Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

 

Продолжение. Начало см. в № 38/2002

Уроки обучения грамоте

6

Елена ДОДОНОВА,
учитель школы № 17,
г. Москва

Тема. "Буква я – показатель мягкости согласных. Ягодная полянка".

Цели. Закрепить знания о букве я, продолжать работу над звуко-буквенным анализом слов, совершенствовать технику чтения учащихся; познакомить учащихся с различными ягодными растениями; воспитывать любовь к родной природе, к родному краю.

Оборудование. "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий), тетрадь "Окружающий мир" (авт. Н.Ф. Виноградова); рисунки с изображениями корзины, ягод, фруктов; магнитофон, аудиокассета с записью "Лесной азбуки".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

Учитель. С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

Дети. С буквой я.

У. Что вы можете о ней рассказать?

Д. Эта буква – гласная. Если она стоит в начале слова или после гласной, то она записывает два звука: [й’] и [а].

– Если она стоит после согласной буквы, то она записывает один звук [а] и указывает на мягкость согласного звука.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы продолжим наблюдать за буквой я, читать слова с этой буквой, разбирать их. А также узнаем много интересного о родной природе и ее кладовых. Готовы ли вы к путешествию по дороге Знаний?

Д. Да!

У. Тогда в путь! Для путешествия мы с собой возьмем "Азбуку" и тетрадь "Окружающий мир".

IV. Закрепление знаний учащихся

У. Определите, в каком слове буква я записала один звук, а в каком два?

На доске:

яблоко
язык
вишня

зяблик
маяк
земляника

дятел
земля
якорь

– Прочтите слова про себя, приготовьтесь читать их вслух. Прочитайте все слова. (Дети читают "по цепочке".)

– Теперь прочитайте слова, в которых буква я записала один звук. Почему? Докажите.

Д. Земляника, вишня, зяблик, дятел, земля. В этих словах буква я стоит после согласной буквы.

У. Прочтите слова, в которых буква я записывает два звука. Почему? Докажите.

Д. Яблоко, язык, маяк, якорь. В словах яблоко, язык, якорь буква я стоит в начале слова, а в слове маяк после гласной буквы.

У. А теперь найдите и прочитайте название лесной ягодки, которая "растет низко, к земле близко".

Д. Земляника.

У. А может быть, кто-то знает стихотворение о землянике? Прочитайте его.

Если никто не знает, то стихотворение Л. Фадеевой "Земляничка" читает подготовленный ученик.

Д. Земляничка возле пня
Всем сказала:
"Нет меня!" –
Оглянулась
И потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел,
Закричал:
"Нехорошо!
Обманула!
Ай-ай-ай!
Земляничка,
Вылезай!"
Покраснела ягода
И сказала:
"Ябеда!"

У. Где растет земляника?

Д. В лесу.

У. Но, оказывается, земляника бывает разная. Хотите узнать, какая?

Д. Да.

У. Тогда мы сейчас прочитаем рассказ "Земляничка" в учебнике ("Азбука", с. 118).

V. Чтение и разбор рассказа

У. Прочтите рассказ про себя, приготовьтесь читать его вслух.

Рассказ читается вслух отдельными учащимися по частям.

– О какой ягодке вы читали?

Д. О землянике.

У. Какая бывает земляника?

Д. Лесная, дикая, садовая.

У. Найдите и прочитайте в тексте: какой увидела землянику Катя? И где?

Д. "Она красная, крупная, сладкая".

– "Но я сама собирала землянику у нас в саду".

У. Какой увидела землянику Валя? Где она могла ее увидеть?

Д. "Нет, она не крупная, а как брусника и вся розовая".

– "А земляника в лесу на поляне".

У. Как же решил спор двух девочек Коля?

Д. "Земляника бывает лесная, дикая и бывает садовая. Вот она-то крупная".

У. Посмотрите на картинку. Определите, где лесная, а где садовая земляника?

Д. Слева – лесная, справа – садовая.

У. Вспомните, как нужно собирать ягоды?

Д. Осторожно, не помять их, не срывать листочки, не ломать ветки.

У. А кто назовет основные признаки ягод?

Д. Ягоды – сочные плоды, с тонкой кожицей и большим количеством семян.

У. Хотите отправиться на лесную полянку и в сад и вновь встретиться со знакомыми уже ягодами?

Д. Да.

VI. Физкультминутка

На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям – физкульт-привет!

VII. Работа в тетради "Окружающий мир"

У. Сейчас мы будем вспоминать названия ягодных растений, читать загадки, разгадывать кроссворд и... наполнять корзину ягодами. Какие-то ягоды вы знаете, а какие-то нет. Я помогу вам в их сборе. В задании 1 прочтите названия ягодных растений. Рассмотрите их.

На с. 52–53 задания дополняют друг друга. Корзина прикреплена на доске и заполняется ягодами и фруктами по ходу урока.

– Оказывается, не все они лесные, есть и садовые. Осторожно! Среди них есть и ядовитые. Их в корзину класть нельзя! Кто их узнал? Как они называются?

Д. Вороний глаз, волчье лыко.

У. Вот вороний глаз!

Учитель прикрепляет на доске картинку с изображением растения.

– Смотрит ворогом на нас
Из травы вороний глаз.

Эта ягода очень ядовитая. Давайте послушаем, что нам расскажут о ней лесные жители.

