Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2003

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
 

Прощание с Азбукой

Совсем недавно ваши маленькие школьники впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, и вот уже подходит к концу их первый учебник Букварь или Азбука.
Конечно, это маленький праздник! И мы хотим, чтобы материалы, представленные здесь, помогли вам подготовиться к нему.

Сценарий 1

Оборудование. Плакат:

"Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться".

Азбука, алфавит в картинках, рисунки ребят к прочитанным сказкам.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит песня "Если хочешь много знать..."

Учителя.

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Дети поют частушки.

Ученик 1.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Ученик 2.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Ученик 3.

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Ученик 4.

Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ученик 5.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

Ученик 6.

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Вбегает Буква "Я".

Учителя. Буква "Я", а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!

Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?

Дети. Неизвестно!

Учиеля. Интересно?

Дети. Интересно!

Учителя. Ну так слушайте рассказ!

Рассказчик.

Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
– Я, – сказала буква "Я", –
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буква Ф.

– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "эф",
От обиды покраснев.

Буква С.

– Срам! –
Сердито "эс" сказало.

Буква В.

"Вэ" кричит:
– Воображала!

Буква П.

Проворчало "пэ":
– Попробуй,
Потолкуй с такой особой!

Рассказчик. "Я" затопала ногами.

Буква Я.

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

– Хорошо!
Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда,
Стало быть,
Твоя!

Буква Я.

– Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А "Я"!

Рассказчик.

Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела –
Написать она сумела
Только:
"Я – я – я – я – я!"

Буква Х.

Как зальется буква "ха":
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!

Буква О. "О" от смеха покатилось!

Буква А. "А" за голову схватилось!

Буква Б. "Б" схватилось за живот...

Рассказчик.

Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:

Буква Я.

– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".

Буква Ю.

– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква "Я"
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!

Все участники инсценировки расходятся, а Буква "Я" подходит к учителям и взволновано говорит.

Буква Я.

Я знаю, я знаю, я слышала все.
Я – якорь на яхте в реке Лимпопо.

Ведущий.

Постой, не волнуйся и так не спеши,
Ты нам по порядку все расскажи.

Буква Я.

На яхте пиратской я в море плыла,
Я слышала все, я все поняла.
Там был ужасный и злой Бармалей.
Он Азбуку хочет отнять у детей.
Он буквы решил у ребят утащить
И в страшной реке Лимпопо утопить.

В зал вбегают Бармалей и Пираты.

Бармалей.

Кто тут вспомнил Бармалея?
Я ужасный Бармалей.
Никого не пожалею,
Даже маленьких детей.

Пираты.

Больно умные вы стали,
Не боится нас никто,
Чтоб вы книжки не читали –
Все буквы сбросим в Лимпопо.

Буква Я.

Как же так? Да разве ж можно
Нас всех взять и утопить?
Ведь без нас на свете просто
Невозможно будет жить!

Бармалей.

Ерунда! Я вот, представьте,
Не читаю, не пишу,
И без букв противных ваших
Я прекрасно проживу.
Баста! Хватит говорить!
Мой приказ – всех утопить!

Пираты хватают буквы, то есть ребят, участвующих в сценке "Буква Я", и уводят с собой. Буква "Я" прячется среди ребят.

Буква Я.

Ну нет! Такому не бывать!
Надо буквы выручать!
Только как в огромном море
Их нам с вами отыскать?
Ой, я одна не справлюсь!

От каждого класса выходят два ученика помогать в поисках.

Входит Почтальон Печкин.

Печкин.

Телеграмма! Телеграмма! (Читает.)
Срочно! Срочно! Помогите!
От погибели спасите!
Помогите нам, ребята,
Мы на острове Пиратов.
Плыть к нам очень нелегко
Вдоль по речке Лимпопо.
Ждет вас много испытаний,
Ждет немало вас заданий,
Чтоб вы нас смогли найти,
Высылаем план пути.
(Печкин достает из сумки большую карту.)
Коль не справитесь за час,
Бармалей утопит нас.

Ведущий.

Ну что, друзья, поможем буквам?
Ну тогда смелей вперед!
(Показывает на карте, куда надо плыть.)
Впереди пролив Загадок
Нас по плану с вами ждет.

Звучит музыка или шум ветра, плеск волн. Входит Вопросительный знак.

