Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №40/2002

МАСТЕРСКИЕ

Людмила ЗАБАБУРА,
г. Саяногорск

Время – вечная загадка

Любой ребенок очень быстро сможет перечислить названия всех 12 месяцев. А вот почему они так называются? Как они назывались раньше? Обо всем этом ваши дети смогут узнать, если вы воспользуетесь материалом, предложенным Людмилой ЗАБАБУРОЙ, педагогом из г. Саяногорска.

Тема. "Лента времени. Историческое время".

Цели. Обобщить знания о временных отрезках, дать понятие об историческом времени.

Оборудование. Фланелеграф; рисунки с изображением водяных, солнечных, песочных часов, часов из свечки; карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о временных отрезках, единицах времени и историческом времени.

III. Знакомство с новым материалом

У. Время – вечная загадка для человека. Мы живем во времени. Мы говорим "настоящее", "прошлое", "будущее", но никому еще не удавалось понять, что же такое время, и вряд ли удастся.

В этимологии слов, связанных с этим понятием, загадочного тоже немало. Слово "время" связано с глаголом "вертеть" (вращать). Это как бы "вращение" дней и месяцев по кругу, их чередование, вереница. Не случайно говорят "круглый год". Назовите месяцы по порядку.

Дети перечисляют.

– Сейчас каждый из вас получит карточку с названием месяца. Внимательно прочтите. Почему так названы месяцы? Названия месяцев вам предлагаются по двум календарям – римскому и Древней Руси.

Ученики выходят, зачитывают тексты и помещают карточки с названием месяцев на фланелеграф в два столбика.

Счет времени по римскому календарю

Январь – этот месяц назван в честь почитаемого в Риме бога времени, покровителя путешественников и моряков Януса.

Февраль – в середине этого месяца римляне справляли большой праздник – День очищения от всех грехов и плохих поступков. Этот праздник они называли "Диес Фебрутус", а потом и весь месяц стали называть в честь этого праздника "фебруарис", а по-русски – "февраль".

Март – римляне называли этот месяц "мартус" в честь римского бога войны Марса.

Апрель – по латыни "априкус" значит "согретый солнцем", а "априре" значит "открывать", "расцветать".

Май – назван в честь богини весны и гор, богини плодородия Майи.

Июнь – назван римлянами "юниусом" в честь богини Юноны, жены владыки неба Юпитера.

Июль – назван в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря.

Август – назван в честь другого императора, Октавиана Августа.

Сентябрь – название произошло от латинского слова "септембер", что означает "седьмой". Римляне начинали считать месяцы не с января, как это делаем сейчас мы, а с марта. Поэтому номера месяцев у них были не такие, как у нас.

Октябрь – название произошло от латинского слова "октобер", что означает "восьмой".

Ноябрь – название произошло от латинского слова "новембер", что означает "девятый".

Декабрь – название произошло от латинского слова "децембер", что означает "десятый".

Счет времени в Древней Руси

Январь называли "сечень", потому что это был сезон вырубки леса, или "студень", так как становилось холодно.

Февраль называли "снежень" или "лютень" из-за обильных снегопадов и сильных морозов.

Март называли "березозол", так как начинает цвести береза. А в тех местах, где в марте высыхает земля, этот месяц еще называли "сухий".

Апрель мог иметь название "березозол" и еще "цветень", так как в это время начинается цветение садов.

Май называли "травень", так как начинают цвести травы, или "цветень".

Июнь называли "изок" (кузнечик) или "червень" (от слова "красный"), так как начинали краснеть вишни.

Июль называли "липец", так как зацветали липы, или "серпень" в честь уборки зерна, которое срезали серпом.

Август тоже называли "серпень" или "жнивень" в честь уборки урожая.

Сентябрь называли "вересень", так как зацветал вереск.

Октябрь называли "листопад" или "жовтень" (желтеют листья).

Ноябрь называли "листопад" или "грудень" (груда – мерзлая колея на дороге).

