Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Антонина ПОЛЯКОВА

Русский язык

Пояснительная записка

Подбор материала и способов проверки осуществляется с учетом:

– программы по русскому языку для классов, работающих по системе Л.В. Занкова;
– грамматического состава учебников русского языка и их методического аппарата.

Работа проводится на уроке, все учащиеся выполняют задания индивидуально в доступном для класса темпе. Возможна некоторая замена самого содержания (материала) в зависимости от уровня подготовки класса, но характер заданий необходимо сохранить.

К каждому заданию даются пояснения по его проведению, однако, по усмотрению учителя, форма подачи инструкции (устно или письменно на доске) может изменяться.

Проверка знаний, умений и навыков в любой период должна включать задания по темам, предположительно достаточно проработанным и закрепленным к моменту проверки.

Для выявления продвижения учащихся в развитии предназначены задания на классификацию (группировку) учебного материала на основе пройденного, приуроченные к концу учебного года. Это задания повышенной трудности, они обозначены звездочкой. Умение решать такие задачи считается в психологии единым критерием обучаемости и умственного развития. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение. Задания на группировку отвечают этим требованиям при условии включения в них элементов поисковой умственной деятельности, например, в случае группировки без указания ее основания (признака, критерия).

Оценка результатов выполнения заданий на группировку и обобщение производится на основе уровневого анализа работ учащихся. Отметки (баллы) не выставляются.

Оценка других проверочных заданий осуществляется в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам по русскому языку, а также по показателям:

  • наличие или отсутствие знания;

  • умение практически применять знания;

  • правильность решения (выполнения) задания;

  • полнота решения.

Нормативные требования, соответствующие показателям, могут быть представлены в виде общих уровней выполнения заданий:

  • 4-й уровень – самостоятельно, правильно выполняет привычные и непривычные задания;

  • 3-й уровень – допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;

  • 2-й уровень – допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания;

  • 1-й уровень – результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.

1-й класс

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 1

Нос, пень, рука, галка, зерно, клюква.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Выпиши слова, в которых обозначены только твердые согласные звуки.

2. Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

Работа 2 (вариант)

Квас, день, мукаR, полка, бревно, клены.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Выпиши слова, в которых обозначены только твердые согласные звуки.

2. Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

Работа 3 (вариант)

Пол, конь, тыква, скалка, глина, клюшка.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Выпиши слова, в которых обозначены только твердые согласные звуки.

2. Запиши слова, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 4

Голубь, лето, олень, тропа, акула, белка, ива.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.

2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

Работа 5 (вариант)

Журавль, сито, овощи, доска, уроки, стрелки, они.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.

2. Подчеркни слова, которые можно перенести на другую строчку.

Работа 6 (вариант)

Корабль, сёла, окунь, кусок, одежда, тюлень, аист.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.

2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

На восстановление деформированного текста

Работа 7

Это подарок маленькому брату.
Валя принесла цветные карандаши.
Сестра учит Женю рисовать.
Женя любит Валю.
Он нарисовал домик.
(18 слов)

Порядок работы. Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки. Предложения читает учитель.

Инструкция

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.

2. Раздели на слоги слово подарок.

На правописание большой буквы в именах собственных; сочетаний шипящих с гласными

Работа 8 (диктант)

Учусь, Лева, Люся, Кремль, Ока, Аня, Пушок, шить, свечка, кружить, чаща, щука, удачный, мощный. (14 слов)

Порядок работы. Учитель читает все слова, после этого диктует пословно, указывая запятые: "Учусь, запятая" и т.д. и точку в конце диктанта.

Написанное дети проверяют сначала самостоятельно, затем сверяют с записью слов на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета.

Инструкция

1. Запиши под диктовку.

2. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

3. Обведи кружочком буквы, обозначающие твердые шипящие звуки.

