Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №42/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ.

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за I полугодие

1-й класс (1–4)

РАБОТА СО СЛОВАМИ

Цель работы – проанализировать, как идет процесс формирования первоначального чтения и письма.

1. Запиши первые буквы имен, отчеств и фамилий любимых поэтов и писателей.

Александр Сергеевич Пушкин.

Лев Николаевич Толстой.

Самуил Яковлевич Маршак.

Корней Иванович Чуковский.

Запиши буквы, с которых начинаются первые слова в предложении.

– Куда ты идешь?
– Иду в лес за орешками.
– Зачем тебе орехи, ты же любишь капусту?
– Белочка заболела.

Зима. Стужа. Трещат морозы в лесу. Падает колючий снег. От холода зверьки попрятались в норы.

2. Имена героев каких сказок начинаются с букв гласных звуков. Выпиши эти слова, черточками раздели их на слоги.

Буратино, Мальвина, Аленушка, папа Карло, Иванушка.

3. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Ворона – ворота.
Сыр – сор.
Горка – горько.
Дожди – дождь.
Зорька – зорко.

4. Выпиши названия животных. Рядом запиши количество слогов. Подчеркни "опасные" места.

Лебедь, снегирь, лось, окунь, рысь, голубь, олень.

5. Найди и выпиши слова, которые отличаются одной буквой. Подчеркни эти буквы.

Сладок сон у кота. Кота разбудила пчела. Она села на цветок и пьет сладкий сок.

6. Графический диктант.

Девочка взяла братца. Гуси-лебеди догоняли ее. Река укрыла их под бережком. Гуси пролетели мимо.

7. Запиши слова под диктовку.

Зима, сани, Алеша.
Лес, куст, Зайка.
Двор, горка, дети.

2-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания по темам: "Мягкий знак в конце и середине слова", "Звонкие и глухие согласные, обозначение их буквами", "Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах".

Объем диктанта: 25–30 слов.

После дождя

Грозная туча ушла. Дождь кончился. У сосны рос большой гриб. Его чаша до краев наполнилась водой. С сосны спрыгнула белка. Она попила чистой водицы, вымыла лапки и мордочку.

Слова для справок: кончился, его, наполнилась, попила.

Примечание. Предупредить о постановке запятой в последнем предложении.

Нашла брата

Девочка долго искала Иванушку. Она бегала по полям и лесам. Раз видит она на краю леса стоит избушка на куриных ножках. Около окна сидит ее братец и играет.

Слова для справок: видит, стоит, ее.

Зимний лес

Красив зимний лес. Чу'дным ковром покрыл пушистый снег землю. В белой шубе стоит старик-дуб. А елочки спрятались в сугробе. Ольга и Игорь тихо шли по тропе. Они любовались сказочным лесом.

Слова для справок: покрыл, стоит, любовались.

Примечание. Предупредить о постановке дефиса в третьем предложении.

Во дворе

Наступили первые морозные деньки. Корочка льда покрыла лужи. Малыш бегал по лужам и освобождал воду из плена. Ему было весело. Щеки пылали жаром. Дед стоял у крыльца и хмурился.

Слова для справок: покрыла, освобождал, ему.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать с доски и проверять написанное.

Объем работы: 25–30 слов.

Утро города

Город лежит на холмах. Его окружает рамка далекого леса. Над рекой висят чудесные мосты. Видны большие дома и целая сеть улиц. Встает солнце. Город проснулся. Поток людей выходит на улицы.

Вот так птичка

Кругом лежит снег. Я увидел у воды птичку. Я шагнул. Птичка прыгнула в воду и скрылась. Она побежала по дну реки. У птички острые когти. Это водяной воробей.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение составлять текст, в логической последовательности излагать готовый текст, составлять небольшой текст на тему.

1. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь его.

Одно яблоко Лева отдал товарищу.

Лева и Витя играли в шашки.

За дверью послышались шаги.

Это пришла мама Левы.

Мама улыбнулась и похвалила сына.

Мама достала два яблока и дала сыну.

2. Текст изложения по коллективно составленному плану.

Лиса и белка

Над норой лисы жила белка. Она прыгала по веткам и дразнила старую лису.
Раз лиса легла у сосны, будто мертвая. Белочка бросила шишку, лиса не вставала. Белка подбежала близко к лисе и дернула за хвост.
Вдруг лисица быстро вскочила. Пушистый зверек успел прыгнуть на сосну.

