Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Надежда АЗРАПКИНА,
школа № 1082
г. Москва

Cнег в сентябре

"Сочинение по картине" – сложный и необычный урок. Чтобы у детей получились интересные, не похожие одна на другую работы, нужна целенаправленная планомерная подготовка, которая может быть "рассыпана" по урокам русского языка, чтения и изобразительного искусства и занимать от нескольких минут до значительной части урока.
Надежда АЗРАПКИНА, педагог из школы № 1082 г. Москвы, показывает различные виды подготовительной работы и приводит сценарий урока.

При подготовке к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря "Сентябрьский снег" на разных уроках проводилась следующая работа.

I. Подбор эпиграфа

За одну-две недели до урока картина была вывешена перед учащимися. Картина привлекла внимание детей. Они искали стихотворные строки, которые можно подписать под картиной. Приведем несколько примеров.

…И вот сентябрь! И вечер года
К нам подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.

(Е.Баратынский)

Долго на листьях лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес!

(А.Майков)

Чудесный вид, волшебная краса!
Белы, как день, земля и небеса!

(А.Полежаев)

Серебро, огни и блестки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

(В.Брюсов)

II. Словарная работа

Словарная работа проводилась на уроках русского языка в несколько этапов.

Словарные диктанты

Дети записывают словосочетания:

Сентябрьский снег, желтые листья, русская природа, радостное чувство, картина известного художника.

Работа с орфограммами и синонимами

Учащиеся записывают слова, называют орфограмму, подбирают слова-синонимы.

Вдруг неожиданно;
праздник торжество;
чудная прекрасная;
картина изображение, полотно, репродукция;
создает пишет;
художник пейзажист;
удивляет поражает, изумляет.

Лексическая работа

С помощью толкового словаря дети объясняют смысл слов терраса, колонна, балясина.

III. Работа по развитию речи

Восстановление деформированных предложений

Из слов, записанных на доске, дети составляют предложение.

Накинул, ветер, на, ворох, снега, перила, успел, растаять, у, снег, дверей, дома.

Нахождение сравнений

Учащиеся читают отрывок из рассказа К.Паустовского "Прощание с летом" и ищут сравнения.

"Когда же выпал первый снег? За два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа леса, сады заворожила стужа. Первый снег очень к лицу земле. (Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту).

Дополнение предложений

Прочитав предложение, дети вставляют подходящее по смыслу слово.

Снег … бугорками между балясинами.

(Вздымается, поднимается, лежит.)

Свободный диктант

В одном не умещаются сразу и осень, и зима. Снежок только примеривается к земле. Еще не успели опасть листья, а хлопья снега уже покрывают верхушки деревьев, постройки. В обнимку желтое и белое. Свежий мягкий снег лежит пышными пластами на перилах. Но выглянет солнце и заставит зиму отступить.

(По В.Бочарникову)

Написание приставок и предлогов

Дети списывают текст, раскрыв скобки.

На (заднем) плане картины изображен сад. Необычно (вы)глядит осенняя природа. Неожиданно снег (вы)пал (в) сентябре. (С) деревьев не успели (о)пасть листья, а уже лежит снег. Сад (о)свещают яркие краски: желтые, зеленые, бурые. (На) картине желтый цвет (в) обнимку (с) белым.

Такая подготовительная работа по картине приводит к глубокому восприятию произведения живописи, обогащает словарь, развивает художественный вкус, предупреждает речевые ошибки.

IV. Беседа по картине на уроке изобразительного искусства

На уроке изобразительного искусства проводится беседа о жанре пейзажа, о художнике и рассматривается картина. Разбор картины ведется по вопросам, предложенным учителем.

