Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...

Мы часто слышим и хорошо знаем, что авторские сказки А.С. Пушкина созданы на основе устного народного творчества. Как можно организовать работу на уроках, чтобы дети не просто услышали о связи русских народных и пушкинских произведений, а в результате исследований сами пришли к этому выводу? Такая деятельность под силу творчески работающему педагогу, одним из которых является Татьяна ПОНИДИЛОК, г. Москва.

Татьяна ПОНИДИЛОК,
г. Москва.

Что за прелесть эти сказки!

Урок 1

Тема. "Что за прелесть эти сказки!"
Цель. "Вызвать интерес к сказкам А.С. Пушкина (казалось бы, хорошо известным с раннего детства).

ХОД УРОКА

Учитель. На этом уроке нас ждет встреча с уже знакомой вам сказкой, созданной Александром Сергеевичем Пушкиным. С какой? Не спешите! На нашем уроке все будет как в настоящей сказке. И долгожданная встреча со сказкой произойдет, если вы выдержите три испытания. Будьте внимательны, терпеливы, настойчивы.
Как и к каждому из вас, сказка пришла к Александру Сергеевичу Пушкину в детстве. А сказительницей была няня, Арина Родионовна.
Чтение отрывка из книги "Жизнь и лира". Глава "Края Москвы, края родные..."
"– Няня, сказку! – потребовал трехлетний Саша...
– Обожди, батюшка, будет тебе сказка. Вот братца спать уложим, останемся одни большие, будем сказки сказывать...
Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. Под присказки, припевки, прибаутки, которые сыпались, как камушки с перестуком, хотелось притопывать, стучать ложкой по столу, повторяя их бойкий лад.

Тень-тень-потетень,
Среди города плетень...
Ай ду-ду, ай ду-ду,
Сидит ворон на дубу...

Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина. Балерьеф работы Я.СеряковаПод протяжные песни он медленно покачивался, переступая с ноги на ногу или сидя – вместе с креслицем. Под эти песни он засыпал.
Постепенно стал он понимать отдельные слова, что-то представлять, видеть то, о чем пелось. Няня пела про востроносую лодку с гребцами – удалыми молодцами, про душу-девицу – лебедушку, про селезня и серую утицу. Он лежал в кроватке, а песня плыла-текла, текла река песенная, плыли по реке лодки-лебеди, утицы с малыми утятами... И он сам уплывал в сон...

Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина. Балерьеф работы Я.Серякова

А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках Добрые воевали со Злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно. Но в конце концов побеждали Добрые – они оказывались все-таки сильнее. Он вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений – уже во сне.

...Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы..."

– Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Итак. Испытание первое. Назовите известные вам сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Ответы детей.

Материал для учителя.
  • К жанру сказки А.С. Пушкин обращается в период наивысшего расцвета творческих способностей, 1830–1837 гг.

  • В 1830 г. начата работа над так и оставшейся незавершенной "Сказкой о медведихе".

  • В 1831 г. завершена работа над "Сказкой о царе Салтане..." и "Сказкой о попе и работнике его Балде".

  • В 1833 г. написаны "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

  • В 1834 г. – "Сказка о золотом петушке".

– Испытание второе. Проверьте свои знания, разгадывая сказочную викторину.
1. Герой, с которым соревновался Балда.
Дети. Бесенок.
У. 2. Как зовут героя, которому принадлежат слова:

Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя?

Д. Елисей.
У. 3. Как зовут героя, который превращался то в комара, то в муху, то в шмеля?
Д. Гвидон.
У. 4. Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
О ком идет речь в этих строчках?
Д. О коршуне.
У. 5. Какое имя пропущено в этих строчках?
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь...
Д. Дадон.
У. 6, 7. Назовите "профессии" двух сестер-завистниц жены царя Салтана.
Д. Повариха, ткачиха.
У. Испытание третье. Как называется сказка, в которой звучат слова, знакомые вам с детства?

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Д. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
У. Ребята, вы прошли три испытания, и вас ждет награда – встреча с чудесной "Сказкой о царе Салтане..." в исполнении артиста Игоря Ильинского. Слушая сказку, отметьте, какие картины возникли в вашем воображении. (Это задание поможет подготовить иллюстрацию к уроку 3.)
Прослушивание сказки.

