Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ

Мы и окружающий мир

1-й класс

Задание 1. Усвоение понятий.

1. Усвоение понятий "дерево", "кустарник", "травянистое растение".

Подчеркни правильный ответ:

а) сосна – это кустарник, дерево, травянистое растение;
б) смородина – это кустарник, дерево, травянистое растение;
в) ромашка – это кустарник, дерево, травянистое растение;

2. Подчеркни существенный признак понятия "де-рево".

Зеленые листья; корень; один ствол, покрытый корой.

Оценка выполнения задания 1.1

  • 4-й уровень – даны три правильных ответа (сосна – дерево, смородина – кустарник, ромашка – травянистое растение);

  • 3-й уровень – даны два правильных ответа;

  • 2-й уровень – дан один правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Оценка выполнения задания 1.2

  • 4-й уровень – дан правильный ответ (один ствол, покрытый корой);

  • 1-й уровень – дан неверный ответ.

Задание 2. Группировка объектов окружающего мира по заданному признаку и по самостоятельно выделенному признаку.

1. Выпиши объекты в две группы:

а) природа;
б) сделано человеком.

Сосна, река, стакан, ворона, самолет, шляпа, лиса, гора, школа, солнце, огурец.

2. Объекты природы раздели на две группы.

3. Назови выделенные группы.

Оценка выполнения задания 2.1

  • 4-й уровень – все объекты распределены по группам правильно:

    а) природа – сосна, река, ворона, лиса, гора, солнце, огурец;
    б) сделано человеком – стакан, самолет, шляпа, школа;

  • 3-й уровень – допущено не более одной ошибки;

  • 2-й уровень – допущены две-три ошибки;

  • 1-й уровень – допущено более трех ошибок.

Оценка выполнения задания 2.2

  • 4-й уровень – все объекты распределены по группам правильно: сосна, ворона, лиса, огурец; река, гора, солнце.

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущено две ошибки;

  • 1-й уровень – допущено три и более ошибок или дана не предусмотренная инструкцией группировка.

Оценка выполнения задания 2.3

  • 4-й уровень – группы названы правильно: живая природа; неживая природа;

  • 1-й уровень – группы названы неверно.

Задание 3. Подведение частного понятия под два общих понятия.

К каждому объекту природы допиши подходящие понятия.

Паук, растение, земляника, живая природа, медведь, животное.

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – все объекты правильно подведены под два понятия:

    паук – живая природа, животное;
    земляника – живая природа, растение;
    медведь – живая природа, животное;

  • 3-й уровень – два объекта подведены под два понятия, один объект – под одно понятие; или один объект подведен под два понятия, а два объекта – под одно;

  • 2-й уровень – все объекты подведены только под одно понятие;

  • 1-й уровень – все остальные варианты.

Задание 4. Соотнесение характера деятельности человека с историческим периодом.

Открой учебник "Мы и окружающий мир", ч. 2, с. 32–33. Пронумеруй рисунки (большой и все маленькие).

Выпиши номера рисунков, на которых показано:

а) каким делом занимались люди в древности;
б) каким делом они стали заниматься недавно.

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – все рисунки правильно и полно соотнесены с пунктами а и б;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущены две-три ошибки;

  • 1-й уровень – допущены четыре ошибки или все другие варианты.

2-й класс

Задание 1. Умение выделить существенные признаки понятия.

Напиши признаки живой природы.

  • Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – правильно выделены все существенные признаки живой природы: рождение, размножение, дыхание, питание, движение, умирание;

  • 3-й уровень – правильно выделены четыре признака;

  • 2-й уровень – правильно выделены два-три существенных признака;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 2. Различение состояний тел и веществ в природе.

1. Распредели данные тела и вещества по их состоянию на три группы: ?

а) твердые б) жидкие в) _________

Капля воды, лед, доска, чернила, кислород, опилки, книга, углекислый газ, чай, водяной пар, молоко, воздух.

2. Назови третью группу.

