Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2002

МАСТЕРСКИЕ

Стелла БОНДАРЕНКО,
Москва

Сказки с досказками, или изложения с продолжением

Замечательный итальянский сказочник Джанни Родари считал, что, прежде чем научить детей думать, надо научить их придумывать. Мы предлагаем тексты, которые дают такую возможность. Их можно использовать как для устной работы (сказки с досказками), так и для письменной (изложения с продолжением). Они дадут детям возможность не просто проявить свою фантазию, но и всерьез подумать, что такое добро и зло, как лучше поступить в том или ином случае и как это выразить собственными словами.
Развитие умения понимать текст, проявлять собственную нравственную позицию и выражать словами собственные мысли – таковы цели заданий, которые предлагает Стелла БОНДАРЕНКО из Москвы. При выполнении этих заданий учитель не должен ничего подсказывать, указывать, а тем более навязывать.
Обсуждение ответов в классе – прекрасная возможность и для развития речи, и для развития культуры общения, и для нравственного роста учеников.

Три охотника

(Сказка охотников Мадагаскара)

Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы. У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником, не то что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе, и третий охотник убил сто птиц. Они разделили их на три равные части, но осталась одна лишняя птица. Все трое заспорили, кому она должна принадлежать.
– Эта птица моя, – сказал один, – потому что лук мой.
– Нет, это моя птица, – сказал другой, – потому что стрела, которая ее проколола, моя.
– Птица моя, – сказал третий, – потому что я ее убил.

Задание

Ответьте на вопрос: что бы вы посоветовали этим охотникам, если бы они попросили вас разрешить их спор?

Ответы

1. Разделить спорную птицу или сварить и съесть втроем.

2. Отдать тому, кто ее убил.

3. Исключить из расчета (выбросить, закопать в землю и т.д.).

4. Бросить жребий.

5. Убить еще двух птиц, чтобы всем досталось поровну.

6. Поделиться лишней птицей с другими людьми. Отдать птицу бедному, слабому, беспомощному человеку.

Решения большинства школьников вполне приемлемы, но это решение банального конфликта на банальном уровне. Оно не требует ни проявления оригинальности мышления, ни собственной нравственной позиции.
Нам представляется, что мудрый (а не просто неглупый и даже добрый) советчик дал бы охотникам понять, как недостойно они выглядят, когда, имея большую добычу, спорят, чтобы урвать себе еще небольшую ее долю. Настоящие мужчины и настоящие товарищи выиграют гораздо больше, если будут спорить не из-за того, что взять себе, а из-за того, что отдать другому. Выигрыш во взаимоуважении, великодушии и милосердии гораздо важнее, чем выигрыш маленькой прибавки к большой добыче.

Закон кошки

(Отрывок из книги С.Л. Соловейчика "Педагогика для всех")

Когда Матвею было два года, он ужасно мучил нашего котенка. Таскал за хвост, раздирал ему пасть, засовывал под ковер и садился сверху, а то поймает и сунет его в унитаз вниз головой. Что только мы ни делали, какими словами его ни ругали – не помогало. Но прошло время, Матвей вырос – и кошка выросла. И в один прекрасный день она так хватила Матвея по щеке, что он с ревом побежал от нее, и роли вмиг переменились. Теперь не кошка бегала от Матвея, а он от нее, да еще как! С какой прытью!
Вот закон кошки: наладить отношения между двумя существами никто третий не может. Лучше и не вмешиваться!

Задание

Какие еще выводы можно сделать?

Ответ

Здесь справедлив и такой вывод: зло, которое человек причиняет другим, оборачивается против него самого.

На всех не угодишь!