Я в проливе Загадок
Рад вас видеть, рад вам всем.
Вам задам сто тыщ вопросов:
Кто? Откуда? И зачем?
Да, загадывать загадки
Я, друзья, большой мастак.
Вы меня узнали, братцы?
Вопросительный я знак.
Что стряслось? Беда какая?
Я помочь готов всегда.

Буква Я.

Бармалей украл все буквы,
Наша помощь им нужна.

Вопросительный знак.

Знаю я, что вам поможет.
Вы должны с собою взять
Что-то важное, такое...
Не могу я вам сказать.
Я вам должен буду только
Лишь загадки загадать.
Ну а вы в ответ мне букву
Будете должны назвать.
Буквы в слово соберутся,
Без которого в пути,
Дети вряд ли обойдутся,
Чтоб товарища спасти.

(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)

Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.

Дети. Буква "Р".

Вопросительный знак.

Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.

Дети. Буква "Ж".

Вопросительный знак.

С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.

Дети. Буква "Д".

Вопросительный знак.

Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...

Дети. Букву "У".

Вопросительный знак.

Буква эта знаменита
Стоит в начале алфавита.

Дети. Буква "А".

Вопросительный знак.

Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.

Дети. Буква "Б".

Вопросительный знак.

Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.

Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба.

Вопросительный знак.

Получилось слово "дружба".
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.

Ведущий.

Что ж, за помощь вам спасибо,
Мы же дальше поплывем. (Показывает на карте.)
Дальше остров необычный
Буквоешки мы найдем.

Буква Я.

Что за остров необычный?
Кто же это буквы ест?

Выходит Буква, вся перевязанная бинтами.

Буква.

Это грозный Буквоешка –
Всех он съест в один присест.
Обглодал он все словечки,
Не оставил ничего
И теперь сидит на печке,
Вы не трогайте его.

Может быть, смельчак найдется
Наши буквы починить?
А иначе очень трудно
Будет вам по морю плыть.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.

На листе написано:

Ребята дописывают фразы:

"Удачи вам, ребята! Счастливого пути!"

Буква.

Я удачи вам желаю
И счастливого пути!
И подруг моих, я знаю,
Вы сумеете спасти.

Ведущий.

Надо нам поторопиться,
Времени осталось мало.
Запевайте-ка вы песню,
Чтобы веселее стало!

Ребята поют веселую песню.

Буква Я.

Посмотрите, посмотрите,
Это что там впереди?
Реку камни перекрыли,
Как же нам вперед пройти?

Это вредные пираты
Нам преграды создают.
Что же делать? Неужели
Наши буквы пропадут?

Ведущий.

Я скажу вам, как нам быть,
Как сквозь валуны проплыть.
Надо кубики вот эти
Правильно расположить.
(Подходит к столам с кубиками.)
Буквы пусть в слова сольются,
А словечки – в предложенье,
И магическая фраза
Нам откроет пусть движенье.

Ребята из кубиков складывают фразу:

"Знания – сила" или "Дружба горы может сдвинуть".

Ведущий.

Мы смогли подвинуть камни
И продолжить путь вперед,
Нас волшебный остров Сказок
Впереди, ребята, ждет.

Выходят Сказочные герои, их костюмы перепутаны.

Буква Я.

Здравствуйте, вы кто, ребята?
Я узнать вас не могу.

Сказочные герои.

Это злобные пираты
Перепутали все тут.
Буквы многие украли,
Сказки все перемешали.
Перепутали названья
И героев всех.

Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать смех.

Золушка – жена Кащея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.

Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.

Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
8. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
9. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
10. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)
12. Свеколка. (Репка.)

Сказочные герои.

Вот спасибо вам, ребята,
Навели у нас порядок.
И за это ключ – подсказку
Вам дают герои сказок.

Сказочные герои вручают палочку из свернутой в рулон бумаги. Дети разворачивают и читают.

Дети.

"Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.

Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну а вы домой вернетесь.

Ведущий.

Нам до острова Пиратов
Остается так немного.
Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.

Выходят Пираты. Танцуют.

Бармалей.

Ну что ж, друзья мои, пираты,
Пора нам к делу приступить.
Не забыли? Мы хотели
Эти буквы утопить!

Входят ребята, Буква "Я".

Бармалей.

Я ужасный Бармалей!
Ненавижу я детей
Дружных и активных,
Добреньких, противных.
Вы зачем сюда приплыли?
Что вы здесь у нас забыли?

Буква Я.

