Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена БАЙДЕК,
школа № 7
г. Москва

Изучаем карту местности

Наша страна занимает огромную территорию. Младшим школьникам еще трудно все это образно представить. Поэтому задача учителя на уроках природоведения – как можно нагляднее преподнести материал. Одним из вариантов изложения темы является урок, разработанный Еленой БАЙДЕК, учителем школы № 7 г. Москвы.

Тема. "Поверхность нашего края".

Цели. Дать представление о формах поверхности суши: горах, равнинах, холмах, оврагах; познакомить с плоской и холмистой равниной; показать связь между природой и трудовой деятельностью человека; развивать мышление, логику, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. "Горы и равнины", схемы "Холм" и "Овраг", плакат "Холмистая равнина", иллюстрации с видами гор, физическая карта России (настенная), атласы для 4-го класса, макеты "Холм" и "Овраг", кроссворд, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Вспомните материал прошлого урока и ответьте на мои вопросы: чем отличается карта от плана?

Дети. План детально изображает предмет, а карта охватывает большие территории.

У. Что такое масштаб?

Д. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены настоящие расстояния.

У. Как на карте изображаются реки, озера, моря?

Д. Синим цветом.

У. Как изображается суша?

Д. Зеленым, желтым, коричневым цветами.

У. Как изображаются города?

Д. Звездочками или кружочками.

У. Молодцы! Дома вы хорошо повторили материал.

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с большой и интересной темой. Мы будем говорить о формах поверхности нашего края, учиться находить и различать их на карте.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Посмотрите на плакат.

На доске плакат "Холмистая равнина".

– Какая форма поверхности здесь изображена?

Д. Ровная.

У. Большое пространство с ровной поверхностью называется "равнина" (на доске записывается понятие "равнина"). Откройте ваши атласы на странице с физической картой России. Найдите все равнины на территории нашей страны. Каким цветом они отмечены?

Д. Зеленым или светло-желтым.

У. Какие равнины вы нашли?

Д. Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую.

У. А теперь откройте ваши учебники на с. 101. Найдите внизу фотографию равнины. Сравните равнины, изображенные в учебнике и на моем плакате. Одинаковые ли они?

Д. Разные.

У. Чем они различаются?

Д. На плакате на равнине есть возвышения, а в учебнике она совсем ровная.

У. Правильно. Равнины бывают холмистые и плоские. Какая из этих равнин холмистая?

Д. На плакате.

Понятия "холмистые" и "плоские" записываются на доске.

У. Почему вы так решили?

Д. На ней есть возвышенности.

У. Если возвышенности на поверхности равнины не превышают 200 м, то такая равнина называется холмистой.

 Что же такое холм?

Д. Не знаем.

У. Небольшая выпуклая возвышенность, не превышающая 200 м над окружающей местностью, называется холмом (на доске записывается понятие "холм"). Посмотрите на схему холма. Он имеет свои части: подошва – самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина – самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. Посмотрите на мою схему: какой склон пологий, а какой – крутой?

Понятия записываются на доске.

Д. Слева – пологий, справа – крутой.

У. Кто из вас запомнил части холма и может показать их у доски на моей схеме?

Ученик выходит к доске и показывает подошву, вершину и склоны.

У. Давайте посмотрим кинофильм о равнинах и холмах. На доске написаны вопросы, на которые вы должны будете ответить после просмотра фильма. Прочитайте их сначала.

Дети читают вопросы и смотрят фильм. После просмотра они отвечают на поставленные вопросы.

– Как человек возделывает равнину?

Д. Распахивает земли и высаживает культурные растения.

У. Какие бывают равнины?

Д. Холмистые и плоские.

У. Что такое холм?

Д. Возвышение, не превышающее 200 м.

У. Какие части холма вы знаете?

Д. Подошва, вершина, склон.

У. Но на равнинах могут быть не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги (на доске записывается понятие "овраг"). Давайте прочитаем о них в учебнике.

Дети читают статьи из учебника.

– Как же образуются овраги?

Д. Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Потом талые воды размывают ее, она постепенно увеличивается и превращается в овраг.

