Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зоя БАРАНОВСКАЯ,
средняя школа № 659,
г. Москва

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47 /2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18, 21/2002

Поэзия в красках

Урок эстетики 40

Тема. "Жизнь и творческий путь художника Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942)".

Цели. Познакомить с творческим путем Михаила Васильевича Нестерова и его произведениями; расширять кругозор детей; прививать любовь к искусству.

Оборудование. Репродукции картин М.В. Нестерова "Автопортрет" (1928), "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890), "Пустынник" (1888–1889).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Друзья! Вашему вниманию я хочу предложить произведения, написанные прекрасным художником, сподвижником Васнецова Михаилом Васильевичем Нестеровым.
В своих полотнах художник стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого он обращался к прошлому России. Современники еще его называли поэтом русской пропаганды, одним из самых тонких, проникновенных лириков русской живописи.

III. Знакомство с семьей Михаила Васильевича Нестерова и его детскими годами

М.В. Нестеров. "Автопортрет" (1928)

М.В. Нестеров. "Автопортрет" (1928)

У. Рассмотрите автопортрет художника, написанный в 1928 г.

Учитель показывает репродукцию картины.

Дети. Автопортрет написан на темном фоне.
– А сам портрет солнечный, светлый.
– Художник изобразил себя уже немолодым.
– Лицо серьезное, с бородкой и усами. В очках. Волос на голове мало.
– Одет в светлый халат с поясом. В этом халате он, наверное, работает.
– Справа на столе стоит ваза, такое впечатление, что она из берёсты, а в ней кисти.
– Руки он поставил на пояс и устремил свой взгляд на что-то.
– Может, на картину, которую он пишет?
– Такое впечатление, что он о чем-то думает.

У. Вот о чем он думал и что делал в течение своей жизни, мы сегодня и поговорим. Портрет этот будет перед вами, а я начну рассказывать о Михаиле Васильевиче Нестерове.