Работа 9 (орфографический диктант)

1. В лесу цветут ландыши.
2. На улице большие лужи.
3. Вороны громко кричат.
4. Костя позвал товарища играть в салочки. (17 слов)

Порядок работы. Учитель читает предложения по орфоэпическим нормам. Затем диктует слова каждого предложения орфографически по одному слову с паузами между ними. После записи всех предложений учитель медленно читает их еще раз орфографически для проверки детьми написанного.

Инструкция

1. Поставь ударения в словах третьего предложения.

2. Раздели на слоги слово ландыши.

Схема анализа проверочных и контрольных работ

_____ класс _____ школа

По списку класса
Писали работы

... уч-ся
... уч-ся

Выполнение заданий

Выполнили задания правильно
Выполнили задания с ошибками
Выполнили задания не полностью

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

Классификация ошибок

Работы 1, 2, 3

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

Работы 4, 5, 6

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести
Не подчеркнули слова, которые можно перенести

Работа 7

Текст составлен с помощью
В слове подарок выделены не все слоги

Работа 8 (диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Выделили не все буквы твердых шипящих

Работа 9 (диктант)

Не во всех словах поставили знак ударения
В слове ландыши выделены не все слоги

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся

... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы

Количество ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв
2. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных
3. ь в конце слова
4. Гласные после шипящих
5. Большая буква в именах собственных
6. Перенос слов

...
...
...
...
...
...

2-й класс

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 1

У лебедя было сломано крыло рыбаки осенью подобрали птицу всю зиму провел Прошка среди людей к нему привязались и домашние гуси они уступали ему место у кормушки лебедь ходил с ними к озеру весной он улетел с лебединой стаей. (39 слов)

Порядок работы. Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения.

Инструкция

1. Прочитай текст еще раз.

2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

3*. Озаглавь текст.

4. Напиши слова лебедь, кормушка, ходил и подчеркни орфограммы. Подбери и запиши по одному проверочному слову.

На выявление умения находить части речи

Работа 2 (диктант)

Это было весной. Дима и Костя нашли в кустах гнездо. Там были птенцы. Они высунули из гнезда свои длинные носики и пищали. Птенчики были голодны. Мальчики оставили гнездо в кустах. Скоро к гнезду прилетела мать. Она кормила птенцов. Птенцы поели и замолкли. (42 слова)

Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова высунули, длинные, носики, мальчики, оставили, скоро, прилетела, птенцов, поели, замолкли.

После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз проверяют ее по тексту диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Инструкция

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

4. Подчеркни в шестом и седьмом предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи и число.

5*. Напиши, как по-разному названы в тексте птички.

6*. К слову носики запиши близкое по значению слово (синоним).

На выявление умения составить словосочетание и определить части речи

Работа 3

Лиса (какая?) ...
Хвост (какой?) ...
Глаза (какие?) ...
Туловище (какое?) ...

Порядок работы. На доске заранее написаны материал и первый пункт инструкции. Остальные задания даются устно.

Инструкция

1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания.

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

3. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.

4. Раздели для переноса слово туловище.

Работа 4 (диктант на пройденное)

Ветер к ночи утих. Синее небо играло серебряными ресницами ярких звезд. Была середина марта. Мы ждали прилета скворцов. И вот они заняли свои гнезда. Скворцы зорко их охраняют от галок и ворон. Сторож сидит на маковке дерева и подает сигнал опасности. Все скворцы слетаются на защиту скворчат. (47 слов)

Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Ясно (орфографически) диктуются слова ветер, к ночи, серебряными, ресницами, середина, скворцов, зорко, охраняют, галок, маковке, подает, сигнал, опасности, слетаются, за-щиту.

После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз проверяют ее по тексту диктанта, который орфографически читает учитель. Исправление при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Инструкция

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

4. В последнем предложении поставь над словами знак ударения.

5. Выпиши из четвертого и последнего предложений однокоренные слова.

6. Подчеркни орфограммы в слове сторож.

7*. Запиши синоним к слову маковка.

