Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Наталья ДОРОФЕЕВА,
учитель средней школы № 832,
г. Москва

Развитие интеллектуальных способностей

1-й класс

Для успешного обучения детей необходимо уже с 1-го класса развивать восприятие, память и внимание как основные процессы интеллектуального развития ребенка. Чтобы работа была более полноценной, урок необходимо проводить в игровой форме.

Тема. "Развитие интеллектуальных способностей".

Цель. Развивать интеллектуальные способности на основе развития восприятия памяти и внимания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Разминка

Дети под диктовку учителя рисуют орнамент, один человек выполняет его на доске.

III. Развитие восприятия

1. Тренинг

Сколько здесь треугольников?

2. Игра "Определи длину отрезка".

Играют две команды. Каждая команда чертит для другой на доске три отрезка любой длины. Получив таким образом задание, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на доске.
Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов (максимальное количество – 15). За небольшое отклонение от истинного результата команда получает 2 балла.

3. Диагностика*

На большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идет с одним ребенком, крупно написано:

10 слов (из 4–8 букв каждое);
10 трехзначных чисел;
10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).

Все это следует расположить горизонтально рядами в любой последовательности.

Инструкция. Посмотрите на лист, на котором есть слова, числа и картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение одной минуты запишите то, что смогли воспринять, обязательно точно.
Оценка результатов: нормальное восприятие – 7±2 объекта.

IV. Развитие памяти

1. Тренинг

Текст "Плохой сторож": "У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и еще выпила молоко".
10 вопросов по содержанию: кто съел сало? Куда заперли кошку? И так далее.

2. Игра "Кто больше запомнит".

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, то есть обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

3. Диагностика

Объем слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики 10 слов.
Учащимся предъявляется 10 слов: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.
После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.

V. Развитие внимания

1. Тренинг "Найди пять отличий".

 2. Игра "Два дела одновременно".

Эту игру можно использовать для развития внимания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды.
Ведущий подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это же время за маятником показывает три репродукции, одну за другой.
Задание учащимся. Подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание репродукций.
У трех человек из каждой команды ведущий спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из каждой команды рассказывают содержание показанных репродукций.
Выигрывает та команда, которая дала более правильные ответы.

3. Диагностика

Методика "Исправь ошибки".

Цель. Установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении работ.
Ход эксперимента. Для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.
Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.

Готовый текст задания

Старые лебеди склонили горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
Сорняки шыпучи и плодовиты.
На столе лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.

Обработка полученных данных

Надо найти частное от деления разности между числом правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное меньше 0,5 – внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.
Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:

– не заметили 2 ошибки – хорошее внимание;
– не заметили 3–4 ошибки – средний уровень внимания;
– не заметили 5 и более ошибок – низкий уровень внимания.

VI. Упражнения на развитие всех мыслительных процессов

Логическая задача. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

Игра "Эхо".

Цель. Развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание. Составить слова, отделив первые буквы от данных слов.

Игра "Зашифрованное слово".

Цель. Развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание. Составить слово из первых слогов данных слов.

молоко
невод
таракан