Декабрь называли "студень" или "грудень".

У. Посмотрите на фланелеграфе на нашу таблицу. Чем руководствовались древние славяне, давая названия месяцам?

Дети. Состоянием природы. Названия месяцев связаны с ее явлениями.

У. Что отражают названия месяцев римского календаря?

Д. Это номера месяцев по порядку, имена богов или императоров.

У. Правильно. Какой календарь лег в основу названий месяцев современного исчисления времени?

Д. Римский.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Вероятно, потому что не везде природные явления, давшие названия месяцам в Древней Руси, происходят в одно и то же время.

У. До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным считалось лето. Древние славяне давали названия месяцам в зависимости от климата той местности, где жили. В разных княжествах – разный климат, поэтому названия месяцев древнерусского календаря не были приняты повсеместно.
Мы говорили о веренице месяцев. А еще говорят, что "время течет". Например: "Сколько воды утекло" – как давно это было; текущий год – "идущий" или "нынешний". Откуда это? Оказывается, свыше двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы – высокий узкий сосуд с отверстием. Время измерялось количеством истекающей из него воды, то есть "время текло" (рис. 1). А были еще часы солнечные (рис. 2), песочные (рис. 3) и даже из свечки (рис. 4).
А какие сейчас есть приборы для измерения времени?

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Д. Часы механические, электронные, остались песочные – на несколько минут.

У. А где вы сталкивались с песочными часами?

Д. При проверке техники чтения.

IV. Работа в группах

Каждая группа получает лист бумаги.

У. Запишите то, что относится к единицам времени. На выполнение задания дается 5 минут.

– А теперь каждая группа называет в порядке очередности только одно слово, обозначающее единицу времени.

Карточка с названиями единиц времени вывешивается на доску.

На доске:

День, час, неделя, год, секунда, сутки, ночь, минута, месяц.

Если ученики не догадаются, то обратить их внимание на слова: век, тысячелетие.

– Давайте запишем в тетради, чему равен год, век, тысячелетие...

Дети записывают:

1 год = 12 месяцев = 365 (366) дней;
1 век = 100 лет;
1 тысячелетие = 1000 лет.

V. Работа с индивидуальными карточками

У. Расположите эти отрезки времени по порядку от маленького к большому.

К а р т о ч к а 1

час, год, сутки, месяц

К а р т о ч к а 2

месяц, год, тысячелетие, век

Дети выполняют задания.

VI. Построение ленты времени

У. Время можно расположить в виде "ленты". А для удобства принято отмечать века при помощи римских цифр.

Учитель показывает запись римских цифр на доске.

I – 1, II – 2, III – 3, IV – 4, V – 5, VI – 6, VII – 7, VIII – 8, IХ – 9...

– Давайте изобразим в тетради "ленту времени".

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI

Дети изображают в тетради "ленту времени".

– Отметьте на ленте, в каком веке произошли события: Куликовская битва – 1380 год.

Д. ХIV век.

У. Основание Москвы – 1147 год.

Д. ХII век.

У. Открытие Америки – 1492 год.

Д. ХV век.

У. Принятие христианства на Руси – 988 год.

Д. Х век.

VII. Закрепление пройденного

У. Отгадайте загадку. О каком отрезке времени она?

Стоит дуб,
На дубу 12 гнезд,
В каждом гнезде по 4 синицы,
У каждой синицы по 14 яиц:
7 беленьких, 7 черненьких.

Д. Это год, месяцы, недели, день, ночь.

У. Заполните кроссворд на индивидуальных карточках подходящими отрезками времени.

(Такой же кроссворд на доске.)

Ответы: век, тысячелетие, месяц, неделя.

VIII. Итог урока

У. Что интересного узнали о времени?

Д. Мы узнали о том, откуда произошли названия месяцев, о "ленте времени".

IХ. Домашнее задание

У. Выучите запись римских цифр от I до XX.