Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2002

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие в страну исторических источников

Путешествие одиннадцатое

Маркиз Скоробогатый и другие

Тут Ваня заметил, отхлебывая молоко:
– Но ведь был русский путешественник Афанасий Никитин, и, кажется, все рассказал правдиво!
– Афанасий Никитин, – возразил Сергей Сергеевич, – писал записки – "Хождение за три моря", а многие другие рассказывали устно, и со временем их рассказы превращались в разные небылицы.
– А всякие юморные рассказы почему похожи? – спросил Алеша.
– Рассказы о хитрецах и весельчаках, как и о мудрецах, тоже передавались повсюду, – ответил кот. – Только их герои менялись – где Хитрый Петр, где Ходжа Насреддин, где Уленшпигель.
– Можно сказать, – продолжил Сергей Сергеевич, – что народ всюду жил, в общем-то, похоже и мечтал о похожем. Почему, например, так распространены сказки о Золушке или Замухрышке, в конце-концов ставшими принцессой? Потому что самый несчастный и обиженный человек – бедняк, сирота – всюду вызывал сочувствие, считали, что ему должно непременно повезти. И придумывали им встречу с волшебником или животным-оборотнем, вознаграждающим за хорошее отношение. А вера в животных как в божества рода была еще у первобытных людей и тоже повсюду.
– Но тут сначала-ала был миф, – заметил кот. – Миф о покровителе человека или его враге-оборотне.
– Я знаю мифы Древней Греции, – сказала Настя. – А еще славянские мифы...
– А ведь в области Фольклора есть еще большой отдаленный район Мифологии, – сказал Сергей Сергеевич. – И вы можете побывать там и узнать, что такое миф и чем он отличается от сказки. Хотите туда отправиться?
– Конечно! Хотим! – ответили ученики.
– А как мы туда отправимся? – спросил Алеша. – На помеле или на ковре-самолете?
– Помело оставим Бабе-Яге, – заявил преподаватель. – На ковре-самолете вы, пожалуй, не очень хорошо себя почувствуете – помните Вольку в книге про старика Хоттабыча? Все-таки мой долг отпустить вас с занятия в хорошем самочувствии. А вот воздушный корабль нам подойдет. Ну-ка, властелин Лукоморья, дай нам летучий корабль для передвижения!
Кот мурлыкнул и постучал передними лапами. И тотчас сверху опустился корабль с головой коня на носу.
Когда все залезли внутрь, Сергей Сергеевич предложил:
– Ну, теперь сами вспомните заклинание, чтобы корабль полетел.
– Лети, лети, корабль! – предложил Алеша.
– Нет, не так! – обиделась Настя. – Земля, прощай! В добрый путь!