8*. Подчеркни во втором предложении слова, употребленные в переносном значении: серебряными ресницами. Что названо ресницами звезд? Напиши.

Схема анализа проверочных и контрольных работ

_____ класс _____ школа

По списку класса
Писали работы

... уч-ся
... уч-ся

Выполнение заданий

Выполнили задания правильно
Выполнили задания с ошибками
Выполнили задания не полностью

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

Классификация ошибок

Работа 1

Выделили не все предложения
Не подчеркнули орфограммы
Не подобрали проверочные слова

Работа 2

Не подчеркнули главные члены предложения
Не подписали части речи
Не выполнили лексическое задание (птички и т. д.)
Не подобрали синоним

Работа 3

Не подчеркнули прилагательные
Подчеркнули не все орфограммы в существительных
Не разделили слово для переноса

Работа 4

Не поставили знак ударения
Не выписали однокоренные слова
Не подчеркнули орфограммы
Не нашли синоним к слову маковка
Не объяснили образный оборот речи
Выполнили без ошибок
Выполнили с 1–2 ошибками
Выполнили с 3–5 ошибками

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы

Количество ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв
2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
3. Родовые окончания прилагательных
4. Большая буква в именах собственных
5. Гласные после шипящих
6. Оформление предложения
7. Парные согласные на конце слов
8. Перенос слов
9. Раздельное написание предлогов
10. ь разделительный
11. ь в конце и в середине слова

...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...

На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем – по обозначению парных согласных

Работа 5*

Сад, сады, крот, кроты, дождь, дожди, куст, кусты, шаг, шаги, мост, мосты.

Порядок работы. Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения. Слова записываются на доске.

Инструкция

1. Прочитай слова.

2. Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе.

3. Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах теперь.

Примечание. Варианты обоснования группировки в первой части задания:

– похожи по месту ударения в слове;
– похожи как слова с ударными или безударными гласными в корне;
– похожи как слова проверочные или проверяемые.

Любое из этих обоснований приемлемо.

Обоснование группировки во второй части задания (при перегруппировке существительных в единственном числе) предполагает указание на обозначение парных согласных звуков разными буквами на конце слов ("похожи по буквам, обозначающим звонкие согласные", "похожи по буквам, обозначающим глухие согласные").

Но возможен выбор учащимися для другой группировки существительных во множественном числе – по окончаниям (сады, дожди). Однако в этом случае получатся неравные группы, что не соответствует условию.

Уровни выполнения работы

  • 4-й уровень – выделены правильно и объяснены по две группы в первой и второй частях задания. Ответы этого уровня свидетельствуют о высокой степени развития мышления, подвижности мыслительных процессов, осознанности своих действий (применительно к данной сложности задания и рассматриваемым мыслительным операциям);

  • 3-й уровень – выделены правильно в первой части задания две группы в полном объеме и объяснены. На этом уровне проявлена способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения и имеет место осознание своих действий, а значит, и большая продвинутость в мышлении. Однако вторая группировка не осуществлена, следовательно, не проявилась способность к переключению на другой аспект рассмотрения;

  • 2-й уровень – выделены правильно две группы, но группы неполные. Ученик уже может проанализировать предложенный материал, но не распространяет рассмотрение по общему признаку на все слова и не дает объяснения произведенной группировке. Это свидетельствует о том, что еще не осознается выбранный признак, проявляется интуитивный подход к решению, ребенок не осознает ход своих мыслей;

  • 1-й уровень – ученик не приступил к выполнению или предпринял неправильные попытки (слова переписаны попарно или в произвольном порядке). Этот уровень свидетельствует о том, что ученик не может выбрать какой-либо признак и рассматривать слова по этому признаку;

  • 1–3-й уровни данного задания подразделяются на два подуровня:

  • – найденное решение ученик не может объяснить; это свидетельствует о неотчетливом осознании своей мыслительной деятельности;
    – найденное решение ученик может объяснить. Здесь проявляется отчетливое осознание своих мысленных действий, а значит, и более развитое мышление.

