Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Наталья ЕЩЕНКО,
с. Тимирязево,
Воронежеская обл.

3-й класс (1–4)

Тема. "Зима в природе" (обобщение)

Цель. Обобщить знания детей о характерных признаках зимы в живой и неживой природе.

Оборудование. Конверты с заданиями, листочки бумаги для детей, загадки, кроссворд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Постановка темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы с вами повторим материал по теме "Зима в природе".

III. Повторение изученного материала

Все вопросы повторения распределены по конвертам. Дети выбирают конверты, учитель читает задания, ребята отвечают. Задания из конвертов I, V, VI, VIII выполняются письменно.

Конверт I. Игра "Крестики-нолики"

Дети пишут на листочках в столбик числа от 1 до 16. Учитель читает высказывание. Если высказывание верно, дети ставят "Х", если неверно – "0".

1. Лиственница – это лиственное дерево.
2. К зиме насекомые прячутся.
3. Зайцы, лисы, лоси запасают на зиму корм.
4. Хвойные деревья на зиму сбрасывают хвою.
5. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине.
6. Белка зимой серая.
7. Зимой у клестов появляются птенцы.
8. Мышь – это домашнее животное.
9. Скворцы, ласточки – зимующие птицы.
10. Зимой птицы питаются плодами, семенами, почками.
11. Нужно подкармливать птиц зимой.
12. Заяц к зиме не меняет шубку, делает припасы.
13. Зимой люди задерживают снег на полях, утаптывают его вокруг деревьев в саду.
14. Кабаны, волки не делают запасов на зиму.
15. Ежи и лягушки зимой спят.
16. Белка к зиме меняет цвет шубки, утепляет жилище, делает припасы.

Ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 12 – 0 (неверно); 2, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16 – Х (верно).

Конверт II. Конкурс эрудитов

У. Отгадайте кроссворд.

Вопросы

По горизонтали

3. Крылатый, горластый, красные ласты.

4. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.

9. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует,
Коноплю ворует.

10. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его ...

12. Окраской – сероватая,
Повадкой – хитроватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? ...

13. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

По вертикали

1. Раздается на лугу
Чье-то нежное: "Ку-ку".
Это за лесной опушкой
Отсчитала год ...

2. Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце.

5. Раздается громкий стук
Среди веток – тук да тук.
– Чистишь дерево, приятель?
– Тук-тук-тук, – ответил ...

6. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

7. Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не взглядывает,
А время знает.

8. Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твое пенье,
Голосистый ...

11. Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот.

Ответы

По горизонтали: 3. Гусь. 4. Журавль. 9. Воробей. 10. Скворец. 12. Ворона. 13. Аист.

По вертикали: 1. Кукушка. 2. Ласточка. 5. Дятел. 6. Сорока. 7. Петух. 8. Соловей. 11. Сова.

Конверт III. Отгадайте загадку

У. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

Дети. Лиственница.

У. Это хвойное дерево или лиственное? Почему оно так называется?

Д. Хвойное, но хвоинки мягкие, как листочки, и опадают на зиму.

Конверт IV. Почтовый ящик

У. Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их прислал.

"Я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я ее не преследую. Для схватывания и удержания добычи использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям".

Д. Кошка.

У. "У меня на головке черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?"

Д. Синица.

У. "Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто всех будить ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?"

Д. Поползень.

У. К какому виду животных относится кошка? Почему?

Д. Домашнее животное, так как живет рядом с человеком, который ее кормит.

У. Как зима влияет на жизнь кошек?

Д. Домашние кошки живут с человеком, поэтому зима им не страшна.

У. А к какой группе птиц относятся эти две птицы? Почему они не улетают от нас зимой?

Д. Зимующие. Они не улетают, потому что могут найти себе пищу и зимой.

Конверт V. Кто больше?

У. Напишите за две минуты в два столбика зимующих и перелетных птиц.

Дети на листочках выполняют задание.

Конверт VI. Загадочные животные

У. Расшифруйте названия животных, записанные на доске, и распределите их по группам.

На доске:

льдоша
(лошадь)

бакоса
(собака)

зока
(коза)

соль
(лось)

девьдем
(медведь)

баобчак
(бабочка)

кабел
(белка)

вайруем
(муравей)

Д. Домашние звери: лошадь, собака, коза.
– Дикие звери: лось, медведь, белка.
– Насекомые: бабочка и муравей.

Конверт VII. Назовите свойства снега и льда

Д. Снег: непрозрачный, белый, липкий в оттепель.
– Лед: прозрачный, бесцветный, хрупкий.
– В тепле тает.

У. На примере каких опытов вы в этом убедились?

Дети описывают опыты, проведенные в классе и дома.

Конверт VIII. Викторина

Дети пишут на листочках номер вопроса и ответ одним словом.

У. Что делает еж зимой?

Д. Спит.

У. Кто был летом рыжий, а зимой – серый?

Д. Белка.

У. Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Д. Зимующие.

У. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму?

Д. Лиственница.

У. Что ест жаба зимой?

Д. Ничего.

У. Какая птица выводит птенцов зимой?

Д. Клест.

У. Где раньше тает снег: в лесу или в городе?

Д. В городе.

У. Кто был серый, а стал белый?

Д. Заяц.

У. Можно ли охотиться зимой на зверей?

Д. Да.

У. Кто круглый год серый?

Д. Волк.

У. На зиму деревья сбрасывают листья. На их месте остаются...

Д. Почки.

У. Атмосферные осадки в виде больших хлопьев.

Д. Снег.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание