Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

Окружающий мир

Данные варианты проверочных и контрольных работ служат проверке усвоения знаний и развития учащихся при изучении курса "Окружающий мир", разработанного И.П. Товпинец; курс обеспечивается программой и учебниками для 1–3-го и 4-го (проект) классов.

1-й класс

Тема. "Наша страна".

Задание 1

Заполни пропуски.

Наша Родина – _________________________________ .

Главный город страны, столица – __________________ .

Задание 2

Рассмотри рисунок. Запиши, как называется этот памятник. Где он сооружен?

Задание 3

Народные праздники, которые отмечают в твоем городе или селе, обозначь "+". Где принимал участие – обозначь "!".

1. Праздник Нового года.
2. День города.
3. Сельский праздник.
4. Осенняя ярмарка.
5. Здравствуй, школа! (1 сентября).
6. Встреча зимы.
7. Масленица.

Тема. "Природа".

Задание 4

Назови последовательность смены времен года.

Задание 5

1. Отметь по календарю:

  • самый холодный месяц года в местности, где ты живешь. Закрась синим;

  • самый теплый (жаркий) месяц года. Закрась красным.

1. Январь.
2. Февраль.
3. Март.
4. Апрель.
5. Май.
6. Июнь.
7. Июль.
8. Август.
9. Сентябрь.
10. Октябрь.
11. Ноябрь.
12. Декабрь.

2-й класс

Тема. "Звезды и планеты".

Задание 1

Что ты узнал о значении Солнца для жизни на Земле? Запиши ответ.

Задание 2

Назови причину смены дня и ночи на земном шаре.

Тема. "Сезонные изменения в природе".

Задание 3

Выпиши общие признаки сезонных изменений: в природе – в левой части страницы; справа – признаки весенних изменений в природе.

Задание 4

Приведи примеры зависимости жизнедеятельности растений и животных от сезонных изменений погоды.

Задание 5

Определи времена года в Северном полушарии по рисункам 1 и 2 (учебник, с. 66). Ответы обоснуй.

Тема. "Человек и домашние животные".

Задание 6

Приведи примеры, как жизнь человека связана с домашними животными.

3-й класс

Тема. "Как изучают окружающий мир".

Задание 1

Назови, из каких источников ты получаешь информацию (сведения) об окружающем мире.

Тема. "Тела и вещества".

Задание 2

1. Назови тела природного происхождения (5 примеров).

2. Назови тела неприродного происхождения (5 примеров).

3. Заполни пропуски.

Все тела состоят из одного или нескольких ______ .

Вещества находятся в ________ , _______ и ________ состоянии.

Тема. "Вода в природе".

Задание 3

Составь прогноз выпадения осадков при наблюдении на небе облаков. Сделай запись.

Виды облаков Осадки

1. Перистые ________________

2. Кучевые хорошей погоды ________________

3. Кучево-дождевые ________________

4. Слоистые ________________

Задание 4

Назови правила безопасного поведения у водоема.

Тема. "Воздух вокруг нас".

Задание 5

1. Назови свойства воздуха.

2. Приведи примеры использования воздуха человеком.

Тема. "Горные породы и минералы".

Задание 6

Составь таблицу "Как используют полезные ископаемые".

Полезные ископаемые

Использование полезных   ископаемых

   

 

Тема. "В семье и школе".

Задание 7

Сформулируй важные для тебя правила общения в школе и дома.

4-й класс

Тема. "Из истории Отечества".

Задание 1

Охарактеризуй символы государственности России – флаг и герб.

Задание 2

Приведи примеры знаменательных и героических событий истории России.

Тема. "Природные зоны нашей страны".

Задание 3

Составь и запиши план характеристики природной зоны (5–6 пунктов).

Задание 4

Выпиши названия морей России; обозначь, частью каких океанов они являются.

Тема. "Организм человека и здоровье".

Задание 5

1. Назови основные органы пищеварительной системы человека и кратко охарактеризуй их функции.

