Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена ПОЛЯНСКАЯ,
школа № 307,
г. Москва

Действия с дробями

Тема. "Действия с дробями. Нахождение доли от числа (комплексное усвоение знаний)".

Цели. Закрепить умение нахождения дроби от числа; развивать навык быстрого и точного счета.

Оборудование. Учебник "Математика. 3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4) (авт. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.), тетради, карточки с цепочкой примеров для устного счета, таблица-код, карточки с заданиями по вариантам для самостоятельной работы, схема задачи для устной работы, геометрические фигуры с числами для нахождения закономерности, таблица с числами для соревнования "Кто быстрее?".

4-й класс

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы урока

Учитель. Ребята, сегодня 25 февраля. Подходит к концу второй месяц года. Два месяца – это какая часть года?

Дети. Шестая часть.

У. Тема сегодняшнего урока: "Действия с дробями, нахождение доли от числа". Успех работы зависит от быстроты и точности вашего устного счета, и поэтому начнем урок с устных вычислений, с разминки.

III. Устный счет

На доске записаны две цепочки с примерами. Третья цепочка с примерами – на карточках для слабых учеников.

На доске:

1) 38 : 2, 24 : 4, 48 : 3, 72 : 12, 60 : 4, 15 : 15, 67 – 46, 100 – 99

2) 48 : 12, 99 : 11, 60 : 15, 100 : 100, 65 : 5, 36 : 2

Карточка

3) 56 : 4, 1 ґ 10, 78 : 13, 100 : 100, 39 : 3

У. Запишите в тетради только ответы, правильность решения вы проверите по коду, должно получится слово. Выбирайте любую дорожку с учетом своих возможностей. Первая цепочка длиннее, вторая короче, но и та и другая требуют внимания и точности при счете.

На доске записана таблица-код:

Дети записывают ответы и отгадывают слова по коду.

1)

19 6 16 6 15 1 21 1
ч е р е п а х а

2) 

4

9

4

1 13 18
г и г а н т

3)

14 10 6 1 13
о к е а н

– Проверяем, какое же у вас получилось слово?

Д. Черепаха, гигант, океан.

У. Какая же связь между этими словами?

Д. Не знаем.

У. А вот какая. Оказывается, черепахи бывают разные: сухопутные, морские, большие и маленькие. Сегодня вы узнаете о черепахах-гигантах, которые живут на островах Тихого океана. Это черепахи дермохелис. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя на их панцире. Давайте узнаем, какова же длина тела черепахи. Для начала (это будет этап I) найдите, чему равны дроби от числа 48 (по вариантам). Для тех, кто быстро справится с заданием, дополнительно предлагается найти дробь, находящуюся посредине.

На доске:

Дети записывают в тетради только ответы.

Вариант I: 8, 18, 40, 32

Вариант II: 6, 36, 42, 32

– Внимание, ребята, проверяем только правильность выполнения дополнительного задания с полным объяснением последовательности вычислений.

Д. 2/3 от числа 48 – это 32. Чтобы найти 2/3 от числа 48, мы разделили 48 на 3 и умножили на 2.

У. Что показывает знаменатель?

Д. На сколько частей разделили число.

У. Что показывает числитель?

Д. Сколько таких частей взяли.

У. Как найти долю от числа?

Д. Надо число разделить на знаменатель.

У. Итак, это был только первый этап к нахождению длины тела черепахи. А точность ваших самостоятельных вычислений будет ясна, когда вы выполните следующее задание. Оно для обоих вариантов одинаковое. Продолжаем записывать только ответы. Из записанных вами чисел найдите сумму самого маленького и самого большого числа.

Д. Получилось 48.

У. Получившееся число увеличьте на 2.

Д. 50.

У. Внимание! Это 1/4 часть тела черепахи. Чему же равна длина тела черепахи в сантиметрах?

Д. Длина тела черепахи равна 200 см.

У. Сколько это метров?

Д. 2 метра.

У. Правильно, но у такой черепахи и масса должна быть немаленькой. Какой же вес у черепахи? Найдите и объясните, как вы узнали.

На доске:

1/3 часть = 200 кг

Д. Вес черепахи равен 600 кг. Чтобы ответить на этот вопрос, мы 200 умножили на 3.

У. Сколько это центнеров?

Д. 600 кг – это 6 центнеров.

У. На сколько 600 кг меньше 1 тонны?

Д. На 400 кг.