3-й класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и частям речи

Работа 1

Утреннее солнце косыми лучами осветило землю.

Порядок работы. Предложение записывается на доске.

Инструкция

1. Запиши предложение и разбери его по членам предложения и по частям речи. Члены предложения подчеркни, части речи надпиши.

2. Найди в предложениях словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.

3. Разбери части речи: надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.

Примечание. Вариант 2.

Раннее солнце осветило вершины берез.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

В России реки, озера, села и города имеют удивительные названия. В Московской области около города Рузы вьется по дну местных оврагов крошечная речка Вертушинка. Вертушинка вертится, шныряет, журчит, бормочет, звенит и пенится около каждого камня. Она тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришепетывает и несет очень прозрачную воду. (48 слов)

(По К.Паустовскому)

Порядок работы. Текст записывается на доске.

Инструкция

1. Выпиши предложения с однородными членами.

2. Напиши один раз падежи существительных, которыми выражены однородные члены предложения, и число.

3. Подчеркни однородные сказуемые. Надпиши один раз время и число глаголов, которыми выражены сказуемые.

На определение склонения существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Утренняя заря румянит местность. Звезды одна за другой гаснут на небосклоне. Подул свежий ветерок. Крупные капли росы на траве засветились всеми цветами радуги..)
По полю по узкой дорожке идет группа детей с учительницей. Это ребята из села Дубки. Они спешат на поезд в город. Там дети пойдут в цирк
Поездку в цирк ребята ждали давно. Об отъезде Вера Ивановна объявила за два дня. Это было радостное известие.
(67 слов

Порядок работы. Текст записывается на доске заранее. первый раз текст читает учитель. Затем ученики читают текст еще раз самостоятельно. После самостоятельного прочтения ученики переходят к выполнению письменной части задания.

Инструкция

1. Прочитай. Выпиши из текста имена существительные в единственном числе по склонениям в начальной форме.

2. Разбери по составу слова ветерок, дорожке, поезд, поездку, отъезде.

Работа 4 (диктант)

Был чудесный майский день. Сад сиял под солнцем и гудел пчелами. Вдруг стали слышны далекие раскаты грома. Я сидел на берегу пруда в траве под ветвями ив, смотрел на светлую, серебристую воду. Зашуршали редкие капли. Воздух наполнился запахом мокрой зелени и свежестью. По ровной поверхности зеркальной воды запрыгали крупные капли, как будто острые гвозди. (53 слова)

(По И.Бунину)

Порядок работы. Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям. На доске записываются слова сиял, вдруг, раскаты, серебристую, наполнился, свежестью, поверхности, запрыгали, как будто; указывается запятая перед сравнительным "как будто".

После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Потом учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, указывая место запятых, а дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета. Ошибки в падежных окончаниях прилагательных не учитываются.

Инструкция

1. Подчеркни орфограммы в корне слов солнцем, ветвями, редкие, зеркальной. Запиши проверочные слова.

2. Из предпоследнего и последнего предложений выпиши существительные 3-го склонения в начальной форме.

3*. В словосочетаниях серебристую воду, зеркальной воды подчеркни волнистой линией эпитеты (слова в переносном значении).

4*. В последнем предложении подчеркни образное сравнение.

Схема анализа проверочных и контрольных работ

_____ класс _____ школа

По списку класса
Писали работы

... уч-ся
... уч-ся

Выполнение заданий

Выполнили задания правильно
Выполнили задания с ошибками
Выполнили задания не полностью

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

Классификация ошибок

Работа 1

Подчеркнули не все члены предложения
Надписали не все части речи

Работа 2

Выписали одно предложение с однородными членами
Не надписали падеж существительных или число ... уч-ся
Подчеркнули не все однородные сказуемые ... уч-ся
Не надписали время или число глаголов

