Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2002

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие в страну исторических источников

Путешествие десятое

Портрет Конька-Горбунка

– Интересно, какие еще остались области Страны исторических источников, где мы не побывали? – задал вопрос Сергею Сергеевичу Леша в начале очередного занятия по истории.
– Их еще немало. Например, Область метрологии. Она находится в стороне, прямо противоположной Косе времени, – между краями письменных и вещественных источников.
– Как вы сказали, метеорологии? Это мы погоду будем сегодня определять? – удивилась Настя.
– Нет, не метеорологии, а метрологии. Хотя изменения климата историки тоже изучают...
– Да уж, изменения все время – вчера было тепло, а сегодня такой снег! – заметила Настя.
Но сегодня мы займемся другим – наукой о мерах, как переводится слово "метрология" с греческого языка. И поможет нам... Конек-Горбунок. Произносите заклинание!

* * *

Все оказались на дороге, уводившей к каким-то деревянным домикам. Сергей Сергеевич вдруг громко крикнул:
– Где ты, где ты, мил конек,
Ты скачи к нам, Горбунок!
Заклубилась пыль, и ребята увидели маленького забавного конька, прискакавшего по дороге. Призывно заржав, он, как в сказке, заговорил человеческим голосом:
– Здесь я, малый Горбунок,
Я лечу, не зная ног.
Покажу гостям землицу –
Ту, где множество хранится
Образцов объемов, длин,
Веса разных величин!
Есть тут жители забавны,
Что в молве народной славны.
Поговорку в речь ввернут –
Всяку меру помянут.
– Конек-Горбунок! Вот четверо твоих юных гостей. Покажи им Область метрологии! – попросил Сергей Сергеевич.
И конек вновь заговорил:
– На меня скорей садитесь,
Только знай себе держитесь!
– А мы влезем? – недоверчиво спросила Настя. – Нас же целых четверо!
– Ничего! – сказал конек. –
Если я возил Жар-птицу,
А в другой раз – Царь-девицу,
И корыта, и шатер –
Вас подавно я востер
Удержать в седле, покуда
Покатаю вас повсюду
В славной области моей.
Ну-ка, сядьте потесней!
Все ребята сели на конька и в несколько его прыжков оказались у затейливого деревянного домика.
– А это что? – спросил Ваня.
Конек заржал:
– Этот дом посредь лесов –
Мер палата и весов;
Ну а рядом есть таблица,
Как им всем переводиться
Из старинных в наши дни.
Коль умен ты, то взгляни
На вершки и на аршины,
Что считали в век старинный.
В метрах их длину узнай,
Да и рост мой посчитай.
Это вам мое заданье,
Проверяю ваши знанья.
– А что мы знаем про твой рост, чтобы сосчитать его в метрах? У нас ведь нет ни линейки, ни измерительной ленты, – сказала коньку Даша.
– Даша, да что ты, забыла? Вот как в сказке:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами, – процитировала Настя.
Конек закивал мордочкой:
– Это вспомнили вы верно.
Сколько ж в метрах-то примерно?
– Так, – стал прикидывать Ваня, – три вершка и еще аршин. Посмотрим в таблицу! Вершок... Так, вершок – это, как тут написано, приблизительно четыре с половиной сантиметра. А аршин – это 71 сантиметр. Значит, три вершка – это тринадцать с половиной сантиметров. Да еще уши в один аршин – плюс 71 сантиметр, всего будет тринадцать с половиной плюс семьдесят один – восемьдесят четыре с половиной сантиметра.
– Ай да Ваня, ай да славно!
Просьбу выполнил исправно! – обрадовался конек, –
Ну, теперь я должен вас
В благодарность в этот час
По местам по разным чудным
Провезти путем нетрудным.
Много видов покажу,
Что хотите – расскажу.
– Тут еще написано, – заметил Ваня, – что аршин – это шестнадцать вершков, а есть еще четверть – примерно 18 сантиметров. А почему были такие меры длины?
Конек ответил:
– За горами, за лесами,
За широкими морями
Люди той, другой, земли
Меры ведали свои.
Измеряли локтем длинным
Эти старые аршины –
По-персидски, надо знать,
"Арш" мог локоть означать.
Воду ведрами черпали,
Мясо в бочках измеряли,
Да и с собственной ноги
Надобились сапоги.
– А я вспомнила: в вашей сказке Иванушка еще шапкой серебро измеряет:
Два-пять шапок серебра,
То есть это будет десять, – процитировала Настя.
– Что же еще можно посмотреть в вашей области? – задала вопрос Коньку-Горбунку Даша.
– Вы садитесь на хребет,
Хоть бы задом наперед, –
Все равно увидишь много
Здесь чудесного, чудного!
Но вам меры надо знать.