Оценка выполнения задания 2.1

  • 4-й уровень – группировка тел и веществ по их состоянию проведена правильно:

    а) твердые – лед, доска, опилки, книга;
    б) жидкие – капля воды, чернила, чай, молоко;
    в) газообразные – кислород, углекислый газ, водяной пар, воздух;

  • 3-й уровень – допущено не более двух ошибок;

  • 2-й уровень – допущены три-четыре ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Оценка выполнения задания 2.2

  • 4-й уровень – название третьей группе дано верно;

  • 1-й уровень – названия нет или дано неверно.

Задание 3. Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой.

1. Запиши температуру воздуха числами и знаками:

десять градусов выше нуля ___________ ;

четыре градуса мороза _______________ .

2. Запиши температуру словами:

– 6° _______________________________ ;

+7° ________________________________ .

Оценка выполнения задания 3

  • 4-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи во всех четырех случаях.

    1. + 10°, – 4°.

    2. Минус шесть градусов, шесть градусов ниже нуля, шесть градусов холода (мороза). Возможна запись трех вариантов или любого из них;

  • 3-й уровень – осуществлен переход в трех случаях;

  • 2-й уровень – осуществлен переход в одном-двух случаях: или первом, или втором;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4. Умение ориентироваться по карте (при выполнении задания необходима карта полушарий).

1. Назови материк, берега которого омывают четыре океана.

2. Назови эти океаны.

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – правильно назван материк Евразия и четыре океана: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский;

  • 3-й уровень – правильно назван материк, океанов названо три;

  • 2-й уровень – названы четыре океана, материк не назван или назван неверно;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 5. Установление причинно-следственных связей.

Какова причина образования на Земле тепловых поясов? Выбери правильный ответ.

1. Вращение Земли вокруг своей оси.

2. Разный угол падения солнечных лучей на поверхность Земли.

3. Вращение Земли вокруг Солнца.

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – верно указана причина образования тепловых поясов земли (2);

  • 1-й уровень – причина указана неверно.

Задание 6. Подведение частного понятия под несколько общих понятий.

К каждому объекту допиши подходящие понятия.

Сирень, дерево, сорока, кустарник, жаба, животное, муха, птица, ель, хвойное растение, мышь, насекомое, земноводное, млекопитающее, цветковое растение.

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – все частные понятия правильно соотнесены с двумя общими понятиями:

    сирень – цветковое растение, кустарник;
    сорока – животное, птица;
    жаба – животное, земноводное;
    муха – животное, насекомое;
    ель – хвойное растение, дерево;
    мышь – животное, млекопитающее;

  • 3-й уровень – правильно соотнесены с двумя общими понятиями четыре-пять объектов;

  • 2-й уровень – правильно соотнесены с двумя общими понятиями два-три объекта;

  • 1-й уровень – другие варианты.

3-й класс

Задание 1. Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой.

1. Запиши признаки погоды знаками и числами.

Пасмурно, дождь, ветер западный, температура воздуха плюс десять градусов.
Снег, ветер северный, температура воздуха пятнадцать градусов мороза.

2. Запиши признаки погоды словами: W, ­, –, + 25 °С.

Оценка выполнения задания 1

  • 4-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в трех случаях;

  • 3-й уровень – осуществлен переход на новую форму записи в двух случаях;

  • 2-й уровень – допущены ошибки в каждой записи или осуществлен переход на новую форму записи в одном случае;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 2. Подведение частных понятий под общее понятие.

Напиши, какое природное сообщество образуют эти объекты: тростник, сазан, окунь, лягушка, пиявка, цапля.

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – группа объектов правильно отнесена к природному сообществу "водоем", или "озеро", или "река";

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Задание 3. Установление связей между объектами природы.

1. Составь цепь питания: растение, куница, белка.

2. В каком природном сообществе возможна такая пищевая цепь?

Оценка выполнения задания 3.1

  • 4-й уровень – цепь питания составлена верно:

    растение --> белка --> куница

  • 1-й уровень – цепь питания составлена неверно.

Оценка выполнения задания 3.2

  • 4-й уровень – цепь питания правильно отнесена к природному сообществу "лес";

  • 1-й уровень – дан неверный ответ.

Задание 4. Узнавание природной зоны по существенным признакам, восполнение недостающих признаков.

1. По данным признакам определи природную зону:

а) почва болотистая;
б) под слоем почвы находится вечная мерзлота;
в) растения низкорослые, чахлые: карликовая береза, ягель;
г) климат;
д) животные.