Работа 3

Выписали не все существительные 1-го склонения
Выписали не все существительные 2-го склонения
Не выписали существительное 3-го склонения
Неверно разобрали слова по составу

Работа 4

Не подчеркнули орфограмму в словах:
солнцем
ветвями
редкие
зеркальной
Выписали не все существительные 3-го склонения
Подчеркнули один эпитет
Не подчеркнули образное сравнение

Работа 4 (диктант)

Выполнили без ошибок
Выполнили с 1–2 ошибками
Выполнили с 3–5 ошибками

 

... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 


... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
2. Непроверяемые написания в корне слова
3. Парные согласные на конце и в середине слов
4. ь разделительный
5. Непроизносимые согласные
6. Гласные после шипящих
7. Падежные окончания существительных
8. Приставки и предлоги
9. Родовые окончания прилагательных
10. Перенос слов
11. Пропуск, замена, перестановка букв
12. Прочие ошибки
13. Знаки препинания

...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...

На группировку существительных сначала по падежам, а затем – признаку одушевленности и неодушевленности

Работа 5*

Журка оказался очень забавной птицей. Из-за больной ноги он прожил с людьми до осени. Сидя за оградой на берегу озера, Журка очень скучал. Он не ел и пищал. Надоел не только бабушке Дарье, но даже петуху и собаке Дружку. Родители Журки прилетали на его писк, но есть не решались. Наконец Журка стал есть. Он жадно глотал картофель, хлеб. Скоро Журка стал поправляться. У внучки бабушки Дарьи Маши появилась обязанность водить Журку на прогулку. Она наблюдала и за его ростом. (79 слов)

Порядок работы. Служит выявлению умения рассматривать ряд объектов под одним углом зрения и переключения на другой угол зрения.

Текст заранее записывается на доске. Первый раз текст читает учитель.

Инструкция

1. Прочитай текст самостоятельно еще раз.

2. Выпиши столбиками в порядке косвенных падежей имена существительные в единственном числе. Название падежа надпиши над каждой группой.

Примечание. В результате группировки существительных по падежам должна получиться следующая запись в работах учеников.

Запись слов по группам заранее делается на доске и открывается к моменту проверки.

3. Проверь, правильно ли ты выписал(а) слова. Исправления внеси ручкой другого цвета.

4. Если ты правильно выписал(а) существительные в порядке косвенных падежей, подумай, как еще можно сгруппировать существительные 1–4-го столбиков, разделив их только на две группы.

5. Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.

Примечание. В результате распределения существительных на две группы должна получиться следующая запись:

Журки
у внучки
бабушки
Дарьи
Маши
бабушке
Дарье
петуху
собаке
Дружку
Журку
птицей
ноги
до осени
озера
писк
картофель
хлеб
на прогулку
за оградой
ростом

Уровни выполнения работы

  • 4-й уровень – выделены правильно пять групп существительных в первой части задания и найдены две группы во второй части задания: а) с объяснением группировки; б) без объяснения группировки. В целом ответы этого уровня, и в частности, уровня , свидетельствуют о способности ученика рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, указывают на самостоятельность и подвижность мыслительных процессов. Ответы уровня характеризуются недостаточно отчетливым контролем за выполнением условий оформления группировки;

  • 3-й уровень – выделены правильно пять групп существительных, что свидетельствует об осознании условия задания и рассмотрения предъявленных слов в одном аспекте (по падежам существительных в единственном числе), но ученик не в состоянии обнаружить другое свойство существительных, переключиться на другой аспект в анализе слов (по одушевленности/неодушевленности, то есть независимо от падежных форм);

  • 2-й уровень – из пяти возможных выделены правильно одна или несколько групп, соответствующих части косвенных падежей (возможны разные комбинации в выборе падежей). На этом уровне и проявляется способность к рассмотрению объектов под одним углом зрения, но ученик использует не все существительные, классификации в полном объеме не происходит, что влечет за собой невозможность рассмотрения слов по другому признаку;

  • 1-й уровень – ученик не приступил к выполнению или предпринял неопределенные попытки. Этот уровень свидетельствует о несформированности операции рассмотрения ряда объектов с одним и тем же углом зрения согласно условию.