Урок 2

Тема. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет..."
Цель. Подвести детей (путем сопоставления сказок) к выводу о том, что А.С. Пушкин, развивая в авторской сказке традиции устного народного поэтического творчества, создает самобытные произведения, утверждающие общечеловеческие ценности.
Урок задуман таким образом, чтобы сочетались коллективная и групповая формы работы.
Для детей этот урок – своеобразная ролевая игра, так как ученики объединены в группы, выполняющие единое задание и имеющие общую роль (например, "театроведы").
На учителя при подготовке этого урока ложится огромная нагрузка: необходимо сформировать творческие группы, распределить задания, с каждой группой полученное задание разобрать, объяснить задачи каждого члена группы, а через определенное время проверить, как выполнено задание.

Подготовка к уроку. Ученики (с учетом их интересов и взаимоотношений) распределяются по группам:

– исследователи сюжета;
– языковеды;
– знатоки героев сказок;
– исследователи "магии чисел";
– театроведы.

Каждая группа получает задание.

1. Исследователи сюжета

Сопоставить сказку А.С. Пушкина ("Сказка о царе Салтане...") с русскими народными сказками.
Сказка Пушкина, по мнению исследователей его творчества, перекликается с русскими народными сказками "Чудесные сыновья" и "По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре".
Найти сходства и различия в сюжете (перечислить общие сюжетные моменты, проиллюстрировать выдержками из сказок).

Задача учителя

1. Подготовить детей к осмысленному выразительному чтению отрывков из текста сказки.
2. Выработать четкий план ответа.

2. Языковеды

Сопоставить язык сказки А.С. Пушкина и русских народных сказок.

Задача учителя

1. Повторить с учениками понятия "эпитет", "постоянный эпитет", "стихи", "ритм", "рифма", "проза".
2. Помочь детям найти характерные "сказочные формулы" в сказках.

3. Знатоки сказочных героев

Ответить на вопрос: "Какие герои "Сказки о царе Салтане..." известны читателям русских народных сказок?"

Задача учителя

1. Помочь детям составить "перечень" героев сказки А.С. Пушкина; отработать русские народные сказки, в которых действуют те же герои.

Материал для учителя.

В книге В.П. Аникина и Ю.Г. Круглова "Русское народное поэтическое творчество" (М., 1983) мы находим материал, который поможет учителю подготовиться к уроку. "Сказка казнит обман и высказывает глубокую веру в то, что хитростям и неправде придет конец" (с. 152).

2. Обратить внимание детей на облик героев: в сказке положительный герой всегда и внешне прекрасен, а герои, несущие вред, горе, безобразны.

4. Исследователи "магии чисел"

Ответить на вопрос: "Какие "магические числа" встречаются в русских народных сказках? С какими проявлениями "магии чисел" сталкиваются читатели "Сказки о царе Салтане..."?"

Задача учителя

1. Обратить внимание детей на повторы, характерные и для УНТ, и для сказки А.С. Пушкина.
2. Объяснить ребятам целесообразность повторов в произведениях УНТ.
3. Помочь ученикам составить "перечень" сказок, в которых читатель обнаруживает повторы.

Материал для учителя.

"...Волшебная сказка прибегает к повторению сходных ситуаций. Это троекратное повторение эпизода с нарастанием эффекта". (Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. М., 1983, с. 158.)

В.П. Аникин приводит примеры троекратных повторов: трижды сражается Иван с тремя змеями ("Иван – крестьянский сын и чудо-юдо"), трижды пытается доскочить до окошка в тереме и поцеловать царевну герой сказки "Сивка-бурка", трижды отправляются следить за Хаврошечкой мачехины дочки ("Крошечка-Хаврошечка"). В каждой сказке, по мысли автора книги, троекратное повторение имеет конкретный смысл.

5. Театроведы

1. Составить устный отзыв о кукольном спектакле "Сказка о царе Салтане..."
2. Рассказать о жизни произведений А.С. Пушкина на сценах драматических театров.

