Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2003

ДОКУМЕНТЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
Учреждения повышения работников квалификации образования

Общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования

О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии"

В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Минобразования России в 2002/03 учебном году проводится работа по введению здоровьесберегающих технологий. Минобразования России направляет рекомендации о подготовке к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, подготовленные Центром образования и здоровья Минобразования России (М.М. Безруких).

Приложение: на 5 стр. в одном экземпляре.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПИСЬМУ

Минобразования России от 26.08.2002

№ 13-51-104/13

О подготовке к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" и Положением об эксперименте, утвержденным приказом Минобразования России от 21.05.2001 № 2093 и зарегистрированным Минюстом России от 27.06.2001 № 2767, разрабатывается комплекс мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образование. С этой целью Центром образования и здоровья Минобразования России разработаны критерии медико-физиологического мониторинга обучающихся общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, вводятся критерии оценки результатов эксперимента с точки зрения влияния условий на состояние здоровья и уровень учебной нагрузки учащихся.

В ходе психофизиологического сопровождения эксперимента проводится изучение состояния здоровья, школьной инфраструктуры, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, организации физкультурно-оздоровительной работы и широкого использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.

Анализ состояния здоровья детей экспериментальных общеобразовательных учреждений подтверждает данные многолетних наблюдений об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. От 1-го к 10-му классу в 2 раза увеличивается число детей с заболеваниями сердца и сосудов, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, заболеваниями зрения и слуха. Особо следует отметить увеличение в 5 раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и в 2 раза – с заболеванием туберкулезом (в 10-м классе 5,5% детей болеют туберкулезом). Основными хроническими заболеваниями первоклассников являются ЛОР-заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата, кариес, а у десятиклассников – заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, ЛОР-патология.

Данные опроса родителей убедительно доказывают, что сведения о заболеваемости детей в школе и семье существенно различаются. Реально болеющих детей больше, чем это регистрируют школьные документы. Причем чем старше школьник, тем менее достоверны сведения школы.

Изучение здоровьесберегающей работы общеобразовательных учреждений показывает, что многими школами накоплен определенный опыт в этом направлении. В то же время в большинстве школ проводятся разовые либо узкоспециализированные мероприятия, тогда как системный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся отсутствует. В частности, во многих общеобразовательных учреждениях различных регионов России есть опыт использования таких мероприятий, как специальная система профилактики нарушений осанки, зрения, дополнительная витаминизация, комплекс физиотерапевтических процедур, закаливание и т.п.

В то же время под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести:

  • факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.);

  • факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

  • организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;

  • организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

  • формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования;

  • динамика текущей и хронической заболеваемости.

Все перечисленные критерии учитываются при проведении мониторинга эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования с целью подготовки общеобразовательных учреждений к введению здоровьесберегающих технологий.

В I полугодии 2002/2003 учебного года Минобразования предлагает общеобразовательным учреждениям под руководством оздоровительных центров образования различного уровня и с помощью методических служб провести подготовительную работу по введению здоровьесберегающих технологий.

В январе 2003 г. планируется направить в общеобразовательные учреждения разработанные специалистами Центра образования и здоровья Минобразования России типовые модели здоровьесберегающих технологий, а также методику комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях общего образования.

Руководствуясь перечисленными выше критериями и этой методикой, педагогический коллектив сможет оценить уровень здоровьесбережения в экспериментальном общеобразовательном учреждении и его готовность к введению здоровьесберегающих технологий. Разработанные модели системы мероприятий по охране и укреплению здоровья (здоровьесберегающих технологий) позволят руководителям образования и педагогам выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной школы.

Кроме того, подробная информация о ходе и результатах этой работы, а также анкеты и методические указания по их заполнению, консультации по различным вопросам будут представлены на интернет-сайте Центра образования и здоровья Минобразования РФ по адресу: www.schoolhealth.ru

На этом сайте в течение октября – ноября 2002 г. будет проведено несколько интернет-конференций в интерактивном режиме, о которых заранее будет дано объявление на сайте.

Это позволит каждой школе, муниципальным и региональным органам управления образованием проанализировать ситуацию в своей школе, регионе, определить приоритетные задачи охраны и укрепления здоровья, выбрать формы и методы (модели) здоровьесбережения и разработать региональные программы "Образование и здоровье".

Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений являются:

1) рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

2) рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

3) организация рационального питания учащихся;

4) система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.