Буквы наши отпускайте,
Вы их мучить перестаньте.
Если буквы вы бы знали,
Книжки б разные читали.

Бармалей.

Не нужны нам ваши книжки.
Все девчонки и мальчишки
Скоро буквы позабудут –
И пиратами все будут.

Ведущий.

Нам без палочки волшебной,
Видно, тут не обойтись.
Ну-ка, Бармалей, сейчас же
Ты хорошим становись!

Дотрагивается до Бармалея.

Бармалей.

Я... хорошим, добрым буду,
Буду книжки я читать.
А мальчишек и девчонок
Я не буду обижать.

Ведущий.

Ну что же, зло мы победили,
Спасли все буквы, и теперь
В огромном океане Знаний
Для вас всегда открыта дверь.

Исполняется песня "Алфавит".
Учителя и родители поздравляют ребят.

Марина ЛОМАКИНА,
Наталья КАМЫШЕНСКАЯ,
школа № 1936, г. Москва

Сценарий 2

Сцена оформлена в виде строительной площадки. Ученики 1-х классов вместе с учителями предварительно оформляют ее. Из конструкторов, кубиков собраны дома, замки и расставлены на сцене. На вывесках обозначены названия улиц: проспект Гласных звуков; Свистящий переулок; набережная Согласия; скоростное шоссе Шипящих; бульвар Звонкости... На плакате изображен подъемный кран.

ХОД ПРАЗДНИКА

Под бодрую, праздничную, маршевую музыку на сцене появляются мальчик и девочка в строительных касках и комбинезонах – это ведущие.

Мальчик. Здравствуйте, дорогие участники праздника!

Девочка. Сегодня мы собрались на этой красочной строительной площадке. Она не совсем обычная. Здесь будет возведен дворец Волшебницы Речи.

Мальчик. Самые активные строители этого замка мы – первоклассники!

Появляется мальчик постарше, тоже в форме строителя. Это Прораб.

Прораб. Здравствуйте, ребята! Моя профессия называется "прораб". Но я не простой прораб, а сказочный. Я буду во всем помогать вам и уберегу от ошибок, ведь стройка – дело серьезное. Вы, первоклассники, будете строить первые этажи чудесного замка Волшебницы Речи.

Девочка. А для кого же первый этаж? Кто здесь будет жить?

Прораб. Пусть отгадают первоклассники:

"Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это..."

Дети. Звуки!

Прораб. Да! Это они, звуки Волшебницы Речи!

Мальчик.

Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки-невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
И мы их спеть попросим!

Включается аудиозапись, где разные голоса весело тянут: "а-а-а"; "у-у-у"; кто-то шепчет "ш-ш-ш" и свистит "с-с-с".

Девочка. Как же хочется их увидеть! Ребята, как это сделать?

Дети. Для этого существуют специальные значки – буквы алфавита, с их помощью можно обозначить звуки нашей речи.

Прораб. Буквы любят поиграть. Для них игра "Найди свою пару".

На сцене появляются дети с крупно написанными значками звуков а, о, у, ы, э. Они кружатся под музыку, затем выбегают дети со значками я, е, ю, ё, и, образуют пары ая, оё, эе, ую, иы и выстраиваются перед зрителями.

Мальчик. А кто же еще живет на первом этаже?

Выходит мальчик в мантии и короне. В его руках – волшебная палочка и значки ь.

Мягкий король.

Я люблю согласные,
Послушные, прекрасные.
Я согласного коснулся,
Мне согласный улыбнулся!
Вот мой помощник мягкий знак.
Он говорит примерно так:
"Станьте добрее и мягче!
Я помогу вам и подскажу!
Маленький, умненький мальчик!
Смелей! Я тебя поддержу!"

Король вручает карточки с ь ведущему.

Мягкий король. Поставьте этот чудесный знак в слова, и вы увидите, какие произойдут чудеса! А вы, строители, помогайте!

Ведущие и дети выполняют задание Короля на магнитной доске и читают получившиеся слова.

угол – уголь
пыл – пыль
мол – моль
кон – конь
был – быль
полка – полька

За сценой раздаются звонкие выкрики. Появляются Слоги иг и ра.

Слоги. Ра-ра-ра.
Начинается игра!
Мы – слоги и тоже будем жить в замке Волшебницы Речи. Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали! Прочитайте их.

Слоги показывают плакат.

пры
бе
ска

кать
гать
рас

гром
пес
пе

ню
ко
вать

Слоги. Что получилось?