(Восточная сказка)

Отец с сыном и ослом ехали по улице. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. "Бедный мальчик, – сказал прохожий. – Его маленькие ножки еле поспевают за ослом. Мальчишка совсем выбился из сил". Отец принял эти слова близко к сердцу. Он слез с осла и посадил на него сына. Другой встречный громким голосом сказал: "Как не стыдно! Малый сидит, а бедный старый отец бежит следом!" Мальчик очень огорчился и попросил отца сесть на осла позади него. "Люди добрые, видали вы что-нибудь подоб-ное? – заголосила встретившаяся женщина. – Так мучить животное!" Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, встретившийся человек стал насмехаться над ними: "Что это ваш осел ничего не делает и даже не везет никого из вас на себе?"
Отец дал ослу соломы, положил руку на плечо сына и сказал...

Задание

Продолжите эту сказку.

Ответ

Что бы мы ни сделали, всегда найдется кто-нибудь, кто нас не одобрит. Поэтому давайте поступать по-своему.

Сорочка счастливого человека

(Восточная история)

Халиф лежал при смерти, утопая в шелковых подушках. Врачи сошлись на том, что спасти его может только одно – сорочка счастливого человека. Гонцы в каждом городе искали счастливого человека, но у всех были только горе и заботы. Наконец встретили они пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. "Счастлив ли ты?" – спросили у него. "Я не знаю никого счастливее меня", – ответил он. "Тогда дай нам твою сорочку!" – воскликнули гонцы. "У меня ее нет", – сказал пастух.
Странная весть о том, что единственный счастливый человек не имеет сорочки, заставила халифа задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу шелковые подушки, драгоценные камни и с того дня, как повествует легенда, стал опять здоровым и счастливым.

Задание

Расскажите, какая жизненная мудрость заключена в этой истории.

Ответ

Предлагаем вам два разных истолкования этой сказки.

1. Счастье не в богатстве, не во власти, не в высоком звании. Можно быть счастливым, и не имея всего этого.

2. Халиф правил страной, где у всех людей были только горе и заботы, а сам утопал в роскоши. Из-за этого-то он и стал болеть. Когда он раздал свои богатства, он стал здоровы и счастливым.

Это мое место

(Английская сказка)

Зяблик жил на старом дереве. Он прилетал сюда два года подряд и вил свое гнездо на одной и той же ветке. Когда он прилетел на третий год, он обнаружил на этой ветке молодого зяблика. "Что ты здесь делаешь?" – спросил старый зяблик. "Хочу свить гнездо", – ответил молодой. "Нельзя! Это мое место!" – закричал старый зяблик. "Нет, мое! – ответил молодой. – Этой весной я прилетел сюда первый". Зяблики стали ссориться, и ни один из них не хотел уступить. Ссора перешла в драку. "Что за шум? – спросила старая кошка. – Я должна посмотреть". И она вспрыгнула на дерево. Птицы не заметили этого – они были слишком поглощены ссорой. Она схватила того и другого сразу. "Это не твое место, – сказала она старому зяблику. – Ты прилетел слишком поздно. Ты плохая птица и драчун. Я не могу оставить тебя в живых". И она съела его. "Это и не твое место, – сказала она молодому зяблику. – Ты же знаешь, что старый зяблик жил здесь раньше. Я не могу оставить тебя в живых". И она съела его тоже. Облизываясь от удовольствия, кошка спрыгнула с дерева и сказала: "Вот и все".

Задание

Напишите, каким людям и в каких случаях стоит рассказать эту сказку.

Пророк и длинные ложки

(Восточная легенда)

Один человек обратился к пророку с вопросом, что такое ад и что такое рай. Вместо ответа пророк взял вопрошавшего за руку и повел по темным переулкам во дворец. Они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо. В центре зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, от которого шел приятный запах. Вокруг толпились люди с впалыми щеками и запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. У каждого в руках была ложка величиной с человека. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали свои ложки в котел. Они с трудом вытаскивали свои ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Люди обжигали руки и лицо, обливали супом плечи соседей. С руганью набрасывались они друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк сказал своему спутнику: "Вот это – ад!" Они ушли и после долгих странствий по темным переходам вошли в другой зал. Там стоял такой же котел с кипящим супом, и у людей были такие же ложки. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звук окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, ему помогали, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщались одни, их место занимали другие. Пророк сказал своему спутнику: "А вот это – рай!"