Учитель включает аудиокассету из серии "Лесная азбука" с рассказом о вороньем глазе.

– Отметьте в тетради красным кружком эту ягоду. В кружке № 10.

Дети выполняют задание.

– Рядом с вороньим глазом нарисовано еще одно ядовитое растение – волчье лыко. Послушайте стихотворение про эти ягоды.

Стихотворение П.Синявского "Волчье лыко" читает подготовленный ученик.

Однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с елки шишка,
Отдавила ножку!
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Даже волк помочь не прочь,
Думал-думал, как помочь?..
К муравейнику повез
Волчьих ягод целый воз,
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока:
"Я, друзья, не ябеда,
Но только волчья ягода,
Даже если мытая,
Очень ядовитая!"

У. Послушаем, что же расскажут нам про эту ягоду лесные жители.

Учитель включает аудиокассету "Лесная азбука".

– Найдите ягоду, закрасьте красным цветом кружочек № 5.

Дети выполняют задание.

– Будем ли мы эти ягоды класть в корзину?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Они ядовитые.

У. А теперь попробуйте найти ту ягодку, о которой я вам расскажу.

Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.
Что это за ягода?

Д. Черника.

У. Где она растет?

Д. В лесу.

У. Положите ее в корзинку.

Дети выполняют задание.

– Найдите ягодку, закрасьте зеленым цветом кружочек № 6.

Дети выполняют задание.

– Эта ягодка на диво
Интересна и красива.
По долговечности ей равных нет –
Живет она ведь триста лет.

Это лесная ягодка – брусника. Закрасьте зеленым цветом кружочек № 2.

Дети выполняют задание.

– Положите ягодку в корзинку.

Дети выполняют задание.

У. Рубиновая ягодка
Растет быстрей гриба.
Она тени не боится,
Везде ботвится.
В лес скорее загляни-ка,
Видишь – это костяника.

Найдите ягодку, закрасьте зеленым цветом кружочек № 11.

Дети выполняют задание.

– Положите ягодку в корзинку.

Дети выполняют задание.

– Среди болот на кочке
Чудо-ягода растет.
Кто ее полюбит,
Тот здоровее будет.

Знаете ли вы, что это за ягода?

Д. Клюква.

У. Найдите ягодку, закрасьте зеленым цветом кружочек № 8.

Дети выполняют задание.

– Положите ягодку в корзинку.

Дети выполняют задание.

– Как одним словом можно назвать плоды тех растений, которые вы назвали?

Д. Ягоды.

Учитель пишет слово на доске.

У. С какой буквы начинается это слово?

Д. С буквы я.

У. Сколько звуков записала буква я в этом слове? Почему?

Д. Два, так как буква я стоит в начале слова.

У. Напомните основные признаки ягод.

Д. Плоды с тонкой кожицей и большим количеством семян.

У. В названии каких из перечисленных растений буква я записала один звук и указала на мягкость согласного звука?

Д. Земляника, костяника.

У. Какие еще садовые растения вы знаете, в названии которых встречается буква я?

Д. Яблоня, вишня.

У. Сколько звуков записала буква я в этих словах?

Д. В слове яблоня – 2 звука, в слове вишня – 1 звук.

У. А что нужно для того, чтобы получить богатый урожай?

Д. Заботиться, ухаживать за посадками.

У. Давайте прочитаем, что же делали дети, чтобы получить хороший урожай фруктов и ягод.

VIII. Чтение и разбор рассказа "Сад" ("Азбука", с. 119)

У. Прочитайте рассказ про себя, приготовьтесь читать его вслух.

Дети читают текст по одному предложению "по цепочке".

У. Что делали дети, чтобы посадить кусты смородины?

Д. Ребята выкопали ямки.

У. Какие деревья и кустарники посадили дети?

Д. Смородину, сливы, яблони.

У. Найдите их на картинках. Назовите фрукты.

Д. Яблоко, слива.

У. Положите их в корзинку, но так, чтобы не помять ягод.

У. Назовите ягоды.

Д. Смородина, малина.

У. Из перечисленных названий произнесите слово, в котором есть буква я.

Д. Яблоко.

У. Сколько звуков записала буква я и почему?

Д. Два, так как стоит в начале слова.

У. Верно. Дети, хочу обратить ваше внимание на то, что ягоды могут созревать на кустах – малина, смородина, на кустиках – черника, голубика, брусника, а могут быть травянистыми растениями. Напомните всем, что нужно помнить при сборе ягод? Как их собирать?

Д. Аккуратно, не повредив листочки.

У. Недаром в народе говорят: "Собирай по ягодке, наберешь кузовок". Вот и наша корзина полна. Разные лежат в ней фрукты и ягоды. Назовите их еще раз.

Д. Черника, брусника, костяника, клюква, земляника, яблоко, слива, смородина, малина.

У. Отличать фрукты от ягод вы научились. А сможете ли вы назвать слова, где буква я записала один звук и показала на мягкость согласного звука?

Д. Земляника, костяника.

У. Хорошо. Вы правильно ответили.

IХ. Итог урока

У. Вы сегодня хорошо работали. Я принесла вам подарок из леса. Это ягодка. Отгадать ее легко. Нужно закрыть глаза, открыть рот и положить на язычок. Вы съедите и отгадаете.

Учитель угощает детей и гостей.

– Что же за ягоду я вам принесла?

Д. Клюкву.

У. Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.