Задача учителя

1. Выработать примерный план отзыва о спектакле.
2. Вместе с детьми провести редактирование черновика отзыва, тщательно отбирая необходимые языковые средства.
3. Помочь ученикам составить "карту" театральных постановок произведений А.С. Пушкина.

К задаче 2, 1

Примерный план отзыва о спектакле

1. Как называется спектакль?
2. В каком театре поставлен этот спектакль?
3. Каково ваше общее впечатление о спектакле?
4. Что запомнилось больше всего, было самым ярким и интересным?
5. Появилось ли желание посмотреть другие спектакли, поставленные по произведениям А.С. Пушкина?
В отзыве употребить слова и выражения:
– удивило;
– поразило;
– самое яркое впечатление;
– декорации, смена декораций;
– актеры, костюмы актеров;
– удивительные куклы, передающие характер героя;
– музыкальное оформление спектакля;
– восторг.

К задаче 3

Театральные постановки произведений А.С. Пушкина.

  • "Сказка о царе Салтане..." Государственный академический центральный театр кукол С.В. Образцова."Свет мой , зеркальце! Скажи..." Московский театр детской книги "Волшебная лампа".

  • "Дубровский". Московский драматический театр имени А.С. Пушкина.

Примечание к заданию для группы "театроведов".

Как вариант можно предложить задание для группы "киноведов и кинокритиков", материалом для работы этой группы может быть мультфильм "Сказка о царе Салтане..." (авторы сценария, режиссеры, постановщики и художники-постановщики И.Иванов-Вано, Л.Мильчин), а в качестве второго задания – составить перечень фильмов, поставленных по произведениям А.С. Пушкина.

Общее задание

Прочитать русские народные сказки "Чудесные сыновья", "По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре".

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, мы с вами узнали, что еще ребенком Пушкин услышал многие сказки от няни. Конечно, вполне вероятно, что поэт мог слышать те русские народные сказки, которые и вам довелось прочитать. Постарайтесь доказать, что Пушкин, создавая "Сказку о царе Салтане...", опирался на фольклорные источники.
Работа групп.
Дети замечают прежде всего перекличку сюжетов.

Материал для учителя.

Мы приводим сопоставительную таблицу сказок, которая поможет учителю на уроке.
Сказка А.С. Пушкина
"По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре".

И.Я. Билибин. Иллюстрация к "Cказке о царе Салтане" А.С. Пушкина. 1937Беседа сестер, подслушанная царем (царевичем).

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
"Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".

И.Я. Билибин. Иллюстрация к "Cказке о царе Салтане" А.С. Пушкина. 1937

...на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Старшая говорит:
– Если б на мне женился Иван-царевич, я бы ему напряла рубашку тонкую, гладкую, какой во всем свете не спрядут.
– А если б меня взял, – сказала средняя, – я б выткала ему кафтан из серебра, из золота, и сиял бы он, как жар-птица.
– А я ни прясть, ни ткать не умею, – говорит меньшая, – а если бы он меня полюбил, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.

Зависть сестер

В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.

...а старшие сестры стали сердиться да завидовать меньшой сестре, начали ей зло мерить...

Сестры-завистницы обманывают царя

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

...вместо того подали ему просто-напросто котенка и заверили, что жена его обманула.
...опять украли ее настоящего ребенка с солнцем во лбу и подложили щенка.

Жестокая расправа над царицей и ее сыном

И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в окиян...

...выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море.

Чудесное взросление царевича

И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

...и рос этот подкидышек не по дням, а по часам, скоро пришел в смысл, стал разумен...

Возвращение царя к семье

Царь глядит – и узнает...
В нем взыграло ретивое!
"Что я вижу? Что такое?
Как!" – и дух в нем занялся...
Царь слезами залился...

Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал и не вспомнился от радости – душа просветлела!