2. Допиши, какие животные обитают в данной природной зоне, какой там климат.

Оценка выполнения задания 4.1

  • 4-й уровень – правильно определена природная зона – "тундра";

  • 1-й уровень – природная зона определена неверно.

Оценка выполнения задания 4.2

  • 4-й уровень – правильно и полно раскрыты недостающие признаки природной зоны "тундра":

    г) климат – холодный, зима длинная, морозная, лето короткое, прохладное;
    д) животные – северный олень, песец, лемминг, полярная сова, белая куропатка (не менее трех);

  • 3-й уровень – правильно раскрыты оба признака, но недостаточно полно;

  • 2-й уровень – правильно раскрыт один из недостающих признаков;

  • 1-й уровень – другие варианты.

К контрольным работам по историческому материалу

3-й класс

Задание 1. Подведение частных понятий под общее.

Здесь названы источники знаний по истории: а) распредели их на группы (можно записать их номера); б) назови каждую группу.

1. Берестяные грамоты. 2. Кремль. 3. Песни. 4. "Домострой". 5. Останки человека и животных. 6. Былины. 7. Сказки. 8. Посуда. 9. Орудия. 10. Летописи. 11. Оружие.

Оценка выполнения задания 1

  • а) 4-й уровень – правильно выделены три группы источников: вещественные – 2, 5, 8, 9, 11; устные – 3, 6, 7; письменные – 1, 4, 10;

  • 3-й уровень – при группировке допущено не более одной ошибки;

  • 2-й уровень – допущены две ошибки;

  • 1-й уровень – допущены три и более ошибок.

  • б) 4-й уровень – три группы названы верно: вещественные, устные, письменные;

  • 3-й уровень – две группы названы верно;

  • 2-й уровень – одна группа названа верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2. Выявление "чувства времени", установление последовательности исторических событий.

Запиши события русской истории в том порядке, в каком они происходили (можно записать их номера).

1. Освоение Сибири. 2. Образование Киевской Руси. 3. Освоение земледелия. 4. Крещение Руси. 5. Образование Московской Руси. 6. Ледовое побоище.

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – события написаны в правильном порядке: 3, 2, 4, 6, 5, 1;

  • 3-й уровень – неправильно указано место одного события;

  • 2-й уровень – неправильно указано место 2–3 событий;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 3. Соотнесение года, века и события:

а) установи по году век;

б) напиши исторические события, которые произошли в России в указанные годы.

Год

Век

Событие

988

 

 

1242

 

 

1380

 

 

Оценка выполнения задания 3

  • а) 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 3-й уровень – дано два правильных ответа;

  • 2-й уровень – дан один правильный ответ;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

  • б) 4-й уровень – все события соответствуют году;

  • 3-й уровень – два события соответствуют году;

  • 2-й уровень – одно событие соответствует году;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 4. Осознание зависимости образа жизни людей от природных условий.

Коротко ответь на вопросы:

а) чему учились в древние времена дети кочевников;

б) чему учились в древние времена дети оседлых жителей?

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – на оба вопроса дано не менее трех разъяснений, например:

а) дети кочевников учились ориентироваться в степи, ухаживать за скотом (домашними животными, лошадьми), ездить верхом, ставить кибитку (юрту), находить хорошее место для стоянки (водоемы, луга), владеть оружием, шить одежду;

б) дети оседлых жителей учились ориентироваться на местности, крестьянскому труду (ухаживать за скотом, пахать, ухаживать за растениями, полоть, убирать урожай), собирательству, рыбной ловле, строить дом, прясть;

  • 3-й уровень – на один вопрос дан полный ответ, на другой – неполный;

  • 2-й уровень – на оба вопроса даны неполные ответы;

  • 1-й уровень – другие варианты.

4-й класс

Задание 1. Установление причинно-следственных связей.

1. Назови известные тебе горные породы.

2. Подчеркни, какие из названных тобой горных пород образовались в результате деятельности живых организмов (животных, растений, бактерий). Докажи свой ответ.