Слова для справок:

I часть: дразнила.

II часть: будто, не вставала, подбежала, близко.

III часть: вдруг, вскочила.

3. Составь и запиши текст на одну из тем.

  • Первый снег.

  • Наша елка.

  • На горке.

3-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умений, связанных с правописанием звонких и глухих согласных в корне слова, безударных гласных.

Объем диктанта: 45–52 слова.

Ясная Поляна

Ясная Поляна. Здесь родился и провел почти всю жизнь Лев Николаевич Толстой. Вот березовая роща. Ее посадил сам писатель. За старым дубовым лесом хороводом стояли елочки. Это было любимое место Толстого. Сюда он приходил ранним утром, садился на скамеечку и работал. При жизни писателя Ясную Поляну посещали многие деятели русской культуры.

Слова для справок: Ясная Поляна, хороводом.

Они познают мир

Часто в лесу можно встретить одиноких зверьков. Они уходят далеко от родителей. Иногда выходят на шоссе или подходят близко к селу. Малыши познают мир. Если тебе доведется встретить во время прогулок таких малышей, оставь их в лесу. Они найдут свою семью. В домашних условиях зверятам жить сложно.

Слово для справки: доведется.

Примечание. Обратить внимание на постановку запятой в пятом предложении.

Встреча

Лист в осеннем лесу опал. Землю подморозило. Слышны жалобные стоны ветвей и сучьев. Лес шумел тихо. В эту пору очень заметны рябчики. На поляне я увидел стайку синиц. Вдруг кусты зашевелились. Я пригляделся и обрадовался. Это был наш воробей. Он с нами теперь жить будет. Не страшна ему стужа.

Слова для справок: увидел, с нами, будет, не страшна.

Однажды вечером

Я весь день работал. Вечером я вышел в сад и сел на скамью. Небо было удивительно красивое. Оно было усыпано звездами. Они излучали холодный свет.
Я подошел к кустам. Один куст еще цвел мелкими розовыми цветами. Скоро и они угаснут. На пороге дождливая осень и суровая зима.

Слова для справок: вышел, усыпано.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить навык, связанный с орфографической зоркостью.

Объем текста: 45–50 слов.

У ручья

По лесу мы шли тайными тропками. Дед хотел мне показать живого лося. Мы близко подошли к ручью, там и заметили лесного великана. Он жадно пил воду из ручья. С его влажных пугливых губ падали капли в ручей. Мы затаились. Вот лось гордо поднял голову и медленно зашагал в чащу.

Зимний лес

За дальние горы уходит солнце. Деревья своими вершинами смотрят в небо. В небе появилась большеглазая луна. Деревья стоят на страже, как старые верные воины.
Ночь миновала. С веток сыплется серебряная радуга. Это в могучих ветвях пляшут белки и щелкают кедровые орешки. Прошмыгнула мышка. Прокричала птица. Зимний лес ожил.

Примечание. Обратить внимание детей на написание слов большеглазая, сыплется.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения выделять в тексте части, составлять текст по опорным словам и озаглавливать его, записывать по памяти пословицы про зиму.

1. Прочитай текст. Озаглавь его. Выдели в нем законченные части. Каждую часть записывай с красной строки.

Был прекрасный летний день. Солнечные лучи манили рыбу со дна наверх. Рыба ходила стаями, играла в прозрачной воде. Старая цапля гордо ходила по лугу. Ей захотелось есть. Она спустилась к реке. Вот проплыли щуки, а затем пескари. Цапля ждала жирных лещей. Она долго ходила по воде. Вода стала мутной, рыба исчезла. Вдруг цапля схватила лягушку и с жадностью съела. Она была теперь рада лягушкам.

2. Используя слова и словосочетания, составь рассказ. Запиши его.

Поляна, заискрился, серебром, лесная красавица, ввысь стрелой, раскинув ветви, бриллиантовые нити, в хвое заплелись, огнями заиграла.

3. Запиши несколько пословиц, поговорок про зиму.

4-й класс (1–4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, проследить, как идет закрепление навыка правописания безударных гласных в корне слова.

Объем диктанта: 65–70 слов.