Задание

Расскажите, какая жизненная мудрость заключена в этой истории.

Ответ

Смысл этой легенды в том, что люди сами создают себе ад и рай. Где жадность, эгоизм и вражда, там ад. Где взаимная помощь и дружелюбие, там рай.

Вот еще один, на наш взгляд, интересный ответ.

Сейчас наша жизнь похожа на эту сказку. Автор хочет рассказать нам об этом, хочет что-то изменить в лучшую сторону, чтобы мы не были такими же. Он хочет, чтобы мы были чуточку лучше и добрее.

Две трубы

Во дворе лежали две трубы.
Залезли дети в одну трубу и там уснули. Пришли рабочие, взвалили трубу на плечи и понесли на стройку.
– Тяжеленько, – говорит один, – отдохнуть надо.
Остановились рабочие около реки, опустили трубу на землю и сели покурить.
Один стукнул ключом по трубе и говорит:
– Э-э-э! А труба-то с трещиной.
– Да, – говорит другой, – негодная труба. Давай бросим ее в реку.
Раскачали трубу и бросили в реку.

(О.Григорьев)

Задание

Придумайте благополучный конец этой истории.

Ответ

А дети выспались, вылезли из трубы и разошлись по домам. Спали-то они в другой трубе.

Земля – золото

(Китайская сказка)

Жил некогда крестьянин по имени Ван Сюэ-цин. Круглый год он усердно трудился, вставал затемно, а ложился в полночь. И хоть мало было у него земли, а концы с концами сводил.
Двух сыновей вырастил Ван Сюэ-цин, и были они лодырями: целыми днями гуляли, палец о палец не ударяли. Много раз уговаривал их отец пойти поработать, но слова его были для них как ветер, пролетавший мимо их ушей, и продолжали они бездельничать. "Мои сыновья, – думал Ван, – не умеют жить. И растранжирят они все мое имущество".
И вот свалила однажды Вана хворь. Как он ни крепился, болезнь не уходила. Понял он, что не встать ему уже на ноги. Позвал тогда Ван сыновей.
– Дети мои, пришел, видно, мой черед. Никакого богатства у меня нет, и в наследство я вам ничего не оставляю, кроме поля. Но знайте, что на нашем поле закопано немало золота. Вскопайте его хорошенько, перепашите несколько раз, поищите и найдете.
Сказал он так и умер. Услышав от отца о богатстве, братья обрадовались. "Найдем золото, – думали они, – весело заживем!"

Задание

Продолжите эту историю.

Ответ

Уж чего только они ни делали, чтобы найти золото! Все дни проводили на поле, копали его и перепахивали, но ничего не нашли. Еще и еще раз прошли они плугом по полю, но опять ничего не нашли.

– Наверное, отец обманул нас, – сказал младший брат. – Что же нам делать?

– Давай-ка засеем поле, – предложил старший брат, – ведь все равно оно уже вспахано.

Засеяли братья поле пшеницей, уродился невиданный урожай, ни у кого в округе такого никогда и не бывало. Поняли братья, что земля и усердный труд и есть то золото, о котором говорил отец. Одумались они, перестали бездельничать и с раннего утра до позднего вечера работали в поле.

