Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Лидия КЛИМОВА,
учитель школы № 36,
г. Челябинск

Урок по развитию речи

Тема. "Учимся писать изложение" *.

Цели. Развивать речь учащихся, расширять кругозор, прививать любовь к животным.

Оборудование. Отпечатанный текст изложения.

ХОД УРОКА

I. Изложение

Учитель. Сегодня на уроке мы будем писать изложение.

Учитель читает текст изложения.

ПТИЦЫ ГОВОРЯТ СПАСИБО

Стоял тихий снежный денек. Таня положила корм в птичью кормушку.
Гости сразу прилетели. Тут были и синички, и воробьи, и тупоносые снегири в красных рубашках.
Вот на кормушку опустился свиристель. Он был нарядный, перышки на груди и на крыльях красноватые, а на голове – пушистый хохолок. Птицы клевали корм.
Потом они долго сидели на ветках и что-то щебетали. Наверное, они говорили Тане спасибо.

(Л.Воронкова)

Перед каждым ребенком лежит отпечатанный текст.
– Прочитайте текст изложения про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Какие слова непонятны?
Ответы детей.
– Как можно доказать, что перед нами текст?

Дети. В тексте все предложения на одну и ту же тему. К тексту можно придумать заглавие. В тексте есть зачин, основная часть, концовка.

II. Выделение темы текста

У. Давайте выделим тему текста. Что такое тема?

Д. То, о ком или о чем говорится в тексте.

У. Какова тема данного текста? Отражена ли она в заглавии?

Д. Заглавие текста – краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

III. Основная мысль текста

У. В каком предложении сформулирована основная мысль? Отразилась ли основная мысль в названии текста?

Ответы детей.

IV. Выделение стиля речи

У. Какие стили речи вам известны?

Д. Художественный, научный, разговорный, книжный.

У. К какому стилю относится данный текст? Докажите.

Д. К художественному.

У. Какие художественные средства языка употребляет автор?

Д. Олицетворение – оживление природы, сравнение с живым образом.

– Сравнение – такое выражение, когда один предмет в художественном произведении сравнивается с другим. Например: "И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной".
– Сравнение помогает автору точно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему.
– Эпитеты – яркие, красочные, необычные прилагательные.
– Резкое противопоставление картин природы, героев, настроения в произведениях называется контрастом. Контраст помогает лучше представить то, о чем говорится в произведении.
– Скрытое сравнение, когда свойства одного предмета, чаще – человека, животного, переносятся на другой, неживой предмет, называется метафорой.
Например, дремать может живое существо – человек, животное. В рассказе Паустовского "Первый снег" так говорится про день: "День дремал". Метафора подчеркивает черты сходства предметов, делает их изображение более точным и ярким.

У. Послушайте, сравните.
Учитель читает научный текст-описание.

V. Тип речи. Определение типа речи в изложении

У. Определите тип речи услышанного текста. С какими типами речи мы знакомы?

Д. Текст-повествование. Рассказывается о событиях, действиях. К такому тексту можно поставить общий вопрос что произошло?
– Текст-описание. Рисуется внешний вид. К нему можно поставить общий вопрос какой? какие?
– Текст-рассуждение. В нем объясняются причины явления. К нему можно поставить общий вопрос почему произошло?

У. Можно ли по названию определить тип данного текста?

Д. В соответствии с типом текста подбирается название.

У. Подтверждается ли это при первом знакомстве с текстом? Какой тип речи использует автор? С помощью какой части речи автор описывает птиц, погоду? Присутствует ли в тексте рассуждение?
Ответы детей.
– К какому типу речи можно отнести данный текст?

Д. Повествовательный с элементами описания.

VI. Связь предложений в каждой части**

У. На сколько смысловых частей можно разделить текст?

Д. На четыре.

У. Читаем первую часть. С чего она начинается?

Д. С описания погоды.

У. Какие имена прилагательные употреблены?
Ответы детей.
– Какие части можно назвать основными? В какой части появляются первые действующие лица? В каком времени употреблен глагол?

Д. В прошедшем.

У. Давайте познакомимся с действующими лицами, встречающимися во второй части. Кто они?

Д. Гости.

У. Откуда поняли, что птиц назвали гостями? Что сделали гости? В каком времени глагол? Зачитайте описание снегирей.
Ответы детей.
– С какого слова начинается первое предложение третьей части? Замените его другим словом. Как осуществляется связь между частями?
Ответы детей.
– О чем говорит слово "наверное" в четвертой части? За что птицы благодарили Таню?
Ответы детей.

VII. Составление плана

У. Составляем план по частям.
Дети диктуют, учитель записывает. Дети могут писать свои пункты плана.

VIII. Пересказ текста

Подробный пересказ делают 1–2 учащихся.

IX. Работа над орфографией

У каждого ребенка отпечатан текст. Орфографическая работа идет непосредственно перед письмом.

X. Изложение

Пишут изложение на втором уроке. Текст изложения убирается.

XI. Итог

Дети читают написанные изложения.


* Работа рассчитана на два урока.
** Может быть не в каждом изложении.