Калина

Я люблю бродить осенью по лесу. Кусты и деревья сбрасывают листву. Она пушистым одеялом легла на землю. Лес тих и печален. По узкой дорожке я выхожу к опушке. Здесь огнем горят кисти калины. Как хороша она осенью! Калина украшала всю местность. Я пробую ягоды. Они красивы, но горькие на вкус. Я вырыл несколько кустиков и направился к деревне. Около изгороди я высадил их и обильно полил водой.

Слово для справки: печален.

Утром

Медленно полз рассвет по деревне. Ночь уходила и уносила с собой темноту. Держался мороз. В саду он постукивал по стволам и сучьям деревьев. Пронесся ветер. С молодой яблоньки посыпался серебристый иней. Вот хрустнула мерзлая ветка. Хруст напугал ворону. Она подлетела к изгороди, тяжело села. Из конуры вылез пес Буян. Он зорко осмотрел двор. На белой скатерти снега пес оставил свои следы. Деревня просыпалась. В доме зажгли свет.

Первые шаги зимы

Когда выпал первый снег? Я подошел к окошку. Как изменилась земля! Дорожки, лужи покрылись снежком. К сирени подлетели воробьи. Ветки закачались. Посыпалась алмазная пыль. Я вышел из дома и пошел по дорожке к саду. В саду было торжественно, светло и тихо. Только у изгороди торчали стебли крапивы. С высокого неба падали плавно одинокие снежинки. Одна из них упала мне на ладонь и превратилась в чистую капельку воды.

Слова для справок: вышел, из них, превратилась.

Проделки лисы

Лиса пришла к уточке через день. Она осторожно поползла по льду к полоске воды. У уточки замерло сердце. Лед был тонок. Лиса положила голову на передние лапки, облизнулась и вернулась на берег. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи осталось одно маленькое оконце. Лиса сидела рядом и зло подсмеивалась над уточкой. Заяц с берега видел все проделки плутовки и возмущался всем заячьим сердцем.

(По Д.Мамину-Сибиряку)

Слова для справок: положила, полынья, видел.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить орфографическую зоркость и навык самоконтроля.

Объем работы: 65–70 слов.

Заяц-русак

В деревне было тихо. Огни были потушены. Изредка слышался треск мороза в бревнах изб. У дороги заяц встретил товарищей, попрыгал с ними, поел овса из кадки. Он взобрался на крышу и прыгнул в мягкий снег. Русак побежал к своему оврагу. На востоке светилась заря. Звезд стало меньше. Морозный пар поднимался над землей. В ближней деревне проснулись люди, шли к проруби за водой. Заяц подошел к своей норе, лег и заснул.

(По Л.Толстому)

Ноябрь

Осень завершает свое дело. Она раздела лес, сковала воду, прикрыла землю снежным покрывалом. Неуютно в лесу. Голые, черные стоят деревья. Они исхлестаны дождями и ветрами. Блестит лед на реке, а поди сунься в него – треснет под ногой, и ты проваливаешься в ледяную воду.
Но это не зима: только предзимье. Еще нет-нет да выдается солнечный денек. Как обрадуется солнышку все живое! Но деревья уже заснули, ничего не чувствуют.

(По В.Бианки)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения по заголовкам определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и записывать один из них, составлять текст по опорным словам, взятым из художественного произведения, писать творческое изложение.

1. Прочитай заголовки текстов, одинаковы ли будут тексты? Выбери заголовок и к нему напиши текст.

  • Зимний лес.

  • Какой он, зимний лес?

  • Почему я люблю зимний лес.

2. Прочитай текст. Запиши заголовок. Составь свой текст, используя отдельные слова, словосочетания из стихотворения.

В лес прилетели, запели метели

В лед превратились
Осенние лужи.
Голым березкам
Дрожится от стужи...

Гнутся под снегом
Березки в дугу.
Сосны стоят
По колено в снегу...

В снежные искорки,
Как в самоцветы,
Ветки у сосен
И елок одеты.

(Е.Трутнева)

3. Измени последнюю часть текста.

На озере

Туман шуршал в траве. Над водой поднялось огромное белое солнце. С озера долетел страшный стук, словно палками дрались мальчишки.
Мы осторожно раздвинули кусты. На черной воде плавала огромная птица. Оперение ее переливалось лиловым и розовым цветом. Головы не было видно. Мы оцепенели. Птица вытащила из воды маленькую головку величиной с яйцо. К голове был как будто приклеен громадный клюв с красным мешком. Это был пеликан.
Во время перевозок зверей он сбежал и жил один на озере, пугал людей. Через несколько дней приехал человек и забрал птицу.