7

Светлана УСТИНОВА,
учитель школы № 76,
г. Лесной

Тема. "Мягкий согласный звук [й], буква й. Виды транспорта".

Цели. Знакомство с новым звуком [й] и буквой й, с различными видами транспорта и их воздействием на окружающую среду; развитие речи учащихся и логического мышления; создание сберегающей здоровье среды на уроке.

Оборудование. "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий), грамзапись сказки К.Чуковского "Тараканище", картинки с изображениями велосипеда, воздушного шара, автомобиля, трамвая, картинка "Проехать зайцем", знаки дорожного движения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Логическое упражнение "Виды транспорта"

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но сначала прослушаем отрывок из стихотворения.

Учитель включает грамзапись.

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке,
Волки – на кобыле, львы – в автомобиле.
Едут и смеются, пряники жуют.

– Из какого стихотворения этот отрывок, кто его автор?

Дети. "Тараканище" Корнея Ивановича Чуковского.

У. Какие виды транспорта в нем упоминаются?

Д. Велосипед, воздушный шар, автомобиль, трамвай.

На доску вывешиваются предметные картинки.

У. Какой вид транспорта "лишний"?

Д. Воздушный шар.

У. Какой вид транспорта не наносит вреда окружающей среде? Почему?

Д. Велосипед. Он не выпускает ядовитые газы и не загрязняет воздух.

У. А какой вид транспорта вредит окружающей среде? Почему?

Д. Автомобиль. Он загрязняет воздух, отравляет кислород, которым дышат люди, животные, растения.

У. Что нужно сделать, чтобы сохранить воздух от загрязнения?

Дети высказывают предположения.

– Отправимся мы с вами в путешествие на транспорте, который не встречается в нашем городе, но в его названии есть новый звук, с которым мы сегодня познакомимся. Что же это за транспорт?

Д. Трамвай.

004.jpg (12546 bytes)

III. Выделение нового материала

У. Составьте предложение с новым словом по схемам.

На доске:

Д. По улице едет трамвай. Я еду на трамвае.

– На трамвае Маша едет домой.

У. Каким звуком оканчивается слово "трамвай"?

Д. Звуком [й].

У. Где мы с ним уже встречались?

Д. Когда изучали буквы я, е, ё.

У. Произнесем слово "трамвай", выделяя последний звук. Какой это звук? Докажите.

Д. Звук [й] – согласный, так как воздух во рту встречает преграду. Язычок прижимается к нёбу.

У. Определите, звук [й] – звонкий или глухой?

Д. Звук [й] – звонкий.

У. Посмотрите: я приготовила для звука [й] зеленую полоску. Почему?

Д. Звук [й] – всегда мягкий.

У. Что мы можем сказать о слове "трамвай"?

Д. Трамвай – 7 букв.

– В первом слоге – 4 звука, во втором – 3 звука.

У. Мы с вами входим в трамвай. Как надо войти?

Д. Помочь друг другу, не толкаться, пропустить девочек и взрослых вперед.

У. Что должен приобрести каждый пассажир?

Д. Билет.

У. Билетом у нас будут слова, в которых встречается звук [й]. Будьте внимательны и вовремя приобретайте его. Я буду называть слова. Если в них встречается звук [й], то вы должны хлопнуть в ладоши.

Учитель называет слова: каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, лейка, аптека.

– Назовите свои слова с новым звуком.

Д. Май, майка, чайка, чайник…

IV. Развитие речи

У. Но, к сожалению, есть такие, кто норовит проехать бесплатно.

На доске:

Ехал заяц на трамвае
Без билета. Ай-ай-ай!
Остановка и вторая.
Контролер вошел в трамвай.
Спрыгнул зайчик и упал –
И под колесо попал.
Поиграй-ка, зайка, поиграй со мной.
Отвечает зайка: "Не могу, больной.
Ой-ой-ой!"

– Кто из зверей решил проехать бесплатно?

Д. Заяц.

У. Как он за это сам себя наказал?

Д. Спрыгнул и попал под трамвай, покалечился.

У. Давайте постыдим зайку: ай-ай-ай!

На доске вывешивается сюжетная картинка "Проехать зайцем".

– Что означает выражение "проехать зайцем"? Никак не могу догадаться.

Д. Не заплатить.

У. Не будьте такими зайцами! Оплачивайте свой проезд, тогда вам некого будет бояться.

V. Знакомство с буквой Й

У. С каким звуком мы сегодня путешествуем?

Д. Согласный, звонкий, мягкий звук [й].

У. Этот звук обозначается буквой, которая называется "И краткое".

Учитель показывает написание буквы.

– На какую букву она похожа?

Д. На и.

У. А чем отличается?

Д. У нее сверху маленький хвостик.
"И" глядит украдкой
На сестрицу краткую.
Ей понравился берет,
У нее такого нет!

У. Куда поселим букву "И краткое"?

Дети находят место й в ленте букв.

– Как вы думаете, почему эту букву так называют?

Д. При произношении произносим коротко [й].

VI. Физкультминутка

У. Долго ехали. Пора и отдохнуть. Повторяйте за мной.

Мы с Валеркою шоферы,
Завели свои моторы.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А потом нажмем на тормоза.
(Дети тянут ручку "тормоза" на себя.)
Закрываем фары.
(Дети закрывают глаза.)
Раз – два – три – четыре – пять.
(Считают с закрытыми глазами.)
В путь-дорогу опять!
(Вращательные движения руками перед собой при движении вперед.)