В тихий весенний вечер 19 мая 1862 г. (дату учитель пишет на доске) в Уфе в купеческой семье Нестеровых произошло событие: появился на свет Божий новый член семьи. Этим новым членом нестеровской семьи был Михаил. Родился он десятым. Были еще дети после него, но выжили только он и сестра, остальные умерли в раннем детстве.
Отец Михаила – Василий Иванович – был человек живой, деятельный, по общему признанию, щепетильно честный. В домашнем быту всецело подчиненный воле матери, вне дома, однако, проявлявший, где надо, характер твердый, прямой. Бывали случаи с ним совершенно анекдотические. Михаил вспоминает, как однажды отец принял приехавшего с визитом нового губернатора.
Отец Михаила был тогда больным стариком, лет семидесяти, и по положению своему весьма заметным в городе, и новые губернаторы и архиереи делали обычно ему визиты, а Василий Иванович, смотря по тому, какая слава тому предшествовала, приказывал, принимать или не принимать, когда те приезжали к нему.
И вот однажды такой губернатор, с плохой славой, приехал невзначай. Василий Иванович узнал о приезде в тот момент, когда его превосходительство уже входил в переднюю, одна из дверей которой вела в зал, другая – в кабинет, и Василий Иванович, приоткрыв дверь, громогласно скомандовал прислуге, встретившей уже гостя: "Скажи ему, что меня нет дома..."
Когда Василий Иванович убедился, что его единственный наследник не годится к торговле, то отдал сына в Училище живописи. Благодаря отцу Михаил мог отдать силы своему настоящему призванию. Еще задолго до смерти Василий Иванович мог убедиться, что Михаил не обманул его доверия.
К своей матери художник питал особую нежность. Она настойчиво искореняла в нем то, что считала для "своего ненаглядного" ненужным и неполезным.
В училище Нестеров проявлял безразличие ко всем предметам, кроме рисования, которому будущий художник посвящал почти все время. На третьем году обучения Нестеров впервые попал на Передвижную художественную выставку. Она произвела на него очень сильное впечатление: "Увидав выставку, я был до глубины души потрясен картинами "Украинская ночь" Куинджи, "Опахивание" Мясоедова и другими. Эти картины вытеснили из моей головы все, и учение, и забавы. Целыми днями они стояли передо мною, в моем воображении, и мечта сделаться художником все сильнее и сильнее заполняла меня, все глубже и тверже укоренялась в моем мозгу".
Директор реального училища заметил страсть Нестерова к рисованию и уговорил его отца отдать мальчика в московское Училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1877 г. Нестеров поступил в это училище. Наряду с петербургской Академией художеств московское училище являлось центром подготовки национальных художественных сил. В нем определенную роль играли крупнейшие художники-реалисты – В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Особенно любили студенты Перова. Его уроки все они надолго сохранили в памяти. "Яркая, страстная личность Перова налагала свой резкий отпечаток на жизнь нашей школы, ее пульс бился ускоренно", – вспоминал Нестеров. Он видел в учителе прежде всего "истинного поэта скорби". Перов научил его внимательному, чуткому, любовному отношению к человеку.
В эти годы творческая индивидуальность Нестерова, его стиль еще не сложились. В произведениях художника чувствуется большое воздействие живописи передвижников-жанристов, и особенно Перова. В жанровых картинах, которые Нестеров из года в год показывал на ученических выставках, он мало чем отличался от своих товарищей.
В 1881 г. Нестеров уехал в Петербург (дату учитель пишет на доске) и поступил в Академию художеств. Ему казалось, что там он сможет получить более серьезную профессиональную подготовку. Но в академии Нестеров не нашел того, к чему стремился. Вместо академических классов художник начал ежедневно посещать Эрмитаж, а весной 1882 г. (дату учитель пишет на доске) возвратился в Москву. В последние годы пребывания в училище он начал проявлять серьезный интерес к историческим темам, главным образом из эпохи XVI–XVII вв. (даты учитель пишет на доске). Усилению внимания многих художников того времени к жизни и быту допетровской Руси способствовали блестящие успехи исторической науки второй половины XIX в. (запись даты на доске).
В большинстве исторических картин и эскизов Нестерова 1880-х гг. сказался прежде всего интерес к древнерусскому быту, костюмам. Современник художника С.Глаголь отмечал своеобразие нестеровских эскизов на исторические темы: "В этих эскизах почти всегда было что-то, обращавшее на себя внимание преподавателей и товарищей да и вообще всех, кто их видел. Я, например, не помнил никогда ни одной из нестеровских жанровых картинок и вместе с тем ярко помню несколько его эскизов..."
По окончании училища Нестеров напряженно работал, стремясь найти свой круг тем, образов. Он много занимался книжной и журнальной графикой, создал в этой области целый ряд интересных произведений.
В 1888–1889 гг. Нестеров создает произведение, которое свидетельствовало о вступлении его в пору творческой зрелости и одновременно о появлении в русской живописи нового значительного, своеобразного мастера. Именно так был воспринят многими его "Пустынник". Нестеров отправил картину на XVII передвижную выставку, где он впервые участвовал в качестве экспонента. Еще до вернисажа картину приобрел П.М. Третьяков.

IV. Знакомство с картиной "Пустынник"

М.В. Нестеров. "Пустынник". (1888–1889)

М.В. Нестеров. "Пустынник". (1888–1889)

У. Друзья! Давайте рассмотрим репродукцию картины, которую еще до выставки приобрел Павел Михайлович Третьяков.

Д. Фон картины – осенний. Пожелтели трава, кустики. Только ели зеленеют.
– Озеро, а вдоль его берега идет старец.
– Он совсем старый, опирается на палку.
– Одет в черную одежду, на ногах лапти. В них, наверное, осенью холодно.
– На голове шапка. Седые волосы, седые усы и борода. Задумчивый взгляд.
– Куда же он, бедный, бредет?