Дети. Получились слова прыгать, бегать, скакать, громко, песню, распевать.

Слоги. А теперь все вместе прочитаем эти слова без остановок.

Дети (хором).

Прыгать, бегать и скакать!
Громко песню распевать!

Слоги. Что у вас получилось?

Дети. Стихотворение.

Слоги. Это наш веселый приказ!

Все исполняют песню "Азбука" А.Островского.

Прораб. Ну что ж, дорогие строители, мы славно потрудились! Давайте узнаем, как же будет выглядеть весь дворец Волшебницы Речи. Сейчас развернем этот красочный плакат.

Прораб прикрепляет плакат на магнитную доску.

Девочка. Сколько нас ждет впереди чудесных открытий!

Мальчик. Спасибо тебе, дорогая Азбука!

Девочка.

Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок нас ведут.

Мальчик.

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: "Спасибо!" –
Расставаться нам пора!

Девочка.

Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных нам дала немало!
И теперь мы – лучшие друзья!

Мальчик.

Мы хотим сказать тебе "спасибо!"
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: "До свиданья!"
"Здравствуй", – новой книге говорим!

Вера АНТОНОВА,
школа № 934, г. Москва

Сценарий 3

Утренник проходит в классе, который украшен соответственно теме. На этом обобщающем уроке присутствуют родители.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.

На доске рисунки.

– Какой вид транспорта перед вами?

Дети. Водный.

У. На чем будем путешествовать?

Д. На корабле, так как нас много.

У. А на каком корабле – мирном или военном?

Д. На мирном.

У. Что с собой возьмем?

Д. Еду, воду, фотоаппарат...

У. Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки.

Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.

Д. Книга.

У. Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.

Д. Буквы.

У. То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

Д. Тетрадь.

У. Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?

Д. Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.

У. На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме. (Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)

На доске:

матрос
боцман

моряк
капитан

радист
штурман

Д. Это слово моряк.

У. Вот мы и на корабле, но капитан не открывает дверь, пока не отгадаем это слово.

На магнитной доске:

А З Б У К А

(буквы перевернуты)

– Пошел ты в школу первый раз,

Принес ее ты в первый класс.

Д. Азбука.

Капитан. Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.

Стук в дверь: вбегает Пират.

У. Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?

Д. Пират.

Пират. Зачем вы тут собрались? Как вас много!

Д. Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!

У. Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.

Ученик 1. 

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

Ученик 2.

Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"

Ученик 3.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Пират. Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!

Д. Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука.

Пират. Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты.

На доске:

Каюта

У. Ребята, а что такое каюта на корабле?

Д. Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.

У. Сколько слогов в этом слове?

Д. Три.

У. Какой слог ударный?

Д. Второй.

У. Определите, сколько букв и звуков в этом слове?

Д. Пять букв, шесть звуков.

У. Почему звуков больше, чем букв?

Д. Буква ю обозначает два звука [й] и [у].

У. Какие еще буквы и когда обозначают два звука?

Д. Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.

У. Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.

Д. Я.

У. Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Откройте Азбуку, где напечатан алфавит. Какая буква на первом листе?

Д. Буква а.

У. А какая на последнем?

Д. Буква я.

У. Почему буква я последняя в алфавите?

Д. Мы не знаем.

У. Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.

А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.

Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.

Пират. Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите?

У. Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?

Д. Тридцать три.

У. Сейчас они расскажут о себе.

Дети выходят к доске, в руках соответствующие рисунки, где изображены буквы, и читают стихотворение Бориса Заходера "Песенка-азбука".

Ученик 1.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же –
Прикатили на еже.

Ученик 2.

Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.

Ученик 3.

Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.

Ученик 4.

Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!

Ученик 5.

Ё, Й, Ъ, Ь, Ы.
Пять сестренок опоздали –
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

Ученик 6.

Познакомьтесь с ними, дети, –
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Пират. Молодцы, буквы! Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать? Капитан зовет всех.

У. Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?

Д. К коку.

У. А как называется столовая на корабле?

Д. Камбуз.

У. Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.

На доске:

1. Уха
2. Макароны по-флотски
3. Хлеб
4. Чай

– Что такое уха и макароны по-флотски?

Дети отвечают на вопросы.

– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?

Д. Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.

– Хлеб к обеду в меру бери –
Хлеб драгоценность – его береги.
– Хлеб – всему голова.

Пират. Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?