У. Как узнали?

Д. Из 1000 кг вычли 600 кг.

У. Молодцы! Черепаха дермохелис – морская черепаха, она прекрасно плавает – ее конечности превратились в ласты. Мясо и яйца черепахи употребляют в пищу, панцирь идет на изготовление гребней. Вот такое это удивительное животное.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление пройденного материала

На доске схема задачи и решение:

24 + 24 : 3 ґ 2 = 40

У. Составьте задачу про мальчиков и девочек, которые участвуют в лыжных соревнованиях. Используйте при этом условные знаки в краткой записи и решении.

Д. В лыжных соревнованиях участвовали мальчики и девочки. Мальчиков было 24, а количество девочек составляло 2/3 от количества мальчиков. Сколько детей участвовало в соревнованиях?

У. Молодцы! Как правило, все соревнования завершаются награждениями. Часть детей становятся победителями, другие за хорошие результаты получают грамоты. О таких соревнованиях вы узнаете из текста задачи.

Дети читают про себя текст задачи:

В соревнованиях по ориентированию на местности участвовали 86 школьников. Победителями стали 5 человек, а две третьих части всех остальных ребят за хорошие результаты были награждены грамотами. Сколько ребят получили грамоты?

– О каких соревнованиях говорится в задаче?

Д. О соревнованиях по ориентированию.

У. Сколько школьников принимали участие в соревновании?

Д. 86.

У. Что сказано о количестве победителей?

Д. Победителями стали 5 человек.

У. Какая часть детей была награждена грамотами?

Д. Две третьих.

У. Уточните, от какого числа?

Д. От остальных ребят.

У. Что надо узнать?

Д. Сколько ребят получили грамоты.

У. Составьте план решения задачи.

Д. В первом действии узнаем, сколько остальных ребят, то есть всех ребят, не считая победителей. Во втором действии – ответим на вопрос задачи.

У. Самостоятельно запишите в тетради решение и ответ задачи.

Один ученик выполняет решение на индивидуальной доске.

На доске:

1) 86 – 5 = 81 (чел.) – остальные

2) 81 : 3 x 2 = 54 (чел.)

Ответ: 54 человека получили грамоты.

– Молодцы! А сейчас я вам предлагаю поучаствовать в небольшом соревновании "Кто быстрее?". Соревнование будет проходить между мальчиками и девочками.

На доске:

19, 25, 13

25, 7, 6

– Найдите три числа, которые в сумме составили 50 – для девочек и 45 – для мальчиков.

Девочки – 25, 19, 6

Мальчики – 13, 7, 25

У. Дальше продолжаем работать все вместе.

Сколько кг муки в двух мешках, если в одном 1/2 ц, а в другом 1/4 ц?

Д. 75 кг.

У. 1/9 расстояния составляет 4 км. Чему равно все расстояние?

Д. 36 км.

У. Одной девочке отрезали 2/4 м ленты, а другой 1/2 м. Какой девочке отрезали ленты больше?

Д. Одинаковое количество.

На доске геометрические фигуры и числа:

У. Посмотрите внимательно на числа и геометрические фигуры с закрашенными частями в первом, а затем и во втором ряду. Определите, как получились числа в правой части. Если вам удалось это сделать, то вы сможете вместо вопросов вставить необходимые числа, а в последнем задании преобразовать геометрическую фигуру.

Д. 1/3 от числа 24 – это 8.
– 3/4 от числа 40 – это 30.
– 1/3 или 2/6 от числа 18 – это 6, значит, вместо вопроса должно быть число 6.
– 1/6 = 12, значит, вместо вопроса – число 72.
– 12 – это 1/4 часть от числа 48, значит, круг надо разделить на четыре части и закрасить одну часть.

У. Молодцы, ребята!

VI. Физкультминутка

VII. Самостоятельная работа

У. Вы хорошо справлялись со всеми предложенными заданиями, показали умение правильно находить долю от числа. Теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

Учитель раздает задания для самостоятельной работы.

Дети выполняют работу на заранее подготовленных карточках с заданиями и сдают на проверку.

VIII. Итог урока

У. На протяжении всего урока вы были активны и внимательны. Что мы с вами повторяли?

Д. Как находить долю от числа.
– Как действовать с дробями.

У. Надеюсь, что вы хорошо справились с самостоятельной работой. Оценки за нее вы узнаете на следующем уроке. За работу на этом уроке оценки получат...