Летающий корабль поднялся над всей областью Фольклора. Ребята, осмелев после стремительного взлета, наперебой показывали вниз на то, что они видели:
– Вот это – ярмарка Фольклора, как на ладони!
– А вон там – видите, Сергей Сергеевич, ближе к горизонту – какие-то дворы, башни.
– Это – тридевятое и тридесятое царства, где живут сказочные цари, царевичи и царевны. Такие царства тоже бывают у разных народов. Только иногда они называются именами далеких стран, например, в Средней Азии и Иране это Чин и Мачин – внутренний и внешний Китай. Но этот Китай так же похож на мусульманские страны, как и наше тридесятое царство – на Россию.
– Только там много всяких чудес, – сказала Настя.
– Может быть, именно так представляли простые люди, слагавшие сказки, в старину далекие страны. А может быть, эти царства лишь иносказания, когда своя-то сторона и имелась прежде всего в виду, только была как бы замаскирована.
– А где же район Мифологии? – спросил Ваня, всматриваясь вдаль.
– А разве вы не видите горы в облаках?
– Видим! – воскликнули ученики.
– К их подножию мы и летим. Вот уже корабль начинает снижаться.
И как только корабль сел среди тумана у подножья поднимавшихся то тут, то там гор, с одной из них что-то взлетело навстречу.
– Ого! Летающая тарелка! – закричал Алеша.
– Эх ты, какая это тарелка, это человек летит, – заметил другу Ваня.
Через минуту над кораблем парил необыкновенно красивый юноша в плаще, шляпе и сандалиях с крылышками.
– Я – вестник олимпийских богов – Гермес. Римляне знавали меня также Меркурий. Я явился сюда со священного обиталища богов Греции – горы Олимп. Что привело вас сюда, о, путники, нарушившие покой Священных гор? – громоподобно заговорил он.
– О, хитроумный бог Гермес! – обратился к летающему богу Сергей Сергеевич. – Я учитель, а это – мои ученики. Мы путешествуем по Стране исторических источников и прилетели сюда из Лукоморья с целью узнать, как складывались мифы.
– Будьте спокойны, люди! – ответил Гермес, садясь на борт корабля. – Ведь я между прочим покровитель путешественников. Как, впрочем, и торговцев, скороходов, дипломатов, моряков и... гм... даже воров.
– Да, я знаю: когда вы были маленьким, вы уже украли коров Аполлона, – обратился к Гермесу Ваня.
– Да, а еще трезубец у Посейдона, флейту у Афины, молот у Гефеста и еще кое-какую безделицу, – усмехнулся Гермес. – Но зато я лучше других знаю все новости про всех богов – и не только эллинских, но и других народов, обитающих на земной тверди.
– Тогда расскажи детям о том, как был сотворен мир и появились первые люди, – предложил Сергей Сергеевич.
– Мир возник из Хаоса, сначала в нем правили бог неба Уран и богиня земли Гея, отделившиеся друг от друга. Уран и Гея породили титанов, отнявших у них власть над миром. Царем титанов стал Крон, или Хронос, – Время. Титаны произвели на свет Гелиоса-Солнце, Селену-Луну, звезды, ветры, а титан Океан породил нимф – океанид. Титаном был и Прометей, сотворивший из глины первого человека. Но власть у Крона отнял его сын Зевс и его братья и сестры – олимпийские боги. Они сделали людей смертными, наслали на них пороки, и вообще Зевс, разгневавшись на людей, устроил потоп. Лишь двое – Девкалион и Пирра – спаслись и произвели новых людей из брошенных на землю камней...
– А Прометей дал людям огонь, – добавил Ваня. – Но Зевс приказал приковать его к скале, а вы, Гермес, прилетали к нему требовать, чтобы он покорился Зевсу.
– Все это было, дело очень давнее! – согласился Гермес. – А что поделаешь – мой отец Зевс велик и могуч! Да только все ли было с миром так, как мне рассказывали с детства, я не знаю – я ведь один из младших богов. И еще я считаю себя отчасти и индийским богом!
– Как это? – не понял Ваня.
– Моя мать, нимфа, зовется Майя.
– В ее честь назван месяц май! – вспомнила Настя.
– А в Индии также поклоняются Майе, сын которой – великий Будда. И индийцы рассказывают о сотворении мира так. Было Золотое Яйцо, в котором родился прародитель мира Брахма. И сделал он половинки Яйца небом и землей. А затем из своих пальцев ног он породил День и Ночь, а из глаз, ушей, уст, ноздрей и своей души породил сыновей, от которых родились младшие великие боги – Индра, Варуна, Вишну и Сурья. От одного из детей Брахмы родился Кашьяпа, от которого произошли люди, животные и другие существа...
– А я знаю миф древнего Вавилона, – вдруг сказал Ваня. – Там бог Мардук победил чудовище и сделал половины его тела небом и землей. А людей вылепил из глины.
– Смотрите, в разных мифах многое похоже: мир творят боги, они заведуют природой. Есть старшие и младшие боги, – добавила Даша.
– Я еще вспомнил, что в ненецкой сказке – ненцы живут на севере – бог вылепил людей из снега. Это, наверно, потому, что у ненцев много снега, а в южных странах в мифах людей лепили из глины, потому что там много глины. А в Греции горы, там много камней – вот и воссоздали людей из камней, – заявил Ваня.
– А о всемирном потопе рассказывается и в Библии, – напомнила Настя.
– Скажите, Гермес, – спросила Даша, – а какие здесь еще Священные горы? Одна из них ваша гора – Олимп, а другие?
– Поодаль возвышается индийская гора богов – Меру. А слева – Триглав, священная гора южных славян. Дальше – Валгалла, гора богов Скандинавии, Перунова гора русичей.
– Интересно! Значит, разные боги живут в горах, вернее, на горах, – отметила Настя. – Тут тоже много похожего на сказки, но чем от них отличаются мифы?
– Миф – греческое слово, – промолвил вновь Гермес. – Оно означает "сказание". Сказание о том, во что верят и чему поклоняются люди, как они поклонялись нам, олимпийским богам. Но я вижу, что ваш учитель сам может вам все объяснить, а мне надо еще по многим делам – ведь у меня огромное количество поручений от Зевса. Прощайте, люди! – И бог взлетел на сандалиях ввысь и растаял в облачной дали.
– Вот что, – сказал Сергей Сергеевич, – нам пора возвращаться в класс. Летучий корабль сам улетит в Лукоморье – там он нужнее, а мы вернемся, произнеся...
– Наши слова, – закончил Ваня.

– Итак, сегодня мы побывали и в сказке, и в мифе, – сказал в классе педагог. – И то и другое отражало какие-то стороны прошлого людей. Как же вы поняли, чем они отличаются?
– В мифах есть боги, – ответил Алеша.
– А я думаю, что сказка – это просто рассказ про ее героев и всякие чудеса, а в мифах люди рассказывали, как представляют себе мир, – высказала мысль Настя.
– В мифы люди верили, – вспомнила слова Гермеса Даша.
– Вот. В мифы люди верили, а сказки рассказывали, как то, во что они не верят. Но сказка поначалу часто сама была мифом. Вы помните, как возникли представления о Бабе-Яге?
– Как о предке, живущем в гробу, – вспомнил Ваня.
– А потом в Ягу или в леших и водяных перестали верить, и это стало лишь сказкой. Так и древние боги греков и римлян – а "бог" по-гречески "терс! – стали в средневековых европейских сказках известными вам феями.
– Понятно, – заметил Ваня. – Значит, есть мифы, в которые люди когда-то верили. Есть сказки, которые сочиняли, как небылицы. А вы, Сергей Сергеевич, можете объяснить, что такое легенды и предания?
– Конечно. Мы сегодня посетили не всю область Фольклора! Легенды и предания похожи на мифы и сказки, но имеют свои особенности. Предания – красочный рассказ на основе воспоминаний об исторических событиях. Многие предания записывались в хрониках и летописях. Легенда – это тот же рассказ о прошлом, но с преувеличением и обобщением – там могут появиться и вымышленные персонажи, и чудеса. К легендам близки баллады и былины. А вот вам и задание. Определите, в каком краю – мифов, сказок, преданий или легенд – живут в Стране исторических источников Олег Вещий, король Артур, Илья Муромец, Геракл, Синдбад-мореход, царь Соломон, Робин Гуд и Морской царь.