VII. Упражнение в чтении

У. Много интересного можно увидеть из окошка трамвая. А что именно, нам поможет узнать сборник по обучению чтению.

Дети читают слоги и слова с буквой й в сборнике.

– Где мы сейчас проезжаем?

Вывешивается карточка со словом "мостовая".

– Что такое "мостовая"?

Д. Мостовая – проезжая часть дороги, где едут машины.

У. Прочитайте текст в "Азбуке" на с. 99 шепотом.

Дети выполняют задание.

– А теперь читаем "по цепочке".

Текст читается вслух громко, выразительно.

– Какие виды транспорта упоминаются в тексте?

Ответы детей.

– Прочитайте правило, которое выделено жирным шрифтом перед текстом.

Д. "Не играй на мостовой!"

У. Почему нельзя выходить на проезжую часть?

Д. Можно попасть под машину.

У. А где должны ходить люди?

Д. По тротуару.

У. Что должны знать пешеходы и водители, чтобы не произошло несчастного случая?

Д. Правила дорожного движения.

VIII. Игра "Знай дорожные знаки"

На доске висят знаки:

У. Будьте внимательны. Я прочитаю стихотворение, а вы выберите нужный знак.

На асфальте есть полоски,
И на знаке есть полоски.
Вы запомните одно:
Только здесь, по "зебре" этой,
На сигнал зеленый детям
Проходить разрешено.

– О каком знаке рассказывается?

Д. Пешеходный переход.

У. Правильно. Слушайте дальше.

Посмотрите, знак опасный –
Человечек в круге красном
Перечеркнут пополам.
Виноват он, дети, сам.
Тут машины быстро мчатся,
Может даже быть несчастье.
По дороге здесь, друзья,
Никому ходить нельзя.

Узнали вы следующий знак?

Д. Пешеходный переход запрещен.

У. Верно ответили, а теперь еще одно стихотворение.

Если ты даже мастер спорта,
Знак этот помнить должен твердо.
Велосипед на синем диске –
Катайтесь, велосипедисты!

Какой знак вы выбрали сейчас?

Д. Велосипедная дорожка.

У. На доске остался еще один знак. Я не прочитала о нем стихотворения. Как вы думаете, почему?

Д. Он не для пешеходов, а для водителей.

У. Наша поездка в трамвае закончилась. Какой звук и какая буква сопровождали нас?

Д. Буква й.

У. Чему научились в нашем трамвае?

Д. Правилам поведения в транспорте, на улице.

– Учились читать слова с буквой й.

У. Что вы узнали о букве й? О звуке [й]?

Д. Звук [й] – согласный, звонкий и всегда мягкий.

У. Какие правила поведения в транспорте вы узнали?

Д. Нельзя толкаться, надо пропускать взрослых вперед, уступать им место, оплачивать проезд.

У. Какие правила поведения на улице вы знаете?

Д. Нельзя играть на мостовой, выходить на проезжую часть, нужно ходить по тротуару, переходить улицу по пешеходному переходу.

У. Молодцы! Вы хорошо запомнили все, о чем мы говорили на уроке.

8

С.Я. ДЖАЛАЛОВА,
г. Меленки,
Владимирская обл.

Тема. "Гласная буква ю".

Цели. Познакомить детей с буквой ю, научить читать слова с ней; продолжить работу по формированию плавного слогового чтения; развивать речь детей, фонематический слух; расширять представления о животных; воспитывать гуманные чувства, коллективизм.

Оборудование. "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий); сказочные герои: Незнайка и Буратино (иллюстрации); геометрический материал для составления ракеты; карточка "Ю ю Ю ю"; слоговые таблицы; иллюстрации: бегемот, утконос, петух, крокодил; игра "Полубуковка"; изображение юлы или игрушка юла; схемы; напечатанные слоги и слова:

вме-
сна-
про-

зве-
сво-
кро-

крокодил
бегемот
петух

утконос

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка учебной задачи

Учитель. Сегодня мы узнаем новую букву, особую, хитрую, научимся читать слова с ней. Будем читать плавно, правильно, выразительно. Каким бы вы хотели видеть наш урок?

Дети. Интересным.

У. Путешествовать в Страну знаний мы будем на ракете. Выберем конструктора. Он сконструирует ракету из геометрических фигур на фланелеграфе.

Ученик у доски собирает ракету из предложенных геометрических форм.

– Проверяем конструктора и получившуюся ракету.

III. Повторение слого-звукового состава слов

У. Чем похожи схемы? Чем различаются?

Д. Одинаковые слоги слияния, но переставлены. Ударение в разных местах.

На доске:

У. В какой схеме спряталось слово "ракета"? Буратино считает, что в первой, а Незнайка – что во второй. Кто прав?

Д. Буратино.

У. А теперь выбираем пилота для полета.

Дети выбирают пилота.

– Пристегните ремни. Три, два, один – старт!

IV. Повторение пройденного

Игра "Полубуковка"

На карточках наполовину закрытые печатные буквы ш, ж, ч, р, я, х.

У. Какие это буквы? Какая "лишняя"?

Д. Буква я.

У. Почему?

Д. Все буквы согласные, а буква я – гласная, она "лишняя".

У. Почему ее называют хитрой гласной?

Д. Обозначает два звука: [й] и [а].

У. Назовите еще особые хитрые гласные.