(По К.Паустовскому)

Слова для справок:

I часть: поднялось, словно.

II часть: переливалось, не было, оцепенели, величиной, как будто, приклеен.

2-й класс (1–3)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умений, связанных с правописанием звонких и глухих согласных перед гласными, безударных гласных в корне слова, безударных гласных не проверяемых ударением, разделительного мягкого знака в словах.

При диктовке четко проговариваются неизученные орфограммы.

Объем работы: 45–50 слов.

В горах

Я первый раз был в горах. Удивительно красивы горы. Вершины покрыты снегом. Он не тает и летом. Вечные льды дают начало бурным рекам. Со скал струится вода. Друзья дают мне кружку. Я пью воду. Она чиста и вкусна. Я смотрю на хребет Кавказа. Как он высок!

Слова для справок: не тает, струится.

Царь зверей

В субботу наша семья ходила в зоопарк. Вот клетка со львом. Он лениво растянулся и закрыл глаза. Он вспоминал родные места.
На родине его грозный рык заставил стремительно бежать стадо зубров. У леопарда он отнял добычу. Его прозвали царем зверей. У льва царственная грива и гордая походка.

Слова для справок: зоопарк, вспоминал, леопард.

Схитрили

Под окном дома воробьи свили гнездо. Там были птенцы. Весь день птицы носили корм малышам. Кот Вьюнок заметил воробьев и стал глазками следить за ними. И птицы увидели хозяина двора. Они сели на старую яблоню. Долго ждал их кот. Показалась чужая собака. Кот бросился от нее. Воробьи юркнули в гнездо.

Слова для справок: заметил, за ними, от нее.

Прокатился

Был воскресный день. Я с друзьями катался с горы. Гора высокая, крутая. Я поехал. Ветер свистел в ушах, дух захватывало. Шапка моя упала. Я головой угодил прямо в сугроб. Я вылез из снега и почувствовал боль в руке. Илья помог мне дойти до дома.

Слова для справок: захватывало, почувствовал.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыков списывать с доски, проверять самостоятельно выполненную работу.

Глубокая осень

Наступила глубокая осень. Деревья стоят голые. Земля подмерзла, в воздухе уже изредка летают первые снежинки.
Как-то с утра небо покрыли тучи, повисли над землей, тяжелые, низкие. Вдруг хлопьями посыпался на землю первый снег. В один миг все кругом стало белым и чистым. В воздухе хорошо запахло зимой.

Знакомство

Серая Шейка осталась одна. Река весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегом замерзала, а днем тонкий, как стекло, лед таял.
Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес. Из-под куста кубарем вылетел заяц. Они подружились.

(По Д.Мамину-Сибиряку)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения выделять части текста по плану, составлять свой текст по заголовку, излагать текст по плану.

1. Прочитай, сколько частей в тексте. Озаглавь каждую часть. Спиши текст, каждую часть начинай с красной строки.

Упрямая былинка

Из трещины в скале пробилась тонкая былинка. Дождь лил. Солнышко жгло. А былинка крепко держалась своими корешками за скалу и росла. Шли годы. И вот на скале появилась прекрасная сосенка. В ее ветвях теперь отдыхал ветер. От жарких лучей прятался орел. Сосенка украшала голую скалу. Скала гордилась ею. Все выдержала былинка и победила.

2. Составь и запиши текст на тему "Кот-рыболов". Перечитай стихи, может быть, они тебе помогут.

По тропинке
Над прудом
Ходит кот с пустым ведром:
Он хотел бы
Рыбку съесть,
Да боится в воду лезть!

(И.Мазнин)

3. Текст изложения.

Теплый хлеб

С реки доносился частый стук ломов. Ребята и старики работали уже несколько дней. Они скалывали лед у мельницы.
И вот лед треснул. Хлынула с шумом вода. Старое колесо скрипнуло, посыпались сосульки. Колесо повернулось. Вдруг вся мельница заходила ходуном. Первая мука полилась в мешки.
Вечером во дворах кололи дрова. Все избы в деревне светились от жаркого огня. Женщины месили тесто.
По деревне понесся запах теплого хлеба. На столах лежали хлеба с румяной корочкой.