Учитель. Что поразило художника в природе?
Дети. Снег в сентябре.
У. Грабарь назвал картину "Сентябрьский снег". Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
Д. Нет.
У. Как вы думаете, часто ли это происходит в природе?
Д. Нет. Это редкое явление в русской природе.
У. Как хорошо, что художник запечатлел этот редкий, необычный момент осени. Снег, выпавший в сентябре, быстро растает, а красота останется на полотне. Хотелось бы вам сейчас оказаться в том месте, какое изобразил художник? Почему?
Д. Да. Хотелось бы взять в руки первый снег, стряхнуть его с перил.
У. Что вы почувствовали, увидев снег на золоте листьев?
Д. Удивление.
У. Что передает эти ощущения в картине?
Д. Цвет.
У. Какого цвета на картине больше?
Д. Серовато-голубого, белого, жемчужно-серого.
У. Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Чувство праздника или печали? Почему?
Д. Этот пейзаж вызывает чувство праздника от необычности красок в природе.

* * *

Тема. "Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря "Сентябрьский снег".

Цели. Учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование. Репродукция картины И.Э. Грабаря "Сентябрьский снег"; грамзапись музыки А.Вивальди "Времена года"; тетрадь-словарь, плакат с эпиграфом урока:

"Чудный вид, волшебная краса!
Белы, как день, земля и небеса".

(А.Полежаев)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, в течение недели мы готовились к написанию сочинения. Сочинение –
от старого слова "чин", то есть порядок. Сочинять, создавать сочинение – значит приводить в порядок свои мысли, свои знания.

II. Работа по картине И.Э. Грабаря "Сентябрьский снег"

У. На уроке изобразительного искусства мы рассматривали картину Игоря Эммануиловича Грабаря "Сентябрьский снег". Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Это творческая работа, вы самостоятельно будете составлять рассказ по принятому образцу. Все сочинения пишутся по плану.

На доске появляются план и карточки с названиями.

На доске:

План

I. Вступление
(Кто? Что изобразил? Тема.)

II. Основная часть
(Описание картины, раскрытие темы.)

III. Заключение
(Мысли и чувства, которые вызывает картина.)

– Посмотрите еще раз на картину и определите содержание каждой части.

Дети смотрят на картину.

– Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960 гг.) – крупный живописец, создатель жизнерадостных, пронизанных светом пейзажей "Мартовский снег", "Рябинушка", "Февральская лазурь", "Сентябрьский снег". Картины хранятся в Третьяковской галерее. В пейзажах Грабарь стремился передать бесконечное разнообразие цвета. Его картины отличаются необычно эмоциональным восприятием русской природы.

Что изобразил художник? О чем эта картина? Каков замысел художника?

Д. Эта картина о необычном явлении в природе – снеге в сентябре, и названа она "Сентябрьский снег". Художник передает разнообразие красок природы в момент встречи осени с зимой.

У. Какой период осени изобразил живописец? Почему?

Д. Это начало осени. Яркими осенними красками расцвечен сад.

У. Как, по-вашему, что больше всего привлекает художника на переднем плане?

Д. Художника интересует снег, лежащий на террасе.

У. Как лежит снег на террасе, перилах, между балясинами?

Д. Где-то его больше, где-то меньше.

У. Что указывает на картине, что снег мокрый?

Д. У дверей снег уже успел растаять.

У. Что ощущаем, глядя на снег?

Д. Смотря на снег, ощущаем свежесть и прохладу осеннего дня.

У. Какие цвета использует художник, чтобы передать эти ощущения?

Д. Художник использует жемчужно-серый цвет, серовато-голубой.

Учитель показывает жемчужину, дети сравнивают ее цвет с оттенками цвета снега на репродукции картины.

У. А как задний план картины помогает живописцу выполнить замысел? Какие там краски?

Д. На заднем плане мы видим осенний сад. Яркие краски осени своеобразно сочетаются с оттенком внезапно выпавшего снега.

У. На кого похожа природа в этом наряде?

Д. Природа, как застенчивая невеста, надела белый наряд.

У. Какое настроение вызывает эта картина?

Д. Эта картина вызывает праздничное настроение.