Д. Это е, ё.

У. Назовите по ленте букв все изученные согласные.

Дети называют.

Прочитайте по слоговой таблице слоги с буквами я, е, ё, ж, ш, ч.

Дети читают хором.

– А теперь посмотрите на другую таблицу.

На доске:

ру...
ма...

жи...
па...

– Эта таблица особая, ее составили малыши, которые только начинают говорить. Они еще не выговаривают слова целиком, а произносят только первые два звука. Увидев куклу, говорят "ку". Вспомним детский язык.

Учитель показывает слог, дети договаривают до слова.

Д. Ру...ка, ма...ма, жи...раф, па...па.

У. Приборы сообщили, что у нас авария: сломались детали. Надо их соединить.

Учитель указкой показывает слоги, дети читают, составляют слова.

Д. Бы-ла, за-пе-ла, бу-ду, ро-за, ко-за, но-ра, ша-га-ли...

У. Части слов соединили, аварию устранили. Сконструируйте слова по первому слогу, записанному на доске.

Д. Вме-сте, сна-чала, про-езд, зве-но, сво-бода, кро-вать.

V. Физкультминутка

У. А теперь давайте немного отдохнем вместе с Буратино.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

VI. Знакомство с буквой ю

У. Отгадайте загадку.

На ножке я кружусь одной,

Ребятам весело со мной.

Д. Юла.

009.jpg (8314 bytes)

У. Верно, это юла. Составим схему этого слова.

На доске:

– Мы произнесли два звука, а записываются они одной буквой ю. Что вам напоминает эта буква?

Д. Буквы я, е, ё.

У. Чтобы ю не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась буква...

Д. ю.

У. А в каких словах нужна Ю большая?

Д. Юля, Юра.

– В начале предложения.

У. Где ее место на ленте букв? Докажите свою точку зрения.

Д. На первом этаже в красном домике, так как она гласная.

У. Послушайте стихотворение, назовите слова с буквой ю.

Юной Юлии хвала, быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле отдохнет на юге Юля.

– Какие слова с новой буквой услышали?

Дети называют.

Если буква ю стоит в начале слова или после гласной, то при чтении ее нужно просто назвать. Когда мы называем букву ю, то произ-носим два звука: [й] и [у]. Что вы узнали о букве ю?

Д. Гласная буква ю в начале слова и после гласных обозначает два звука: [й] и [у].

У. Как узнать гласный звук?

Д. Легко произносится, на пути не встречает препятствий, состоит из голоса, его можно пропеть.

VII. Физкультминутка

У. Давайте побудем медвежатами и отдохнем.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.

А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.

VIII. Чтение слов и текстов по "Азбуке"

У. А теперь, ребята, вспомните, что поет мама, когда укладывает спать малыша?

Д. Колыбельную.

У. А вы знаете колыбельные? Одну мы сейчас прочитаем на с. 170 "Азбуки".

Чтение колыбельной песни про себя, одним учеником, хором.

012.jpg (13629 bytes)Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.

– Откройте "Азбуку" на с. 172. Прочитайте рассказ.

Дети читают.

– О ком он?

Д. О детях.

У. Кто разговаривает?

Д. Юра и Юля.

У. Прочитаем по ролям.

(Рассказ читается по ролям.)

– Прочитайте слова, записанные на левой странице альбома, нарисованного на с. 172.

Д. Бегемот, петух, утконос, крокодил.

Учитель показывает рисунки животных, рассказывает об утконосе.

У. У утконоса морда оканчивается плоским широким клювом, наподобие утиного. Он откладывает яйца. Живет в Австралии.

У. Что вы знаете о бегемоте, крокодиле, петухе?

Дети рассказывают.

– Слова бегемот, крокодил, петух поссорились, так как одно "лишнее". Какое?

Д. Петух.

У. Почему?

Д. Петух – птица.

У. А теперь мы послушаем стихотворение еще об одном животном.

Чтение одним учеником стихотворения "Зверь на букву ю".

– О каких животных вы узнали?

Д. Об утконосе, бегемоте, крокодиле, петухе.

У. А вот что это за зверь на букву ю, вы узнаете на следующих уроках.

IХ. Подведение итогов

У. Что нового узнали? Чему научились?

Д. Познакомились с буквой ю, обозначающей звуки [й] и [у] в начале слова и после гласных.

У. Наша ракета приземлилась. Вы очень хорошо работали. Молодцы!

9

С.Я. ДЖАЛАЛОВА,
г. Меленки,
Владимирская обл.

Тема. "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х".

Цели. Познакомить с глухими согласными звуками [х], [х’], с буквами Х, х; научить читать слоги и слова с буквой х; развивать навыки плавного слогового чтения, речь учащихся, воспитывать дружелюбие, чувство взаимопомощи.

Оборудование. "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий), карточка с печатными и письменными буквами Х х; слоговая таблица; рисунки с изображениями поросенка Хрюши, белки, хорька, хомяка; грибов (подосиновик, подберезовик, белый, мухомор и т.д.); у каждого ученика маленькие квадратные листочки бумаги; ножницы; схемы для звукового разбора слов.

ХОД УРОКА

Учитель. Ребята, что на картинке?

Дети. Грибы.

У. Как называется каждый из них?

Д. Подосиновик, подберезовик, мухомор...

У. Сколько слогов в слове грибы?

Д. Два.

У. Почему два слога?

