Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2002

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Елена МУХИНА,
г. Сочи.

Художественный труд

Легко вылепить обычный цветок из пластилина. А как почувствовать себя Данилой-мастером и создать волшебный цветок-чашу? Какие использовать цвета? Что еще красивого можно увидеть в природе и попытаться повторить на уроке? Это вам подскажет Елена МУХИНА из г. Сочи.

3-й класс

Тема. "Поучимся у природы".

Цели. Развивать творческие способности младших школьников, воображение, мышление.

Оборудование. Учебник "Уроки мастерства" (Проснякова Т.Н. Изд. "Корпорация "Федоров"), спичечный коробок, пластилин, клей.

Статья опубликована при поддержке компании Rubraslet, уже давно и прочно занимающей лидирующие позиции среди крупных отечественных поставщиков товаров для идентификации посетителей на массовых мероприятиях. Силиконовые браслеты, предлагаемые компанией, являются одним из самых эффективных инструментов для продвижения продукции или бренда при проведении массовых мероприятий, промо-кампаний, благотворительных акций. Силиконовые браслеты от Rubraslet – это богатая цветовая палитра, широкий размерный ряд, экологически чистые и высококачественные материалы, из которых изготовлена продукция, все возможные типы нанесения на браслеты надписей или логотипов. Кроме того, являясь прямым производителем, компания имеет возможность предложить своим клиентам самые привлекательные цены и кратчайшие сроки изготовления. С подробной информацией об ассортименте продукции, оказываемых компанией услугах и ценах на них можно ознакомиться на сайте rubraslet.ru.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы обратимся к миру природы, посмотрим, какие чудесные узоры можно увидеть в камне, на панцире черепах. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 78.
Дети открывают учебники.
– Рассмотрите, пожалуйста, замечательные узоры, созданные природой. Какие еще вы знаете поделочные камни? Какие изделия из них вам известны?
Настя. Я еще знаю агат и лазурит (показывает фотографии).
Кристина. Еще нефрит и оникс (показывает фотографии).
Ваня. Я еще знаю змеевик. Его по-другому серпентином называют. Про него тоже в "Уральских сказах" Бажова написано. А вообще у нас на Урале добывают и яшму, и малахит, и орлец. Из поделочных камней делают красивые вазы и шкатулки. Малахитом во дворцах облицовывали колонны и камины, а яшмой даже пол покрывали.
Яна. Еще из этих камней делают бусы и браслеты.
Ксюша. Знаменитый ювелир Фаберже делал еще и фигурки людей и животных из поделочных камней. Вот лягушка из нефрита на основании из оникса (показывает фотографию), вот собачка Цезарь, норфолкский терьер короля Эдуарда VII, вырезанный из белого халцедона (показывает фотографию). Фаберже вырезал животных из агата, жада, нефрита, мрамора, лунного камня и т.д. Самая большая коллекция животных Фаберже у английской королевы Елизаветы II. У нее есть170 фигурок. Фаберже создавал и фигурки людей. Они сейчас такая же редкость, как и пасхальные яйца. Посмотрите, это плотник с лицом из авантюритного кварца в красной рубашке и брюках из ляпис-лазури (показывает фотографию). Вот фигурка цыганской певицы Вари Паниной из деревни Яр (показывает фотографию). Ее платье сделано из зеленого жада, шаль – из белой с красным яшмы. Посмотрите: она как живая получилась!
Учитель. Очень интересно. Я тоже принесла вам фотографии поделочных камней, чтобы вы могли полюбоваться их необыкновенными узорами, и некоторых изделий из них, хранящихся в Эрмитаже. Может быть, они вдохновят вас на создание своего каменного цветка или шкатулки, которым позавидует сама Хозяйка Медной горы. Давайте посмотрим, как вам предлагают сделать Каменный цветок.
Стас. Сначала надо самому себе представить этот Каменный цветок. Он ведь не обязательно должен быть именно малахитовый? Мне очень нравится агат. У него тоже рисунок идет кольцами с переходами цвета от почти белого до красно-коричневого.
Учитель. Можно сделать цветок и из агата. А как ты получишь различные оттенки цвета?
Стас. Надо смешать пластилин. Надо взять красный, белый, черный, желтый и коричневый цвета и смешать их в разных количествах. Так можно получить цвет от нежно-розового до темно-вишневого. Я сейчас попробую это сделать.
Настя. А для того чтобы получился малахит, надо тоже смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим так, как Стас сказал. Потом получившиеся кусочки надо раскатать в тоненькие пластинки, положить их слоями друг на друга, как коржи у торта, свернуть пополам, немного вытянуть пальцами, чтобы у лепестков острый кончик получился, и нарезать проволочкой на тонкие пластинки. Так у нас получатся заготовки-лепестки для цветка из любого камня или для малахитовой шкатулки.
Учитель. Хорошо, обратите, пожалуйста, внимание на то, что чем тоньше будут ваши пластинки и чем больше их будет, тем красивее получится срез. Пластинки не стоит делать слишком маленькими, чтобы у вас получилось достаточное количество одинаковых лепестков или заготовок для шкатулки. Размер пластинок должен быть приблизительно 5ґ8 см. Можете приступать к работе.
Дети выполняют заготовки для цветка или шкатулки. Каждый выбрал тот камень, который больше понравился. Каменный цветок дети хотят сделать не только из малахита, но и из агата и яшмы.