Жук-философ и другие

Дядя Фред жил на улице Западного Ветра в доме номер восемь. В комнате, где висел его портрет, по правую сторону от него на полке стояла в бокале роза, а слева – часы Тики-Таки.
"Ну что хорошего в часах? – думала роза. – Они ведь совершенно не пахнут! А что не пахнет приятно, не может быть поистине прекрасно!"
А часы про себя рассуждали: "Какая глупая эта роза. Время она не умеет показывать. Не понимаю, за что ее считают прекрасной."
Тут мимо прополз черный жук. Он бросил взгляд на розу и на часы и подумал: "Бедняжки, они же совсем не черные!" И пополз дальше. Он спешил на день рождения к своей бабушке.
Потом в окно заглянула ласточка и тоже увидела розу и часы.
– Ха! – сказала она – Что толку тикать и благоухать, если не умеешь летать? Летать! Что может быть прекраснее?
– Плавать! – сказала рыбка из круглого аквариума на подоконнике.
– Мяукать, – сказала кошка и выпрыгнула из окна в сад.
– Чавкать, – сказала свинья, жившая по соседству в хлеву.
– Раскачивать деревья, – сказал ветер.
– Поднимать ветер, – сказали раскачивающиеся деревья.

(Дональд Биссет, пер. Н.Шерешевской)

Задание

Закончите сказку так, чтобы было понятно, какая жизненная мудрость в ней заложена.

Ответ

Все участники спора искали прекрасное в самих себе – своих свойствах и любимых занятиях. А дядя Фред увидел самое прекрасное в любви к другому человеку. Можно сказать, что самое прекрасное – это любовь.

Мальчик на кладбище

(По повести Фазиля Искандера "Созвездие Козлотура")

Я вышел на открытое место и увидел кладбище, озаренное белой луной.
Холодея от страха, я вспомнил, что днем оно не производило на меня никакого впечатления. Но это не помогло. Вдруг я заметил крышку гроба рядом с еще не огороженной свежей могилой. Я был уверен, что покойник вышел из могилы, прислонил крышку гроба к ограде и теперь ходит где-нибудь поблизости. Поэтому я шел, не шевелясь и не убыстряя шагов, чувствуя, что главное – не сводить глаз с крышки гроба. Вдруг я ощутил, что проваливаюсь в какую-то яму. Я шлепнулся на что-то белое, шерстистое, рванувшееся из-под меня в сторону. Я лежал с закрытыми глазами и чувствовал, что оно где-то рядом и теперь я полностью в его власти.
Страх делался невыносимым. Я распахнул глаза, как будто включил свет. Сначала я ничего не увидел, а потом заметил в темноте что-то белеющее. Не знаю, сколько времени прошло. Расплывающееся белое пятно принимало знакомые очертания, и в какое-то мгновение призрак превратился в козла.
Я убедился, что он никакой не дьявол, просто попал в беду, как и я. Он начал лизать мою руку, и я не отнимал руки. Мне было почти не страшно.
Вдруг я услышал приближающийся топот коня. Я вскочил и закричал:
– Эй! Эй! Я здесь!
Раздался нерешительный мужской голос:
– Кто там?
– Это я! Мальчик!
– Зачем ты туда залез? – жестко спросил голос. Человек боялся ловушки.
– Я упал, я шел к дяде Максуту, – быстро сказал я, боясь, что он не дослушает меня и проедет.
Шаги его приблизились, но он остановился, не доходя до ямы. Веревка, прошуршав в воздухе, соскользнула в яму. Я тут же вспомнил про козла. Недолго думая, я закрепил веревку на его шее и крикнул:
– Тяните!
Как только рогатая голова, озаренная лунным светом, появилась над ямой...

Задание

Продолжите эту историю.

Ответ

...мужчина заорал, бросил веревку и побежал. Козел рухнул на меня, а я закричал от боли, потому что он отдавил мне ногу. Я плакал от боли, огорчения и усталости. Минут через десять я уловил шаги крадущегося человека. Я знал, что он хочет отвязать лошадь и удрать.
– Дядя, это был козел, – сказал я.
Я почувствовал, что он остановился и слушает. Сразу же я ему рассказал, зачем иду к дяде Максуту. В конце концов он вернулся и осторожно наклонил над ямой небритое лицо. Было видно, что это место ему неприятно. Все-таки эта история ему не нравилась. Он вытащил козла, потом меня и вдруг, неожиданно улыбнувшись, потрепал по голове:
– Здорово ты меня напугал. Думал, человека тащу, а тут рогатый вылезает...