4-й класс

На различение простых предложений и предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных

Работа 1

Митя вышел в сад. Росы не было. В саду сильно пахли кусты акации, сирени, смородины, лопухи, цветы, трава, земля. Митя сделал быстро несколько шагов. Потом он остановился, на миг обернулся. Вечерний жук медленно плыл и гудел около уха. Еще светло было от вечерней зари. Над крышей дома высоко блестел в прозрачной пустоте острый серпок молодого месяца. Беззвучно, неустанно вились, крутились бесцветные мотыльки в ветвях. (54 слова)

(По И.Бунину)

Порядок работы. Текст можно продиктовать или записать на доске с пропуском букв на месте орфограмм в окончаниях имен прилагательных (вариант предъявления выбирает сам учитель). Ученики записывают текст.

В случае диктанта записать на доске слова акации, смородины, лопухи, несколько, медленно, зари, беззвучно, неустанно, бесцветные, мотыльки.

Инструкция

1. Над первым словом каждого предложения напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. (с однородными членами).

2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

3. Разбери по составу слова серпок, прозрачной.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2

Горячее солнце как-то сразу вошло в силу. На востоке оно выплывает огненным заревом. От него безбрежный степной простор словно покрывается тонкой золотой пылью. Все вокруг стало меняться не по дням, а по часам. Быстро стал одеваться сад свежей, мягкой зеленью. А степь весело пестреет цветами. Пунцовыми пятнами ярко горит дикая гвоздика. Скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. В густой буйной траве по утрам дрожат и переливаются, как бриллианты, крупные капли росы. (82 слова)

(По А.Куприну)

Порядок работы. Текст записывается на доске с пропуском букв на месте окончаний прилагательных (горяч...) и в глаголах перед -ся (меня...ся).

Учитель читает полный текст. После этого ученики записывают текст, вставляя пропущенные буквы.

В тексте выделены места пропуска букв.

Инструкция

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

2. Напиши вопросы для проверки написания -тся и -ться.

3*. В первом предложении подчеркни выражение, употребленное в переносном значении.

4*. В последнем предложении подчеркни образное сравнение.

На узнавание спряжения глаголов

Работа 3

Готовить, думать, уметь, ходить, ставить, тянуть, колоть, чистить, терять, просить.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Инструкция. Выпиши слова в две группы по спряжениям.

Работа 4 (диктант)

После неожиданной метели я увидел сказочный лес. Ель стояла в серебряном уборе. На макушке сосны появилась пышная снежная шапка. Под ногами будто снежная скатерть. Но под нею теплится жизнь. Я отодвинул рыхлый снежок и на поверхности земли увидел кустик брусники.
Весной снег быстро тает. Вся природа оживает. Хорошо весной в лесу! Воздух чистый, легкий. Он пахнет молодым листом, прелой землей. От душистого аромата голова кружится. Дышишь глубоко и радуешься теплу.
Скоро начнут гнездиться птицы. Лес наполнится тысячами звуков. (78 слов)

Порядок работы. Учитель читает весь текст, привлекает внимание учащихся к тому, что необходимо очень хорошо подумать над каждым словом, вспомнить орфограммы и правильно расставить знаки препинания.
На доске записываются слова неожиданной, метели, в серебряном, будто, скатерть, аромата, тысячами.
Затем учитель читает весь текст по предложениям в привычном для данного класса темпе диктовки.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и вносят исправления. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Инструкция

1. Второе предложение разбери по членам предложения.

2. Над глаголом тает надпиши время и спряжение.

3. Разбери по составу слова снежок, снежная.

