Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Н.Б. ИСТОМИНА

Вычисляем и... рассуждаем

Можно ли организовать вычислительную деятельность младших школьников так, чтобы она способствовала их умственному развитию? Автор учебников математики для 1–4-х классов профессор   Н.Б. ИСТОМИНА убеждена, что можно и нужно. Она приводит упражнения, которые вы можете предложить учащимся в конце учебного года.

1-й класс

1. Разгадай правило, по которому записаны пары равенств, и вставь числа в "окошки".

2. Разгадай правило, по которому составлены пары равенств, и вставь числа в "окошки".

3. Разгадай правило, по которому составлены схемы, и вставь пропущенные числа.

4. Разгадай правило, по которому составлен первый столбик выражений. Запиши по этому же правилу выражения в других столбиках и найди их значения.

30 + 2 + 4
32 + 4
34 + 2
80 + 3 + 5
... + ... = ...
... + ... = ...

60 + 6 + 3
... + ... = ...
... + ... = ...
90 + 4 + 5
... + ... = ...
... + ... = ...

70 + 7 + 2
... + ... = ...
... + ... = ...
60 + 2 + 6
... + ... = ...
... + ... = ...

5. Вставь пропущенные числа.

6. По какому правилу составлен первый столбик выражений? Составь по этому же правилу выражения для других столбиков и найди их значения.

7. Разгадай правила, по которым записаны выражения в столбиках. Продолжи каждый столбик и найди значения выражений.

82 + 7 – 10 = ...
82 + 6 – 20 = ...
82 + 5 – 30 = ...
82 + 4 – 40 = ...
... + ... – ... = ...
... + ... – ... = ...
... + ... – ... = ...
... + ... – ... = ...

94 – 80 = ...
84 – 70 = ...
74 – 60 = ...
64 – 50 = ...
+ ... – ... = ...
+ ... – ... = ...
+ ... – ... = ...
+ ... – ... = ...

79 – 7 + 10 = ...
69 – 6 + 20 = ...
59 – 5 + 30 = ...
49 – 4 + 40 = ...
... – ... + ... = ...
... – ... + ... = ...
... – ... + ... = ...
... – ... + ... = ...

8. а) Разгадай правило, по которому составлены выражения в каждой паре, и найди их значения.

98 – 3 = ...
98 – 30 = ...

57 – 2 = ...
57 – 20 = ...

89 – 7 = ...
89 – 70 = ...

б) Составь пары выражений по тому же правилу и вычисли их.

69 – 6 = ...
... – ... = ...
77 – 5 = ...
... – ... = ...

76 – 4 = ...
... – ... = ...
38 – 2 = ...
... – ... = ...

54 – 3 = ...
... – ... = ...
87 – 4 = ...
... – ... = ...

2-й класс

9. Найди значения выражений разными способами.

10. Догадайся, какие числа нужно вставить в "окошки".

11. Разгадай закономерность и продолжи ряды чисел.

а) 99, 78, 57, ...
б) 12, 24, 36, ...
в) 15, 30, 45, ...
г) 87, 76, 65, ...
д) 1, 11, 23, 37, ...

Вставь пропущенные числа и продолжи ряды.

12. Разгадай правило, по которому записаны выражения в первом столбике. Составь по этому же правилу выражения в других столбиках и найди их значения.

а) 9 – 6
90 – 60
900 – 600

8 – 5 = ...
...........
............

7 – 3 = ...
...........
............

 

б) 5 + 2
50 + 20
500 + 200

 

4 + 4 = ...
...........
............

 

8 + 1 = ...
...........
............

13. Используя первое равенство, найди значение второго произведения.

14. Вставь пропущенный множитель.

15. Вставь в "окошки" знаки действий, чтобы получились верные равенства.

16. Разгадай правила и продолжи ряды чисел.

а) 13, 15, 19, 25, 33, ...

б) 81, 84, 80, 83, 79, ...

в) 9, 12, 16, 21, 27, 34, ...

3-й класс

17. Выполни действия и вставь числа в "окошки".

18. Разгадай правило, по которому составлены схемы, и вставь числа в "окошки".

19. Вставь в "окошки" знаки действий, чтобы получились верные равенства.

20. Разгадай правило, по которому составлены схемы, и вставь числа в "окошки".

21. Разгадай правило, по которому составлена схема, и вставь числа в "окошки".

22. Разгадай правило, по которому составлена схема, и вставь числа в "окошки".

23. Поставь скобки и расставь порядок выполнения действий, чтобы получились верные равенства.

24. Разгадай правило, по которому составлены схемы, и вставь числа в "окошки".

25. Разгадай правило, по которому составлены схемы, и вставь числа в "окошки".

4-й класс

26. Разгадай правило, по которому составлена первая схема, и вставь пропущенные числа.

27. Не выполняя умножения "в столбик", соедини каждое выражение с его значением.

4802 х 5 5268
74131 х 2 3276
364 х 9 34088
2634 х 2 24010
8522 х 4 148262
2974 х 6 18921
5018 х 7 4230
7235 х 9 35126
846 х 5 17844
6307 х 3 65115

28. Вставь цифры в "окошки", чтобы получились верные равенства.

29. Найди значения выражений, используя запись умножения "в столбик".

30. Выполни умножение "в столбик" и, используя полученную запись, найди значения выражений.

31. Используя первую запись в каждом столбике, вставь пропущенные числа.

32. Разгадай правила, по которым выполнены записи в каждом столбике, и вставь пропущенные числа.

33. Используя запись умножения "в столбик", найди значения выражений.