Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2002

МАСТЕРСКАЯ

Е.Б. ВОРОКОВА ,
г. Нальчик

Думаем. Рассуждаем. Решаем

Коммерция – сложная деятельность. Что нужно для организации маленького производства? С чем и с кем приходится сталкиваться? Учитель начальных классов гимназии № 66/1 Е.Б. ВОРОКОВА из г. Нальчика показывает детям, как можно применять знания, полученные на уроках математики, в жизни.

Тема. "Думаем. Рассуждаем. Решаем".

Цели. Продолжить работу по теме "Дроби", по решению задач на вычисление именованных чисел; развивать навыки устного счета, логическое мышление; способствовать общему развитию школьников: развивать внимание, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества; с помощью экономических понятий содействовать целостному восприятию картины окружающего мира, составной частью которого являются экономико-математические отношения: развивать культуру экономического мышления; учить анализировать предлагаемый материал, свои ответы и ответы своих товарищей; формировать навыки самоконтроля.

Оборудование. Опорная схема, карточка с математическими заданиями.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Учитель. Сегодня наш урок пройдет в качестве деловой игры. Прежде чем начнем, давайте вспомним, что такое здоровье. Что нужно, чтобы поддерживать здоровье?
Ответы детей.
– Здоровье можно поддерживать с помощью средств нетрадиционной медицины. С одним из этих средств вы познакомитесь, если решите примеры, записанные на доске.
На доске.

– А теперь прочитайте слово, поставив все цифры в порядке возрастания.
На доске.

– Знаете ли вы, что еще в древности индейцы Южной Америки лечили людей, страдающих болотной лихорадкой, корой хинного дерева? Эта кора обязательно должна была быть определенного размера. Посчитайте, какова была длина этой коры, если ее ширина была 4 см, a S = 32 см2.

Д. 32 : 4 = 8 см. Длина коры 8 см.

У. Впервые сбор трав для применения в лечебной практике был произведен в 1760 г. одним тибетским монахом. Сколько лет прошло с тех пор?

Д. 2002 – 1760 = 242 года.

У. Много легенд было сложено про похожие на человечков корни травы женьшень. Сейчас уже никто не сомневается в волшебных свойствах этой травы. Об этом знают даже звери. Хомячок съедает в день 300 г этой травы, а это является 1/3 того, что съедает заяц. Сколько травы женьшеня съедает заяц?

Д. 300 х 3 : 1 = 900 г заяц съедает за день.

У. В наше время о свойствах лечебных трав широко известно. Однако не менее целебные свойства имеют и деревья. Так, иголочки ели используют для лечения пародонтоза, листья березы – для укрепления корней волос, а плоды рябины позволяют достойно встретить простудные заболевания. Посчитайте, сколько лет живет рябина, если известно, что ель живет 1200 лет, береза – 1/2 этого возраста, а рябина – на 500 лет меньше, чем береза. Сколько лет живет рябина?

Д. 1200 : 2 = 600 (лет) – береза; 600 – 500 = 100 (лет) – рябина.

II. Основная часть

У. Какой внутренний орган человека выполняет функцию фильтрации?

Д. Почки.

У. Сегодня каждый тридцатый имеет заболевание почек. Работу этого органа тоже можно поддерживать с помощью трав. Задачей нашего урока является создание коммерческого клуба по сбору лекарственных трав для поддержания и лечения почек. Мы с вами должны будем рассчитать, выгодно ли это дело. Скажите, с чего надо начать.

Д. С ссуды.

У. Что такое ссуда?
Ответы детей.
– Чтобы узнать, какую сумму мы возьмем, вы должны будете сложить те ответы, которые получились в столбцах.

Д. 610 + 290 = 900 руб.

У. Для сбора трав мы обращаемся в школы с этой просьбой. Собрать корень петрушки, семя петрушки, семя огуречное, лист бузины.
Члены отряда ЮДП из первой школы собрали 22 кг 600 г, из второй школы – в 2 раза меньше, чем из первой, а из третьей – на 40 кг 200 г больше, чем из второй школы. Сколько всего килограммов собрали дети?
Дети решают в тетрадях, один ученик – у доски.
На доске.

1) 22 кг 600 г : 2 = 11 кг 300 г – вторая школа
2) 11 кг 300 г + 40 кг 200 г = 51 кг 500 г – третья школа
3) 22 кг 600 г + 11 кг 300 г + 51 кг 500 г = 85 кг 400 г

– Всего в сборе участвовало 22 человека. Им заплатили по 10 рублей. Сколько денег было затрачено? Сколько денег осталось?
На доске.

10 х 22 = 220 (р.) – истр.
900 – 220 = 680 (р.) – остал.

– Для доставки были отправлены 2 легковые машины. В первую машину было заправлено 10 л бензина, во вторую – столько же. Сколько денег истратили на бензин, если 1 л стоит 6 руб?

Д. (10 + 10) х 6 = 120 руб.

У. Стоимость бензина в 2 раза меньше, чем количество денег, заплаченное шоферам. Сколько денег заплатили шоферам?

Д. 120 х 2 = 240 руб.

У. Сколько денег осталось?

Д. 680 – 360 = 320 руб.

У. Какая операция следующая?

Д. Переработка сырья.

У. После сортировки и сушки в отходы ушло 30% от всего количества трав. Сколько граммов ушло в отходы? Сколько осталось?

Д. 85 кг 400 г = 85 400 г.
85400 : 100 х 30 = 25620 г = 25 кг 620 г – ушло в отходы; 85400 – 25620 = 59780 = 59 кг 780 г осталось трав после переработки сырья.

У. В одну коробку упакуем 1 кг. Сколько коробок получится?

Д. 59 коробок полных.

У. Какая операция следующая?

Д. Реализация.

У. Цена одной коробки 30 руб. Посчитайте сумму выручки.

Д. 30 х 59 = 1770 руб.

У. Мы должны выплатить ссуду 900 руб. Плюс 10%. Значит:

900 : 100 х 10 = 90 руб.
900 + 90 = 990 руб. – возврат банку.
2000 – 990 = 1010 руб. – осталось денег.

На заработную плату ушло 2/5 от числа оставшихся денег, а на налоги ушла 1/5 часть всех оставшихся денег. Посчитайте, чему равна чистая прибыль.

Д. 1010 : 5 х 2 = 404 руб. – зарплата.
– 1010 : 5 х 1 = 202 руб. – налоги.
404 + 202 = 606 руб. – всего.
1010 – 606 = 404 руб. – чистая прибыль.

У. Что такое налоги? Что такое чистая прибыль?
Ответы детей.
– Выгодно ли это дело с экономической и валеологической точек зрения? С помощью чего можно поддерживать работу почек?
Существует еще огромное количество таких трав. Но именно этот состав используют в приготовлении почечного отвара в нашем фитобаре. Надеемся, что каждый наш гость отведает этот отвар. Но сначала каждый ученик должен оценить свою работу на уроке сам.

IV. Подведение итогов самооценки