Оценка выполнения задания 1.1

  • 4-й уровень – названы не менее четырех-пяти горных пород;

  • 3-й уровень – названы три горные породы;

  • 2-й уровень – названы две или одна горная порода;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Оценка выполнения задания 1.2

  • 4-й уровень – правильно отмечены горные породы, образовавшиеся в результате деятельности живых организмов (уголь, нефть, известняк, мел). За выполненное задание принимается правильно отмеченное любое количество этих горных пород;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2. Взаимосвязь организма с внешней средой.

С помощью каких органов чувств человек познает окружающий мир?

Коротко напиши, каково значение каждого органа чувств.

Оценка выполнения задания 2

  • 4-й уровень – учащиеся называют все органы чувств и достаточно полно раскрывают их значение для познания окружающего мира (зрение – дает информацию о цвете, местоположении, величине объектов; слух – с помощью органов слуха мы получаем информацию о всевозможных звуках, их громкости, направлении; обоняние – дает информацию о разных запахах, приятных и неприятных, предупреждает об испорченной пище; осязание – дает информацию о температуре разных объектов, об их твердости, мягкости, шершавости, гладкости; вкус – дает информацию о вкусовых качествах продуктов питания);

  • 3-й уровень – названо больше половины органов чувств и полно раскрыто их значение; или названы все органы чувств, но только у 2–3 полно раскрыто их значение;

  • 2-й уровень – названы все органы чувств, но не раскрыто их значение;

  • 1-й уровень – названы один-два органа чувств или ученик не приступил к выполнению задания.

Задание 3. Подведение частных понятий под общее понятие.

1. К каждой системе выпиши относящиеся к ней органы:

а) пищеварительная система;
б) кровеносная система;
в) дыхательная система.

Кожа, желудок, вены, пищевод, нос, артерии, кишечник, трахея.

2. Допиши недостающие органы, относящиеся к этим системам.

Оценка выполнения задания 3.1

  • 4-й уровень – правильно соотнесены органы и системы органов во всех трех случаях:

    а) пищеварительная система – пищевод, желудок, кишечник;
    б) дыхательная система – нос, трахея;
    в) кровеносная система – вены, артерии;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущены две ошибки;

  • 1-й уровень – допущены три ошибки и более.

Оценка выполнения задания 3.2

  • 4-й уровень – правильно и полно дописаны недостающие органы:

    а) рот, зубы, язык;
    б) сердце, капилляры;
    в) бронхи, легкие;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка или дан неполный перечень органов;

  • 2-й уровень – допущены две-три ошибки и дан неполный перечень органов;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 4. Установление последовательности исторических событий.

Запиши события русской истории в том порядке, в каком они происходили (можно записать их номера).

1. Победа над фашизмом. 2. Октябрьская социалистическая революция. 3. Начало строительства Санкт-Петербурга. 4. Открытие Антарктиды. 5. Первый полет человека в космос. 6. Отмена крепостного права.

Оценка выполнения задания 4

  • 4-й уровень – события написаны в правильном порядке: 3, 4, 6, 2, 1, 5;

  • 3-й уровень – неправильно указано место одного события;

  • 2-й уровень – неправильно указано место двух событий;

  • 1-й уровень – другие варианты.

Задание 5. Знание выдающихся людей России.

Коротко напиши, чем известны эти люди.

Ломоносов, Суворов, Пушкин, Гагарин.

Оценка выполнения задания 5

  • 4-й уровень – обо всех исторических лицах даны правильные сведения;

  • 3-й уровень – о трех лицах даны правильные сведения;

  • 2-й уровень – об одном или двух лицах даны правильные ответы;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 6. Выбор существенных и несущественных условий для жизни человека в разные исторические периоды.

Ниже написаны условия, необходимые для жизни человека. В каком порядке ты их напишешь по значению:

а) для древнего человека;
б) для современного человека?

1. Климат. 2. Физическая сила. 3. Труд. 4. Способность к изобретению.

Оценка выполнения задания 6

  • 4-й уровень – порядок условий выстроен правильно:
    а) 3, 1, 2, 4; б) 3, 4, 1, 2;

  • 3-й уровень – вариант: а) 3, 2, 1, 4; б) 3, 4, 2, 1;

  • 2-й уровень – любой другой вариант, при том что на первом месте стоит труд (3);

  • 1-й уровень – другие варианты.