Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2002

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие в Страну исторических источников

Путешествие восьмое

– Именно "воскресшая", по-гречески. Но что означают имена – еще не вся их история, мраком времени покрытая. Часто определенные имена давали людям одного круга, чтобы из других людей выделяться.

– Это как это? – переспросил Алеша.

– Например, купцам давали мужские имена с "а" на конце – Савва, Сила, Лука, или краткие – Карп, Тит, Пров. А у крестьян, плохо работающих, святой отец мог дать детям самые заковыристые имена: Полиевкт, Леокадия или еще длиннее – Варахисий. А чем плохо имя Варахисий – означает "Бог благословил"...

– Язык сломаешь! – отозвалась Настя.

– Вот и давали такие имена как бы в наказание. А у многих восточных, греческих да латинских имен появились простонародные формы, чтобы легче произносить. Например, имя Георгий стали произносить как Юрий или Егор, Хрисанф – как Кирсан, Евстафий – как Стахей, Эмилиан – как Емельян.

– Мне не терпится спросить: а как произошли фамилии? – поинтересовалась у Наума Даша. – Они тоже были уже в Древней Руси?

– А разве не было? – переспросил Алеша. – Например, Алеша Попович, Илья Муромец... как там еще... во, Юрий Долгорукий!

– Попович – это же вроде отчество, – возразил Ваня.

– Ну да, его отца звали Поп? Ну и имечко! – вмешалась Настя.

– Подождите, подождите, чада неразумные! Не было фамилии в те времена, когда текла жизнь князя Юрия и Ильи Муромца! Это сиречь прозвания – Долгорукий, Красное Солнышко, Муромец, Коловрат, но не фамилии, яко переходить должны от отца к сыну, – начал вновь рассказывать Наум. – Фамилии замечаются во времена, близкие к правлению великого князя Ивана Васильевича Третьего...

– В пятнадцатом веке, – добавил Сергей Сергеевич. – В это время появились писцовые книги, в которых стали записывать людей поименно. Как вы думаете, – обратился он к ребятам, – почему было не очень удобно перечислять людей только по именам?

– Наверное, было много одинаковых имен, – сказал Ваня.

– И поэтому, например, многочисленных Иванов в одной слободе стали записывать: Иван Ближний, Иван Рыжий, Иван Рябой, а также часто по отцу – Иван Андреев сын, Иван Михайлов сын. И пошли от этого фамилии: Рыжов, Рябов, Андреев, Михайлов. Именитые князья и бояре получали фамилию либо по своим владениям, например, князья Белосельские владели Белым селом, князья Вяземские – городом Вязьмой, либо по видному человеку в роде как его потомки – Шереметевы, которые происходили от выходца из Литвы Шеремета, Романовы – по влиятельному боярину Роману Юрьевичу.

– Это те Романовы, которые стали царями, – вставил Ваня.

– Многие фамилии напоминают о занятиях предков – Кузнецов, Столяров, Ямщиков. А само слово "фамилия" – латинское и означает "семья". Еще в Древнем Риме были родовые и семейные имена, передававшиеся от отца к сыну. Например, сын какого-нибудь Гнея Корнелия Флакка был Марком Корнелием Флакком – второе и третье имя оставались неизменными. В Россию пришли некоторые римские личные имена, например, Марк, и некоторые фамильные, Юлий, Клавдий, Валерий.

– А еще есть женские имена – Юлия, Клавдия, Валерия, – отметила Даша. – В моем классе есть Валерия...

– Да, но в Риме это были не личные имена, а обозначение рода, и больше имен у женщин... не было. В средневековье раньше, чем на Руси, появились фамилии в странах, где была более развитая грамотность и письменная культура, – в Армении, Грузии, Италии, затем, почти одновременно с Московским государством, – во Франции, Англии, Испании, Германии.

– А при Петре Великом, – продолжил Наум, – велено было, чтобы всяк человек любого состояния имел фамилию. И тогда многие дворяне стали придумывать фамилии своим крестьянам. Часто всем жителям единой деревни давали и фамилию единую, наприклад, в деревне Баранихе жили одни Барановы. А часто, для удобства, крестьянам птичьи фамилии давали: Воробьев, Соловьев, Галкин, Синицын...

– И я – Синицына, – гордо сказала Настя.

– И нашему брату семинаристу стало начальство придумывать фамилии, да все больше по словам из священных книг – Отченашев, Архангелов, да по нраву человеков – Благонравов, Добролюбов, да по разным камням да цветам – Розанов, Рубинов... Наша учащаяся братия об этом песенку сложила:

По церквам, по цветам,

По камням, по скотам

И яко восхощет его преосвященство.

И вот и аз, грешный, получил от настоятеля фамилию Святцев, поелику отмечен в особом усердии в знании святых праздников...

Тут ребята обратили внимание на человека простонародного вида, уже давно слушавшего поодаль их разговор с семинаристом.

– Здравствуйте, вы кто? – спросил Алеша.

– Иван Непомнящий.

– Это что, такая фамилия?

– Точно. Дали мне ее, потому что круглый сирота я и не помню отца-матери. Да на судьбу я сильно обижаюсь! Ведь так повелось, что того, кто к предкам своим без уважения относится, Иваном Непомнящим называют...

