Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна ТРЕТЬЯКОВА

Если ваши выпускники, перейдя в 5-й класс, не забывают первую учительницу, приходят к вам и вашим маленьким первоклашкам, то совместными усилиями можно провести чудесный урок-игру, который надолго запомнят малыши. Монтаж такого урока предлагает Татьяна ТРЕТЬЯКОВА.

Тема. "Сложение и вычитание вида ± 1, 2" (закрепление).

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Сложение и вычитание вида ± 1, 2".

Оборудование. Игрушки зверей, индивидуальные дощечки, касса цифр, корзиночки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня к нам на урок пришла гостья. Но сначала мы должны узнать, откуда она. Поставьте цифры в порядке возрастания и расшифруйте слово.

На доске:

6

2

4

с

л

е

– Какое слово получилось?

Дети. Лес.

У. Из леса к нам прибежала
Не мышь, не птица.
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет.
Кто это?

Д. Белочка.

Учитель прикрепляет на доску рисунок белочки.

II. Сообщение целей урока

У. Белочка-хозяюшка
Школу открывает
И лесных зверюшек
Учиться приглашает.
И звери, и птицы
Спешат к нам в класс,
А белочка-учительница
Дает такой наказ:
"Начинаем наш урок,
Повторять мы будем счет
И примеры порешаем,
Кто внимательней, узнаем".

III. Закрепление пройденного

1. Найди ошибку

Белочка. За волчишкой еле-еле
Вышел мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.

Медведь. Есть счетная машина у меня,
Помогает мне она.
Я примеры все решил,
А проверить нету сил.
Вот ответы перед вами,
Вы, друзья, проверьте сами.

Дети проверяют решенные примеры. Неверные результаты в примерах 3 и 4 с доски убираются, примеры решаются правильно.

На доске:

5 – 1 = 4 7 + 1 = 8 3 + 2 = 5 6 – 5 = 1

Белочка. Заревел медведь белугой,
Заметался он по кругу.

Медведь. Ай, машина. Ну дела!
Ну совсем ты не точна!

Белочка. Не расстраивайся, Мишка,
А учись у ребятишек!

У. Ребята, давайте еще раз Мишке объясним, как прибавлять 1 и 2 и как вычитать 1 и 2.

2. Состав числа "5".

Белочка.

Под кустом сидел
Хитренький лисенок.
Он слушал щебет птичий
И ждал, что в когти попадет
Сама собой добыча.
А мы спрячем птиц в дома,
Но нужно знать состав числа.

На доске рисунки домиков, лисенка и птичек с цифрами на крыльях. Ребята расселяют птичек в дома.

3. Устная разминка.

Белочка. Я украсила у школы
Елочку шарами,
Разноцветными, большими,
Со своими номерами.
Вы внимательно смотрите,
По порядку назовите.

Учитель вывешивает плакат с изображением новогодней елочки. Дети выходят к доске, указкой показывают шары и считают до 10 прямо и обратно.

Белочка. Зайка, зайка,
Посмотри,
Все фигурки
Назови.

Заяц. Ой, не знаю, ой, боюсь,
Почему-то весь трясусь.

Белочка. Отвечать ты должен смело,
А робеть – плохое дело.
Кто поможет из ребят?

У. Назовите фигуру в левом верхнем углу, укажите ее цвет.

Д. Желтый треугольник.

У. В нижнем правом углу?

Д. Оранжевый квадрат.

У. А где зеленый круг?

Д. В правом верхнем углу.

У. А это что за фигура?

Д. Овал.

Белочка. Приготовила я вам, ребятки, дощечки. А теперь внимание. Слушаем задание.
Нарисуйте у себя на дощечке мелом эти фигуры по памяти.

Образец убирается. Дети рисуют. Учитель проверяет нарисованные фигуры.

Белочка. Запишите в D число, которое стоит перед числом 6, в – за числом 7, в Ў число, которое на 1 больше, чем 3, в Ў – на 1 меньше 9.

Подводятся итоги данного этапа урока.

4. Отработка вычислительных навыков

У. Серый волчишко прибежал на урок,
Хочет он тоже освоить счет.
Смотрит – на доске примеры,
Как решить примеры эти?
Помогите Волку, дети!
Объясните ему, как надо прибавлять и вычитать 1, 2.

Д. Прибавить 1 – назвать следующее при счете число, вычесть 1 – назвать предыдущее. 2 прибавляем как + 1 + 1, вычитаем 2 как  –1 – 1.

Дети решают примеры.

3 + 1
5 + 2
6 – 1
7 – 2

Белочка. Всей семьей идут к нам в класс
Летом вдоль дорожки
Еж-отец, ежиха-мать
И детишки-ежики.
А чтобы быстрее добрались они,
Поезд им составим мы.

У. Составим поезд, решив "круговые" примеры.

Дети, решив примеры, составляют поезд и сажают в него ежиков.

Белочка. А теперь составьте пример вот про этих зверей.
Вот пять зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?

Дети составляют решение в кассе: 5 + 2 = 7.

IV. Физкультминутка

У. Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

V. Работа в тетрадях

Белочка. Ну, ребята, молодцы,
Всем зверятам помогли.
А теперь заданья вам
Я в корзиночках раздам.

В корзиночках у каждого грибок, ягодка, шишка.

Белочка. Достаньте ягодку. На ягодке у каждого из вас какая-либо цифра. Нужно ее красиво написать в тетради.

Будем цифры повторять
И красиво их писать.
Белка будет проверять.

Дети пишут цифры.

Белочка. Достаньте грибок. Вам надо соединить по порядку цифры, написанные на обратной стороне грибка. Кто быстрее? Что получилось?

Д. Елочка.

У. Где нашла грибок белочка?

Д. Под елочкой.

Белочка. Достаньте шишку. Запишите примеры, которые вы видите, и решите их самостоятельно.

VI. Итог урока

Белочка.

Вы, друзья мои, старались.
Все прилежно занимались.
Хочу вас благодарить
И оценки всем вручить.

Учитель оценивает работу учащихся. Подводит итог работы.