слово "муха".

У. Как же называется эта сказка?

Д. "Муха-Цокотуха".

У. Итак, сказка начинается...

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете длинный пример на порядок действий. Ответ нужно сказать мне на ушко.

На доске.

12 х 2 + 16 + 36 : 1 – 15 х 5 =

Учитель подходит к детям, которые подняли руку, и выслушивает их ответы.

– А теперь все покажите пальчиками ответ.

Дети показывают один пальчик.

– Правильно, это 1 рубль. А сколько копеек в рубле?

Д. В рубле 100 копеек.

У. Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Вот какой самовар она приобрела.
Учитель обращает внимание детей на доску.

а = 48, с = 12

4 – желтый,
60 – красный,
65 – коричневый,
96 – голубой.

Дети решают примеры с переменными. По ходу работы учитель переворачивает части самовара цветной стороной.

– Самовар "вскипел", угощение готово.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Смотрите, из всех щелей тараканы полезли.

Учитель выставляет наборное полотно с шестью тараканами.

– Сколько их приползло бы, если бы их было в 11 раз больше?

Д. 6 х 11 = 66.

У. Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.

Сколько стаканов они выпили, если на каждого пришлось по два стакана?

Д. 66 + 66 = 132.

У. А букашки –
По три чашки,
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!

Букашками будете вы. Две "букашки" идут "есть" крендельки к доске, а остальные будут "пить" чай из этих двух чашек, которые содержат два варианта. Надо написать через клеточку предыдущие и последующие числа для тех, которые написаны рядом с чашками. Приятного вам аппетита!

На доске.

Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях.

– Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.

Учитель показывает маленькие сшитые сапожки с застежками.

– Вот какие сапожки. Красивые? На каждом из них по 17 застежек. Сколько всего застежек на сапожках?

Д. Всего 34 застежки.

У. Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла!

Учитель показывает две баночки "с медом".

– В одной баночке 50 г меда, а в другой – 25 г. Сколько граммов меда в обеих баночках? На сколько граммов в одной баночке больше, чем в другой? Во сколько раз в одной баночке больше, чем в другой?

Дети решают задачи.

Д. В обеих баночках 75 г меда.
– В первой баночке на 25 г меда больше.
– В первой баночке в 2 раза меда больше, чем во второй.

У. Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Учитель показывает бабочку.

– Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте ее поищем. А! Вот она – на цветке у окна. Вот вам научный факт для сведения: бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком. Это я узнала из книги "Занимательная энтомология", которая есть в нашей школьной библиотеке. Энтомология – это наука о насекомых.

Варенье у Мухи было вишневое, с ягодками. Количество ягод вам надо записать: в этом числе 2 сотни, 6 десятков и 4 единицы.

Д. В варенье было 264 ягоды.

У. Эти ягодки были с косточками, а без косточек было столько: в этом числе 3 единицы III разряда, 8 единиц II разряда, а I разряд отсутствует.

Д. Их было 380.

У. Сравните эти два числа.

Д. 264 меньше, чем 380.

У. Гусеница съела 37 конфет, а клоп на 14 конфет больше. Сколько конфет съел клоп?

Д. Клоп съел 51 конфету.

У. Жук проглотил 36 пирожков, а кузнечик 1/4 этого количества. Сколько пирожков съел кузнечик?

Д. Кузнечик съел 9 пирожков.

У. Стрекоза облетела 26 кувшинчиков с соком, несколько кувшинчиков выпила. Сколько кувшинчиков она выпила, если с соком осталось 18 кувшинчиков?

Д. Стрекоза выпила 8 кувшинчиков с соком.

IV. Физкультминутка

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
– Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!

По ходу чтения дети выполняют соответствующие движения.

1. Разминка мелких мышц кисти – пальчики "паучками".
2. Круговое вращение головой.
3. Вращение глазных яблок.
4. Наклоны туловища влево-вправо, назад-вперед.
5. Руки подняты, покачивания.
6. Приседания.
7. Дети забираются под парты.

V. Работа с моделями часов

У. Эти "страшные" события начались в три часа дня тридцать минут. Покажите это время на часах. Как по-другому назвать это время?

Д. Половина четвертого дня.
– Две четверти четвертого, пятнадцать часов тридцать минут.

Один ученик показывает время на классных демонстрационных часах.

У. Пятнадцать минут Паук мучил Муху в сетях. Во сколько прекратились ее мучения? Как назвать по-другому это время?

Д. Без пятнадцати четыре дня.
– Без четверти четыре.
– Три четверти четвертого.
– Пятнадцать часов сорок пять минут.

У. Вот так, друзья!.. Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно... А как бы вы поступили в этой ситуации?

Дети высказывают свои мнения.

VI. Работа в тетрадях

У. А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.

Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Переведите эти данные в сантиметры.

На доске.

3 м = ... см
1 м 05 см = ... см
4 дм 6 см = ... см

Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

– А через мост он вот как скакал: один прыжок – 32 см, а второй – в два раза длиннее. Какой длины мост?

На доске.

Дети решают задачу, используя чертеж.

– А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе
Веревками крутит...

Первая веревка – длиной 12 см. Начертите такой отрезок.

Дети выполняют задание.

– Вторая веревка – в три раза короче, чем первая. Начертите отрезок.

Дети чертят отрезок длиной 4 см.

– Как нашли его длину?

Д. 12 разделили на 3, получили 4.

У. Третья веревка – на 5 см длиннее, чем вторая. Найдите ее длину. Начертите отрезок.

Д. Длина отрезка равна 9 см.

У. Зубы острые в самое
Сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

Рассмотрим-ка этот фонарик под "увеличительным" стеклом.

Учитель обращает внимание детей на чертеж на доске.

На доске.

– Покажите квадрат и прямоугольник. Найдите еще один прямоугольник.

Дети показывают.

– Сколько здесь треугольников?

Д. Шесть.

У. Покажите их. Сколько здесь четырехугольников, исключая квадрат и прямоугольник?

Д. Четыре.

У. Периметр квадрата – 4 см. Найдите длину его стороны.

Д. Сторона квадрата равна 1 см.

У. Длина прямоугольника 6 см, ширина – 2 см. Найдите его периметр.

Д. Периметр прямоугольника 16 см.

VII. Закрепление знаний по нумерации

У. Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!

Кто будет Комариком? Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине в порядке возрастания (увеличения). Если будет ошибка, Паук "выпьет кровь" и у Комарика. Тогда Муху будет спасать другой Комарик.

На доске.

Дети выполняют задание.

– В записи каких трехзначных чисел использованы три различные цифры?

Д. В записи чисел 327, 528, 680.

У. А две различные цифры?

Д. В двузначных числах 72, 50.

У. Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
"Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!"
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
"Слава, слава Комару –
Победителю!"
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки –
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!

VIII. Повторение связи компонентов и результата действия умножения

У. Вот они: светляки, сороконожки, бабочки. Вспомните, как называются компоненты действия умножения и как они связаны между собой.

На доске.

Д. Первый множитель, второй множитель, произведение.

– В первом, основном, равенстве первый множитель – светлячок, второй множитель – сороконожка, значение произведения – бабочка.

У. Какое из трех равенств, записанных на доске, верное?

Д. Второе: если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель.

У. Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!

IX. Итог урока

У. Вот закончилась сказка, подошел к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!

X. Домашнее задание