Д. Съели макароны, выпили чаёк.
Дали нам заряд хороший на завтрашний денек!

Капитан. А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки.

Ученик 1.

Мы девчонки – хохотушки.
Мы веселые всегда.
Вам споем сейчас частушки
Да про школьные дела.

Ученик 2.

Я с отличником дружу,
Помогать ему хожу.
Тихо рядом посижу,
А потом пример спишу.

Ученик 3.

Обещал ребятам Павлик:
– Единицу я исправлю,
Я немного подучу,
Сразу двойку получу!

Ученик 4.

Пять часов сидела Лиза,
Нос уткнувши в телевизор.
Ну а в школе ах да ох,
У нее язык отсох.

Ученик 5.

Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем!
Если надо – мы споем!

Мальчики танцуют танец "Яблочко".

Капитан. Ну а теперь – все по местам!

На доске:

Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала капитан Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!

У. Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали этому тексту.

Дети выполняют задание.

– Что такое СОС!

Д. Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда.

У. Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль.

Дети находят изученные орфограммы.

Капитан. Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.

На доске:

Внимание! Идет конкурс на лучшего чтеца.

У. Давайте вспомним, какие стихи мы читали в Азбуке и они вам очень понравились.

Дети выразительно читают понравившиеся стихи.

У. Ребята, а какие стихи нужно прочитать так, чтобы лицо стало вот таким.

На доске:

Д. Чтобы лицо стало удивленным, можно прочитать стихи Б.Заходера "Кит и кот" или Д.Хармса "Кораблик".

У. Ребята, пока мы еще на корабле, радист разрешил передать привет родителям, которые находятся далеко на суше и очень переживают за вас.

Дети передают привет родителям.

– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.

Ученик 1.

Смех и слезы, радость и печаль
За год нам довелось испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать.

Ученик 2.

До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!

Учителя выдают детям новые учебники.

Д (хором). До свидания, Азбука!

Елена АНТОНОВА, Галина САКОВА,
учителя Петровской средней школы,
Ростовский р-н, Ярославская обл.

Сценарий 4

Сцена поделена на три сценические площадки: класс, корабль, остров Букваря.

Ребята находятся на площадке "Класс". Они исполняют первый куплет песни "Школьный корабль" (муз. Г.Срувэ, сл. К.Ибряева). Входит учитель.

ХОД ПРАЗДНИКА

Учитель.

Давайте вспомним день веселый,
Что в сентябре нас здесь собрал.

Дети.

Он подружил ребят со школой,
Удачный старт учебе дал!
Потом мы в класс пришли.

Учитель. И тайна была открыта для ребят!

Дети.

Теперь мы в океане Знаний,
А наша комната – фрегат!

Учитель. Да, да, корабль!

Дети (хором).

А мы – матросы!
Отважно все пустились в путь!

Ученик 1.

Пусть окружают нас торосы,
Мы не боимся утонуть.

Ученик 2.

С тех пор, друзья, ежеминутно
Вперед стремится наш фрегат.

Ученик 3.

И ветры дуют нам попутно,
И океан нас встретить рад.

Ученик 4.

Мы дружно грамоте учились.
Бывало трудно, честно говоря,
И все-таки мы многого добились!

Дети (хором). Наш курс сегодня – остров Букваря!

Учитель надевает капитанскую фуражку, ребята – бескозырки и матросские воротники.

Учитель.

Итак, внимание! Построиться команде!
Пусть боцман даст призывный свой сигнал.
Смелее в строй, отважные матросы,
На вас с большой надеждой смотрит зал!

Боцман дает сигнал, ребята строятся на площадке "Корабль".

Боцман.

Команда, смирно! Это значит –
Не топать и по залу не кружить,
А точно, ясно и без спешки
Свою готовность капитану доложить!

Далее сохранены имена, поскольку стихи писались для этих детей.

Вика.

Матрос Виктория! Я к плаванью готова!
Моя всегда на выставке тетрадь.
Я приложу старанье снова,
Чтобы пятерки получать!

Алекс.

Я Алекс! Я матрос бывалый!
Отваги мне не занимать!
Пусть мне поручат сложное заданье,
И девочек я буду защищать!

Кристина.

Матрос Кристина! Нет меня проворней!
Я мчусь как молния, проверьте, я не лгу!
Мгновенно справлюсь с порученьем –
Я очень быстро сделать все могу!

Женя.