Д. Потому, что два гласных звука.

У. Охарактеризуйте каждый звук, составьте схему этого слова.

Дети составляют схему у себя на партах, один ученик у доски.

На доске:

 

– Проверим, что получилось. Составьте слово грибы из разрезных букв. Поднимите наборные полотна, покажите, как составили.

Учитель оказывает индивидуальную помощь тем, кто не справился.

– А теперь уберите букву ы. Какое получилось слово?

Д. Гриб.

У. Сколько слогов в слове гриб? Почему?

Д. Один слог, так как один гласный звук.

У. Молодцы! Со всеми заданиями справились!

У. Хрюша что-то хочет сказать. Он приготовил для вас загадку.

Проворная зверюшка живет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок, отыскала грибок,

Нанизала на сучок, заготовила впрок.

Д. Белка.

У. Молодцы, отгадали Хрюшину загадку. А почему белка так смотрит на грибы?

Д. Хочет сорвать.

У. Какой из этих грибов вы не стали бы рвать?

Д. Мухомор.

У. Почему?

Д. Он ядовитый.

У. А можно сшибать его палкой, ногой?

Д. Нельзя.

У. Почему нельзя?

Д. Лоси им лечатся.

У. Послушайте стихотворение о мухоморе поэта Прокофьева.

Шел Егор через бор, видит: вырос мухомор.

"Хоть красив, а не беру", – Вслух сказал Егор в бору.

"Верно ты сказал, Егор", – так ему ответил бор.

Произнесите все вместе слово мухомор. (Дети произносят).

 

– О каком звуке в этом слове мы еще не говорили?

Д. О звуке [х].

У. А есть ли такой звук в имени поросенка?

Д. Да.

У. Где он стоит?

Д. В начале слова.

У. Вот почему Хрюша пришел к нам на урок и привел своих друзей. Произнесем еще раз слово мухомор. (Дети произносят.)

– В каком по счету слоге слышим звук [х]?

Д. Во втором.

У. Что это за звук? Охарактеризуйте его.

Д. [х] – согласный, твердый, глухой.

У. Произнесем звук еще раз и убедимся, что мы его правильно охарактеризовали.

Дети выполняют задание.

– А как мы смеемся?

Д. Ха-ха-ха!

У. Как произносится новый звук?

Д. [х].

У. А если тихо смеемся?

Д. Хи-хи-хи!

У. Есть ли тут новый звук?

Д. [х’].

У. С какими звуками вы познакомились?

Д. Со звуками [х], [х’].

У. В чем их сходство?

Д. Они согласные, глухие.

У. В чем различие?

Д. Твердый, мягкий звуки.

У. А теперь познакомимся с обозначением звука [х] на письме.

Учитель прикрепляет на доску карточку с буквой х.

– На что похожа буква?

Д. На ножницы.

У. Х на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь, хочешь – шьешь,

Хочешь – сам себя стрижешь.

Учитель демонстрирует раскрытые ножницы.

У. А теперь возьмите квадратные листочки и встаньте.

Загадаю вам загадку,

Выполняйте по порядку:

Раз – листочки поднимаем,

Два – листочки загибаем,

Три – еще разок свернем,

На четыре – развернем.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив – назови!

Линии сгиба образуют букву х.

У. А теперь почитаем слоги с буквой х.

По слоговой таблице дети читают слоги-слияния буквы х с изученными гласными. Читают хором, по одному, по порядку, вразнобой.

– Договаривайте слоги до слов.

Д. Хомяк, муха, хищник.

У. Теперь почитайте слова, написанные на доске.

На доске:

 

Черепаха, ухо, петух, хлеб, хризантема.

Дети читают по очереди и хором.

– А еще четыре слова Хрюша спрятал в траве. Найдите их и прочитайте.

Д. Халва, хохотушка, хлопушка, хозяйка...

У. А теперь посмотрите на кроссворд. Догадайтесь, какой слог надо вставить в пустые клетки.

Д. Слог хо.

У. Какие получатся слова? Прочитайте.

Д. Хомяк, хобот, холодильник, переход, хор.

У. Какие слова были непонятны?

Д. Хризантема, хомяк.

У. Хризантема – цветок. Хомяк – маленький зверек.

Учитель показывает иллюстрации.

 

У. Прочитайте стихотворение о хомяке, написанное поэтом Луниным.

На доске:

Хомяк зимою, в холод лютый,

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землей.

Сначала дети читают про себя, а потом один ученик читает вслух.

У. Какие слова были непонятны?

Д. Хоромы.

У. Хоромы – жилые помещения огромного размера. Какие слова с новой буквой встретились в стихотворении?

Д. Хомяк, холод, хочет, хитрит, холодной, храпит, хоромах.

У. Прочитайте еще одно стихотворение.

На доске:

Ха-ха-ха, хе-хе-хе,

Пахал Пахом на петухе.

А петух-то исхитрился,

От сохи-то отцепился.

Хи-хи-хи, ха-ха-ха,

Лови, Пахом, петуха!

Дети читают про себя, потом хором вслух.

У. Что значит "пахал"?

Д. Копал землю.

У. А что такое соха?

Д. Приспособление для вспахивания земли.

У. Это стихотворение серьезное или шуточное? Почему так думаете?

Выслушиваются ответы детей.

VII. Физкультминутка

У. Давайте инсценируем это стихотворение, изобразим Пахома и петуха.

