Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2002

Галина МАКАРЕВИЧ

Библиотечные штудии

Вымысел не есть обман,
Замысел еще не точка.
Б.Ш. Окуджава

Вечером, когда за окном стемнеет, мы с Катей, Верой и Сергеем отправляемся в библиотеку. В тихих коридорах свежо. Мы идем друг за другом след в след: на оставшихся после недавней уборки лужицах можно поскользнуться. Нет особой надобности в том, чтобы проводить литературные штудии так далеко от нашего кабинета. Но ребята уверены в магической силе библиотечных стен. Рядом с бесконечными книжными полками им самим хочется стать мудрее...
– Я не согласен с тем, что солнечный зайчик рождается из "полумрака, полузвука", – Сергей держит в руках книгу Новеллы Матвеевой.
– Как же это происходит? – спрашивает Вера.
Сергей подносит зеркальце к настольной лампе:
– Вот так. Свет отражается от полированной поверхности. Если руку от лампы убрать, зайчик на стене исчезнет. Подставить – возникает вновь.
– Ты объяснил появление солнечного зайчика на самом деле, а мы стихотворение разбираем, – защищается Катя.
– По-твоему, в стихах чушь допускается?
– Не допускается. Ты одну строку прочел и выводы делаешь.
– Послушай, – подхватывает Вера, – герой говорит о себе:

"На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я..."

– Ты видел, как лук в огороде растет?
– Много раз.
– Какие у него стрелы?
– Зеленые.
– Не просто зеленые. Они гладкие, будто полированные. Сквозь них идут последние лучи. Что получается?
– Отраженный свет становится солнечным зайчиком, и звуки для этого не нужны.
– Значит, ты видишь только часть созданной автором картины, – заключает Вера.
– Я хочу представить ее целиком.
– Прочти все стихотворение про себя.
Минуты через три библиотечную тишину нарушает возглас:
– Догадался! Лук от ветра чуть-чуть колышется.
– Разве о ветре в тексте что-нибудь сказано?
– Нет, но без него у меня картина не вырисовывается.