Матрос Евгений! Я внимательный. Все вижу.
Могу в дозоре я стоять.
Я никого напрасно не обижу
И долг свой буду честно выполнять!

Юля.

Я Юля! Я ужасно любопытна.
Мне интересно плыть не корабле.
Все-все я изучу на свете:
И в небе, и в воде, и на земле!

Илья.

Матрос Илья! Я многое умею!
По мачте альбатросом я лечу.
Для друга ничего не пожалею.
Быть самым добрым в мире я хочу!

Вадим.

Матрос Вадим! Учиться не устану!
И все поверить мне должны,
Что боцманом я стану! Капитаном стану!
Я стану гордостью родной своей страны!

Ребята танцуют матросский танец. Боцман дает свисток.

Боцман.

Вниманье! По местам! Отдать швартовы!
Ведь грамоте учились мы не зря!
Вперед, вперед по океану Знаний!

Дети (хором). Наш курс сегодня – остров Букваря.

Ребята занимают места на корабле.

Ученик 1.

Флаг – главный символ корабля,
Букву "эф" учили мы не зря!

Ученик 2.

Штурвалом курс я выверяю
И букву "ша" все время повторяю.

Ученик 3.

Как приятно морем плыть,
Как приятно в склянки бить!
Если в склянки ударяю – букву "эс" я повторяю.

Ученик 4.

Этот круг всегда спасет в случае опасности,
Букву "о" еще напомнит нам для полной ясности.

Ученик 5.

Букву "вэ" я повторяю, очень буква "вэ" важна,
Знаю я, что начинает волны на море она.

Ученик 6.

Чайки над волной летают,
Чайки нас сопровождают,
Чайкам я рукой машу,
"Че" в тетрадке запишу.

Ученик 7.

Как без "эм" по морю плыть,
Маму в море не забыть.

Ребята поют песню "Праздник Букваря" (муз. Н.Елисеева, сл. З.Ямпольского).

Ученик 8.

С сентября до декабря
В класс ходили мы не зря.
Буквы все теперь мы знаем.

Дети (хором). Здравствуй, остров Букваря!

Появляется остров Букваря, ребята выходят навстречу Букварю, держат строй. Действие перемещается на сценическую площадку "Остров Букваря".

Букварь.

Здрасте, здрасте! Что за диво?
Нынче кто в гостях у нас?
Кто построился красиво?
Догадался – первый класс!

Я устрою вам экзамен,
Не позволю вам скучать.
Буду трудные вопросы
Вам, ребята, задавать.

Далее следуют загадки о буквах и персонажах.

Букварь.

Абрикос, арбуз, автобус,
Акварель и ананас...
Что за буква начинает,
Я могу спросить у вас?

Дети. Это буква "а".

Букварь.

Верно, верно, угадали,
Начинает все слова...
Ну конечно, буква "а"!
Парта, пуговица, путник...

Дети. Буква "пэ".

Букварь.

Вам без "пэ" не написать.
Даже папу к телефону
Вам без "пэ" не подозвать.
Лук, лягушка и листочки...

Дети. Буква "эль".

Букварь.

На одной вместились строчке.
Лить, листать и лепетать –
Вам без "эль" не написать!
Появилась из весеннего цветочка
Крошечная сказочная дочка.
Жаба ее похищала,
Мышь за крота выдавала.
Ласточка крошку спасла,
В солнечный край унесла.
Я попрошу вас сказать,
Как эту девочку звать?

Дети. Дюймовочка.

Букварь.

C доброй мамой в Заполярье
Белый мишенька живет,
Мальчик дружит с медвежонком
И его на елку ждет.
Ну-ка, ребятишки,
Напрягите ум-ка.
Верно, догадались!
Мишку звали...

Дети. Умка.

Букварь.

В английском Чудесном Лесу
Волшебные звери живут:
Сова, Пятачок, Крошка Ру,
И Ослик, и Кролик – все тут.
Компании этой душа –
Он детства счастливого дух –
Прошу вас назвать не спеша:
Веселый, смешной...

Дети. Винни-Пух.

Букварь.

Живут в Цветочном городе
Девчонки и мальчишки:
Ворчун, Сиропчик, Кнопочка –
Смешные коротышки.
А кто лентяй отпетый?
Кто главный фантазер?
Проказник самый первый,
Кто на язык остер?
А ну-ка, угадайте-ка!
Конечно, он...

Дети. Незнайка!

Букварь.