VIII. Чтение текстов (продолжение)

У. Прочитаем рассказ в учебнике на с. 163.

Текст читают хорошо читающие ученики.

– О каком времени года говорится?

Д. О поздней осени.

У. Почему важно убрать хлеб до зимних холодов?

Д. Чтобы не пропал под снегом.

У. В каком значении употреблено слово хлеб?

Д. Здесь говорится о хлебных колосьях.

У. В каком еще значении употребляется слово хлеб?

Д. Когда говорят о продукте питания, который мы едим.

У. Прочитайте пословицы на с. 162 и объясните, как вы понимаете их смысл.

Дети выполняют задание.

– Почему хлеб важен для людей?

Д. Это один из основных продуктов.

– Если есть все без хлеба, то скоро вновь становишься голодным.

– В хлебе много полезных веществ.

У. Откройте "Азбуку" на с. 166 и прочитайте стихотворение "Хлеб".

Дети читают.

– О ком говорится в стихотворении? Кто выращивал хлеб?

Д. Те, кто пахал, сеял, ухаживал за растениями и убирал их.

У. Как называют этих людей?

Д. Не знаем.

У. Это хлеборобы. Какие машины помогают им в работе?

Д. Тракторы, комбайны.

У. Молодцы!

IХ. Итог урока

У. Давайте расскажем Хрюше о новых звуке и букве.

Д. Звук [х] – согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на письме обозначается буквой х.

У. Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.

10

Татьяна РУСАКОВА,
учитель школы № 125,
г. Москва

Тема. "Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Цели. Познакомить с новым звуком [ч’] и новой буквой ч, упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой, учить распознавать новый звук в словах, продолжить формирование навыков сознательного чтения, развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся, воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Оборудование. Учебник "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий), общеклассная и индивидуальные кассы букв, схемы для звукового анализа слов, наборное полотно, фланелеграф, иллюстрации к сказке Э.Успенского, предметные картинки, карточки с образцами печатных и письменных букв Чч, со слияниями чу, ча, схематичные изображения лиц человека.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мне пришло письмо. Нас приглашают в гости герои замечательной сказки Эдуарда Успенского "Дядя Федор, пес и кот". Как же мы будем добираться туда? Вам поможет ответить на этот вопрос слово, которое спрятано в конверте. Но буквы рассыпались. Расставим их по порядку и соберем слово.

Дети достают буквы, находящиеся в конверте, и составляют из них слово.

– Какое же слово получилось?

Д. Вагон.

У. Составьте схему данного слова.

На доске:

 

– Сколько в нем слогов? Почему?

Д. Два слога, так как два гласных звука.

У. Назовите первый слог. Какой гласный звук?

Д. Слог ва, гласный а.

У. Назовите второй слог. Какой гласный звук?

Д. Слог -гон, гласный о.

У. Какой слог ударный?

Д. Слог -гон.

У. Назовите согласные звуки. Какие они?

Д. Звуки [в], [г], [н]. Они звонкие.

У. Сколько всего звуков? Букв?

Д. 5 звуков, 5 букв.

У. Вы догадались, что мы отправимся в путешествие в вагоне поезда? А тем временем в Простоквашино с нетерпением ждут гостей.

III. Постановка темы урока

У. Кот Матроскин, лежа на печи, размышляет. Послушайте, о чем. Какой новый звук чаще всего встречается в словах?

Рассказ учителя сопровождается схематичным изображением предметов с новым звуком в названиях. Динамические картинки прикрепляются на фланелеграф.

Кот молча лежит на печке* и смотрит в окно. Течет и тихо журчит речка*. Солнце шлет на землю свои горячие лучи*. По небу плывут облачка*. Одно облачко – как зайчик*, другое – как лисичка*, а третье похоже на уточку*.

– Кто же такие облачка делает? – задумчиво спрашивает Матроскин.

А вот кто: солнечные лучики и речка.

– Какой же новый звук вы услышали?

Д. Звук [ч’].

У. Знакомству с этим звуком и буквой посвящен наш урок.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Произнесем еще раз слова, рисунки к которым прикреплены на фланелеграфе, и послушаем, как звучит звук [ч’].

Д. Печка, речка, лучи, облачко, зайчик, лисичка, уточка.

У. Какой звук [ч’] – гласный или согласный? Почему?

Д. Согласный, так как встречает преграды при произнесении.

У. Звонкий он или глухой?

Д. Глухой.

У. Твердый или мягкий?

Д. Мягкий.

У. Как его обозначим на схеме?

Д. Зеленым квадратиком.

У. Кто сможет повторить весь рассказ, используя слова со звуком [ч’]?

Один ученик пересказывает.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы возьмем с собой в путешествие.

Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я...

Д. Чемодан.

У. Где стоит звук [ч’] в этом слове?

Д. В начале слова.

У. Назовите свои слова с этим звуком.

Д. Чашка, чайник, чулан, чудо, чеснок, черника, чернила, качка, кочан...

У. Поезд тронется тогда, когда мы три раза произнесем скороговорку.

Я колесами стучу, быстро вас домчать хочу.

Дети тренируются и произносят скороговорку.

– Какой звук повторяется в скороговорке?

Д. Звук [ч’].

У. На письме звук [ч’] обозначим буквой ч.

Учитель вешает на доску карточку с образцами письменных и печатных букв ч.

– На что похожа печатная буква ч?