Схема анализа проверочных и контрольных работ

_____ класс _____ школа

По списку класса
Писали работы

... уч-ся
... уч-ся

Выполнение заданий

Выполнили задания правильно
Выполнили задания с ошибками
Выполнили задания не полностью

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

Классификация ошибок

Работы 1 и 2

Выделили не все окончания прилагательных
Указали не все падежи прилагательных
Не написали вопрос для проверки написания -тся
Не написали вопрос для проверки написания -ться
Не выделили предложения с однородными членами
Не разобрали слова по составу

Работа 3

Выписали не все глаголы 1-го спряжения
Выписали не все глаголы 2-го спряжения
Не выполнили задания

Работа 4

Выполнили без ошибок
Выполнили с 1–2 ошибками
Выполнили с 3–5 ошибками

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

Ошибки, допущенные в диктанте

Орфограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
2. Парные согласные в середине слова ...
3. Приставки ...
4. Предлоги ...
5. Падежные окончания существительных ...
6. Падежные окончания прилагательных ...
7. Безударные личные окончания глаголов ...
8. Орфограмма -тся ...
9. Орфограмма -ться ...
10. Орфограмма -шь во 2-м лице глаголов ...
11. Орфограмма -шься ...
12. Запятая при однородных членах предложения ...
13. Перенос слов ...
14. Пропуск, замена, вставка букв ...
15. Прочие ошибки

...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...

Выполнение заданий

1. Выполнили задания правильно
2. Выполнили задания с ошибками
3. Выполнили задания не полностью
4. Не выполнили задания

Задание 1

Не подчеркнули главные члены предложения

Задание 2

В глаголе тает не написали:
время глагола
спряжение глагола

Задание 3

Допустили ошибки при разборе состава слов:
снежок
снежная

... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся
... уч-ся

 

... уч-ся

 


... уч-ся
... уч-ся

 


... уч-ся
... уч-ся

На выявление способности к самостоятельному выводу, обобщению

Работа 5*

Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.

Порядок работы. Задание требует рассмотрения изученных частей речи с разных точек зрения – изменяемости/неизменяемости и классификации слов по общности в этих признаках.

Учитель записывает на доске строчки из стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива...".

Инструкция

1.* Запиши отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении.

2. Напиши в строчку через запятую название каждой части речи в данной последовательности.

3. Напиши еще раз только те слова, которые можно перевести в начальную форму или изменить.

4. Напиши те слова, которые нельзя изменить.

5. По пунктам 3 и 4 запиши названия частей речи в отдельные столбики.

6. Сделай вывод: на какие две группы делятся все известные тебе части речи? Надпиши над каждой группой частей речи их общий признак (над столбиками).

7. В какую группу ты можешь добавить еще названия частей речи? Запиши их.

Примечание. В результате группировки частей речи по изменяемости/неизменяемости должна получиться следующая запись в работах учеников.

Изменяемые

существительные (сущ.)
местоимения (мест.)
прилагательные (прил.)
глаголы (гл.)

Неизменяемые

предлоги (предл.)
наречия (нар.)
союзы (с-зы)
междометия (меж.)

Уровни выполнения работы

  • 4-й уровень – выделены две группы частей речи по признаку изменяемости/неизменяемости, записаны названия частей речи по группам. Ответы, находящиеся на данном уровне, свидетельствуют о высокой обобщающей способности мышления в условиях данного задания;

  • 3-й уровень – наблюдается пропуск 1–2 изученных частей речи или приведены вместо названий конкретные слова, относящиеся к той или иной части речи. Хотя ответ носит неполный или конкретный характер, можно говорить о зачатках обобщения;

  • 2-й уровень – наблюдается смешение изученных частей речи при отнесении их к группам, в этом случае ученик неотчетливо осознает части речи с точки зрения их изменяемости или неизменяемости, следовательно, не обобщает их по этим признакам;

  • 1-й уровень – ответа не дано. Ученик не в состоянии подвести знания о частях речи под общий признак изменяемости или неизменяемости, то есть обобщающая деятельность мышления в данном случае отсутствует.