Ай да дети! Сколько книжек
Вы успели прочитать!
Заслужили, заслужили,
Всем прошу поставить "пять".
Вот последнее заданье.
Это – вам. А это – вам.
(Раздает конверты детям и родителям.)
Попрошу слова составить.
Доску делим пополам.

Ребята и родители составляют из букв слова.

Букварь.

Нашей встречей я доволен!
Всем спасибо говорю.

Учитель.

И ребята наши тоже
Благодарны Букварю.

Дети (хором).

За то, что все на свете книги
Теперь сумеем прочитать,
Хотим мы Букварю спасибо
На прощание сказать!

Боцман дает свисток. Ребята поднимаются на корабль, остров Букваря исчезает. Ребята поют песню "Школьный корабль".

Ольга ЗАЯЦ,
руководитель театральной студии "Карьера",
г. Москва

Сценарий 5

Ведущий. Сегодня, ребята, у нас праздник – "Прощание с Азбукой"! Вы выучили все буквы. А сколько всего букв в алфавите?

Дети. Тридцать три!

Ведущий. Правильно! Вы знаете, что все, что нас окружает, имеет свое название и каждое название состоит из букв.

За сценой раздаются крики: "Ай, ой, помогите!" На сцену выбегает Аквалангист в ластах и в маске.

Аквалангист. Помогите, за мной гонится громадная акула! Вернее, кула! Помогите!

Ведущий. Кто за тобой гонится?! Какая-такая кула?! Такого слова нет!

Аквалангист. В том-то и дело, что нет! Поэтому она и гонится! Она потеряла свою первую букву "а" и теперь хочет отнять ее у меня, ведь я – аквалангист!

Ведущий. Ах вот в чем дело! Ну не волнуйся, я думаю, мы поможем тебе, правда, ребята?

Дети. Да-а-а!

Ведущий. Давайте все вместе позовем сюда букву "А"!

Буква А. Бегу, бегу, я уже здесь!

Ведущий. Дорогая буква "А", скорее поспеши к акуле и встань на свое место, чтобы она успокоилась.

Буква "А" убегает. На сцену один за другим выходят печатные дети-буквы. Они шмыгают носами и "плачут". Каждый ребенок держит в руках букву.

Ведущий. Кто вы такие и почему вы плачете?

Буквы. Мы – слова. Наши первые буквы перепутались и вот, что теперь получилось.

Буквы выстраиваются в слова.

ЧАШМАК КАРЕЖКА ВНИГА ЛАШКА БОЖКА

Ведущий. Ребята, давайте поможем словам и расставим буквы правильно! (Берет за руку букву "Б".) Давайте вместе прочитаем, что получилось:

Дети. Башмак!

Буквы. Ура-а-а!

Затем ведущий с помощью детей одну за другой правильно расставляет буквы в, к, ч, л. В результате получаются слова:

ВАРЕЖКА
КНИГА
ЧАШКА
ЛОЖКА

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы отлично справились! И знаете что? Давайте в словах не делать ошибок!

Слова. Спасибо вам, ребята! А теперь нам пора домой, нас ждет дедушка Словарь. Он всех нас любит и бережет!

Появляется дедушка Словарь.

Словарь. Да-да, пойдемте со мной, мои дорогие слова. Ух я-то уберегу вас от ошибок! А вам, ребята, мы хотим пожелать, чтобы вы и дальше хорошо учились и дружили с Азбукой!

Все вместе читают стихотворение.

Дети.

Буковок маленьких капли-значки
Дружно сливаются в слов ручейки.
Вот ручейки эти стали рекой,
Что называется Азбукой.
А впереди простирается море,
Там, на широком и вольном просторе,
Там, в море Знаний, где волны и ветер,
Милую Азбуку помните, дети!

Наталия ТРЕНИНА

Две истории, которые приключились В сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит...

История первая

В сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит жили-были 33 буквы. И все бы у них было хорошо, если бы не одна беда: поссорились буквы друг с другом.

– Нас много! – кричали Согласные буквы. – И мы самые главные в Алфавите!
– Подумаешь! – кричали в ответ Гласные, – это ничего не значит! Мы главные!

Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.

– Хватит, – строго сказала она. – Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.
– Как свистну сейчас, сразу свалишься! – задиристо выкрикнула буква "С".
– Выйди вон, выскочка! – добавила буква "В".
– Шибко шустрая! – язвительно прошипела "Ш".
– Хорошо, – обиделась Точка. – Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.
– Что здесь происходит? – спросил проходящий мимо Вопросительный знак. – Из-за чего шум?