(По К.Паустовскому)

Примерный план

1. На мельнице кипит работа.
2. Мельница ожила.
3. Женщины готовят тесто.
4. Теплый хлеб на столе.

Слова для справок:

I часть: несколько, скалывали.
II часть: повернулось.
III часть: от жаркого огня.
IV часть: запах, теплого.

3-й класс (1–3)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умений правописания падежных окончаний имен существительных, а также степень закрепления навыка правописания гласных и согласных в корне слова.

Объем работы: 65–70 слов.

У речки

Стояла пора золотой осени. Я шел берегом лесной речки. Легкий ветерок бродил по окрестности. Он подлетел к осоке, старательно стал гнуть ее. К берегу он подогнал груду листьев. Золотые монетки плыли медленно по воде. К чаще тростника подплыли дикие уточки. Каждый год они прилетают сюда. Это их родина. Они здесь выводят свое потомство. Я быстро зашагал к деревне. В корзине моей лежали лисички, рыжики.

Мальчик и обезьяна

Была прекрасная погода. Весь народ находился на палубе. Рядом вертелась обезьяна. Она подпрыгнула к сыну капитана, сорвала с головы шапку и бросилась к мачте. Все смеялись. Мальчик сердился. Обезьяна села на первой перекладине и лапами стала рвать шапку. В одну минуту по веревке мальчик взобрался на перекладину. Обезьяна ловко и быстро поднималась выше. Она вытянулась во всю длину, зацепилась за веревку и повесила шапку на последней перекладине. Мальчик бросился туда.

Слово для справки: поднималась.

Ждем сказочный лес

Опавшая листва не шуршит под ногами. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой. Я люблю бродить по лесу поздней осенью. А какая в лесу тишина! Только в вершине елки попискивает синичка. Она прыгает от ветки к ветке, отыскивает там жучков.
Скоро лес посветлеет, оденется в снежный наряд, станет сказочным. Дорогая шубка будет на маленькой елочке, пушистые кружева на березке. Лучи солнца осветят холодным светом всю местность.

Слова для справок: отыскивает, оденется.

Пусть живет!

Целый день на снегу мои лыжи оставляли глубокие борозды. Я подъехал к березовой рощице. Вдруг в трех шагах от меня прыгнул зверек. Я погнался за ним, забыв об усталости. Это был колонок. Он взобрался на березу и уселся на самой макушке. Черные глазки его лукаво искрились.
Я повернул по тропинке к деревне, не стал стрелять в зверька. Пусть живет! День хмурился. Скоро пошел густой снег, потемнело.

Слово для справки: колонок.

Примечание. Предупредить учащихся о постановке запятых в четвертом и восьмом предложениях.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.

Найденыш

Корабль плыл в Ледовитом океане. Вокруг одни льдины. Они ослепительно сверкали и искрились на солнце. Вдруг на одной льдине матросы заметили два больших черных глаза. На ней одиноко лежал детеныш тюленя – белёк. Тюлени надолго оставляют своих малышей на льду. Приплывают к ним только утром покормить молоком. Матросы перенесли найденыша на палубу, дали ему рыбы, молока. Плюшевый малыш полз к

борту. Капитан остановил корабль. Детеныша оставили на снежном поле ждать мать.

Лисьи хитрости

Погода была плохая, шли дожди, было холодно. Бежала лиса полем, мышей искала. Но они в такую погоду все в норки попрятались. И вдруг лиса заплясала. Подскакивает то на всех четырех лапах, то на одних задних, как на пружинах, то передними бьет по земле. Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полевки, из всех нор вылезают, пищат пронзительно. Вот так лиса своей пляской мышей из норок и выгоняла.

(По Н.Сладкову)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения составлять текст-описание на одну из тем, продолжать текст, соблюдая логику повествования, составлять и записывать текст-рассуждение.

1. Составь текст, включив в него оглавление.

  • Красавица елка.

  • Молодая березка.

  • Сосна – богатырь.

  • Первые снежинки.

2. Прочитай. Обрати внимание на заголовок. Допиши текст, чтобы получился рассказ, соответствующий заголовку.

Спас друга

Ярко светило солнце. В голубой лазури веселый жаворонок пел радостную песню. На берегу реки раскинулся спортивный лагерь.

3. Напиши небольшой текст, в котором был бы ответ на вопрос: почему надо беречь, охранять птиц, помогать им?