2. Запиши правила здорового питания.

Задание 6

Какие ты сделал для себя открытия при изучении учебников "Окружающий мир"? Сделай краткие записи.

Оценка результатов

При обработке результатов контрольных работ учитель может использовать уровневую и балльную оценку. Ответ высокого (4-го) уровня соответствует отметке "5", среднего (3-го) уровня – "4", низкого (2-го) уровня – 3 баллам. Практика изучения усвоения программного материала по курсу "Окружающий мир" в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, которые можно было бы отнести к самому низкому (1-му) уровню, то есть ниже уровня образовательного стандарта, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может их оценивать по двухбалльной системе: "выполнено" – "не выполнено" ("правильно" – "не правильно") – см. ссылки в тексте.

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, что приведет к снижению качества ответов.

Дозировку заданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную, доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дает дополнительно время, фиксируя эти случаи.

Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).

1-й класс

Задание 1

Можно использовать суммарную оценку выполнения заданий 1 и 2.

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные ответы на все задания.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно заполняют пропуски первой и второй части задания; недостаточно точно называют памятник Неизвестному солдату Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в Москве.

  • Низкий уровень. Учащиеся допустили пропуски и ошибки при выполнении заданий.

Задание 3

Выполнение задания 3 может быть оценено с точки зрения проявления у первоклассников интереса к общественной жизни ближнего социального окружения; ответы характеризуют определенную осведомленность детей в событиях общественной жизни, а также выявляют, в известной мере, формирующуюся активную жизненную позицию младших школьников. Оценивание результатов предусматривает две градации. Первая – "Проявляет интерес" – в случае обозначения учеником знаками "+" и "!" не менее 50% названных общественных мероприятий, проведенных в родном городе или селе, о которых ему известно, которые он наблюдал или принимал в них активное участие. Вторая оценка – "Интерес не выражен" – для всех остальных случаев ответов.

Задание 4

  • Высокий уровень. Учащиеся называют все четыре времени года в правильной временной последовательности смены сезонов.

  • Низкий уровень. Учащиеся называют четыре времени года, не соблюдая временной порядок смены сезонов.

Задание 5

Выявляет усвоение первоклассниками информации, базирующейся на анализе и обобщении проведенных наблюдений.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно обозначают наиболее холодный месяц года с учетом местных природных условий (январь, февраль), а также наиболее теплый (жаркий) месяц года (июль) для климата данного территориального региона.

  • Средний уровень. Учащиеся дают неполные ответы.

  • Низкий уровень. Учащиеся дают ошибочные ответы.

2-й класс

Задание 1

  • Высокий уровень. В ответах выделено основное значение Солнца для существования живых организмов – Солнце освещает и согревает нашу планету. Благодаря солнечной освещенности происходит нагревание воздуха от поверхности Земли, что служит условием существования всего живого. В ответах обозначено также значение солнечной освещенности для развития растений – первого необходимого звена существования живых организмов на Земле.

  • Средний уровень. Ответ неполный.

  • Низкий уровень. В ответах только констатируется без обоснования причинно-следственных связей значение Солнца для жизни на Земле.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся раскрывают причину смены дня и ночи из-за вращения Земли вокруг своей оси и попеременного освещения полушарий Солнцем.

  • Средний уровень. Ответ неполный.

  • Низкий уровень. Учащиеся констатируют явления смены дня и ночи на земном шаре, не раскрывая причину.

Задание 3

Первая часть достаточно высокого уровня сложности, предполагает самостоятельное воспроизведение учеником усвоенной информации в обобщенном виде – выделение общих признаков времени года. В ответах высокого уровня содержатся все основные составляющие характеристики сезона года (4–5 суждений).

  • Средний уровень. Ответ неполный (3–4 суждения).

  • Низкий уровень. Учащиеся затрудняются самостоятельно выделить общие признаки характеристики времени года, нуждаются в помощи, в ответах содержатся 2–3 суждения.