В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.

– Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! – приказал, как вы уже догадались, Восклицательный знак.
– Боюсь, бить будут, братцы, – испуганно пробормотала буква "Б".
– Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, – неуверенно произнесла Запятая, – по-моему, они спорят, кто главнее: Гласные или Согласные.
– Но это же глупо! – воскликнул Восклицательный знак.
– Конечно, – сказала Точка.
– И это – причина ссоры? – удивился Вопросительный знак.
– Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! – возмутился Восклицательный знак.
– Нельзя ли все же как-нибудь помягче? – заступился за буквы добрейший Мягкий знак.
– Нельзя. Государству нужна твердая рука! – ответил ему Твердый.
– Что будем делать? Кто знает? – обратился ко всем Вопросительный знак.

Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

– Я! – раздался вдруг голос из толпы букв. – Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне все ясно! – вперед из задних рядов пробилась буква "Я".
– Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!
– ЛФВТ! – громко произнесли Согласные.
– А теперь мы, Гласные, произнесем это слово без Согласных:
– А-А-И! – протяженно пропели Гласные.
– А теперь все вместе! – скомандовала "Я".
– АЛФАВИТ! – дружно закричали буквы.
– Теперь всем ясно? – обратилась к ним "Я".
– Мы просто не можем друг без друга, согласны?
– Согласны! – весело ответили Согласные.
– И мы тоже! – присоединили свой голос Гласные.
– Давно бы так, – с облегчением пробормотала Точка. – Наконец-то они расставили все точки над i.
– Вы думаете, они поняли свою ошибку? – с сомнением спросил Вопросительный знак.
– Конечно! Теперь все будет хорошо! – ответил Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.

Вот так закончилась эта история в сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит.

Наталия ТРЕНИНА

История вторая

Автор.

Как-то буквы алфавита
В свойствах упражнялись.
Все возможности открыв,
От гордости зазнались.
Буквы гласные кричат:

Гласные буквы.

Очень мы протяжные.
Можно нас тянуть и петь –
Мы разнообразные!

Согласные буквы.

Среди нас, согласных букв,
Мягкие и твердые.
А еще бываем мы
Глухие, так же звонкие.

Автор.

Долго спорили oни,
Кричали и ругались.
Но в достоинствах друг друга
Все-таки признались.
И спросила буква "а".

Буква А.

А к чему же братцы –
Мягкий знак и твердый знак
Возле вас страдальцы?

Согласные буквы.

Коль задуматься о свойствах,
Станет сразу ясно:
Их старанья ни к чему,
Трудятся напрасно.
Знаем – знаки твердый, мягкий
Звуком не являются.

Гласные буквы.

Пусть из азбуки они
Подальше убираются!

Мягкий знак.

Как же люди на земле
Смогут объясняться?

Твердый знак.

Впредь они уже неверно
Будут изъясняться!

Согласные буквы.

Букв достаточно, поверьте,
В нашем алфавите.

Гласные буквы.

Мягких, твердых и протяжных,
Так что уходите!

Автор.

Братья-знаки в этот раз
Действительно обиделись.
С этих пор ни с кем из букв
Более не виделись.
Вот минута, час проходит,
Тут такое происходит!
Половина нужных слов
Просто испарились.
Их значение, по сути,
В корне изменилось.

Буква С.

Твердый знак из слова съел,
От обиды выпал.
И осталось слово сел,
Что нам текст и выдал.

Буква Л.

Мягкий знак от слов цель, даль
Тоже отказался.
И остались цел и дал,
Смысл потерялся.

Буква Е.

Называя цифру шесть
Обретаешь длинный шест.

Буква Т.

Отгружая черный уголь
Натыкаешься на угол.

Автор. И все буквы зарыдали,

Буквы. Знаки мы за что предали?

Буква А.

Надо срочно их вернуть,
Отправляемся все в путь!

Согласные буквы. Как прощенья нам добиться?

Гласные буквы.

Надо, братцы, повиниться,
Рассказать, как мы страдаем,
Как без знаков пропадаем.

Твердый знак.

Мы то знали, что так будет,
Ваш поступок время судит.

Мягкий знак.

Ну a мы опять на службе,
Предлагаем жить всем в дружбе!

Ольга ФИЛЮШКИНА