У. Художник изобразил раннюю осень. Гармония и тишина царят в природе. Деревья словно застыли и не шелохнутся. Озеро замерло, ни рябинки нет на его гладкой, словно остекленевшей поверхности. По берегу медленно, осторожно, неслышно идет старец в монашеской одежде. На лице его следы просветленного раздумья, он слегка улыбается. "Мне казалось: есть лицо – есть и картина; нет нужного мне выражения умиленной старческой улыбки – нет и картины", – вспоминал Нестеров. Силуэту согбенной фигуры старца вторит очертание сосенки. Инок настолько един с природой, что кажется ее неотъемлемой частью. Художник утверждает в "Пустыннике" мысль о том, что только вдали от мирской суеты, в слиянии с природой, в растворении в ней, в созерцании ее человек может обрести покой, радость и счастье. Колорит картины строится на сочетании блеклых, пастельных тонов, пространство развивается не столько вглубь, сколько вверх и в стороны, что сообщает картине некоторую плоскостность. Все это способствует декоративности общего решения.
В картинах конца 1880-х гг. Нестеров определяет свой творческий путь, в них начинает складываться своеобразная живописная манера художника, его стиль. Кроме того, "Пустынник" Нестерова был одним из тех явлений русской живописи того времени, которые свидетельствовали о приближении нового этапа. Тщательная разработка сюжета, повествовательность отходят на второй план. Главным становится передача определенного эмоционального состояния, настроения. Каждый большой мастер стремится рассказать о своем видении мира по-своему, художническое самовыражение для нового поколения русских живописцев становится обязательным.
В мае 1889 г. на деньги, полученные за "Пустынника", Нестеров едет за границу. Он посещает Италию, Францию, Германию. В Италии задумывает одно из самых искренних и глубоких своих произведений – "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890). К работе над картиной Нестеров приступил сразу же по возвращении из заграничного путешествия.

V. Знакомство с картиной "Видение отроку Варфоломею"

У. В своих полотнах художник стремится утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого он обращался к прошлому России. И находил этот идеал в личности основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского, в миру носившего имя Варфоломея, которому историческая наука второй половины XIX в. приписывала основную роль в духовном сплочении народа в эпоху междуусобиц XIV в. Художник посвятил Сергию целую серию работ, начало которой положило "Видение отроку Варфоломею".
Репродукцию этой картины я и предлагаю вашему вниманию.

М.В. Нестеров. "Видение отроку Варфоломею". (1889–1890)

М.В. Нестеров. "Видение отроку Варфоломею". (1889–1890)

Д. Художник изобразил осенний теплый день.
– Мальчик разговаривает с монахом, который стоит около дерева.
– У мальчика Варфоломея удивительный вид. Руки он поднес к груди.
– На руке висит кнут, которым погоняют коров, овец.
– Монах одет в черное, а на голове колпак с накидкой, на которых кресты.
– Вокруг головы монаха ореол, как у святого.
– В руках он что-то держит. Такое впечатление, что он это хочет дать мальчику.
– Они стоят на горке, а внизу огород с грядками, ручей.
– На дальнем плане церковь, а за нею домики деревни, из которой, вероятно, Варфоломей.
– Если он с кнутом, то он кого-то пас, а рядом никого нет.
– Теплом и добром веет от картины.

У. Сам Нестеров так характеризовал свои произведения: "Зачем искать истории на этих картинах? Я не историк, не археолог. Я не писал и не хотел писать историю в красках... Я писал жизнь хорошего русского человека ХIV века... чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде... Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил своей любовью и памятью".
Одна из таких легенд и легла в основу картины "Видение отроку Варфоломею". Отец послал мальчика искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, он устал и хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил инока указать ему путь к учению и получил его благословение.
В картине художник стремится не к повествовательности, а к передаче реальности чуда. Он хочет показать его отражение в душе мальчика. Тихому, трепетному состоянию отрока вторит вся природа. Фигура и пейзаж охвачены одним общим настроением, они неразделимы. Такое изображение человека в пейзажном окружении становится одной из главных особенностей творчества художника.
А.Бенуа отмечал: "Видение отроку Варфоломею" (будущему святому Сергию Радонежскому) – одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия ХIХ в. Удачен тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимся глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине – пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение".
Во многих произведениях и в композиционном, и в образном решении отчетливо проявилось подражание художника иконописи.