Учитель. Хорошо, заготовки мы нарезали. Как теперь собирать цветок?
Саша. Надо теперь соединить лепестки так, чтобы получился пластилиновый цветок.
Денис. Надо на пластилиновый каркас их налепливать. Просто так, если их друг на друга лепить, они не держатся, я пробовал. Лепестки слишком тяжелые.
Учитель. Да, если использовать пластилиновый каркас, то цветок будет сделать легче, нижние лепестки не будут прогибаться и падать под тяжестью верхних. Дети, а как сделать шкатулочку?
Алена К. Надо верхнюю часть спичечного коробка разрезать по сгибу и приклеить снизу и сбоку к внутренней части коробка. У нас получится шкатулка с крышечкой. Теперь ее нужно красиво облепить заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. А потом надо края облепить рамочкой из жгутиков и раскатать.
Возражений и дополнений нет.
Учитель. Пожалуйста, можно работать дальше.
Дети заканчивают работу.
– Пожалуйста, готовые работы несите на выставку.
Дети выставляют свои работы. Рисунок камня, предложенный в учебнике для цветка и шкатулки, никто не повторил. Каждый ребенок создал свой узор для камня, используя фотографии поделочных камней и рисунки в учебнике.
– Замечательно. Кажется, будто эти работы делал сам Данила-мастер. Время у нас еще остается, и я думаю, что мы успеем на этом уроке сделать черепашек. Давайте посмотрим на следующую страницу. Всем понятна техника? Вопросы есть?
Олег. Все ясно. Опять взять пластилин, раскатать пластинки, свернуть рулетом и нарезать.
Всем детям понятно, как сделать черепашку.
Учитель. Хорошо, тогда я предлагаю вам выполнить эту работу самостоятельно. Звание настоящего мастера получит тот, кто догадается, как сделать заготовки, чтобы они напоминали щитки на панцирях настоящих черепах. Вы будете лепить, а мы тем временем поговорим о том, что вам известно об этих удивительных животных.
Настя. Черепахи живут на Земле уже очень давно, больше 200 млн лет. Они произошли от котилозавров. Когда-то они были огромными, около трех метров длиной, а сейчас таких больших черепах уже нет.
Алена Л. А еще бывают черепахи без твердого панциря. Они называются кожистыми.
Ксюша. Да, такие черепахи живут в Африке, Северной Америке, Китае и Приамурье. На Дальнем Востоке, в озере Ханка, обитает кожистая черепаха амида. Маленьких амид иногда держат в аквариумах.
Валя. В Тихом океане живет кожистая черепаха. Она считается самой крупной, потому что бывает около двух метров в длину и весит примерно 450 кг. А зеленую черепаху, которая живет в Карибском море, по-другому называют суповой, потому что из нее готовят очень вкусный и дорогой суп.
Ксюша. Я хочу еще добавить про зеленую черепаху. Через каждые три года эти черепахи собираются в большие стаи и плывут от побережья Бразилии в дальний путь на остров Вознесения, который находится в 2000 км от их родных мест, чтобы отложить там яйца. Это плавание туда и обратно длится целых три года. Никто не знает, зачем они это делают и как они находят в океане маленький островок. А яйца они откладывают в глубокие норки, около полуметра глубиной, которые черепахи сами выкапывают задними лапами.
Учитель. Очень интересная информация. А каких сказочных черепах вы знаете?
Ваня. Конечно, Тортиллу. Она подарила Буратино Золотой ключик.
Лаура. Есть еще Черепаха из мультфильма. Они там вместе с Львенком поют песенку.
Учитель. Именно эту песенку, которая называется "Львенок и Черепаха", мы сейчас с вами послушаем.
Звучит песня "Львенок и Черепаха" (муз. Г.Гладкова, сл. А.Козлова). Дети выполняют работу.
– Я вижу, что вы уже заканчиваете работу. Пожалуйста, готовые работы несите на выставку.
Дети выставляют свои работы.
– Многие из вас решили повторить узор на щитках панциря настоящих черепах. Получается очень похоже. Поделитесь секретом, как это у вас получилось.
Денис. Я сделал звездчатую черепаху. Для того чтобы у меня получился такой рисунок на щитках, я слепил из коричневого пластилина треугольные бруски и на две верхние стороны положил тонкую пластинку желтого цвета. Таких брусков я сделал 7 штук, а потом соединил их в одну заготовку так, чтобы желтые пластинки склеились между собой. Когда я эту заготовку стал разрезать, то у меня получились щитки, у которых на коричневом фоне нарисована желтая звездочка.
Учитель. Действительно, получилось очень похоже.
Валя. А я сделала бугорчатую черепаху. Я скатала семь жгутиков, обернула каждый жгутик желтой пластинкой, слепила их между собой, как цветок сакуры, и немного покатала по бумаге, чтобы отдельные жгутики не выступали. Потом я эту заготовку разрезала. Мне кажется, что получилась почти настоящая черепаха.
Олег. Я сделал красноухую черепашку. Видите, у нее на голове я сделал красные пятнышки. Я сложил друг на друга по очереди очень тонкие коричневые и желтые пластинки, свернул их вдвое, как для Каменного цветка. А на голове и шее я процарапал зубочисткой полосочки, чтобы было видно, какая у нее морщинистая кожа.
Аня Б. А у меня каспийская черепаха. Ее было делать очень легко. Я три коричневых жгутика обернула полоской желто-коричневого пластилина, сложила их рядом в одну линию и завернула их в полоску коричневого пластилина. Когда я разрезала эту заготовку, то на щитках получились три светлых колечка.
Учитель. Вы настоящие мастера. Но и те, кто слепил черепашку из мультфильма, тоже потрудились на славу.