Можно справочник тут взять –
Ведь волшебная таблица
Вам в дороге пригодится.
Ребята взяли справочник, лежавший на столике у таблицы, и вновь сели на конька. Он помчался по дороге так, что захватывало дух, и вскоре прискакал к большой реке с зарослями тростника и камышей на берегу. На волнах качался огромный корабль с высокими бортами, привязанный к берегу канатами. На берегу ребята увидели столб с табличкой:
"Ноев ковчег. Высота – три яруса по 10 локтей, ширина – 50 локтей, длина – 300 локтей".
Конек тут же стал пояснять:
– Вот уж есть чему дивиться!
Но, как в сказках говорится,
Время дело исполнять!
Кто решится сосчитать,
Сколько это в метрах будет,
И взглянуть не позабудет
В нашу книжицу всех мер,
Чтоб определить размер?
– А что тут определять? – не понял Алеша. – Надо влезть на этот... Ноев ковчег и приложить локти к борту. Сколько уместится, столько и будет локтей. В длину, высоту и ширину.
– Сколько же ты времени собираешься считать? – удивился замечанию товарища Ваня. – Вот же в справочнике написано: "Локоть – древняя мера длины, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев руки взрослого человека". Понял, Леша, – взрослого человека. "...Примерно 45 сантиметров". Чтобы получить длину Ноева ковчега, нужно умножить 45 на 300. Так...
Сосчитав столбиком, Ваня сказал:
– Это будет 13500 сантиметров, или 135 метров. Высота... так, три раза по 10 локтей, в метрах – тринадцать с половиной метров. И, наконец, ширина – 22 с половиной метра.
– Значит, в таком корабле Ной разместил свою семью и всех животных – каждой твари по паре, – стала вспоминать Библию Настя. – Все-таки всем-всем здесь, наверное, было тесновато.
– Конечно, "Титаник" был больше, – заметил Алеша.
– Ну ты сравнил – "Титаник", – возразил Леша. – Это же очень древний корабль, он описан так, как люди тогда представляли такой ковчег.
Тут вновь молвил Горбунок:
– Что же, чудо вы видали,
Все размеры сосчитали.
И скачу в другие я
Нашей области края.
Конек помчался вскачь дальше по дороге и в минуту домчал до овального поля, посыпанного песком. Вокруг поднимались каменные трибуны.
– Это же стадион! – воскликнула Даша.
– Что, мы здесь будем бегать на дистанции, что ли? – отозвался Алеша.
К ребятам приблизился стройный загорелый человек в белом коротком плаще и пестрой накидке.
– Древний грек, – понял Ваня.
– Путники! – возгласил человек. – Вы видите перед собой первый в истории стадион. На таких проводились священные игры – Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские...
– А при чем тут метеро... метрология? – спросил Алеша.
– Меры длины имеют самое прямое отношение к атлетическим состязаниям! Ведь длина бегового поля составляет один стадий – от этого происходит и слово "стадион".
– Один стадий... – Ваня стал снова смотреть в справочник. – Вот, нашел – один стадий равен 192 сантиметрам.
– Эллины, или, как вы говорите, греки, измеряли в стадиях длину бега на играх. Обычно бежали дистанции в один, два, четыре, семь и двадцать четыре стадия. А вы, юные гости, знаете радость соревнования в беге?
– Конечно, на физкультуре мы бегаем, – ответила Даша.
– На шестьдесят и на сто метров, – добавил Алеша.
– Но это же меньше, чем на один стадий! Вы, правда, еще очень юные, у вас все впереди. А сейчас подсчитайте, на сколько бегали лучшие атлеты Эллады по вашим мерам.
Ваня вместе с другими ребятами долго считал, и у него получилось: 2 стадия – 384 метра, 4 стадия – 768 метров, 7 стадиев – 1344 метра, 24 стадия – 2608 метров.
– Двадцать четыре стадия – это уже стайерская дистанция, – отметил знающий Ваня.
– Ваше усердие похвально, – сказал ребятам древний проводник. – А вообще-то в разных греческих государствах были разные длины стадия. Единые меры на основе афинских установил для многих государств ученый муж Метон.
– Но ведь стадиями пользовались только греки? – спросил Ваня.
– В других странах были другие меры. Впрочем, в Греции пользовались единой мерой веса со многими государствами Востока – миной. Поезжайте дальше – узнаете еще о многом.
Конек-Горбунок вновь обратился к ребятам:
– В нашем крае люди есть –
Всех-то и не перечесть.
Но кто встретится – я с теми
Познакомлю вас со всеми.
Крепче за меня держись,
Нашим жителям дивись!