У. Какой вред приносят овраги людям?

Д. Разрушают плодородный слой почвы.

У. Как люди борются с образованием оврагов?

Д. По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствует разрушению почвенного слоя земли.

У. Посмотрите на доску. На моей схеме вы видите строение оврага. У оврагов тоже есть свои части. Назовем их и покажем: устье, верховье, склон, дно.

– А теперь покажите эти части на макете оврага.

Дети выполняют задание.

– Что же такое овраг?

Д. Извилистое резкое понижение.

У. Отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Что это такое?

Д. Гора. (На доске записывается понятие "гора".)

У. О какой зиме идет речь?

Д. На вершинах гор очень холодно, лежит снег.

У. Правильно. Каждая гора, как и холм, имеет подошву, склон и вершину. Давайте найдем их на рисунке.

Дети выполняют задание.

– Каким цветом изображаются горы на карте?

Д. Коричневым.

У. Правильно. И чем выше горы, тем темнее цвет. Давайте снова посмотрим на физическую карту России и найдем на ней горы.

Д. Уральские горы, Кавказ.

У. Молодцы! Что же такое горы?

Д. Возвышенности, превышающие 200 м над окружающей местностью.

У. Кто-нибудь из вас был в горах? Видел эти белоснежные вершины?

Ответы детей.

 Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше всего представить это вам помогут картинки от цветных перекидных календарей. Я специально собирала их для наших уроков.

Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ – грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 км видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (показ иллюстрации), который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 м. Это самая высокая гора. Растительность Кавказских гор – это сложный мир, в котором высота над уровнем моря играет большую роль. Подъем на каждые 200 м в горах означает понижение температуры на 1–2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так же свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.

Большинство населения в горах составляют народы кавказской группы: осетины, кабардинцы, карачаевцы, черкесы. Их основными занятиями издавна считались животноводство, резьба по дереву и камню, обработка кожи, ковроткачество, вышивание.

Северный Кавказ – один из главных курортных центров России. Анапа – самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем.

Другой крупнейший курорт – Кавказские Минеральные Воды на Ставрополе. Здесь два раза был А.С. Пушкин. Сюда был сослан М.Ю. Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 г. он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом.

Послушайте стихи, в которых описывается Кавказ.

Читают заранее подготовленные ученики.

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Кавказский пленник".

...В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины! Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый, в венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый белел на небе голубом...

КАВКАЗУ

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы.

(М.Ю. Лермонтов)

У. Вот на таких прекрасных лирических строчках мы и закончим знакомство с формами поверхности нашего края.

V. Закрепление пройденного

У. Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я подготовила для вас кроссворд.

По горизонтали:

2. Большое пространство ровной поверхности.
4. Самая низкая часть холма.
6. Русский поэт, погибший на Кавказе.

По вертикали:

1. Возвышение высотой более 200 м над окружающей местностью.
3. Самое высокое место холма.
5. Извилистое резкое понижение местности.

Ответы

По горизонтали: 2. Равнина. 4. Подошва. 6. Лермонтов.

По вертикали: 1. Гора. 3. Вершина. 5. Овраг.

VI. Итог урока

У. С какими формами поверхности мы познакомились?

Д. Равнина, холм, овраг, гора.

У. Что такое равнина?

Д. Большое пространство ровной поверхности.

У. Что такое холм?

Д. Возвышенность, не превышающее 200 м.

У. Что такое гора?

Д. Возвышенность больше 200 м над местностью.

У. Чтобы выяснить, как хорошо вы запомнили части горы и холма, я предлагаю вам заполнить перфокарты. На схемах холма вы должны подписать все его части.

Дети в течение 2 мин выполняют задание и сдают подписанные листы.

– Что такое овраг?

Д. Извилистое резкое понижение местности.

У. Как люди борются с образованием и увеличением оврагов?

Д. Сажают по их краям кусты и деревья.

У. Каким цветом обозначены горы на карте?

Д. Коричневым.

У. В чем основное отличие гор от холмов?

Д. В их высоте.

У. Попробуем систематизировать все то, о чем мы сегодня говорили.

– Молодцы! Вы хорошо поработали.