Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2002

УЧИМСЯ ИГРАЯ

С.В. МАЛЬЦЕВА,
прогимназия № 66/1,
г. Нальчик

Ученик учил уроки – у него в чернилах щеки

Без развития памяти и логического мышления ребенок не сможет учиться в школе. Все эти мыслительные процессы активируются у детей на уроках чтения, математики, русского языка и др. А помогают учителю в этой работе задания, аналогичные тем, что предлагает преподаватель прогимназии № 66/1 из г. Нальчика С.В. МАЛЬЦЕВА.

Тема. "Учимся играя".

Цели. Развивать у ребенка память, внимание, речь, наблюдательность, нетрадиционное мышление, воображение; воспитывать интерес к процессу познания (к его конечному результату), уважительное отношение к одноклассникам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Разминка

Учитель. За чем охотник носит ружье?

Дети. За спиной.

У. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей?

Д. Восемь.

У. По чему человек ходит, а черепаха ползает?

Д. По земле.

У. Какую траву и слепой знает?

Д. Крапиву.

У. Перед кем все люди снимают шапки?

Д. Перед парикмахером.

У. Почему человек оглядывается назад?

Д. Потому что на затылке нет глаз.

У. Когда черной кошке легче пробраться в дом?

Д. Когда открыта дверь.

У. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

Д. Пять.

II. Тренируем память

У. В течение 10 секунд посмотрите на нарисованные на доске фигуры (цифры), затем попытайтесь по памяти воспроизвести все это у себя в тетрадях.

На доске:

– Послушайте и запишите числа:

а) 21, 7, 28, 5, 0, 10, 6;

б) в такой же последовательности: 8, 13, 10, 25, 60.

– Расставьте гласные буквы.

На доске:

кн клк кнц кзл крш

Д. Кино, кулек, конец, козел, крыша.

У. А теперь задание усложняется – расставьте пропущенные гласные и прочитайте предложение.

На доске:

дбр тр!

Д. Доброе утро!

На доске:

рд вс вдть!

Д. Рады вас видеть!

У. Придумайте как можно больше слов из букв слова аплодисменты.

Д. Плод, смена, сода, мода, лента, стыд, сад, дом, пол, мост...

У. Найдите в слове слово.

На доске (без подчеркиваний):

Жердочка
Заклейка
Жеребенок
Заколка
Заметка
Запруда
Кролик
Треугольник
Кружка

– Прочитайте еще раз слова и поработайте по памяти. Сколько всего слов?

Д. Девять.

У. Какое слово первое, последнее, третье?

Д. Жердочка, кружка, жеребенок.

У. Запишите все слова на букву к.

Д. Кролик, кружка.

У. Сколько слов на букву т?

Д. Одно.

У. Запишите все слова.

III. Ребусы

У. Решите ребусы самостоятельно, используя ранее известные правила.

IV. Логические задания

А что у человека?

У. У птицы это крыло – у человека...

Д. Рука.

У. У зверя лапа...

Д. У человека нога.

У. У собаки морда...

Д. У человека лицо.

У. У конфеты фантик...

Д. У человека одежда.

У. У подводной лодки перископ...

Д. У человека глаза.

У. У льва пасть...

Д. У человека рот.

У. У машины мотор...

Д. У человека сердце.

У. У рыбы жабры...

Д. У человека легкие.

У. У березы сок…

Д. У человека кровь.

У. У экскаватора ковш...

Д. У человека рот.

Логические задачи

У. Два отца и два сына съели три апельсина. Сколько съел каждый из них?

Д. По одному каждый, так как ели дед, отец и сын.

У. Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а Коля живет ниже Пети. На каком этаже четырехэтажного дома живет каждый из них?

Д. На первом – Коля, на втором – Петя, на третьем – Ваня, на четвертом – Сеня.

У. У папы Карло было бревно длиной 8 м. Каждый день он отпиливает от него полено для работы длиной 2 м. Через сколько дней он отпилит последний кусок?

Д. Через три дня.

Магический квадрат

Поставьте такие числа, чтобы суммы по вертикали, горизонтали и диагонали были равны.

Ответы детей.

Продолжите закономерность

У. 6, 9, 12, 15, 18, 21...

Д. 24, 27.

У. 4, 10, 5, 12, 6, 14, 7, 16...

Д. 8, 18, 9, 20.

У. 15, 12, 9...

Д. 6, 3.

V. Развитие внимания

У. Зачеркнем все буквы у и к.

Учитель выдает печатный текст, и ребенок одну минуту работает с ним.

Пример:

Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
Кашку кушали из чашки –
Не доели ложку кашки...
В этой чашке, в ложке кашки
Утонули две букашки!
Если жалко вам букашку –
Доедайте в чашках кашку.

 Работаем по матрице. Сколько черных треугольников?

Д. Пять.

У. Сколько белых кругов?

Д. Четыре.

У. Сколько черных квадратов?

Д. Пять.

У. Сколько белых треугольников?

Д. Четыре.

У. Сколько черных кругов?

Д. Четыре.

У. Сколько белых квадратов?

Д. Три.

VI. Творческая страничка

У. Отгадайте загадки.

Хоть наряден он на вид
И красив, но ядовит.

Д. Мухомор.

У. Говорить – не говорит,
Слышать – не слышит,
А все нам объясняет.

Д. Книга.

У. Братцы круглые бегут,
Дружно комнату несут.

Д. Автобус.

У. Хорошие слова, которые приятно слышать в свой адрес.

Д. Комплименты.

У. Напишите рассказ из четырех предложений с отгадками.

Дети записывают свои предложения, затем их проверяют всем классом.