Вторая часть задания.

  • Высокий уровень. Учащиеся соотносят общие признаки и конкретные проявления весенних изменений в природе; в ответах содержится 4–5 позитивных изменений.

  • Средний уровень. Ответы неполные, содержат 3–4 характеристики сезона.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют в среднем около трех характеристик весенних изменений, не соотносят их с выделенными общими признаками.

Задание 4

Выявляет очень важное формирующееся у младших школьников умение устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой – в данном случае на уровне этих связей примерами.

  • Высокий уровень. Учащиеся приводят 4–5 примеров зависимости образа жизни, поведения животных от состояния или изменения погодных условий (сезонные похолодания, потепления, наличие снегового покрова и пр.).

  • Средний уровень. Учащиеся приводят в среднем по три факта особенностей жизнедеятельности растений и животных как приспособительных признаков изменения состояния погоды.

  • В ответах низкого уровня учащиеся приводят по 2–3 примера без комментариев, свидетельствующих о понимании данной природной закономерности.

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно определяют по модели рисунка положение Земли в разные времена года: зима, лето. Дают объяснения причины смены времен года в Северном полушарии из-за разной интенсивности солнечной освещенности земного шара при движении Земли по орбите вокруг Солнца.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно определяют времена года по рисунку, не приводя пояснений.

  • Низкий уровень. Учащиеся затрудняются в расшифровке модели рисунка, нуждаются в помощи.

Задание 6

Задание сформулировано в нестандартной для учащихся форме, предполагает выявление усвоенных знаний о роли домашних животных в жизни человека.

  • Высокий уровень. Учащиеся приводят 4–5 значимых в раскрытии темы примеров использования домашних животных человеком для разных целей.

  • Средний уровень. В ответах содержится 3–4 примера.

  • Низкий уровень. Приведенные учащимися 2–3 примера характеризуют одностороннее целевое использование домашних животных человеком (например, для обеспечения продуктами питания или преимущественно для целей охраны и пр.).

3-й класс

Задание 1

  • Высокий уровень. Систематизируя полученные знания, учащиеся приводят 4–5 примеров информационных источников познания окружающего мира. В ответах содержатся также ценностные критерии, раскрывающие личностное отношение ученика к процессу обогащения знаниями ("ценно", "интересно", "современно" и пр.).

  • Средний уровень. В ответах характеризуется 3–4 источника информации.

  • Низкий уровень. Учащиеся перечисляют в среднем по 3 источника информации.

Задание 2

Тема "Тела и вещества" входит в обязательный минимум содержания начального образования.

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.

  • Средний уровень. Ответы недостаточно полные.

  • Низкий уровень. В ответах имеют место ошибки.

Задание 3

Задание представлено в занимательной для учащихся формулировке, выявляет усвоение знаний по теме "Осадки".

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные ответы по всем четырем позициям, отмечают, что перистые и кучевые облака хорошей погоды не дают осадков; кучево-дождевые несут дождь, слоистые – дождь (летом) и снег (зимой).

  • Средний уровень. Ответы недостаточно полные.

  • Низкий уровень. В ответах имеют место ошибочные суждения.

Задание 4

В свободной форме учащиеся обосновывают правила безопасного поведения у водоемов. В ответах высокого уровня школьники обосновывают в среднем три позиции.

В ответах низкого уровня учащиеся констатируют, что необходимо соблюдение правил безопасного поведения у водоема, без обоснования и конкретизации высказанных утверждений.

Задание 5

Первая часть

  • Высокий уровень. Учащиеся называют 4–5 свойств воздуха.

  • Средний уровень. Учащиеся называют 3–4 свойства воздуха.

  • Низкий уровень. Учащиеся выделяют в среднем 3 свойства воздуха.

Вторая часть

  • Высокий уровень. Учащиеся обосновывают 4–5 значимых для раскрытия темы примеров использования воздуха человеком в разных сферах деятельности.