– И вы один такой несчастный в вашей области? – с сочувствием задала вопрос Настя.

– Нет, есть еще один такой – Петр Бесфамильный. Вот вдвоем мы и мыкаемся тут с такими прозваниями. Эх, судьба непутевая! – с досадой сказал Иван и зашагал прочь.

– Да, каких только нет необычных фамилий! – заметил Ваня.

Сергей Сергеевич ответил стихами:

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин, Дармоед,

Сморчков и Перепупов!

Так писал Сергей Михалков в стихотворении "Смешная фамилия".

– Это что же, – стала рассуждать Настя, – у Пятеркина кто-то из предков получал пятерки, а у Двойкина – двойки?

– А вот и нет! – школьные отметки тут не при чем. Просто Двойкой называли второго ребенка в семье, а Пятеркой – пятого. Вот их потомки и стали Двойкиными и Пятеркиными. Так же произошли и другие подобные фамилии – Первухин, Третьяков, Шестаков.

– Давайте еще узнаем, как произошли фамилии у нас у всех, а не только у Насти, – предложила Даша.

Узнав, что у Вани фамилия Смирнов, у Алеши – Полозов, а у Даши – Новосельская, Наум предложил:

– Знаете, что? У нас во Дворце науки имени Антропонимики есть сведения на каждую фамилию. Аз, скромный семинарист, не все вам объяснить могу, а там вы все узнаете.

Поблагодарив Святцева, путешественники зашагали к дворцу. У входа их встретил старичок-привратник.

– Я работаю тут очень давно, – стал рассказывать он ребятам. – У нас заведено досье на все имена и фамилии. Вот – китайские и корейские, которые пишутся перед одним или двумя именами: Ляо Чжи, Пак Ен Хван. Вот – арабские, по традиции – с приставкой "аль": Аль-Баяти, Аль-Бейди...

– Haм хочется посмотреть досье на наши, русские фамилии, – пояснил Ваня.

Наконец в большом шкафу отыскались папки с нужными фамилиями. Сергей Сергеевич стал читать:

– Смирнов. Третья по распространению русская фамилия после Иванов и Кузнецов. Особенно много Смирновых северо-восточнее Москвы – во Владимирской Ярославской, Ивановской областях. От прозвища Смирной – смирный, тихий, послушный.

Полозов. Имя Полоз – мелкая неядовитая змея – было оберегом, носившимся наряду с церковным именем. Менее вероятно происхождение фамилии Полозов у потомков кузнеца, изготовлявшего полозья для саней.

Новосельский. Фамилия появилась у жителей села Новое или какого-либо нового села.

– Ой, давайте и мою фамилию посмотрим, – попросила Настя.

– Синицын. От имени-оберега Синица или "птичья" фамилия, придуманная при записи крестьян во время переписи населения.

– Значит, может быть, и у меня фамилия – от оберега? – отреагировала Настя.

– Тут столько папок! – заметил Ваня. – Можно посмотреть еще что-нибудь?

– Баруздин. От диалектного слова "баруздить" – мешать, препятствовать.

Грибанов. От прозвища Грибан – "угрюмый, недовольный".

Лямин. От прозвища Ляма – "вялый".

Травников. Травник – лекарь, знахарь, лечащий травами.

Угланом на Севере называют рыбу язь...

Выйдя из дворца, ребята перевели дух.

– А отчество? Мы забыли про отчества. Откуда они? – вспомнила Даша.

– Как откуда? От имен, – сказал Сергей Сергеевич. – Только вот вначале отчества были далеко не у всех людей на Руси. Можете ли вы сказать, у кого?

– У князей, бояр, – ответил Ваня. Например: князь Игорь Святославич, бояре Кучковичи...

– Верно. И позднее "писаться с вичем" означало получить дворянство.

– И поэтому дворянского ребенка с детства звали по имени-отчеству? – догадался Ваня.

– Лишь после Петра Первого отчества закрепились у всех российских подданных, но еще долго крестьян предпочитали именовать так: "Семен Михайлов сын Попов". Слуг ж называли только по отчеству: Савельич, Филипьевна... И имена в разной среде звучали по-разному. Дворянскую дочь звали Маша или Мари – на французский манер, городскую девушку – Маруся, крестьянскую – Марьюшка, Марютка. А вот лет сто назад тебя, Алеша, могли звать Лёка, а тебя, Настя, – Ася. Можно было бы еще поговорить о многом: об именах, появившихся в двадцатом веке, после революции, и просуществовавших недолго, – Октябрь, Темп, Искра, Электрон... О псевдонимах – их чаще всего носили и носят деятели литературы и искусства, указывая на те или иные стороны своего творчества, – Максим Горький, Саша Черный... Но пока что наше занятие пора заканчивать.

Вещественные и письменные,

Устные, изобразительные –

Мы встретим еще вас, таинственные

Источники удивительные!

В классе Сергей Сергеевич дал ребятам задание:

– Попробуйте объяснить имена и фамилии ваших одноклассников и знакомых. Это будет интересная и увлекательная работа!

Продолжение следует