VI. Сотрудничество двух великих художников в Киеве

У. Именно это и привело его к сотрудничеству с В.М. Васнецовым, в 1890-х гг. украшавшим росписями Владимирский собор в Киеве. Историк искусств А.В. Прахов, руководивший работами в соборе, предложил Нестерову сотрудничать с Васнецовым. Художник принял предложение и весной 1890 г. выехал в Киев, чтобы познакомиться с васнецовскими росписями.
Вот что вспоминает М.В. Нестеров о его первой встрече с Киевом и Виктором Михайловичем Васнецовым: "В Киеве я не бывал, слышал же о нем много восторженных отзывов. Подъезжая к Днепру, устремился к окну и увидел действительно прекрасную картину: высокий берег Днепра был покрыт садами; среди этих южных садов, пирамидальных тополей то там, то здесь сверкали золотые главы монастырей, их называли мне мои спутники. Вот Выдубицкий, вот Лавра, ее собор, знаменитая лаврская колокольня, вот там – пещеры, а дальше еще какие-то церкви. А вот там ряд синих куполов: это новый Владимирский собор. Я жадно впиваюсь в него: ведь он-то и был целью моей поездки. В нем сейчас совершалось великое дело, там Виктор Васнецов творил своим огромным талантом чудеса.
Еще так недавно безнадежно гибнувшее церковное искусство стало неожиданно возрождаться с такой силой и мощью на стенах Владимирского собора...
Но вот и вокзал с его суетой. Беру извозчика. Проезжаю мимо обнесенного ветхим забором некрасивого Владимирского собора... Я – весь порыв, желание скорей увидеть то, что там творится. Вхожу в калитку, меня окликает старик – сторож Степан, верный страж, ревностно оберегающий покой художников от назойливых посетителей. Я знаю "пароль", и меня пропускают.
Вхожу, передо мной леса, леса, леса, в промежутках то там, то здесь сверкает позолота, глядят широко раскрытыми очами лики угодников, куски дивных орнаментов.
Зрелище великолепное...
Я медленно подвигаюсь среди такой невиданной, непривычной, таинственной обстановки, подвигаюсь робко, как в заколдованном волшебном лесу. Куда-то проходят люди, запыленные, озабоченные рабочие. Тащат бревна, стучат топоры, где-то молотками бьют по камню... Тысячи звуков несутся ввысь, туда, в купол. Всюду кипит жизнь, все как бы в каком-то деловом экстазе. Так мне, новичку, кажется.
Спрашиваю Васнецова. Говорят, что он на хорах, вот там, на левом крыле. Сейчас он занят. Снизу кричат ему мое имя.
Голос сверху приглашает меня на хоры, кому-то приказывают проводить меня туда.
По лесам иду я впервые, иду робко, озираясь влево на увеличивающуюся пропасть. Перил нет, голова немного кружится, а мой спутник летит по ним сломя голову. Да и я скоро стану бегать по ним как по паркету.
Наконец площадка на хорах. И я вижу между лесов перед огромным холстом высокую фигуру в блузе с большой круглой палитрой в руках. Это и есть Виктор Михайлович Васнецов, тот, о ком тогда говорила уже вся художественная Россия".
На эпизоде встречи двух великих художников мы закончим знакомство с Михаилом Васильевичем Нестеровым. На следующем уроке наше знакомство с произведениями этого художника продолжится.

VII. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились? В каком городе и какой семье родился Михаил Васильевич Нестеров? Какие темы будущих картин начали увлекать Нестерова? Какие картины вам запомнились? На встречу с каким художником поехал в Киев Нестеров и какова была цель поездки?

Ответы детей.

Продолжение