В сказке "Чудесные сыновья" мы обнаружим еще несколько общих сюжетных поворотов: троекратное посещение острова, а затем царя купцами; чудесное превращение царевича в насекомых; попытки сестры-завистницы очернить чудеса, увиденные на острове.
– Сопоставляя "Сказку о царе Салтане..." и сказку "Чудесные сыновья", вы, конечно, обнаружили сходство не только в том, как развиваются события. Давайте вспомним, какие "магические числа" встречаются в народных сказках.
Дети. Семь, три...
У. А есть ли подобное в сказке А.С. Пушкина?
Д. Есть.
У. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Расскажите, в каких сказках действуют те же герои, что и в сказке Пушкина.
Ответы детей.
– Мы с вами обнаружили, что сказку Пушкина с народными сказками роднит многое: сюжет, герои, использование многократных повторов... Но Пушкин стремился к тому, чтобы и язык его сказок был понятен народу. Внимательно читая "Сказку о царе Салтане...", вы обнаружите общее и в языке.
Вспомните, какие эпитеты в народных сказках относятся к словам "девица", "поле", "море". Есть ли постоянные эпитеты в сказке Пушкина?
Какие обороты речи, характерные для народных сказок, мы встречаем в "Сказке о царе Салтане..."?
Вы не могли не заметить существенного различия между сказкой Пушкина и народными сказками. В чем оно состоит?
Дети знакомы с понятиями "проза", "стихи". Им не составит труда заметить, что сказка Пушкина написана стихами.
– Но есть еще одно качество, пожалуй, самое главное, которое роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.

  • Что всегда побеждает в народной сказке?

  • Какие человеческие качества сказка прославляет, а какие – высмеивает и бичует?

Мы подводим детей к выводу о том, что сказку Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и зависти!
Веру в силу добра и красоты постарались донести до зрителя создатели спектакля "Сказка о царе Салтане...". Мы с вами посетили театр Образцова и смотрели этот удивительный спектакль. Давайте вспомним, какое впечатление произвел он на вас.
Слово группе "театроведов".
– Произведения Пушкина пробуждают в людях стремление создавать прекрасное и творческие способности.
А сейчас запишите домашнее задание.

  • Выразительно читать эпизод из сказки А.С. Пушкина (по выбору учеников).

  • Нарисовать иллюстрацию к "Сказке о царе Салтане..." и рассказать о своей работе.

Примерный план рассказа.

  • Какой эпизод из сказки вы запечатлели?

  • Что изображено на переднем плане вашего рисунка, а что – на втором?

  • Какие цвета вы использовали и почему?

  • Какие мысли и чувства вы стремились передать в рисунке?

В рассказ включите слова и выражения:

– особенно запомнился;
– удивил и восхитил;
– изобразил, нарисовал, запечатлел;
– я думаю, что...

Урок 3

Тема. "...Пушкин у нас начало всех начал..." (Творчество А.С. Пушкина как сила, пробуждающая в человеке стремление к прекрасному.)
Цели. Сделать шаг к формированию понятия о значении творчества А.С. Пушкина для российской культуры; пробудить творческие способности детей.

ХОД УРОКА

Учитель. На первом уроке за наши знания мы были награждены тем, что слушали сказку в исполнении великолепного мастера слова артиста Игоря Ильинского. А сегодня мы будем сами выразительно читать отрывки из сказки Пушкина.
Выразительное чтение отрывков из "Сказки о царе Салтане..." и обсуждение.

Примерный перечень вопросов для обсуждения.

  • Было ли чтение товарища четким, ясным, достаточно громким?

  • Передана ли при чтении основная мысль эпизода?

  • Передано ли определенное отношение к героям или событиям?

  • Сумел ли чтец донести до слушателей красоту языка А.С. Пушкина?

Комментарий, включающий перечисленные пункты, может быть дан при условии систематической работы по обучению детей выразительному чтению.

– При чтении или слушании сказок всегда возникают в воображении картины, которые хотелось бы перенести на бумагу. Дома вы постарались изобразить то, что особенно запомнилось, поразило при чтении "Сказки о царе Салтане...".

Демонстрация иллюстраций к "Сказке о царе Салтане...", сделанных детьми, и прослушивание рассказов, составленных по опорному плану.

Врубель. "Царевна-Лебедь"– Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: "Сказка о царе Салтане..." и "Золотой петушок". А художник Врубель, слушая оперу "Сказка о царе Салтане...", написал удивительно красивую картину "Царевна-Лебедь".