  • Средний уровень. Учащиеся приводят 3–4 примера использования воздуха человеком.

  • Низкий уровень. В ответах содержится 2–3 примера.

Задание 6

Задание предусматривает выявление сформированности у младших школьников общеучебных умений. Учащимся предлагается представить результаты усвоенных знаний в виде кратких записей в рубриках таблицы.

  • Высокий уровень. Учащиеся самостоятельно включают в таблицу несколько названий изученных полезных ископаемых и кратко раскрывают возможности их использования. Ответы содержат 4–5 единиц суждений. Учащиеся, ответы которых были отнесены к среднему и низкому уровню, нуждались в помощи при организации оформления результатов. В ответах, соответствующих низкому уровню, содержалось до 3 позитивных характеристик использования полезных ископаемых.

Задание 7

С помощью данного задания предполагалось выявить нравственно-этические нормы, которые представляют ценность для личности младшего школьника. В ответах, отнесенных к высокому уровню, выражено содержательно-положительное отношение школьников к гуманистическим нормам общественного поведения и общения в коллективе. В ответах, отнесенных к низкому уровню, школьниками не раскрываются нравственно-этические нормы поведения и общения в коллективе.

4-й класс

Задание 1

  • Высокий уровень. Учащиеся содержательно кратко характеризуют символы российской государственности и используют дополнительные исторические сведения.

  • Низкий уровень. Учащиеся только называют символы государственности России.

Задание 2

  • Высокий уровень. Учащиеся самостоятельно выделяют наиболее значимые героические события истории России и содержательно, точно и кратко называют и характеризуют 4–5 событий.

  • Средний уровень. В ответах характеризуется в среднем 3 исторических события.

  • Низкий уровень. В ответах характеризуется до 3 исторических событий, имеют место неточные формулировки их обозначения.

Задание 3

Задание предполагает систематизацию информации, накопленной в процессе продолжительного изучения учебного материала курса.

  • Высокий уровень. Учащиеся содержательно, полно, сжато и точно характеризуют параметры природного комплекса. В ответе содержится 5 и более общих характеристик.

  • Средний уровень. Учащиеся называют в среднем 4 характеристики природного объекта.

  • Низкий уровень. В ответах недостаточно выдержана логика выделения общих параметров характеристики природного комплекса, в ряде случаев школьники переключаются на изложение конкретных описаний природной зоны. В ответах содержится в среднем 2–3 общих суждения.

Задание 4

Задание выявляет фактические знания учащихся о природных объектах нашей страны, а также умение работать с картой. Для выполнения задания в полном объеме необходимо уметь пользоваться картой как важным источником информации.

  • Высокий уровень. Задание по первой и второй частям выполнено правильно и в полном объеме.

  • Средний уровень. Ответы недостаточно исчерпывающие.

  • Низкий уровень. Ответы неполные, имеют место неточности.

Задание 5

Выполнение первой части задания предполагает проверку репродуктивного уровня усвоения знаний по программным темам курса.

  • Высокий уровень. Ответы исчерпывающие, полные, учащиеся раскрывают функции органов пищеварительной системы человека.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно называют органы пищеварительной системы человека, неполно раскрывают их функциональное назначение.

  • Низкий уровень. Учащиеся в основном перечисляют органы пищеварительной системы человека.

При выполнении второй части задания на высоком уровне учащиеся самостоятельно формулируют 4–5 правил здорового питания. На среднем уровне в ответах раскрывается 3–4 установки здорового питания. На низком уровне в ответах содержится 2–3 тезиса здорового питания.

Задание 6

При выполнении учащимися данного задания можно не давать поуровневую оценку. Ответы учащихся могут служить для учителя характеристикой интересов школьников в области познания окружающего мира. Они выявляют также формирующуюся рефлексирующую позицию младшего школьника в понимании и оценке накопленных научных знаний о природе и мире в целом.