– Первый снег украшает землю. Желтое и белое стоит в обнимку. Осень встретилась с зимой.

Учитель подытоживает все сказанное детьми.

У. Художник изобразил необычное явление в природе – снег в сентябре. Неожиданно выпавший снег застал природу врасплох. Еще деревья не сбросили листву, а снег уже накрыл землю. Мы видим на картине редкий момент – встречу осени с зимой. Яркие краски осени и серовато-голубой оттенок снега создают красивое сочетание цветов. Снег как бы примеривается к земле. Мы ощущаем свежесть и прохладу осеннего дня. Художник дает нам возможность почувствовать красоту этого момента, увидеть причуды природы.

У. Послушайте небольшой фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди ("Времена года", I часть – "Осень"). Виртуозная музыка усиливает впечатление от картины. Что вы представили себе, когда слушали музыку?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

У. На уроках русского языка мы говорили о том, что наша речь должна быть красивой, образной, правильной. Поэтому следует избегать повторов, использовать слова-синонимы. Строить правильно предложения и точно употреблять слова.

 Итак, названия каких цветов и оттенков можно употребить при описании?

Д. Желтый, золотой, бурый, коричневый, зеленый, серовато-голубой, жемчужно-серый, белый, красный.

У. Составьте предложение, используя сравнение: похожа на застенчивую невесту.

Дети выполняют задание.

Найдите "лишнее" или неточно употребленное слово в предложениях, записанных на доске.

На доске:

Небо ненастное, хмурое, серое, пасмурное.
Рядом с дверью снег уже растаял.

Д. В первом предложении лишнее слово пасмурное.
– Во втором – рядом.

У. Прочитайте текст, определите, в чем ошибка, и исправьте ее.

Мне понравилась эта картина художника. На ней чувствуется свежесть осеннего дня.

Д. Следует писать: "Она передает свежесть осеннего дня".
– Можно написать: "В ней чувствуется свежесть осеннего дня".

У. Когда вы будете писать свою работу, вы можете использовать трудные слова.

Слова и словосочетания записываются на доске.

На доске:

На переднем плане, мы видим, расцвечен, необычное сочетание, неожиданно, свежесть, создает, вдали.

Дети работают вместе с учителем. В результате на доске появляется запись.

На доске:

I. Вступление

Перед нами репродукция картины известного русского художника И.Э. Грабаря "Сентябрьский снег".
Что изобразил художник?

II. Основная часть

а) на переднем плане: терраса, снег, его цвет;
б) на заднем плане: сад, снег, сочетание красок, небо, воздух;
в) как цвета на пейзаже передают основную мысль картины?

III. Заключение

Какое настроение создает картина?

III. Написание сочинения

IV. Проверка сочинений

Учитель зачитывает вслух несколько сочинений. Приведем пример одного из них.

"Передо мной репродукция с картины известного русского художника И.Э. Грабаря "Сентябрьский снег". Живописец изобразил на своем полотне необычное явление природы – снег в сентябре.

На переднем плане – терраса с колоннами. Терраса засыпана снегом. На перила ветер намел ворох снега. Между балясинами снег вздымается бугорками. У дверей снег уже успел растаять. На картине чувствуются свежесть и прохлада осеннего дня. Художник создает такое ощущение путем подбора оттенков красок. Снег на картине серовато-голубой. Небо сумрачно. В воздухе – сырость. Снег вот-вот растает.

На заднем плане – осенний сад. Художник изобразил его в необычном сочетании красок: желтое с белым. Яркие краски осени – золотые, зеленые, бурые – трогательно выделяются на фоне снега. Желтые листья еще не успели опасть, а снег уже выпал. Снег к лицу земле. Природа стала похожа на застенчивую невесту. Жаль, что первый снег быстро растает. Исчезнет это чудо.

Художнику удалось передать это редкое явление в природе на картине. Полотно создает бодрое, праздничное настроение. Вместе с художником мы удивляемся причудам природы".

V. Домашнее задание