Знакомство с картиной происходит одновременно со звучанием фрагмента из оперы Римского-Корсакова.

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900
Материал для учителя.

Николай Александрович Римский-Корсаков " ...был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды". (Тарасов Л.М. Волшебство оперы. М., 1979.)
Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки "Руслан и Людмила", а став композитором, и сам обратился к творчеству А.С. Пушкина. В 1906 г. композитор начал работу над оперой "Золотой петушок". Опера "Сказка о царе Салтане..." написана к столетию со дня рождения А.С. Пушкина.
Опера Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане..." отвлекла художника М.Врубеля от работы над "Демоном", погрузила в мир музыки и театра. Увлеченный образами Пушкина и мелодией Римского-Корсакова, Врубель пишет декорации к опере, создает эскизы костюмов. Премьера оперы "Сказка о царе Салтане..." состоялась на сцене Частной оперы в 1900 г. Врубель, завороженный поэзией и музыкой, обращается к творчеству В.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха. В сезон 1900–1901 гг. им написано три полотна на тему "Сказки о царе Салтане...": "Царевна-Лебедь", "Лебедь", "Три богатыря".
Картина "Царевна-Лебедь" восхитила В.М. Васнецова. Образ Царевны-Лебеди создан "...редкостными по красоте истинно сказочными красками..." Так говорил Васнецов о картине Врубеля.
(Суздалев П.К. Врубель. М.,1991.)

"Сказочность картины заключена прежде всего в лебедином оперении героини, данной как бы в момент волшебного превращения белоснежной птицы в красавицу-царевну, изящную, хрупкую, манящую и загадочную, как взгляд ее больших глаз, таинственно мерцающих, подобно драгоценным камням перстней и царственного кокошника. Сказочностью проникнут и морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках, освещенных светлой полоской неба над горизонтом...
Врубель искал образ девичьей красоты юной царевны, образ царственно-прекрасный, загадочный своей глубиной как символ – идеал; ему необходимы были и венец – кокошник из старого золота, карбункулов, изумрудов, жемчугов, и серебряное кружево на косынке, но драгоценности здесь не сияют сами по себе – они входят в образ, обогащают красоту Лебеди, становятся как бы принадлежностью тонкого лица с широко открытыми глазами, тонких рук, худеньких плеч юной царевны". (Суздалев П.К. Врубель. М., 1991, с. 248–251.)

На данном уроке не ставится цель подготовить детей к написанию сочинения по картине; цель – показать, что красота способна породить красоту.
Начать беседу целесообразно с выявления общего впечатления от картины, а затем уже работать по плану.

Примерный план рассказа о картине.

  • Как называется картина?

  • Кто ее написал?

  • Кого изображает художник в центре картины?

  • В какой момент изображена героиня картины?

  • Какие сказочные черты героини вы можете отметить?

  • Чем поражает героиня картины зрителя? (Подробно опишите внешность героини.)

  • Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?

  • Какой пейзаж изобразил М.Врубель?

  • Какие краски использовал художник?

  • Какое настроение возникает при знакомстве с картиной?

  • Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.С. Пушкина?

– Ребята, сегодня мы увидели, что чудесная сказка Пушкина пробуждает желание творить прекрасное. Мы смотрели спектакль в театре Образцова, слушали фрагменты из оперы Римского-Корсакова, знакомились с загадочной картиной Врубеля.
Я надеюсь, что и в вас, создавших такие интересные иллюстрации и так хорошо читавших отрывки из сказки, не угаснут жажда творчества и желание продолжить знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.
Запишите домашнее задание: подготовить устный рассказ о картине Врубеля "Царевна-Лебедь".

Словарные материалы к описанию картины

– лебединое оперение;
– волшебное превращение;
– хрупкая, нежная, загадочная царевна;
– таинственно мерцающие глаза;
– царственный кокошник;
– морской пейзаж;
– сине-лиловые сумерки;
– водная гладь, словно засыпающая в ночи.

Выяснить, какие художники иллюстрировали сказки Пушкина.