Д. На цифру четыре.

У. Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

 

Найдите эту букву в кассах. Для чего нужны две буквы?

Д. Это строчная и заглавная буквы. Заглавная буква используется для обозначения начала предложения и имен.

У. Определите место этой буквы на ленте букв.

V. Чтение слогов и слов с новой буквой

У. Откроем "Азбуку" на с. 129 и прочитаем слоги.

Д. Ча, чо, чу, че, чи.

У. Как на схеме обозначим эти слоги-слияния?

Д. Прямоугольником, разделенным на зеленый и красный треугольники.

У. Почему так?

Д. [ч,] – мягкий согласный.

У. Не все гласные используются для письма слогов с буквой ч. Нет букв ы, э, ю, я. Запомните, как пишутся слоги чу, ча.

Учитель прикрепляет на доску карточки со слияниями чу, ча.

– Вот мы и на станции Простоквашино. Нас ждут друзья.

На доску прикреплены рисунки с изображением различных продуктов: чай, конфеты, торт, печенье, варенье...

– Чем они собираются угощать гостей?

Д. Продуктами, в которых есть новый звук.

У. Среди рисунков выберите те предметы, в названии которых есть звук [ч,].

Д. Нас будут угощать чаем с печеньем.

У. Матроскин и Шарик предлагают не только вкусное угощение, но и игру в слова.

На доске:

 

чай чистые

чашки честный

человек чудесный

часы точные

У. Подберите к словам левого столбика подходящие по смыслу слова из правого. Что получилось?

Д. Чудесный чай, чистые чашки, точные часы, честный человек.

У. Что интересного вы заметили в этих словах?

Д. Во всех есть звук [ч,].

У. Составьте предложение с любым из этих слов.

Д. В гостях у Матроскина мы пили чудесный чай.

VI. Физкультминутка

VII. Работа с текстом

У. Вы знаете, что Дядя Федор, хоть и мал еще, но очень серьезный и самостоятельный. Он многое умеет делать. Какое же занятие – одно из самых его любимых? Это вы узнаете, расставив книги на полочке: сначала большие, затем маленькие.

Дети составляют слово из букв, написанных на корешках книг.

– Прочтите слово, которое у вас получилось.

Д. Чтение.

У. Давайте и мы почитаем. Откроем учебники "Азбука" на с. 132. Какие игры с мячом знаете вы?

Д. Футбол, волейбол, баскетбол, вышибалы...

У. Прочитайте столбики слов.

Д. Мяч, мячик, скачу, скачет, девочка, Танечка.

У. Найдите слова, где буква ч в конце, в середине слова.

Дети отвечают.

– Чем отличаются слова мяч и мячик? Таня и Танечка?

Д. Предметы больше или меньше.

У. Прочитайте текст по предложениям.

Дети "по цепочке" читают стихотворение В.Берестова.

– Во что играли девочки?

Д. В мяч.

У. Что сказано о мяче?

Д. Помчался.

У. Как по-другому можно сказать?

Д. Покатился, поскакал.

У. Как звали девочек?

Д. Катя, Оля, Таня.

У. Как написаны их имена?

Д. С заглавной буквы.

У. Найдите предложение, которое соответствует схеме.

На доске:

 

Д. Встали девочки в круг.

У. Найдите предложение с восклицательным знаком в конце.

Д. "А от Оли снова к Кате!"

У. О ком все эти предложения?

Д. О девочках.

У. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

Д. Да. Они связаны по смыслу.

У. Какое название вы бы дали этому тексту?

Д. Игра.

– Веселый мячик.

У. Весело ли было девочкам? Почему?

Д. Да. Они играли.

У. Пока мы читали, Матроскин и Шарик успели поссориться. Чтобы их помирить, почтальон Печкин принес журнал с очень интересным рассказом Ушинского. (Текст К.Д. Ушинского "Вместе тесно, а врозь скучно" взят из "Азбуки" со с. 221 и написан на доске.) Прочитайте рассказ.

Дети читают текст "по цепочке".

– Что говорит брат?

Д. Не тронь моего волчка.

У. Что отвечает сестра?

Д. А ты не тронь моих кукол.

У. Как нужно прочитать слова брата и сестры?

Д. Громко, рассерженно.

У. Выберите человека, который мог бы прочитать эти слова.

На доске:

 

Д. Первый человечек.

У. Почему так решили?

Д. У него выражение лица рассерженного, злого человека.

У. Попробуем произнести эти слова так, чтобы мы почувствовали, что брат и сестра сердятся друг на друга.

Дети разыгрывают сценку.

– Прочтите последние слова. Отчего детям стало скучно?

Д. Дети расселись по разным углам, но скоро им стало скучно.

У. Прочитайте пословицы, объясните их, выберите ту, которая подходит к рассказу.

На доске:

Вместе тесно, а врозь скучно.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дети выполняют задание.

VIII. Итог урока

У. Послушали Матроскин и Шарик этот рассказ, ваши советы и решили, что больше никогда не будут ссориться.

Наше путешествие подошло к концу. С каким новым звуком мы познакомились?

Д. Со звуком [ч’].

У. Какой это звук?

Д. Согласный, непарный, глухой, мягкий.

У. Если вам понравилось в гостях у Матроскина и Шарика, то вы можете продолжить знакомство с этими персонажами на страницах книги Эдуарда Успенского "Дядя Федор, пес и кот".

Продолжение следует